«Если песня написана - она должна быть услышана!»(Роман Немцов)Вы слышали когда-нибудь, как в акустике звучит мелодик-дэт-метал? А как восхитительно сочетается на сцене гобой с жесткими гитарными рифами и экстремальным вокалом? А песни W.A.S.P., Motley Crue и Kiss в мега-тяжелой обработке? А как на электрогитаре можно играть смычком? На мой взгляд, это просто гремучая смесь, которую надо выпить залпом и долго наслаждаться послевкусием....
Отчет о концерте появится позже. Фото: Наталья "Snakeheart" Патрашова...
В далекие времена, которые я чуть-чуть, но все же застал, концерт любого иностранного рок-исполнителя был у нас событием. Нет, даже Событием – непременно с большой буквы. На него шли в обязательном порядке, независимо от состояния кошелька и здоровья, шли даже те, у кого сам исполнитель не фигурировал в числе любимых. Шли на шоу, шли на сценическую подачу, шли на глоток свободы и на положительные эмоции, на которые позднесоветская или ранне-постсоветская действительность была откровенно скупа. Прошли годы, и концерты постепенно стали просто концертами. Среди них было много замечательных и незабываемых, они наголову выросли в техническом и на две головы – в организационном плане, но Событиями они оказывались все реже и реже. И даже рекламные завлекалочки типа «специальная программа для российских фэнов» или «прощальный тур» потеряли эффективность – сколько раз «последние» шоу по прошествии пары лет оказывались в лучшем случае предпоследними....
Вы ходите на концерты из простого любопытства? В доковидную эпоху, когда афиши пестрели самыми разными именами, я делала это довольно часто. Тогда и пишущих авторов у нас было больше – они всегда были рады поддержке в виде фотографа. Нынче и состав афиш кардинально поменялся, и заклинателей пера поубавилось, но радует, что любопытство меня все еще посещает. Иногда оно заводит на концерты совсем не характерных для меня исполнителей вроде Электропартизан. Или на мюзиклы. Именно благодаря последним я в итоге и оказалась на выступлении группы Джоконда – коллектив примчал в Северную столицу с программой «Совершенные числа»....
За 20 лет, начиная с исторического первого визита Rage в Россию, я видел Виктора Смольского на сцене не меньше десятка раз. Мне посчастливилось бывать на его выступлениях в самых разных местах - от столичных Лужников до немецкого Вакена - и с самыми разными составами – Rage, Аlmanac, Кипелов, Mind Odyssey… Однако мастер-классы заслуженного гитариста мне посещать не доводилось, хотя и с ними он приезжал в Москву неоднократно. Возможность исправить это упущение представилась, когда, казалось бы, никаких возможностей ждать в наших краях уже не стоило. За что нужно сказать огромное спасибо Владимиру Тупикову, гитаристу групп Черная Гвардия и Archontes и давнему ученику Виктора, который решил таким образом сделать себе подарок на день рождения, и клубу «Бункер 47», который принял в своих стенах это поначалу казавшееся неосуществимым мероприятие....
Местом презентации "Бесконечного праздника" был выбран "Космонавт". Конечно, в клубе с таким названием стоило бы представлять публике альбом на космическую тематику. И он в дискографии Электропартизан уже был - "Минные поля свободы" (2016). Тогда партизанский отряд под командованием Вадима Курылёва отказался от боёв на Земле и понёс чёрное знамя анархии в дальний космос. Но на какой площадке тогда презентовался альбом, сейчас уже и не вспомнить. Ныне же и времена иные, и битвы идут не в тех краях, и песни пишутся на совсем другие темы....
Как лучше всего отметить Всемирный день рок-н-ролла? Конечно же, концертом. Да ещё каким: в рамках фестиваля “Heavy Metal Legends”, нового имени на питерской сцене. Выступили сразу трое «тяжеловесов» нашей метал-сцены. Я попал в зал как раз под завершающие песни тосненской группы Аваллон, которые были заявлены разогревом перед «легендами» и которые чуть позже выступали в качестве так называемой “backing band” для Артура Беркута. Последняя композиция коллектива, бодренькая «Поэт или шут», напомнила творчество группы со словом «шут» в названии, что вкупе с причёской вокалиста на мгновение заставило меня подумать, что я попал на панк-выставку, долгое время проходившую в соседнем здании «Севкабель Порта»....
Говорят, что можно бесконечно смотреть как горит огонь или течет вода, а я думаю, что бесконечно можно слушать живую музыку. Качественную музыку. Музыку, проверенную временем, славой и хейтом. Я думаю, что вы уже догадались чей концерт мне удалось посетить 5 апреля в Рязани. Эта группа, которую любят и критикуют вот уже больше 20 лет, но аналогов у нее так и не появилось. Это группа Кипелов....
Юбилейный концерт группы Артерия, состоявшийся в ноябре 2023 года, оставил после себя массу положительных впечатлений - хороши были и сет-лист, и состав гостей, и звук со светом. Но он вызвал и желание услышать и увидеть “продолжение банкета” - как в виде нового студийного материала, так и в виде самостоятельно выступления виновников торжества. С первым, к сожалению, пока не особенно складывается, хотя последний студийный альбом Артерии “Zнаки” выходил еще в далеком 2019 году. Зато возможности вновь послушать группу вживую с тех пор появлялись неоднократно, и одной из них я наконец-то решил воспользоваться....
За первый год своего существования Воля и Разум показали завидную творческую производительность: цифровые синглы, два EP, полноформатный альбом. Были и другие инфоповоды, положительные и не очень, однако это всё показатель того, что о группе говорят. По этой причине видеть «недораспроданный» зал «Авроры» было несколько неожиданно, но в то же время объяснимо. Я пропустил питерский концерт-презентацию дебютного альбома, который состоялся всего лишь спустя полгода после первого, и о его посещаемости могу лишь только догадываться. Но посмею предположить, что даже в нынешнее время, скажем так, не балующее количеством концертов, трижды за 365 дней собрать полный зал не под силу и «супергруппе». Можно, конечно, сетовать на отсутствие наружной рекламы, как делал Андрей Большаков в одном из своих интервью, объясняя причины разрыва с одной известной концертной компанией. Однако и новые компаньоны её не предоставили, да и на просторах Интернета было «перекати-поле». ...
Здорово, когда обещания выполняются. Завершив историю группы Маврин и запуская вместо нее проект MavrBand, гитарист Сергей Маврин говорил, что каждое выступление его нового детища будет эксклюзивным и не похожим на остальные. И по итогам первого года существования проекта можно с уверенностью утверждать, что так оно и есть. Мне посчастливилось побывать на двух московских концертах MavrBand – в марте 2024-го и в марте 2025-го, и они отличались и сет-листом, и вокалистами, и даже аранжировками. Для полноты сравнения можно взять еще только что вышедший концертный CD/DVD «Премьера», записанный на самом первом живом шоу MavrBand 1 января прошлого года – это тоже совершенно отдельная история....
Начиная с 2020 года, новые файлы в папке с концертными репортажами на моём ноутбуке появляются не так часто, как мне хотелось бы (хотя, наверное, чаще, чем у многих коллег – но за это надо поблагодарить организаторов европейских фестивалей). Тем не менее, в этой папке имеются документы под названием «Оргия Праведников 2022», «Оргия Праведников 2024», ну а данный отчёт посвящён концерту «Оргии», состоявшемуся 15 февраля 2025-го в петербургском клубе «Сердце». ...
Не буду кривить душой и утверждать, что те шесть лет, что я не видел Rossomahaar вживую, пролетели незаметно. Правильнее будет сказать, что эти годы проехали танковыми гусеницами по буквально всем аспектам нашей жизни, многое изменив радикально, а что-то - и вовсе безвозвратно. Например, в лету канул уютный клуб “Rock House”, где Rossomahaar выступали в мае 2019-го. Да и сама группа не осталась прежней - за барабанами в ней теперь сидит Александр Смирнов (экс-Zmey Gorynich, Невидь, Путь Солнца), пришедший на смену Андрею Ищенко....
Мероприятие в “Punk Fiction” было приурочено к выходу свежего альбома Unholy Night “Atomic Sorcery”, посему этот ансамбль заслуженно выступал в роли хэдлайнера. Приятнейшая андерграундная атмосфера - наверное, именно такой густой чад кутежа клубился в 83-84-м в липких от пролитого пива тесных подвалах Калифорнии, где ковалась американская сталь - с той лишь разницей, что в концертном зале “Punk Fiction” пол превращен в рампу для роллеров, что весьма удобно для активно слэмящейся части публики, которая присутствовала в этот вечер в избытке. ...
Этого концерта некоторые, в том числе и ваш покорный слуга, ждали добрых полтора десятка лет. Еще после выхода блистательных альбомов «Дети Савонаролы» и «Нейтрализатор мрачности» идея воплотить этот материал в живом формате напрашивалась сама собой, однако администратора, способного потянуть такой объем работы, не нашлось, да и не принято было в те годы у отечественных звездных вокалистов устраивать совместные тусовки на сцене. Однако времена меняются, причем иногда в лучшую сторону, и празднование юбилея какой-либо группы или альбома с приглашением дюжины специальных гостей уже не является чем-то запредельным, в первую очередь, для самих участников празднования. Параллельно Маргарите Пушкиной и ее друзьям удалось найти более реалистичный формат сценического звучания своего проекта - условно акустический. Он был опробован на полу-виртуальном «квартирнике» в марте 2024 года, а 10 месяцев спустя вынесен на площадку посерьезнее - малый зал театра Людмилы Рюминой. Который тоже оказался для Margenta не совсем по размеру - все билеты разошлись едва ли не за две недели до заветной даты....
В моей голове всё ещё свежи воспоминания о двух аншлаговых концертах, которые «арийцы» отыграли всего лишь чуть более двух месяцев назад в «Джаггере», но традиции – есть традиции, и вот Ария снова в Питере с новогодним шоу, но уже на площадке побольше. Отголоски клубного тура присутствовали не только в голове, но в и программе (об этом позже), и в визуальной составляющей: усилители c легендарным лого на сцене, а по бокам от неё на зрителей глядел талисман группы, Жорик, по случаю праздника наряженный в мишуру и гирлянды. ...
Концерты 31 декабря – дело хорошее. Пойдёт человек, допустим, на ВИА Поющие гитары, послушает песни про велосипедистов, Карлсона и синий-синий иней, да и зарядится позитивом на весь год вперёд. Концерты 1 января – зло. Народ невыспавшийся и усталый, в людях бьются тяга к прекрасному и недоеденное "Оливье". Но если прекрасное обитает в нас все 365 дней в году, то главному отечественному салату отводится всего 18 часов жизни. И раз он остался в холодильнике, ни на какой концерт уже не пойти – надо сидеть и доедать. Выступать вечером после новогодней ночи рискуют разве что Billy's Band, да и то лишь потому, что аудитория у них "бессалатовая". А вот группа Тролль Гнёт Ель мудро устраивает свой "Праздник Похмеляйнен" вечером 2 января. Все всё уже отпраздновали, выспались, осалатились, остаканились, ографинились, теперь надо как-то приводить организм в чувство....
Невероятно, но факт - “Главная метал-елка страны” состоялась в этом году уже в 19-й раз. Забавно, что когда Catharsis впервые назначили свой концерт на 1 января, мало кто верил в успех этой идеи - отечественных фэнов тяжелой музыки и так не назовешь легкими на подъем, а в “день большого бодуна” тем более. Я и сам долгое время считал эту дату категорически не подходящей для посещения каких-либо мероприятий, однако вот уже в третий раз за последние пять лет я провожаю первый день нового года в компании лидеров российской метал-сцены, и недостатка в публике никогда не наблюдается. Наоборот, как-то мне даже пришлось стоять в очереди на вход....
Как говорится в одном известном советском фильме, «понимаете, у нас традиция…» Ну, а традиции, как известно, нужно соблюдать и поэтому 30 декабря, несмотря на кучу не менее интересных концертов в этот же день, мой выбор был сделан в пользу Арии. Все-таки это легенда отечественной сцены, которая вот уже почти 40 лет исполняет качественный хэви-метал и собирает аншлаги на концертных площадках любого уровня – от небольших клубов до огромных стадионов. Их выступления всегда представляет собой яркое и зрелищное шоу, на которое хочется приходить снова и снова. ...
Уходя из клуба «1930» в конце марта после масштабной презентации альбома «Легенды Мира из огня», я совершенно не рассчитывал снова увидеться с Михаилом Бугаевым и его коллективом в том же месте уже через девять месяцев. Что поделать, привычка к разнообразному концертному «меню», приобретенная в «тучные» допандемические годы, дает о себе знать даже сейчас, когда круг любимых артистов, которых можно посмотреть вживую в родном городе, радикально сократился. Однако я в тот момент не учел пару факторов, которые в итоге сделали посещение декабрьского концерта Гран-Куража неизбежным. Во-первых, мартовское мероприятие было преимущественно посвящено только что вышедшему альбому, и многие старые песни, которые мне очень хотелось услышать, попросту не влезли в программу. А во-вторых, декабрьское шоу стало юбилейным – замечательный коллектив праздновал свое 20-летие, а раз уж я пристально и с удовольствием слежу за его деятельностью как минимум три четверти этого срока, не прийти и не засвидетельствовать свое почтение было никак нельзя. ...
Каждый год в конце декабря мы с друзьями ходим на Archontes. Это у нас традиция такая. Ну, пусть не каждый год, но вот уже третий раз в нынешнем десятилетии Андрей «Архонт» Федоренко собирает друзей на концерт, приуроченный к его дню рождения. В 2021 году гвоздем мероприятия стало воссоединение Андрея с гитаристом Евгением Савастьяновым, с которым они не играли вместе больше 20 лет, в 2023-м воссоединились вообще почти все бывшие и нынешние участники Archontes, а в нынешнем году… в афише внезапно не оказалось даже названия Archontes. Вместо этого нас ждал «Творческий вечер Андрея Федоренко». Оказавшийся, впрочем, ничуть не менее интересным, чем предыдущие концерты данной серии. ...
Мероприятие с нишево-субкультурным названием “Hairspray Night” на деле оказалось искрометной глэм-слиз-хард-рок елкой в исполнении двух команд – питерской Bombshell Boys и московской Nasty Dollz.Новогодний по сути жанр - новогоднее исполнение: от яркости и контрастности нарядов и причесок девичьего квартета Nasty Dollz резало глаз, как это принято по законам жанра. Качество исполнения, внятность материала, легкость во владении словом и девичий шарм - все было под стать сценическому имиджу участниц ансамбля. Nasty Dollz выступили достойно и с блеском, не нуждаясь в скидках по половому признаку. Еще один микроскопический шажок по меркам Вселенной - и Nasty Dollz вполне могут достигнуть уровня Femme Fatale, а по качеству песен Nasty Dollz уже вполне сравнимы с The Donnas, Heavy Tiger и Thundermother....
К празднованию юбилеев можно подходить по-разному. Кто-то просто играет расширенный сет актуальным составом; кто-то приглашает старых участников, прежде всего, певцов, чисто номинально, чтобы те исполнили несколько песен своего периода и в конце вышли вместе со всеми спеть главные хиты; кто-то устраивает концерты в специальных форматах – акустическом или симфоническом… А кто-то подходит к этому делу с большей изобретательностью, принимая вроде очевидные и напрашивающиеся решения, но в жизни почему-то крайне редко встречающиеся. Именно к таким группам я отнес бы Гран-Куражъ, празднующих в этом году 20-летие своей деятельности. Причем, что необычно, это двадцать лет только так называемому «историческому» периоду, когда сформировался первый состав из гитариста и лидера группы Михаила Бугаева, певца Михаила Житнякова, клавишника Евгения Комарова, басиста Павла Селеменева и барабанщика Алексея Путилина. А ведь до этого пять лет еще существовал еще «доисторический» Куражъ, игравший на школьных дискотеках и днях города…...
Экзамен для меня — всегда праздник! (с) Ой, простите, концерт Деро Гои в Санкт-Петербурге — всегда праздник для его поклонников, что когда-то влюбились в голос патриарха немецкого Neue Deutsche Härte и бывшего вокалиста родоначальников стиля - Oomph! Те времена для Деро остались позади, но музыка по-прежнему не только его работа, но и главная страсть; именно поэтому в питерский культурный центр «Сердце» он приехал не с пустыми руками, а с первым полноформатником своего сольного проекта. Альбом «1984» оказался полон ретро синта, синт-вейва и электрощины, щедро приправленных его рок-прошлым, а также многое рассказал о жизненных взглядах Деро, включая его мнение о вере, религии и жизни общества, ведь экс-вокалист Oomph! никогда не шел признанным путем, а всегда искал свой, оставаясь верным своим идеалам и свободе искусства....
Наконец-то мне удалось побывать на большом сольном концерте группы Easy Dizzy, которая является первым и единственным в России официальным трибьютом австралийцев AC/DC. И, как выяснилось уже потом, почти целиком состоит из участников другого, не менее масштабного отечественного трибьют-бэнда Jeans N 'Roses, о котором я тоже недавно рассказывала. Диву даешься, насколько музыканты профессионально умеют перевоплощаться из образов одной легендарной группы в другую - я до написания отчета об этом и не догадывалась. Разве что вокалист показался очень знакомым, и весь концерт я пыталась вспомнить, где его могла видеть. На помощь пришли аутентичные татуировки на его руках, и я полезла в свои архивы. Тут-то пазл и сошелся. ...