Вспоминая прошлый приезд Sadist в Россию в 2016-м, я с трудом мог предположить, что итальянцы пожалуют к нам вновь - уж очень низкой была посещаемость тех концертов. С тех пор много воды утекло, и причины, по которым в Россию не ездят зарубежные банды, теперь несколько иные. Но иногда они возвращаются…Разогрев в лице команды Thrashred создавал впечатление, как будто последних шести лет и не было. Если вдруг кто-то забыл, в далёкие «доковидные» времена они играли на разогреве практически у всех команд тяжёлого жанра. Не скажу, что я был рад этому тогда, не скажу, что особенно рад этому сейчас, но за ностальгический эффект «как раньше» однозначно спасибо. Да и конкретно в этот раз Thrashred были весьма уместны. Конечно, не жанрово, но всё же связь с итальянцами у них была: именно Томми Таламанка, бессменный лидер Sadist, отвечал за сведение и мастеринг дебютного полноформатника питерцев “Sumbur” (2018). О чём Thrashred не додумались поделиться со сцены, хотя, думаю, сей факт добавил бы им оваций. Однако и без этого с отведённой им ролью ребята справились – пусть и не большой, но сёрклпит говорит сам за себя....
Презентация нового альбома легенд отечественной метал-сцены проходила в столичном клубе «Свобода», который еще недавно назывался «Артист-Холл». Хоть некоторые фанаты и обвиняют группу в самоповторах, меня лично альбом под интригующим названием «Коробка» не обломал ни разу, тем более, что я его сознательно до концерта не слушала - люблю испытывать первые впечатления именно от живого исполнения....
В самом сердце нашей страны, недалеко от больших городов и дорог, находится древний лесной край - Мещера. Дремучие чащи, торфяные озера и непролазные болота уже давно вдохновляют писателей и музыкантов. Кажется, сама Мещера окутана ореолом сказочности — где же еще в нашем сумасшедшем мире скрываться древним духам, как не в темных чащобах глухого леса, так далеко и вместе с тем так близко к людям?Именно этот край дал имя самобытному музыкальному коллективу. Вот уже несколько лет группа Мещера рассказывает легенды древних и вещает страшные сказки черных лесов. Корни коллектива произрастают из Рязани. И именно в этом городе начался тур Мещеры в поддержку нового альбома «Легенды Древних», увидевшего свет в октябре 2025 года. 1 ноября группа сыграла в баре «Руки Вверх» (новое, менее благозвучное название клуба “Deep”)....
Моя основная ассоциация с прежним Деро – это концерт с оркестром в «Крокус Сити Холле» в сентябре 2018-го, четвертое и последнее шоу Oomph!, которое я посетил. И хотят с тех пор прошло всего-то семь лет, нет уже никакого «Крокуса», иностранных артистов к нам вот уже давно почти не привозят, а казавшееся незыблемым трио раскололось на две части. И того Деро уже тоже, можно сказать, нет, ныне это совсем другой человек – и внешне, и эмоционально. На месте столь любимого мной допандемического мира - только руины и воспоминания....
Металкор-группа из Сан-Диего As I Lay Dying дала концерты в трех российских городах, в каждом из них собрав полный зал. Европейское турне "Celebrating the 20th Anniversary of Shadows Are Security" началось с Москвы, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Измученная отсутствием концертов зарубежных звезд металла публика приняла гостей из Калифорнии с распростертыми объятьями. Шоу в Петербурге вышло ярким и незабываемым, так весело и громко в последний раз было до пандемии....
Концерт, прошедший в последнее воскресенье октября в уютном клубе «Сердце», объединил на сцене две команды, одновременно похожих друг на друга и имеющих явные отличия. Имея точки соприкосновения в жанре и ироничном подходе к темам, одни героически борются с ящерами (точнее, с ящеритами, согласно мифологии группы), а другие творчески переосмысливают культурное наследие нашей страны. Сами артисты назвали встречу «братанием истовым» — правда, общих композиций в тот вечер не прозвучало....
Группа первого "настоящего" вокалиста ныне популярной Эпидемии Павла Окунева не была в Питере очень долгое время: их концерт в 2020 году отменился по ковидным причинам, и с тех пор группа мало того, что не посещала Питер, так и вообще свела концертную деятельность к минимуму и даже новых синглов почти не выпускала. Только в последний год от Арды начали появляться какие-то внушающие надежду известия: вот концерт в Москве, вот еще один, а вот и в Питере объявили сольник на 24 октября с программой "Экзорцисту 20 лет"....
Чёрный Обелиск год за годом регулярно приезжал на невские берега, менялись клубы, но концерты шли со старым материалом. Музыканты могли вспомнить какой-нибудь из прошлых релизов, если случалась юбилейная дата, могли просто исполнить бэстовый сет. А чего ещё было ждать от группы, если прошлый альбом выходил ещё в 2019 году, до ковидов, локдаунов и самоизоляций? Мы все тогда жили в другой стране и другом мире. Кого-то из авторов нынешняя сложная эпоха вдохновляет так, что хоть по два альбома в год записывай при стабильно высоком качестве, а у кого-то с темами для песен дело совсем перестало клеится. Шесть лет – преизрядная пауза. В прошлый раз "обелисковцы" позволяли себе такое на стыке нулевых и десятых, когда в группе был определённый личностный кризис. Но вот счётчик обнулён, альбом выпущен, и пришла пора обкатывать новую программу. Посетители "Авроры" стали подопытными кроликами – с Питера тур и стартовал. Перед концертом был устроен модный мит-н-грит, где все желающие за денежку могли пообниматься и пофоткаться хоть с Митяем, хоть с Гритяем, а заодно пособирать автографы "рок-старов"....
45 лет – для отечественной тяжелой группы это какой-то совершенно невероятный возраст. Если на Западе при желании можно отыскать коллективы, существующие 50 или даже 60 лет, то на российской метал-сцене Легион – абсолютные рекордсмены. В те времена, когда будущие музыканты Арии или Мастера еще даже не думали о совместной работе, вокалист Алексей Булгаков и его коллеги уже сочиняли и исполняли такую нетленную классику, как «Мираж», «S.O.S.» и «Листопад»....
Возвращение Виктора Смолького в Москву всего через полгода после предыдущего визита, да еще и в аналогичном комбинированном формате «мастер-класс плюс джем-сейшн», может на первый взгляд показаться неожиданным. Однако на самом деле это вполне логичное проявление деловой смекалки и просто здравого смысла. Если в первый раз все билеты на мероприятие были раскуплены за две недели до его проведения, то велик шанс, что его не пропустят те, кому билетов не досталось, а те, кто попал и кому понравилось, захотят повторить. Правда, по неизвестной мне причине Виктору вновь пришлось играть на площадке весьма скромных размеров – в малом зале клуба “Glastonberry”. Результат закономерен – опять аншлаг за неделю до выступления и немалое количество «желающих, но опоздавших»....
Если бы кто-то сказал мне лет семь назад, что на концерты Артерии я буду ходить с интервалами в полгода-год, я бы отнесся к этому заявлению, мягко говоря, с некоторым скепсисом. Однако жизнь регулярно подкидывает на нашем пути самые неожиданные повороты. И дело не только в пандемии и последовавших за ней событиях, из-за которых концертная жизнь в наших краях вот уже который год сильно ограничена, но и в том, что несколько лет назад в Артерию вернулся вокалист Андрей Козлов, с которым группа буквально воспрянула духом. И пусть новых песен ее живой сет пока не содержит, зато старый материал Сергей Терентьев и его товарищи исполняют просто на загляденье....
Так совпало, что группа, о которой вы сейчас читаете, и сайт, на котором вы о ней читаете, возникли в один и тот же год. Так что Калевала - наши старые знакомые, и пишем мы о них регулярно – и в разделе рецензий, и в разделе интервью, и, конечно же, в концертном разделе. Не смогли мы оставить без внимания и очередную веху в истории московских фолк-металлистов – праздничный концерт, посвященный их 18-летию. И пусть эта дата не относится к числу круглых, группа совершенно справедливо написала в пресс-релизе, что “18 лет – это не просто цифры, это путь”....
За три дня до публикации на цифровых платформах Эпидемия представила альбом «Где сходятся миры» акционерам своей краудфандинговой кампании. В отличие от группы Гран-Куражъ, совместивших подобное мероприятие с пресс-конференцией, флагманы отечественного фэнтези-хэви-пауэр-метала устроили прослушивание в куда более узких кругах - строго для тех, кто купил это прослушивание в виде отдельной акции. В час пополудни небо над Арбатом было затянуто облаками, сумерек не создававшими, но было пасмурно. Однако мероприятие внутри клуба сотворило поистине праздничное настроение. Запуск гостей с проверкой билетов начался ровно в 13.00. К этому времени у дверей собрались все страждущие, а фигуранты уже проникли внутрь. За полчаса клуб наполнился солидным количеством публики. Народу оказалось ровно столько, чтобы все комфортно разместились за столами и на барных стульях, не создавая давки. Оптимальное количество людей для того, чтобы не было тесно и в то же время можно перекинуться с соседом парой слов. Мне посчастливилось застолбить барный стул по соседству с поэтессой и певицей Мариной Брыковой, оказавшейся здесь не случайно. Об этом – чуть ниже, а пока – репортаж в хронологическом порядке....
К середине сентября Санкт-Петербург уже начал пропитываться тяжелым дыханием осени, а кроны деревьев оголились из-под пышной летней листвы. Лучше момента для того, чтобы город на Неве накрыло первородной мглой прямиком из Восточной Сибири, не подобрать. За 11 лет с момента основания Grima прошли путь от подающего надежды студийного дуэта братьев музыкантов до ярчайших представителей российской метал-сцены. Со временем Вильгельм и Морбиус не только дополнили состав новыми участниками, но и подписались на австрийский Napalm Records. Их последняя работа “Nightside” - не просто еще один альбом, а новая страница в истории коллектива под эгидой легендарного лейбла....
Похоже, в своей концертной деятельности Margenta собираются руководствоваться тем же принципом, который всегда был одним из основополагающих на их студийных работах - каждый раз изобретать себя заново. Судите сами: в первый раз проект Маргариты Пушкиной предстал перед публикой в полу-виртуальном формате так называемого “квартирника”, за ним последовало еще одно акустическое шоу, но уже в настоящем зале и с живой публикой, а теперь полноценное “электричество”. Столь же радикально меняются и площадки, и исполняемый репертуар, и только состав вокалистов остается относительно постоянным....
Пусть Derdian – не самая первая из западных метал-групп, просочившихся к нам через нынешнюю версию «железного занавеса», однако в сегменте хэви-пауэра эти итальянцы – однозначные первопроходцы. Поэтому вполне логично ожидать от их первого появления на российской земле пусть не такого же ажиотажа, какой случился в мае на концерте Ektomorf, но все же достаточно серьезного интереса со стороны публики. Тем удивительнее было видеть в просторном зале «Урбана» всего пару сотен человек – такая посещаемость была бы вполне нормальной для 2019 года, но в 2025-м она даже как-то обескураживает. А концерт в Питере и вовсе пришлось отменять из-за крайне низких продаж билетов....
Похоже, весенние привозы Ektomorf и Виктора Смольского все же пробили трещины в железном занавесе, который отгораживал нас от остального металлического мира в предыдущие три года. В концертном графике обеих столиц на осень 2025 года иностранные имена попадаются каждый месяц. И хотя на звезд первой величины отечественным меломанам пока по-прежнему приходится ездить в ближнее и дальнее зарубежье, артисты рангом пониже уже не столь редки на российских просторах, как белые медведи в Каракумах. И пусть у этих артистов нет столь же завидного списка транснациональных регалий, у них есть главное – достойная музыка и желание делиться ей, независимо от политики и общественных умонастроений....
"И что с того, что воскресенье? – изумился Главный редактор, восседающий за пишущей машинкой системы IBM PC. – Ты не настолько вспотел на неделе, чтобы просить выходной". "Но ведь это же фестиваль! – не унимался я. – Три сцены, семь часов времени, три с лишним десятка выступающих коллективов – у меня же голова опухнет и разлетится на мелкие крошки!" "Не опухнет – заверил ГлавВред. – Другие, вон, на многодневный Вакен каждый год летают и не рассыпаются". "А согласно Трудовому Кодексу, работа в выходной или праздничный день должна оплачиваться в двойном размере. – извлёк я последний из козырей. – Бюджет портала потянет такое удовольствие?" "Будет тебе вдвойне! – заверил Главный. – Всё, иди!". И я пошёл....
В этом походе на концерт для меня были внове и площадка на Рощинской, 38, и сами артисты – всё, кроме, пожалуй, жанра. Он и стал во главу угла при извечном выборе: как интересно и душевно провести выходной субботний вечер. Тем более что Зелёная сцена, заменившая Санкт-Петербургу Сад Меншикова, что когда-то ютился в одном из двориков Васильевского острова, закрывала сразу две основные потребности: в культурной программе и в свежем воздухе. Уж гораздо приятнее, чем толпиться в душном клубе – при роскошной летней погоде!...
Отчет о концерте появится позже. Фото: Борис Игонин, Дмитрий Дроздов...
Рано или поздно это должно было случиться. Ария и Catharsis, конечно же, уже выступали на одной сцене (в Питере это было как минимум в 2014-м), однако, сейчас, когда последние несколько лет туры «арийцам» делает не кто иной, как Игорь “Jeff” Поляков, этот тандем напрашивался сам собой. И такое соседство лично мне видится куда более привлекательным и жанрово правильным, нежели участие в очередном фестивале от небезызвестного радио. Просторная открытая площадка «Двора Гостинки», очевидно, исходя из названия, расположенная в самом центре города, солнечная погода – за исключением буднего дня, всё максимально способствовало отличному вечеру....
Опыт посещения так называемых гибридных мероприятий у меня не так уж великих, однако за последние полгода их оказалось в моей концертной сетке сразу два. Что такое гибридное мероприятие? Это когда полноценное живое выступление занимает лишь часть «эфирного времени», а в другой его части артист делает что-нибудь еще. Например, бывший гитарист Rage Виктор Смольский, посетивший Москву в апреле, посвятил первую половину вечера демонстрации приемов игры на своем инструменте. А Виталий Дубинин (надеюсь, никому из наших читателей не нужно пояснять, из какой он группы) совместил свое сольное выступление с рассказом о только что вышедшей автобиографии «Это серьезно и несерьезно»....
Крупные фестивали принято сравнивать с марафонами. Когда до последнего дня без потерь для здоровья доходят не все, изначальный список желаемых к просмотру групп кромсается и редеет, ноги и голова гудят, а на пиво смотреть невозможно в принципе. Но “Sweden Rock” не таков. Пожалуй, из всех больших фестивалей он самый… маленький, что ли. И в измеримом плане (можно обойтись без марш-бросков, и количество просмотренных за день групп не такое большое, как, например, на Вакене), и в ощущениях: только отойдешь от сцены, где громыхают какие-нибудь трэшеры, и сразу погружаешься во флегматичную, разреженную атмосферу. Может, напитаться новыми силами здесь и затруднительно, но угореть до изнеможения тоже сложно, если не задаваться такой целью. В таком режиме можно и всю неделю комфортно просуществовать, а не четыре дня. Поэтому когда было принято решение вычеркнуть из культурной программы Crucified Barbara, то это было следствием не усталости и лени, а того, что фестиваль хорош не только тем, что творится на сценах и под ними, а еще и кемпинговым бытием, где может случиться чудо самозарождения концерта. Кто-то внезапно вспоминает, что у него с собой есть электрогитара, соседи это замечают и из закромов тащат внушительных размеров колонку, а случайный прохожий, оказывается, без разогрева исполнит “Master of Puppets”. Максимально душевный досуг, пополняющий ряд самых приятных воспоминаний о фесте....
На утро третьего дня фестиваль решил напомнить, что публику можно поливать не только гитарными запилами и сносить с ног громозвучными барабанами, и что в его арсенале есть еще ливни и порывы ветра. Близость Варяжского моря все же даёт о себе знать. К счастью, погодные катаклизмы в этих местах имеют свойство быть очень скоротечными, поэтому если ты только что прятал все свои пожитки в палатку или искал в рюкзаке что-нибудь потеплее и понепромокаемее, будь готов через десять минут отматывать все обратно. Но с дождевиком все равно лучше не расставаться....
Метал на сегодняшний день, пожалуй, один из самых неактуальных жанров рок-музыки. К сожалению, новые коллективы в этом направлении практически не появляются, а если и появляются, то «заканчиваются» так быстро, что публика не успевает их даже запомнить. Да и спрос на них в наших краях сейчас не велик. Вес имеют только заслуженные группы, сумевшие пройти испытание временем. И тут неожиданно родился совершенно новый коллектив со звучным названием Воля и Разум. Группа-то новая, а вот музыканты всем хорошо знакомые — легендарный Андрей Большаков, стоявший у истоков групп Ария и Мастер, Михаил Серышев, более 10 лет занимавший пост вокалиста в Мастере, и Алексей Страйк, успевший отметится участием не только в Мастере, но и еще во множестве коллективов. Как говорится, звезды сошлись. Не удивительно, что в репертуар Воли и Разума, помимо собственных песен, вошли хиты вышеупомянутых коллективов....