![]() |
Описание альбомаГод: 1989
Тип: CD Album
Стиль: heavy / thrash / progressive metal
Лейбл иностранный:
Лейбл роcсийский: Self-released / BassBoomBang
|
Список треков1. Голос предков 07:442. Что будет? 08:48 3. Тайный путь (Инструментал) 05:12 4. Аваддон 04:20 5. Литании Сатане 05:09 6. Откровение 08:00 7. Мутант 08:52 МузыкантыИнформация |
Рецензии сайтаОценка: 8
25.12.2024, Roman P-V
Разбором архивов отечественной тяжелой музыки давно и целенаправленно занимается целый ряд лейблов. Тем не менее, даже у лидеров сцены остается немало ценных записей, до сих пор не изданных официально, либо изданных в свое время только на кассетах, но пропущенных при последующей “цифровизации” дискографии. Альбом “Мир-Дьявол” - один из таких “пропусков”: в 1989 году его (с неизменной припиской “экс-Черный Обелиск”) можно было без труда найти в профильных студиях звукозаписи, а уже лет через пять он стал настоящим раритетом. Впоследствии его, конечно же, "рипнули" и выложили в интернет, существовало и авторское издание на CD-R, никогда не поступавшее в широкую продажу, однако полноценное переиздание с информативным буклетом и ремастированным звуком увидело свет только через 35 лет после того, как эта программа была зафиксирована на пленку.
Первое, что привлекает знатоков российского металла в Триумфальной Арке - это имена создателей коллектива. Гитарист Юрий Алексеев был ключевым участником Черного Обелиска в 1986-1988 и 1990-1996 годах, а впоследствии больше 20 лет входил в состав группы Маврин. Барабанщик Сергей Комаров оставил в истории музыки куда более короткий, но тоже достаточно яркий след - в середине 80-х он выступал и записывался с Легионом (в том числе, на полумифическом, лишь недавно обнародованном в полном виде магнитоальбоме “Апокалипсис”), а в 1990-м вместе с Юрием Алексеевым и Анатолием Крупновым участвовал в возрождении Черного Обелиска, где провел, увы, всего несколько месяцев (Сергей был застрелен грабителем в ноябре того же года). Многим будет знакомо и имя автора текстов - Александр Афанасьев активно сотрудничал с Легионом, и его перу принадлежат слова к таким хитам, как “Птица”, “Хозяин зла” и др. Но не только заметными личностями ценна эта 47-минутная запись. В первый и единственный раз за всю карьеру занимаясь собственным проектом, где у них не было необходимости развивать и дополнять идеи других авторов, они создали весьма любопытный материал, находящийся несколько в стороне от доминировавших на отечественной тяжелой сцене (что тогда, что впоследствии) направлений. Юрий Алексеев, единоличный автор всей музыки Триумфальной Арки, держал руку на пульсе мировых тенденций - в конце 80-х хэви-метал стремительно устаревал, интерес публики все больше привлекали экстремальные жанры, и в материале “Алексиса”, хоть и имеющем явно выраженную хэви-основу, выразительно представлены и трэш, и прогрессив-метал, и даже думовые моменты. Не особо соответствующей веяниям времени, видимо, считалась в Триумфальной Арке и куплетно-припевная структура - если не брать в расчет боевик “Литании Сатане”, который Алексеев принес из Черного Обелиска, все композиции альбома представляют собой развернутые полотна длиной по 5-9 минут, частенько развивающиеся в плохо предсказуемых направлениях. В такой музыке очень важна фигура барабанщика, и Сергей Комаров превосходно справляется с возложенной на него задачей - в конце 80-х он однозначно был одним из лучших в своем деле на отечественной тяжелой сцене, и именно его игра вдохновила Анатолия Крупнова на возрождение Черного Обелиска. Не столь однозначна работа вокалиста Алексея Левшинского - российскому слушателю такой тип пения в высоком регистре рискует показаться неестественным и слишком манерным, однако на Западе он в то время был едва ли не золотым стандартом в экстремальном прогрессиве (вспомните немцев Mekong Delta или американцев Watchtower). Да и вообще вокала на альбоме не очень много, от силы треть от общей продолжительности композиций. Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов спартанские условия, в которых делалась запись - на вокале они как правило сказываются сильнее, чем на звучании инструментов. Да-да, “Мир-Дьявол” - отнюдь не продукт тщательной студийной работы, а всего лишь аудио-фиксация живого исполнения репертуара группы на ее репетиционной точке. Но эти семь треков - вообще единственное, что оставила после себя Триумфальная Арка, так что нам остается лишь догадываться, как зазвучал бы материал альбома, “поколдуй” над ним профессиональный студийный звукоинженер. Хотя и у такого аскетичного саунда есть свой шарм, особенно ценимый теми, кто “повернут” на эстетике 80-х, а кроме того, он хорошо сочетается с апокалиптической атмосферой творчества Алексиса и его коллег. Надвигающийся конец света, которого не избежать, и который принесет мучительный исход каждому представителю рода человеческого - основная тема текстов Александра Афанасьева, и “сложносочиненная” музыка Триумфальной Арки, вибрирующая каким-то внутренним нервом, иллюстрирует ее как нельзя лучше. Возможно, альбом не вызовет у вас желание в экстренном порядке “молиться и каяться”, но задуматься заставит наверняка. И напоследок - пару слов о переиздании, которое, как и всегда у BassBoomBang, получилось очень достойным. Никаких бонусов, как уже упоминалось выше, на диске нет ввиду их отсутствия в природе, зато имеется толстый буклет с фрагментами из биографии Черного Обелиска авторства Максима Титова (прекрасно известной любому фэну отечественного тяжмета, но до сих пор не существующей в печатном виде) и воспоминаниями директора ТА и ЧО Алексея Иванцова, а также массой забавных архивных фотографий. В наличии также выбор между диджипаком и “стеклом” в слипкейсе, так что поборники обеих колллекционерских "религий" должны быть довольны. Единственное, чего не хватает изданию - это текстов песен, тем более что на этом альбоме они – важная часть художественного замысла. Но, как говорится, имеющий уши да услышит, а буклет все же не резиновый. Так или иначе, еще одно белое пятно в истории российского металла успешно закрыто, и будем надеяться, что такая же судьба постигнет и другие ценные «артефакты», остающиеся пока труднодоступными. Если только описываемые Триумфальной Аркой события не произойдут на самом деле. Оценка: нет
25.03.2025, Александр 'Alexx-Off' Молодяков
Не знаю, как вас, дорогие читатели, а меня неимоверно радует тот факт, что "Мир-Дьявол" Триумфальной Арки к своему 35-летию наконец-то обрёл полноценное физическое воплощение. Для меня этот альбом был в своё время этаким Священным Граалем. Тогда, на излёте Перестройки, я так и не сумел найти его ни в одном кооперативе звукозаписи пятимиллионного Ленинграда. Я знал, что Чёрный Обелиск распался, и что гитарист Юрий "Алексис" Алексеев собрал свою команду. Название группы, отсылающее всё к тому же Ремарку, намекало, что "обелисковская" тема будет продолжена. Мне хотелось это услышать, но, увы… Возродился Обелиск, половина Арки стала половиной его состава, появились независимые лейблы, выпускавшие, в том числе и металл, уже не только на виниле и кассетах, но и на CD, а "Мир-Дьявол" так и оставался для меня недоступной легендой. Всё изменилось лишь в середине нулевых, когда в дома пришёл скоростной интернет, и в сети стали гулять оцифровки старых альбомов. Тогда на форуме раритетчиков, людей, ищущих и выкладывающих редкие записи, я и нашёл этот альбом. Нашёл, услышал и…
Впрочем, об этом "и" мы поговорим чуть позже. А в то время основные разговоры в сети на тему группы вела Наталия "Alexizna", "хранительница Триумфальной Арки". Силами её домашней студии Кузница Рекордз в 2011 году был снят документальный фильм "Юрий Алексеев. Призвание – ритм", в котором Алексис и близкие ему люди рассказывают творческую биографию гитариста, проходя от Коррозии Металла до Маврина и уделяя особое внимание Триумфальной Арке. А заодно увидел свет диск "Мир-Дьявол". Увы, самописный, со скромным четырёхстраничным буклетом и сверхмалым тиражом – только для узкого круга раритетчиков. Но, согласитесь, лучше так, чем никак. Возможно, издание было бы иным: заводским, с "жирной" полиграфией, если бы в тот момент у нас в стране был распространён краудфандинг. Если бы… Нынешнее издание от Bass Boom Bang можно считать практически эталонным: ремастированный звук, матовый диджипак с частичной лакировкой, шестнадцатистраничный буклет со вступительным словом Романа Патрашова, разбитой на главы подробной историей Триумфальной Арки, написанной Максимом Титовым, и рассказом директора группы Алексея Иванцова о барабанщике Сергее Комарове. Попенять можно разве что на отсутствие текстов. С точки зрения коллекционера-раритетчика, однозначный must have. А вот с точки зрения рядового слушателя… Тут самое время вернуться к "и" из первого абзаца. Вернуться и отметить, что мой Грааль, мои завышенные ожидания – это мои проблемы. И я не знаю, как бы я воспринял альбом, услышь его в конце 1989-го или в начале 1990-го. А через полтора десятилетия, когда я добрался до "Мира-Дьявола", тяжёлая сцена в своём развитии ушла далеко, и у меня уровень наслушанности был совершенно иным. Мне казалось тогда и кажется сейчас, что Триумфальная Арка выдала интересный, но сырой продукт, расположившись между нескольких стульев. Алексеев сотоварищи утяжелился, но это нельзя назвать чистым трэшем. Он, что называется, снял ногу с педали газа, сделав упор на тяжести, а не на скорости, но и думом это не назвать. Структура песен усложнилась, произошёл отказ от куплетно-припевной схемы, но это не прог-метал. Алексису-композитору, как мне кажется, не хватало соавтора-мелодиста, соавтора-хуковика. Алексееву-же-гитаристу не хватало в группе коллеги по инструменту с мышлением солиста. Игра Юрия на ритм-гитаре всегда завораживала, на него живьём можно смотреть часами не отрываясь, но, чтобы играть замороченную тяжёлую смурную музыку в одну гитару, видимо, надо быть не Алексисом, а Пигги. "Мир-Дьявол" интересен как творческий эксперимент, не получивший продолжения. И хоть половина Арки стала половиной Обелиска, ни направление движения, ни хоть какая-то часть материала от одной группы к другой не перешла. А выход у Чёрного Обелиска "Стены" и "Ещё одного дня" задвинул единственную работу Триумфальной Арки глубоко в тень. При всём при этом, в отличие от филармонических групп, заигравших в те годы тяжеляк с "перестроечными" текстами, сугубо андеграундная Арка со своим апокалиптическим мраком не стала анахронизмом. Назвать альбом мёртвым артефактом давно ушедшей эпохи вряд ли у кого повернётся язык. А у меня рука не поднимется поставить "Миру-Дьяволу" оценку. Всё-таки это практически идеально изданный мой Священный Грааль… Рецензии пользователейНет рецензийЧтобы добавить свою рецензию, Вам необходимо войти или зарегистрироваться! |