Дата 14.05.2025 |
Город Москва |
Клуб Клуб "1930" |
Организатор Global East Talent |
В далекие времена, которые я чуть-чуть, но все же застал, концерт любого иностранного рок-исполнителя был у нас событием. Нет, даже Событием – непременно с большой буквы. На него шли в обязательном порядке, независимо от состояния кошелька и здоровья, шли даже те, у кого сам исполнитель не фигурировал в числе любимых. Шли на шоу, шли на сценическую подачу, шли на глоток свободы и на положительные эмоции, на которые позднесоветская или ранне-постсоветская действительность была откровенно скупа. Прошли годы, и концерты постепенно стали просто концертами. Среди них было много замечательных и незабываемых, они наголову выросли в техническом и на две головы – в организационном плане, но Событиями они оказывались все реже и реже. И даже рекламные завлекалочки типа «специальная программа для российских фэнов» или «прощальный тур» потеряли эффективность – сколько раз «последние» шоу по прошествии пары лет оказывались в лучшем случае предпоследними.
Но времена вновь изменились, и гастроли зарубежных артистов, еще недавно заглядывавших к нам с частотой в два-три года, опять стали недосягаемой мечтой. Нельзя сказать, что новый железный занавес совсем уж непроницаем, но смельчаков, готовых ради пары шоу в стране, куда не летят прямые самолеты и не едут даже поезда, рискнуть репутацией и доходами в остальном мире, можно было за три года пересчитать по пальцам одной руки. Лишь в нынешнем году по какой-то совершенно неочевидной мне причине в ситуации стали намечаться некоторые подвижки. Но если гитарист Виктор Смольский (экс-Rage) выступал у нас в гибридном формате «сольный мастер-класс/джем с местными музыкантами», то венгры Ektomorf обещали настоящее, полноценное шоу – в своем действующем составе, с актуальной программой и на площадках комфортного размера; словом, все «почти как до».
Разумеется, анонсы концертов вызвали среди металлической аудитории настоящий ажиотаж. В Москве под группу, которая в предыдущие приезды играла в довольно скромных клубах типа “Rock House” или «X.O», был снят «Урбан», что само по себе внушительно. Однако он оказался для венгров мал (!!!), и когда все билеты разлетелись буквально за пару недель, мероприятие пришлось срочно переносить в огромный “1930” вместимостью, по моим прикидкам, около 3 тысяч человек. Но и он ко дню концерта был распродан подчистую!
Дорога к клубу от метро вызвала у меня живейшие ассоциации с подходами к легендарной «Горбушке» во второй половине 90-х – компании неформальных личностей разной степени волосатости наблюдались на моем пути буквально каждые 10 метров. Правда, пить настолько же в открытую, как тогда, сейчас уже мало кто рискует, но для опытного глаза вычислить и братьев по разуму, и их намерения нетрудно. А вот досмотр на входе был организован совершенно по-современному – у дверей «1930» я оказался примерно за 20 минут до запланированного выхода разогрева и максимум через пять минут зашел в зал. В «былинные времена», чтобы попасть на Событие, нужно было закладывать минимум полчаса (а лучше час или чуть больше) и заранее настраиваться на давку и препирательства с охраной.
К моменту выхода разогрева, в качестве которого как в Москве, так и в Питере двумя днями позже выступали калининградцы The Fall Of Creation, зал был заполнен примерно наполовину. И вот вам еще одно ярчайшее различие между тем, что было, и тем, что стало - в 90-х российские команды, рискнувшие разделить сцену с Легендами и Кумирами, частенько встречались родной аудиторией с прямо-таки ледяным спокойствием, а порой и откровенно враждебно. Я уж не говорю о том, что играть им сплошь и рядом приходилось на плохо отстроенном звуке и минимальном свете. За условия, которые получили в свое распоряжение The Fall Of Creation, их коллеги 25 лет назад, наверное, продали бы душу дьяволу - свободное использование экрана во весь задник сцены, плотный саунд, который мне показался даже громче (!), чем у венгров, и прямо-таки богатырская поддержка зрителей. При этом, как это ни печально, контраст между “нашими” и “фирмой” бросается в глаза все так же ярко, как раньше: исполняя весьма драйвовый (пусть и не особо хитовый) мелодик-дэт, гитаристы The Fall Of Creation все выступление стоят на одном месте, и лишь вокалист изредка позволяет себе степенно пройтись взад-вперед, а его «работа» с публикой между песнями идет группе скорее в минус, чем в плюс. Так или иначе, с задачей привести публику в активное состояние после трудного рабочего дня калининградцы вполне справились, а заодно умудрились распродать уже в Москве весь привезенный запас дисков. Что ж, рад за ребят.
Ektomorf, самая (а по большому счету, единственная) известная за пределами родной страны тяжелая группа из Венгрии, имеет за плечами больше 30 лет истории и может похвастаться выступлениями на всех крупных фестивалях Европы, так что видеть перед собой толпу зрителей «от края до края» музыкантам не привыкать. Однако сольные концерты в залах такого размера - событие для них отнюдь не рядовое (я даже рискну написать «уникальное», хотя это не точно). Но размер аудитории - еще не самое главное, столь же важна ее вовлеченность в происходящее, чего как раз фестивальным аудиториям порой не хватает. У российских зрителей проблем с вовлеченностью не был никогда, а уж после пятилетней паузы - и подавно. Народ пришел отрываться, как в последний раз в жизни, и успешно занимался этим на всем протяжении чуть более, чем часового сета венгров. Огромный мошпит, коллективные прыжки по команде фронтмена Золтана Фаркаша, скандирование припевов и названия группы - все, как надо, все «почти как до». А видели бы вы реакцию Золтана, когда трехтысячный зал подхватил прикол какого-то шутника и принялся громогласно выкрикивать русское народное «За…сь» (“fucking great”, скажем так)! Он с абсолютно растерянным лицом ретировался за кулисы, где, видимо, спросил перевод, и оттуда возвращался уже с видом победителя. Уже тогда стало понятно, что Событие, о котором можно рассказывать детям, получилось.
В такой наэлектризованной атмосфере, когда публика, по большому счету, заряжается сама от себя, музыка и музыканты вполне могут уйти на задний план. В этот раз, к счастью, такого не произошло. Золтан и его коллеги, как могли, реагировали на воодушевление зрителей - на контрасте с предыдущей группой, они рубились как заведенные, прыгая, бегая и закручивая «мельницы», но не забывали при этом четко и слаженно играть программу. Многие говорят о сходстве Ektomorf и Soulfly, и оно, на первый взгляд, очевидно, хотя если копнуть немного глубже, то вскрываются коренные различия - не в стиле, а в подходе к музыке. Макс Кавалера – это, в первую очередь, шаман, он заглядывает внутрь себя и старается выпустить оттуда какие-то «вайбы» нематериального и плохо поддающегося осмыслению характера. Если это получается, публику затягивает, и концерт проходит на ура, но известно немало случаев, когда это не получается от слова «совсем», и тогда зрители недоумевают, в какого невнятного растамана превратился тот артист, который в свое время так неистово рычал “Troops Of Doom” и “Arise”. Ektomorf, по моим ощущениям, с шаманством не имеют ничего общего, они играют грув-метал по всем правилам стиля, но делают это мастерски и с куда более гарантированным, хотя и куда менее захватывающим дух результатом. Другими словами, перед нами выступала хорошо отрепетированная грув-металлическая машина, работающая предсказуемо, но эффективно. Ей не помешали ни откровенно хаотический свет (выстроенный, похоже, по принципу «максимально быстро включаем-выключаем все прожектора, до которых можем дотянуться одной рукой»), ни довольно спорный звук, сильно различавшийся по балансу инструментов в разных частях зала. Я не могу назвать себя ярым поклонником грув-метала и в тот период, когда концерты еще/уже не были Событиями, на Ektomorf не ходил ни разу, но в этот вечер они были действительно хороши – без всяких скидок на уникальность мероприятия и его более чем пятилетнее ожидание.
За примерно 70 минут, проведенных на сцене, Золтан и его товарищи выдали вполне ожидаемую подборку своих наиболее известных песен – от “Fire” с прорывного альбома “I Scream Up To The Sky” (2002) до трех номеров с последнего на текущий момент диска “Vivid Black” (2023). Эксклюзивом для российской публики стала кавер-версия “Surfacing” Slipknot, вообще не существующая в студийном варианте, а также две композиции со следующего диска “Heretic”, релиз которого ожидается осенью. Между песнями Золи много говорил – о себе, о своих слушателях и о музыке. Не буду в очередной раз заострять внимание на печальных событиях в семье музыканта (во время пандемии он потерял мать) и на том, что песни Ektomorf со всеми их “destroy”, “hate” и “you can’t control me” – это оружие, которым он отбивается от вторжения агрессивного окружающего мира в его личную жизнь. Но не могу не процитировать, как Фаркаш объяснил причину, по которой он решился на всю эту российскую авантюру: “It’s all about the music. Fuck everything else”. По-моему, совершенно правильный принцип.
Хотя, конечно, дело не только в музыке как таковой. Российская аудитория – не только потенциально многочисленная, но и исключительно верная, и те артисты, которые 35-40 лет назад первыми приехали в только-только открывшую двери миру страну, заработали ее любовь по гроб жизни. Сейчас, к сожалению, мы очень далеки от перестроечной России, и об открытии дверей пока остается только мечтать, но я уверен, что если мы все не сгорим в ядерном пламени, то этот акт доброй воли венграм у нас обязательно зачтется. Но это потом, а в ближайшее время, как это всегда и бывает, вслед за первопроходцами, оценив риски и выгоды, должен потянуться второй эшелон. На осень уже анонсированы российские концерты As I Lay Dying, и хотя их намерения достойны всяческих похвал, первыми лед взломали именно герои этого отчета. А мы при этом присутствовали и видели все своими глазами.
Сет-листы:
The Fall Of Creation
01. Philosophy of Being
02. Dance of Death
03. Martyrdom
04. Original Sin
05. Enlightenment
06. Path of the Brave
07. Prophetic Dream
08. Bygone Days
Ektomorf
01. Sorrow (Klaus Badelt, Lisa Gerrard, Gavin Greenaway & The Lyndhurst Orchestra song) (Intro tape)
02. You Can't Control Me
03. I Know Them
04. Die
05. Never Be the Same Again
06. Gypsy
07. Show Your Fist
08. Heretic
09. I'm Against
10. Surfacing (Slipknot cover)
11. You Leech
12. Fire
13. Dear God
14. You Belong There
15. I Choke
16. Outcast
Бис:
17. Fuck You All
Выражаем благодарность Владимиру Рязанову (Global East Talent) за предоставленные аккредитации
Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru
Фотографии
Показать фото