За три дня до публикации на цифровых платформах Эпидемия представила альбом «Где сходятся миры» акционерам своей краудфандинговой кампании. В отличие от группы Гран-Куражъ, совместивших подобное мероприятие с пресс-конференцией, флагманы отечественного фэнтези-хэви-пауэр-метала устроили прослушивание в куда более узких кругах - строго для тех, кто купил это прослушивание в виде отдельной акции. В час пополудни небо над Арбатом было затянуто облаками, сумерек не создававшими, но было пасмурно. Однако мероприятие внутри клуба сотворило поистине праздничное настроение. Запуск гостей с проверкой билетов начался ровно в 13.00. К этому времени у дверей собрались все страждущие, а фигуранты уже проникли внутрь. За полчаса клуб наполнился солидным количеством публики. Народу оказалось ровно столько, чтобы все комфортно разместились за столами и на барных стульях, не создавая давки. Оптимальное количество людей для того, чтобы не было тесно и в то же время можно перекинуться с соседом парой слов. Мне посчастливилось застолбить барный стул по соседству с поэтессой и певицей Мариной Брыковой, оказавшейся здесь не случайно. Об этом – чуть ниже, а пока – репортаж в хронологическом порядке....
К середине сентября Санкт-Петербург уже начал пропитываться тяжелым дыханием осени, а кроны деревьев оголились из-под пышной летней листвы. Лучше момента для того, чтобы город на Неве накрыло первородной мглой прямиком из Восточной Сибири, не подобрать. За 11 лет с момента основания Grima прошли путь от подающего надежды студийного дуэта братьев музыкантов до ярчайших представителей российской метал-сцены. Со временем Вильгельм и Морбиус не только дополнили состав новыми участниками, но и подписались на австрийский Napalm Records. Их последняя работа “Nightside” - не просто еще один альбом, а новая страница в истории коллектива под эгидой легендарного лейбла....
Похоже, в своей концертной деятельности Margenta собираются руководствоваться тем же принципом, который всегда был одним из основополагающих на их студийных работах - каждый раз изобретать себя заново. Судите сами: в первый раз проект Маргариты Пушкиной предстал перед публикой в полу-виртуальном формате так называемого “квартирника”, за ним последовало еще одно акустическое шоу, но уже в настоящем зале и с живой публикой, а теперь полноценное “электричество”. Столь же радикально меняются и площадки, и исполняемый репертуар, и только состав вокалистов остается относительно постоянным....
Пусть Derdian – не самая первая из западных метал-групп, просочившихся к нам через нынешнюю версию «железного занавеса», однако в сегменте хэви-пауэра эти итальянцы – однозначные первопроходцы. Поэтому вполне логично ожидать от их первого появления на российской земле пусть не такого же ажиотажа, какой случился в мае на концерте Ektomorf, но все же достаточно серьезного интереса со стороны публики. Тем удивительнее было видеть в просторном зале «Урбана» всего пару сотен человек – такая посещаемость была бы вполне нормальной для 2019 года, но в 2025-м она даже как-то обескураживает. А концерт в Питере и вовсе пришлось отменять из-за крайне низких продаж билетов....
Похоже, весенние привозы Ektomorf и Виктора Смольского все же пробили трещины в железном занавесе, который отгораживал нас от остального металлического мира в предыдущие три года. В концертном графике обеих столиц на осень 2025 года иностранные имена попадаются каждый месяц. И хотя на звезд первой величины отечественным меломанам пока по-прежнему приходится ездить в ближнее и дальнее зарубежье, артисты рангом пониже уже не столь редки на российских просторах, как белые медведи в Каракумах. И пусть у этих артистов нет столь же завидного списка транснациональных регалий, у них есть главное – достойная музыка и желание делиться ей, независимо от политики и общественных умонастроений....
"И что с того, что воскресенье? – изумился Главный редактор, восседающий за пишущей машинкой системы IBM PC. – Ты не настолько вспотел на неделе, чтобы просить выходной". "Но ведь это же фестиваль! – не унимался я. – Три сцены, семь часов времени, три с лишним десятка выступающих коллективов – у меня же голова опухнет и разлетится на мелкие крошки!" "Не опухнет – заверил ГлавВред. – Другие, вон, на многодневный Вакен каждый год летают и не рассыпаются". "А согласно Трудовому Кодексу, работа в выходной или праздничный день должна оплачиваться в двойном размере. – извлёк я последний из козырей. – Бюджет портала потянет такое удовольствие?" "Будет тебе вдвойне! – заверил Главный. – Всё, иди!". И я пошёл....
В этом походе на концерт для меня были внове и площадка на Рощинской, 38, и сами артисты – всё, кроме, пожалуй, жанра. Он и стал во главу угла при извечном выборе: как интересно и душевно провести выходной субботний вечер. Тем более что Зелёная сцена, заменившая Санкт-Петербургу Сад Меншикова, что когда-то ютился в одном из двориков Васильевского острова, закрывала сразу две основные потребности: в культурной программе и в свежем воздухе. Уж гораздо приятнее, чем толпиться в душном клубе – при роскошной летней погоде!...
Отчет о концерте появится позже. Фото: Борис Игонин, Дмитрий Дроздов...
Рано или поздно это должно было случиться. Ария и Catharsis, конечно же, уже выступали на одной сцене (в Питере это было как минимум в 2014-м), однако, сейчас, когда последние несколько лет туры «арийцам» делает не кто иной, как Игорь “Jeff” Поляков, этот тандем напрашивался сам собой. И такое соседство лично мне видится куда более привлекательным и жанрово правильным, нежели участие в очередном фестивале от небезызвестного радио. Просторная открытая площадка «Двора Гостинки», очевидно, исходя из названия, расположенная в самом центре города, солнечная погода – за исключением буднего дня, всё максимально способствовало отличному вечеру....
Опыт посещения так называемых гибридных мероприятий у меня не так уж великих, однако за последние полгода их оказалось в моей концертной сетке сразу два. Что такое гибридное мероприятие? Это когда полноценное живое выступление занимает лишь часть «эфирного времени», а в другой его части артист делает что-нибудь еще. Например, бывший гитарист Rage Виктор Смольский, посетивший Москву в апреле, посвятил первую половину вечера демонстрации приемов игры на своем инструменте. А Виталий Дубинин (надеюсь, никому из наших читателей не нужно пояснять, из какой он группы) совместил свое сольное выступление с рассказом о только что вышедшей автобиографии «Это серьезно и несерьезно»....
Отчёт о фестивале появится позже. Фото: Маргарита Стефанкова...
На утро третьего дня фестиваль решил напомнить, что публику можно поливать не только гитарными запилами и сносить с ног громозвучными барабанами, и что в его арсенале есть еще ливни и порывы ветра. Близость Варяжского моря все же даёт о себе знать. К счастью, погодные катаклизмы в этих местах имеют свойство быть очень скоротечными, поэтому если ты только что прятал все свои пожитки в палатку или искал в рюкзаке что-нибудь потеплее и понепромокаемее, будь готов через десять минут отматывать все обратно. Но с дождевиком все равно лучше не расставаться....
Метал на сегодняшний день, пожалуй, один из самых неактуальных жанров рок-музыки. К сожалению, новые коллективы в этом направлении практически не появляются, а если и появляются, то «заканчиваются» так быстро, что публика не успевает их даже запомнить. Да и спрос на них в наших краях сейчас не велик. Вес имеют только заслуженные группы, сумевшие пройти испытание временем. И тут неожиданно родился совершенно новый коллектив со звучным названием Воля и Разум. Группа-то новая, а вот музыканты всем хорошо знакомые — легендарный Андрей Большаков, стоявший у истоков групп Ария и Мастер, Михаил Серышев, более 10 лет занимавший пост вокалиста в Мастере, и Алексей Страйк, успевший отметится участием не только в Мастере, но и еще во множестве коллективов. Как говорится, звезды сошлись. Не удивительно, что в репертуар Воли и Разума, помимо собственных песен, вошли хиты вышеупомянутых коллективов....
Второй день “Sweden Rock Festival”-2025 обещал программу не менее насыщенную, чем открывающий, но словно заботясь о плавном вхождении народа в режим фестивального угара, предложил спокойный аперитив в виде выступления Vandenberg с материалом Whitesnake. Адриан Ванденберг - человек интересной судьбы: он записал гитару для самой известной песни Whitesnake, а потом поучаствовал в сочинении альбома, на котором не играл, делегировав свои партии Стиву Ваю. Был еще полусольник Дэвида Ковердейла, о котором, кажется все забыли, включая самого Адриана — ни одной песни из него в это утро не прозвучало. Зато были “Bad Boys”, “Is This Love”, “Still of the Night” и прочая классика, к которой приложили руки совсем другие люди. Поэтому на “Sweden Stage” приходилось наблюдать по сути кавер-бэнд, пусть и со звездочкой. Но послушать было что, тем более, что помимо самого Адриана, коллектив примечателен наличием Матса Левена, которому впору вручать звание почетного гражданина “Sweden Rock”. Ровно год назад он на этой же сцене выступал со своей древней и возродившейся бандой Swedish Erotica. Удивительно универсальный вокалист: вписаться в материал и Candlemass, и Whitesnake — это не каждому дано. И ведь он всегда уместен! Сейчас тоже, пусть и в достаточно однородном сете, Матс сумел поиграть разными красками, достойно спев и боевики, и романтичную “Sailing Ships” (дуэтом с Ванденбергом, без участия остальных музыкантов). В целом нельзя сказать, что коллектив оказался искрометным и запоминающимся, во всем сквозила вальяжность и даже некоторая домашняя обыденность, но придираться тоже не хочется, тем более что непосредственно исполнения это ни в коем случае на касается. Может, не проснулись еще, со всеми случается....
Если напрячь воображение и смоделировать ситуацию, где у вас есть возможность посетить любой европейский метал-фестиваль, но только один, то возникает риск столкнуться с дилеммой на уровне «проблемы вагонетки». Для народа, требующего пива и зрелищ, выбор широк как никогда: практически в каждой стране есть какое-нибудь манящее мероприятие, причем со своим особым колоритом. Фесты в горах, в городах, на пастбищах и внутри крепостей; фесты камерные и угнетающие человека своими масштабами; фесты жанрово пестрые и тематически монолитные; фесты, требующие усилий не больше, чем вечерний моцион, и такие, которые высасывают из тебя все жизненные соки (еще и весь баланс с карты, но об этом не остается сил думать). Можно подойти к вопросу, составив список обязательных критериев, постепенно сужая выбор. В таком случае, если для важны следующие параметры: наличие нескольких мощных хэдлайнеров; достаточный выбор групп, но и с терпимым количеством пересечений; локация, радующая глаз; четкая организация; компактная территория при отсутствии непролазных столпотворений — то, скорее всего, ваш маршрут будет проложен к “Sweden Rock”. Пожалуй, лучшему шведскому фестивалю со времен правления Эрика VI Победоносного....
«Если песня написана - она должна быть услышана!»(Роман Немцов)Вы слышали когда-нибудь, как в акустике звучит мелодик-дэт-метал? А как восхитительно сочетается на сцене гобой с жесткими гитарными рифами и экстремальным вокалом? А песни W.A.S.P., Motley Crue и Kiss в мега-тяжелой обработке? А как на электрогитаре можно играть смычком? На мой взгляд, это просто гремучая смесь, которую надо выпить залпом и долго наслаждаться послевкусием....
Весна, как мне кажется, не лучшее время для меланхолии, особенно если речь о конце мая, когда столбик термометра даже ночью не очень-то хочет опускаться ниже 20 градусов. Однако весьма уважаемые мной фьюнерал-дум-металлисты Who Dies In Siberian Slush украшают собой столичные сцены не так уж часто, а потому слушать их вживую я готов в любую погоду. Благо, жариться под прямым солнцем в любом случае не требовалось – мероприятие проходило в уютном клубе “Live Stars”, который обеспечил собравшимся и прохладу, и хороший звук, и даже пиво по разумным ценам. Публики, правда, могло бы быть чуть побольше, но пространство перед сценой в любом случае не пустовало....
В далекие времена, которые я чуть-чуть, но все же застал, концерт любого иностранного рок-исполнителя был у нас событием. Нет, даже Событием – непременно с большой буквы. На него шли в обязательном порядке, независимо от состояния кошелька и здоровья, шли даже те, у кого сам исполнитель не фигурировал в числе любимых. Шли на шоу, шли на сценическую подачу, шли на глоток свободы и на положительные эмоции, на которые позднесоветская или ранне-постсоветская действительность была откровенно скупа. Прошли годы, и концерты постепенно стали просто концертами. Среди них было много замечательных и незабываемых, они наголову выросли в техническом и на две головы – в организационном плане, но Событиями они оказывались все реже и реже. И даже рекламные завлекалочки типа «специальная программа для российских фэнов» или «прощальный тур» потеряли эффективность – сколько раз «последние» шоу по прошествии пары лет оказывались в лучшем случае предпоследними....
Вы ходите на концерты из простого любопытства? В доковидную эпоху, когда афиши пестрели самыми разными именами, я делала это довольно часто. Тогда и пишущих авторов у нас было больше – они всегда были рады поддержке в виде фотографа. Нынче и состав афиш кардинально поменялся, и заклинателей пера поубавилось, но радует, что любопытство меня все еще посещает. Иногда оно заводит на концерты совсем не характерных для меня исполнителей вроде Электропартизан. Или на мюзиклы. Именно благодаря последним я в итоге и оказалась на выступлении группы Джоконда – коллектив примчал в Северную столицу с программой «Совершенные числа»....
За 20 лет, начиная с исторического первого визита Rage в Россию, я видел Виктора Смольского на сцене не меньше десятка раз. Мне посчастливилось бывать на его выступлениях в самых разных местах - от столичных Лужников до немецкого Вакена - и с самыми разными составами – Rage, Аlmanac, Кипелов, Mind Odyssey… Однако мастер-классы заслуженного гитариста мне посещать не доводилось, хотя и с ними он приезжал в Москву неоднократно. Возможность исправить это упущение представилась, когда, казалось бы, никаких возможностей ждать в наших краях уже не стоило. За что нужно сказать огромное спасибо Владимиру Тупикову, гитаристу групп Черная Гвардия и Archontes и давнему ученику Виктора, который решил таким образом сделать себе подарок на день рождения, и клубу «Бункер 47», который принял в своих стенах это поначалу казавшееся неосуществимым мероприятие....
Местом презентации "Бесконечного праздника" был выбран "Космонавт". Конечно, в клубе с таким названием стоило бы представлять публике альбом на космическую тематику. И он в дискографии Электропартизан уже был - "Минные поля свободы" (2016). Тогда партизанский отряд под командованием Вадима Курылёва отказался от боёв на Земле и понёс чёрное знамя анархии в дальний космос. Но на какой площадке тогда презентовался альбом, сейчас уже и не вспомнить. Ныне же и времена иные, и битвы идут не в тех краях, и песни пишутся на совсем другие темы....