Описание альбомаГод: 2023
Тип: CD Album
Стиль: ethno metal
Лейбл иностранный:
Лейбл роcсийский: SoundAge
|
|
Список треков1. Legends Of The North2. Ayanniagim / Riding Towards The Sun 3. Sana Kyun / New Sun 4. Hoduga Iriata / Haying Song 5. Booturdar / Warriors 6. Buppet Ohsugu / The Eternal Battle 7. Timnii Oguhaa / The Great Bull Of Cold 8. Hotu Doidu Hayalara / Mountains Of The North 9. Bootur Kuo / Shieldmaiden 10. Timir Djigistey 11. Allaraa Doidu Seriite / Army Of The Underworld 12. Kirgis Yuie / Age Of Battles 13. Siemeh Kiil Keme / Time Of The Beast 14. Saas / Spring МузыкантыАнатолий Сергеев - басГеоргий Григорьев - ритм-гитара Дмитрий Авдошин - соло-гитара Антон Шадрин - ударные Александр Яковлев - кырыымпа, хомус Вячеслав Сивцев - вокал Информация |
Рецензии сайтаОценка: 9
25.05.2024, Dee Kay
Сейчас, в 20-е годы XXI века, мало кого можно удивить метал-материалом, который зиждется на фольклорных корнях той или иной страны или региона. Таких много, но именно за счёт их и поддерживаются культурные традиции их родины. «Псы Байаная» живут и творят в Республике Саха, которая бережно относится к корням своей культуры. За последнее десятилетие якутский кинематограф стал феноменом, а уж что касается музыкальных коллективов – они плодятся и множатся. Можно лишь посетовать на то, что не все имеют выход не то, что на планетарный уровень, а даже в рамках России не блещут известностью, которой достойны.
Баай Байанай – дух-хозяин леса и покровитель охоты. Согласно верованиям якутов, природа – живая, она заселена духами – иччи, которые оберегают ее. Фольклорный Байанай – это обросший седыми волосами старик, одетый в меха, без благословения которого охота не будет удачной. Старик насмешлив и любит, чтобы его задабривали. дух-хозяин природы, покровитель якутов-охотников. Поэтому в случае как удачной, так и неудачной, а также затянувшейся, охоты, нужно задабривать шумного старца жертвоприношениями кумысом, оладьями и маслом. Творчество «Псов» вдохновлено родной природой, традициями и народным эпосом олонхо. Конечно, в отличие от сказителей-олонхосутов, песни которых отличаются протяжённостью, «Псы» не имеют литературного размаха в несколько десятков тысяч стихотворных строк. Например, олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» содержит 36000 этих самых строк и могло исполняться на протяжении недели. «Псам Байаная» потребовалось немногим более 55 минут, чтобы рассказать 14 музыкальных историй (самая длинная из них длится около семи, ещё одна – пять, а хронометраж остальных не превышает четырёх с половиной минут) и посредством музыки передать дух родной Якутии. Открывает альбом инструментальный титульный трек, длинноватый для интро (почти три минуты) и отлично задающий тон настроению для погружения и восприятия уже песенного, весьма разнообразного по содержанию и настроению материала. Здесь мы слышим хомусные наигрыши и горловое пение, используемое и в последующих композициях, и они, органично вплетаясь в музыкальную канву, превосходно дополняют саунд хэви-метал-бэнда, каковым прежде всего и являются «Псы Байаная». Герои песен «Легенд Севера» - это и путник, воспевающий дороги (“Ayaniagim/Riding Towards The Sun”), и само Солнце, озаряющее его путь и Путь (“Sana Kyun/New Sun”). Прекрасна пасторальная картина сенокосца в “Hoduga Iriata/Haying Song” с балладным вступлением и выходом в среднетемповый метал-марш, мелодические линии которого строятся на музыкальных традициях Якутии. Далее - героико-фолковая тематика. В своих произведениях на эту тему «Псы» не рассказывают историй о героях подобно Башлачёву или Наумову, а передают их эмоционально-настроенческие портреты без былинного размаха, и при этом герои не теряют в эпичности. Таковы Богатыри в “Booturdar/Warriors”. Вот они вихрем скачут по зелёной траве – то на скорости, то немного переходя на шаг. “Buppet Ohsugu/The Eternal Battle” - вовсе не о битве, а о дуализме человеческой природы, рассуждение о противоборствующих началах, присущих каждому из нас. И рассказ подан в интересных аллегориях – подробнее читайте в буклете, из-за которого я снизил оценку на один балл: я понимаю, отсутствие знаков препинания в текстах песен с давних времён для многих артистов – фишка, но написать на одной странице «По якутии родной» и «От долины Великой Реки», а немногим далее – «Царство Северных Гор» и «В величественной Земле Солнца», как-то дисконцептуально. Один коллега, будучи у меня в гостях, попенял на то, что песни на Саха тыла, то есть якутском языке, даны в буклете только в русском и английском переводе. Но тут уж вопрос спорный: многие ли слушатели, которые до сих пор вникают в музыку с погружением в тексты, бросятся очертя головы изучать чарующе прекрасный (по мнению автора рецензии) Саха тыла? Но вернусь ещё ненадолго к героям песен. Как и вышеупомянутые путник, косец и Богатыри, герои последующих песен, как правило, не персонифицированы. Почти! Есть здесь дух зимы, которая в Республике Саха длиннее лета, - Великий Бык Мороза. Есть и представитель Нижнего Мира (Аллараа Дойду) - демон Тимир Дьигистэй, которому «Псы Байаная» воздают должное диатрибой. Тут стоит сказать, что помимо Нижнего в космогонической картине якутской мифологии есть Средний (Орто Дойду) и Верхний (Юэхээ Дойду) Миры. Орто Дойду – это наш мир, а его прародителями является эпическое племя Айыы аймага, которые не были сосланы, как в других мифах и религиях, а добровольно снизошли в Средний Мир с целью устройства в нём счастливой и богатой жизни для его обитателей. Тем не менее избежать зависти и, как следствие, междоусобиц и братоубийственных войн не удалось. Потому и появились сказания о Богатырях и других Защитниках и даже Защитницах (собирательный образ одной из таких породил героиню песни “Bootur Kuo/Shieldmaiden”), и продолжают они жить в сказаниях не только классиков, прославленных в веках, но и молодых современников. Вторая половина альбома нагнетает мрака сказаниями об Армии Нижнего Мира (“Allaraa Doidu Seriite/Army Of The Underworld”), Эпохе Битв (“Kirgis Yuie/Age Of Battles”) и Звере, отнюдь не ласковом и нежном, каковой неожиданно предстаёт аллегорией времени, забирающего близких и далёких лучших (“Siemeh Kiil Keme/Time Of The Beast”). Не все легенды, имея сказочную природу, кончаются хорошо, но здесь всё как в сказке: финальным треком приходит Весна (“Saas/Spring”), а на Севере это благословенно праздничное время. «Легенды Севера» оправдывают своё название от и до. Легенды на то и легенды, что их мир увлекает и затягивает в себя невероятной красотой и динамикой сюжета. В этом плане «Псы Байаная» преуспели и не останавливаются на достигнутом, периодически радуя своих фэнов – пока немногочисленных, но стоит надеяться, что это только пока – новыми синглами. От себя лишь добавлю пожелание группе скорейшего покорения мира своими творениями и прироста новых слушателей, внимания которых «Псы Байаная», несомненно, достойны. Всем бы так впечатляюще дебютировать! Рецензии пользователейНет рецензийЧтобы добавить свою рецензию, Вам необходимо войти или зарегистрироваться! |