Последние 25 отчетов

21.03.2025
Москва

АРТЕРИЯ

14.03.2025
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

02.03.2025
Москва

MAVR BAND

15.02.2025
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

07.02.2025
Москва

ROSSOMAHAAR

01.02.2025
Москва

UNHOLY NIGHT, DEATHWIND

17.01.2025
Москва

MARGENTA

03.01.2025
Санкт- Петербург

АРИЯ - новогоднее шоу

02.01.2025
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

30.12.2024
Москва

АРИЯ - новогоднее шоу

22.12.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

14.12.2024
Москва

BOMBSHELL BOYS, NASTY DOLLZ

13.12.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

06.12.2024
Санкт- Петербург

DERO GOI

29.11.2024
Москва

EASY DIZZY

23.11.2024
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - акустика

23.11.2024
Москва

GJELDRUNE

17.11.2024
Санкт- Петербург

MAVR BAND

10.11.2024
Москва

ILLIDIANCE

08.11.2024
Санкт- Петербург

СЕРГЕЙ МАВРИН

08.11.2024
Санкт- Петербург

JOE LYNN TURNER

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

Архив отчетов
Дата
15.02.2025
Город
Санкт- Петербург
Клуб
КЦ "Сердце"
Организатор
Infinity Concert

Начиная с 2020 года, новые файлы в папке с концертными репортажами на моём ноутбуке появляются не так часто, как мне хотелось бы (хотя, наверное, чаще, чем у многих коллег – но за это надо поблагодарить организаторов европейских фестивалей). Тем не менее, в этой папке имеются документы под названием «Оргия Праведников 2022», «Оргия Праведников 2024», ну а данный отчёт посвящён концерту «Оргии», состоявшемуся 15 февраля 2025-го в петербургском клубе «Сердце».

Коллега по порталу, которой я сначала предложил составить мне компанию в качестве фотографа, в этот раз отказала со словами: «Одно и то же». Поэтому я, во-первых, хотел бы поблагодарить Маргариту за то, что ниже вы можете посмотреть отличные иллюстрации к моему тексту. А во-вторых замечу, что если для фотографа один концерт «Оргии» действительно мало чем отличается от другого, то для простого слушателя (которым является любой журналист, работающий над текстом) разница между выступлениями существенная. На всех трёх вышеперечисленных мероприятиях музыканты исполняли значительно отличающиеся друг от друга программы и даже пересекающиеся песни зачастую играли в разных аранжировках. Что вполне логично: напомню, что в 2022 году концерт был посвящён альбомам «Оглашенные, изыдите!» и моему любимому «Уходящему солнцу», в 2024-м Оргия Праведников отмечала 25-летие, ну в 2025-м пятнадцать лет исполнилось первой части «Для тех, кто видит сны». На презентации этой работы в питерской «Орландине» я был тоже в феврале, но гораздо более счастливого 2010 года, и после неё на долгое время отложил творчество «Оргии» в сторону. Было интересно сравнить свои впечатления тогда, сейчас, а также в 2022 и 2024 годах. И, забегая вперёд, скажу, что и сет-лист, и настроение недавнего февральского выступления мне пока понравились больше всего.

Как и прошлым летом, организаторы выбрали в качестве площадки клуб «Сердце». По сравнению с июньским мероприятием мне показалось, что на этот раз он заполнялся медленнее, возможно, именно поэтому музыканты вышли на сцену не в заявленные восемь часов вечера, а чуть позже. Актив (я так полагаю) фан-клуба «Оргии» раздал всем желающим, включая автора этого отчёта, бумажные самолётики, и со сцены раздалась «Вперёд и вверх». Из этого, во-первых, следовало, что «Для тех, кто видит сны. Vol. 1» будет исполняться не в альбомном порядке, а во-вторых, гораздо понятнее стал выход большей части состава группы в костюмах с элементами авиационной тематики. На головы Сергея Калугина, Артемия Бондаренко и Александра Ветхова были надеты лётные шлемы, в то время как Алексей Бурков ограничился очками. Всего же на сцене присутствовали 8 человек, поскольку к группе вновь присоединились Екатерина Тихонова (сопрано) и Милослава Бондаренко (в этот раз альт, а не скрипка), а также Елена Мелентьева (флейта) и Александр (клавиши), фамилию которого я, к сожалению, не запомнил, за что приношу свои извинения. Извиниться я хочу и перед Милославой Бондаренко, которую в прошлом отчёте назвал Ярославой. Исправляюсь.

На первом же выкрике «Вперёд и вверх» мы все запустили бумажные самолётики, и этот порыв от зала к сцене получился весьма эффектным. А вот обратное движение от сцены к залу, сиречь звуковые волны, поначалу не порадовали. Звук отстроили слишком громко и кашеобразно, так что я было забеспокоился, что повторится опыт летнего концерта, когда примерно с середины первого отделения воспринимать и без того не самую простую музыку Оргии Праведников стало совсем тяжело. К счастью, сейчас всё вышло совершенно наоборот, и уже “The Catcher in the Rye” прозвучала гораздо лучше, особенно меня порадовала отличная читаемость партий флейты в этой трогательной композиции. Я весьма далёк от религий, тем более монотеистических, но всё же калугинский образ Господа мне здесь гораздо ближе и понятнее: «А в поле над пропастью/ В метре от края/ Маленький мальчик/ С ним не играют/ И он — наш Великий Господь, этот маленький мальчик». Следующая «Белое на белом», как и в прошлый раз, превратилась в танец, причём тоже белый. «Дамы приглашают кавалеров», - обратился Сергей Калугин к публике перед исполнением. Сама эта песня также примечательна текстом, написанным Сергеем, насколько я понимаю, под впечатлением от работ художника Валентина Массова, автора действительно талантливых акварелей.

В своё время «ДТКВС Vol. 1» стала для меня последней действительно целиком зацепившей работой Оргии Праведников, хотя и на ней я понял не всё. Таким исключением, например, оказалась песня «Огонь и я (Phoenix)». Увы, и 15 лет спустя всё, что я могу рассказать про неё – это пересказ преамбулы от Сергея, который думал, что придумал очень оригинальную игру слов «огонь и я - агония», а потом выяснил, что песен с таким названием уже написано с десяток. По счастью, других таких недопониманий на концерте в «Сердце» со мной не случилось, даже смелая связка из «Гимна» и «Скименъ (Крепка яко смерть любы)» на деле оказалась не только свежей, но и уместной. Ну а некоторые композиции, особенно «По тонкому льду», я с возрастом стал понимать гораздо лучше. Не только из-за того, что стал больше ценить такие тонкости, как клавишный паттерн в этой песне, но и потому, что совсем по-другому стали отзываться слова: «Протопим печь, и вновь, как встарь/ Выйдем в поля, в костре напечём, словно в детстве, картошек/ Всё как тогда.../ Только в дом ближе к ночи нас некому звать».

Кульминация первого отделения состоялась, пожалуй, между «По тонкому льду» и «Гимном». Это «Путь во льдах» с замечательными живыми бэками, разложенными между Екатериной Тихоновой, Алексеем Бурковым и Артемием Бондаренко (если я забыл кого-то из поющих, то вновь прошу меня простить) и «Дорога ворона», такая же редкая, как и варган на рок-концертах. А именно его, если я ничего не путаю, использовала Милослава Бондаренко. Финалом же первого акта стала динамичная и по-хорошему легкомысленная «Школа Мудрости», на которой повеселел даже слэм. Как сказал Сергей Калугин: «Обезьянку можно кормить, а музыкантов можно поить пивом», так что музыканты отправились за кулисы, чтобы, вероятно, им освежиться, ну а мы потянулись в бар.

Второе отделение стартовало с «Млечного пути», а вернее, с очень красивого вступления к нему, исполненном на альте Милославой. Пожалуй, «Млечный путь» - не самая моя любимая вещь с «Уходящего солнца», но всё равно услышать её, особенно в обновлённой аранжировке (в оригинале, если не ошибаюсь, в песне звучит виолончель), было приятно. После Сергей долго перестраивал гитару, параллельно развлекая публику довольно смешным анекдотом, фабула которого сводится к тому, что музыканты – тоже люди. Как я уже писал, новейшее, если считать таковым альбом «Время будить королей», творчество «Оргии» я понимаю далеко не всегда, но живьём «Северный ветер», исполненный после «Млечного пути», стал весомым аргументом попробовать врубиться ещё раз. Песня-то действительно хорошая (а ещё Калугин использует в ней интересную аппликатуру с выносом большого пальца с задней поверхности грифа). Следующая «Вдаль по синей воде», по идее, могла бы стать для меня контраргументом, но в живом исполнении эта композиция открылась для меня с какой-то новой стороны, возможно, благодаря голосу Екатерины Тихоновой.

Повторю, что некоторые стихи Сергея Калугина становятся мне тем ближе, чем старше я становлюсь. Случится ли это с лирикой в композиции «Радость моя (Ничего нет прекраснее смерти)», сказать сложно, но пока что я определённо так не считаю. К счастью, после неё группа вновь обратилась к «Уходящему солнцу», на этот раз выбрав «Сицилийский виноград». Эта сложная многочастная пьеса снова, как и летом, сопровождалась вакхическим хороводом в хороводе. Позже зрители устроят ещё один, более яркий во всех смыслах, перфоманс и зажгут свечи-фонтаны под «Армагеддон FM». Тут порадовала и адекватность зажигавших, которые никому не повредили, и миролюбие охраны, не повредившей акционистов. Кстати говоря, если верить Сергею, то в первоначальной версии этой песни Полынь наворачивалась не в московские, а в балтийские воды.

Не обошлось во втором отделении и без боевиков. Это и «Шитрок», и, наконец-то, «Офис», в котором Сергей не только голосил фальцетом, что твой Кинг Даймонд, но и не застремался исполнить строчку про портрет сами знаете кого. После офиса зал начал скандировать: «Оргия! Оргия!», а группа сыграла давний эпик «Восхождение чёрной луны». Пожалуй, если говорить о кульминации второго отделения, то вот это была она, настолько мощной и неистовой получилась. Во многом, кстати, благодаря каким-то шаманским бубнам в руках клавишника Александра и скрипачки-альтистки Милославы.

Ну а во время гимна нескольких поколений, присутствовавших в зале – и я, конечно, имею тут в виду песню «Наша Родина – СССР!» - зрители в зале развернули флаг Гражданской Обороны. Что ж, может, пластмассовый мир и победил, но мы ещё живы и поборемся. Пожалуй, именно этой песней и с таким настроением логично было завершить петербургское выступление Оргии Праведников, однако музыканты решили иначе и выдали «Убить свою мать», да ещё и добавив в начало какого-то регги. Впрочем, даже это не смазало мои впечатления от вечера.

Сравнивая юбилей «ДТКВС» с концертами Оргии Праведников летом 2024 и зимой 2022 годов, скажу, что новейшее выступление мне понравилось больше всего в первую очередь потому, что наконец-то после сильного первого отделения группа выдала второе, не уступающее ему ни музыкальным наполнением, ни качеством звука. Что касается презентации альбома в далёком 2010-м, то, наверное, если бы я тогда меньше думал о том, чего же у группы становится больше – прогрессивного рока в лучших западных традициях или старого доброго отечественного «шитрока», то, вероятно, почувствовал бы гораздо больше удовольствия. Того, которое получил спустя 15 лет в петербургском «Сердце». Спасибо, «Оргия»!

Сет-лист:

1. Вперёд и вверх!
2. The Catcher in the Rye
3. Белое на белом
4. Огонь и я (Phoenix)
5. По тонкому льду
6. Путь во льдах
7. Дорога ворона
8. Гимн
9. Скименъ (Крепка яко смерть любы)
10. Школа мудрости
11. Млечный путь
12. Северный ветер
13. Вдаль, по синей воде
14. Радость моя…(ничего не прекраснее смерти!
15. +-)
16. Сицилийский виноград
17. Шитрок
18. Офис
19. Восхождение чёрной луны
20. Армагеддон FM
21. Наша Родина – СССР!
22. Убить свою мать

Выражаем благодарность Infinity Concert за предоставленные аккредитации

Текст: Павел Власов
Фото: Маргарита Стефанкова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker