Дата 01.01.2025 |
Город Москва |
Клуб Клуб "Base" (экс-ГлавClub) |
Организатор J.A.M. Management |
Невероятно, но факт - “Главная метал-елка страны” состоялась в этом году уже в 19-й раз. Забавно, что когда Catharsis впервые назначили свой концерт на 1 января, мало кто верил в успех этой идеи - отечественных фэнов тяжелой музыки и так не назовешь легкими на подъем, а в “день большого бодуна” тем более. Я и сам долгое время считал эту дату категорически не подходящей для посещения каких-либо мероприятий, однако вот уже в третий раз за последние пять лет я провожаю первый день нового года в компании лидеров российской метал-сцены, и недостатка в публике никогда не наблюдается. Наоборот, как-то мне даже пришлось стоять в очереди на вход.
В этот раз, к сожалению, обстоятельства оставили мне только два варианта действий: либо я прихожу в клуб “Base” к 9 часам вечера, либо не прихожу вовсе. Я выбрал первый, но это означало, что больше половины программы пройдет без меня. Как назло, именно в этот раз на “Елку” был заявлен целый ряд интересных коллективов, которые на ней раньше не выступали, в частности, фолк-блэк-метал-сенсация 2023 года Мещера и симфо-металлисты Джоконда во главе с певицей, автором песен и просто красавицей Еленой Мининой. Не удалось толком послушать и Дом Ветров - когда я сдавал куртку в гардероб и осматривал столик с мерчем, они уже доигрывали последнюю песню.
Вышедших следом Catharsis встречала впечатляющая толпа - хоть и не супер-плотно, но зал был заполнен едва ли не до выходных дверей. Правда, поначалу в происходящем мало кто разобрался - четверка теней на сцене вжарила нечто инструментальное и почти индустриальное, в чем я с большим трудом опознал заглавную тему из древней компьютерной игры “Mortal Kombat”. Конец всеобщему замешательству положило появление на сцене скрипачки Ольги Петровой - она, в отличие от коллег-мужчин, попала в луч прожектора. А вскоре к ней присоединился вокалист Олег Жиляков, и программу продолжила “Триста лет полета” - песня более привычная, но присутствующая в сет-листах Catharsis не то чтобы слишком часто.
Ходить на концерты 1 января трудно, но еще труднее на них выступать, и шоу основателей “Метал-елки” продемонстрировало эти трудности в лучшем виде - сумбурный свет плюс невнятный звук, в котором откровенно не хватало гитар. Однако самим музыкантам нельзя не отдать должное - они, что называется, заморочились и в очередной раз приготовили на Новый год целый ряд эксклюзивов. Так, под номером пять в сет-листе оказался хит Гарика Сукачева “Моя бабушка курит трубку”, который “катары” воспроизвели довольно близко к оригиналу. А затем на сцене появился специальный гость - Алексей Реймар, вокалист израильской группы Desert, в свое время выступавшей вместе с Catharsis на 15-летии альбома “Имаго”. Алексей спел дуэтом с Олегом боевик “Hold Fast”, привнеся немного новых красок в этот неизменный пункт программы почти всех концертов группы. Дальше было еще интереснее - Олег покинул сцену, а Алексей, оставшись у микрофона в одиночестве, объявил песню, с которой началась его любовь к музыке. Если знать, что Реймар 1977 года рождения, и вырос он в Советском Союзе, то угадать группу было не так уж трудно - Modern Talking звучали в его (и мои) подростковые годы из каждого утюга. А композиция “Cheri Cheri Lady” открывала их первую изданную в СССР пластинку, которая была в свое время и у меня дома. Любопытно, что уже вторые отечественные металлисты, на выступлениях которых я побывал за последний месяц, обращаются к творчеству Modern Talking. Думаю, если кто-то возьмется за организацию тяжелого трибьюта этому звездному немецкому дуэту, затея будет иметь такой же успех, как и легендарный метал-трибьют ABBA.
Финальная часть выступления Catharsis полностью совпадала с их же новогодней программой 2023 года - “Оленька”, “Крылья” и “Воин света”, однако на последнем из этих номеров к группе вновь присоединился Алексей Реймар, а заодно вокалист и басист Дома Ветров. Если учесть, что с Домом Ветров буквально часом ранее играли и Ольга Петрова, и барабанщик Андрей Ищенко, то можно смело назвать финал сета джем-сейшном двух коллективов. Гости и кавера - вполне рабочий способ оживить даже слышанную множество раз подборку композиций, так что Catharsis в итоге оставили после себя вполне положительные впечатления. Пожаловаться можно лишь на краткость их пребывания на сцене - я только-только втянулся, а они уже вышли на прощальный поклон.
Приглашение Воли и Разума на роль хэдлайнеров, что называется, напрашивалось - эту группу можно смело назвать главным событием 2024 года в отечественной тяжелой музыке. Реюнион трех ключевых экс-участников группы Мастер был бы интересен, даже если бы они ограничились гастролями с программой старых хитов, однако менее чем за год совместной работы Алексей Страйк, Михаил Серышев и Андрей Большаков успели не только погастролировать, но и сочинить новый полноформатный альбом, также вызвавший очень существенный резонанс. Тем не менее, происходившее в зале после того, как Catharsis раскланялись, ярчайшим образом продемонстрировало, насколько трудно (если не сказать невозможно) в российских реалиях раскручивать новый бренд. К выходу потянулась, по моим прикидкам, где-то треть аудитории, не услышав из сета хэдлайнеров ни ноты, хотя стрелки часов едва перевалили за 10 вечера. Не буду говорить, что на Западе до конца сборных концертов или фестов никто не уходит; еще как уходят, но в большинстве случаев это происходит уже после того, как они, что называется, заценят артиста, послушают у него хотя бы две-три песни и составят о его живом потенциале собственное впечатление. У нас же публика в массе своей не желает давать незнакомым или малознакомым музыкантам даже шанса, даже несмотря на то, что деньги за билет она уже заплатила в полном объеме. Я сталкиваюсь с такой ситуацией далеко не впервые (на самом деле, сколько пишу о музыке - столько и сталкиваюсь), но она каждый раз заставляет меня еще сильнее уважать тех артистов, кто хотя бы пытается здесь что-то делать.
Я не знаком с «внутренней кухней» «Елки», поэтому не могу сказать, поставили ли Воля и Разум за пульт собственных звукоинженера и светотехника, или же те ребята, кто рулил ими раньше, под конец вечера все-таки стали, как это принято сейчас говорить, «наилучшей версией себя». Однако факт остается фактом – из трех виденных мной на текущий момент выступлений Воли и Разума именно в этот раз они прозвучали лучше всего, да и к свету никаких претензий предъявлять не хочется. Что же касается самого выступления, то оно особых сюрпризов не принесло – после короткого атмосферного интро музыканты, как молодые, так и ветераны, вихрем выскакивают на сцену и начинают прямо-таки неистово рубить «нетленки» отечественного металла преимущественно с первых двух пластинок Мастера: «Не хотим», «Берегись», «Палачи» и далее по полной программе. Эта подборка композиций даже в плачевных звуковых условиях производит мощнейшее впечатление, а когда все инструменты и вокал слышно практически идеально – тем более.
В предыдущий раз я имел удовольствие лицезреть Волю и Разум в августе, еще до выхода вышеупомянутого дебютного полноформатника «Иди на свет», поэтому был бы очень рад, если бы в сет-лист их новогоднего шоу попало больше свежего материала. Однако программа группы изначально было заявлена как «Золотые хиты из 80-х», так что из новинок зрители услышали лишь песню «Грешник и святой». Логика организаторов проста – в праздничный вечер, да еще под самый его конец, незнакомый материал, пусть даже самый замечательный, рискует не зайти публике, и без того «перегруженной» музыкой и крепкими напитками. И эта логика оказалась совершенно верной – народ, даже несмотря на наличие в его рядах немалого количества напрочь упитых личностей, без труда узнавал и прекрасно принимал боевики и баллады, знакомые многим с детства. А вот название новой группы оказалось орешком из категории покрепче – несмотря на огромную надпись «Воля и Разум», многократно проецировавшуюся на задник сцены, зрители минимум дважды предприняли вполне успешную попытку скандировать «Мастер». Как говорится, «тот неловкий момент, когда…», но особенности национальной публики я уже описывал чуть ранее и возвращаться к этой теме не хочу.
Хотя время приближалось к половине двенадцатого, Алексей, Андрей, Михаил и их ритм-секция отыграли вполне полноценную часовую программу и даже вышли на бис с бессмертной «Кто кого?» и кавером на «блэксаббатовский» “Paranoid”. А до этого, разумеется, были и «Встань, страх преодолей», и «Еще раз ночь», и «Игры не для нас», и Самая Главная Песня, давшая альянсу экс-«мастеров» их новую «вывеску». Очень надеюсь, что Воля и Разум найдут в себе силы не останавливаться на достигнутом и продолжат не только радовать уже имеющихся ценителей, но и расширять их круг, как бы трудно это ни было в российских условиях.
Несмотря на все трудности, которых лично у меня на пути на «Метал-Елку» было в этом году рекордное количество, я считаю начало концертного сезона удачным. Конечно, нынешнюю музыкальную жизнь Москвы не сравнить с той, что была до наступления пресловутой пандемии, но все же интересные мероприятия случаются здесь и сейчас. А ведь не зря говорится, что как новый год встретишь, так его и проведешь. Так выпьем же за то, чтобы «больше, лучше и без последствий» было в 2025-м у всех, кто праздновал его начало в “Base”!
Сет-листы:
Catharsis
01. Mortal Kombat Theme
02. Триста лет полета
03. Сердце мира
04. Время потерь
05. Моя бабушка курит трубку (Неприкасаемые cover)
06. Hold Fast (+ А. Реймар)
07. Cheri Cheri Lady (Modern Talking cover) (+ А. Реймар)
08. Оленька (Xanandra) (Mago De Oz cover)
09. Крылья
10. Воин света (+ А. Реймар, Дом Ветров)
11. Миньоны (Outro tape)
Воля и Разум
01. Intro
02. Не хотим
03. Берегись
04. Палачи
05. Щит и меч
06. Храни меня
07. Наплевать
08. Грешник или святой
09. Еще раз ночь
10. Игры не для нас
11. Встань, страх преодолей
12. Воля и разум
Бис:
13. Кто кого
14. Paranoid (Black Sabbath cover)
Выражаем благодарность J.A.M. Management за предоставленные аккредитации
Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья Бондарева, Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru
Фотографии
Показать фото