Дата 15.08.2014 |
Город Динкельсбюль (Германия) |
Клуб Аэроклуб |
Организатор |
День 3.
Третий день фестиваля мы начали так же, как и второй – с поездки в магазин. После приобретения бочонка пива и других жизненно необходимых штук мы устремились в лагерь, подгоняемые моим желанием успеть на Crucified Barbara. Сей девичий коллектив никогда не цеплял меня в студийном варианте, но посмотреть на то, как четыре девушки будут «вваливать» довольно жесткий рок, хотелось. Посмотрев практически весь сет шведок, могу сказать, что живьем они выигрывают у себя же студийных. Тому способствует, во-первых, «картинка» - девушки миловидны и не злоупотребляют одеждой. Во-вторых, живьем Crucified Barbara «качают», и это компенсирует нехватку хитов, особенно в выбранном девушками направлении – хэви у них вовсю граничит с грувом и трэшем.
Такое бодрое утро задало тон всему дню, и следующим пунктом вместо Omnium Gatherum, которых почтили своим присутствием мои друзья, я выбрал проверенный Primal Fear. И ни разу об этом не пожалел.
Этих немецких сталелитейщиков я уже в третий раз наблюдал в деле, причем наши предыдущие встречи случились на чешском “Masters Of Rock” – сначала в 2010, а потом в 2013 году. Оба раза оставили хорошие ровные впечатления, и, топая по направлению к сцене, я предполагал, что и за третий раз буду отчитываться теми же словами, что и за первые два. Но, как говорится, Бог любит троицу, и на этот раз Primal Fear вызвали у меня значительно больше эмоций, чем до этого.
Это тем более удивительно, что «бризовский» сет-лист откровенно проигрывал прошлогоднему чешскому – не было моей любимой “Metal Nation”, запоминающейся “Bad Guys Wear Black” и проникновенной “Fighting The Darkness”. Последнюю, впрочем, успешно заменила свежая “When Death Comes Knocking”. Ее музыканты сыграли как раз в середине своего довольно короткого сета, после чего подряд прозвучали “Angel In Black”, “Chainbreaker” и “Metal Is Forever” - атомное завершение программы, по-другому и не скажешь.
Чем же вызван мой бурный восторг от Primal Fear в этом году? Помню, как в прошлый раз я сравнивал их с машиной – в хорошем, конечно, смысле слова. Но всё-таки машина – она машина и есть, а на “Summer Breeze” выступала живая, очень искренняя группа. Этим, наверное, и они зацепили по-настоящему.
Что повлекло за собой такие перемены? Не думаю, что дело во временном возвращении в группу Тома Нойманна, который заменяет Магнуса Карлссона в этом году. Возможно, дело в другом участнике группы, теперь уже бывшем. Уже после фестиваля я узнал, что это шоу было последним в составе Primal Fear для Рэнди Блэка, который провел с ребятами больше 10 лет. Так что не исключаю, что такой душевный порыв музыкантов вызван пониманием того, что в этом составе они уже больше не сыграют.
К счастью, история Primal Fear на этом не заканчивается, у группы уже есть новый барабанщик – бразилец Акилес Пристер. Хочется верить, что с его приходом музыканты не растеряют появившуюся живость и искренность концертов, а я, в свою очередь, в ближайшем будущем надеюсь убедиться в этом.
Пока же мне предстояло буквально за 5 минут переключиться на прослушивание куда более тяжелой музыки – на “Pain Stage” к выходу готовились легендарные Benediction. Мой любимый дэтовый коллектив – Bolt Thrower, а Benediction, хоть и играют по-другому, достаточно близки им по духу. Да и биографии этих групп переплетаются – напомню, что именно в Bolt Thrower в 1998 году ушел Дэйв Ингрэм, классический вокалист Benediction. Ингрэм с тех пор уже успел покинуть Bolt Thrower, микрофонной стойкой которых вновь заправляет харизматичнейший Карл Уиллетс, а в Benediction с того самого 1998-го рычит тёзка Ингрэма, Дэйв Хант.
Каюсь, что обе студийные работы с Хантом я так и не послушал, закончив свое знакомство альбомом “Grind Bastard”. Данное упущение необходимо исправить, поскольку живьем Хант рычит очень сочно и, пожалуй, мощнее, чем его предшественник. С чувством юмора у фронтмена тоже порядок, и шутить он не переставал в течение всего концерта. Да и все остальные музыканты произвели на меня совсем не мрачное впечатление – на сцене рубились простые мужики, которые по-настоящему преданы своему любимому делу. Символично, что именно Benediction удалось справиться с плохой погодой, стоявшей с утра, и вызвать из-за туч солнце.
Самым колоритным персонажем в группе оказался, пожалуй, басист Фрэнк Хили, похожий, извиняюсь, на панк-бомжа, сошедшего с Пешеходной линии Васильевского острова. Внешность обманчива – Фрэнк не только больше 20 лет играет в Benedicion, но и отметился в весьма своеобразных Sacrilege, а также в Cerebral Fix и, внимание, в Napalm Death (правда, в качестве гитариста).
Что касается сета, то из-за своей необразованности я узнавал только классику вроде “The Dreams You Dread” и “The Grotesque”, но это не помешало мне получать удовольствие и от «неопознанных» композиций. Ну и напоследок Benediction припасли для меня (и, уверен, не только) настоящий подарок – “Magnificat” c того самого “Grind Bastard”. Лучшего завершения их сета я и не мог себе представить.
“Summer Breeze” – один из тех фестивалей, на которых увидеть вообще ВСЕ группы невозможно не только из-за несовершенства человека, но и из-за расписания – выступления на главных сценах часто пересекаются с концертами на малых. Вот и теперь нам предстояло выбирать между мелодичными хардкорщиками Ignite, выступавшими на главной сцене, и Аннеке Ван Гирсберген, которой на этот раз отвели “T-Stage”. Мы дружно выбрали второй вариант, но, несмотря на всю мою любовь к Аннеке, я до сих пор не уверен, правильно ли поступил. Ведь, в конце концов, эту очаровательную певицу я видел до этого уже 4 (!) раза. И пятый раз, к сожалению, запомнился мне меньше всего. Нет, никто не упрекнет «Аннушку» в халтуре, да и присутствие в сет-листе треков The Gathering порадовало. Подкачали звук, оказавшийся не слишком разборчивым и, как ни странно, атмосфера – не было того ощущения домашнего праздника, к которому я так привык на концертах Аннеке, вне зависимости от того, в какой стране они проходят. Возможно, последнее связано c удаленностью от сцены – в этот раз я стоял довольно далеко от нее, тогда как один из моих камрадов пробрался в первый ряд и остался крайне доволен увиденным и услышанным. В любом случае, концерт Аннеке мы посетили не зря – завершая его, певица сказала, что все желающие смогут увидеться с ней ночью. Не знаю, что подумали вы, но мы обрадовались – речь шла о гостевом участии в выступлении Девина Таунсенда. Именно обещанная Аннеке вдохновила нас на то, чтоб побороть накопившуюся за весь усталость и посетить выступление Девина.
Выступления Аннеке Ван Гирсберген и Gamma Ray разделяли 35 минут, но на деле этой паузы у меня не оказалось – как только Аннеке покинула сцену, я устремился к редко появляющейся в этом отчете “Camel Stage”, чтобы послушать ее соотечественников из Gingerpig. Эту группу наш главный редактор окрестил бы не иначе, как «ретро-рокерами», и был бы прав. Более классический рок-проект сложно себе представить – пауэр-трио, исполняющее хард-рок с явным блюзовым влиянием.
Глядя на все это, я решил, что информация о том, что на сцене стоит один из бывших участников дэтстеров Gorefest – это какая-то ошибка. Но нет, гитарист/вокалист Gingerpig и бывший гитарист Gorefest Будевийн Бонебаккер – один и тот же человек. Хотя, если вспомнить замечательный альбом Gorefest “Soul Survivor”, то удивления поубавится.
Но вернемся к Gingerpig. У них есть не только хард-рок, но и то, что в свое время сделало этот жанр популярным – хиты. Вот и сейчас, набирая эти строки, я начинаю напевать припев из “Run”. Тем временем, неумолимо приближался выход на главное сцену наших любимых Gamma Ray, и мы отправились занимать места у сцены, не дослушав, к сожалению, Gingerpig. Очень надеюсь, что это была не последняя моя встреча с этой замечательной группой.
Если Аннеке незадолго до этого я видел в пятый раз, то предстоящее выступление Gamma Ray стало шестым (!) в моей жизни. И для меня это, между прочим, рекорд. Несмотря на то, что «Гамму» мы видели буквально три месяца назад с куда более обширным сет-листом, ‘Summer Breeze” не обошелся без сюрпризов – прозвучала новая песня “Hellbent”, отсутствовавшая в России. Это, безусловно, порадовало. Хоть я и не фанат конкретно этой композиции, тот факт, что группа тасует сет-лист в течение года, заслуживает респектов.
Да и «выжимка» из сольного сета оказалась удачной, хотя меня по-прежнему удивляет отвага музыкантов, которые начинают концерты с “Avalon”, которая мало того, что новая, так еще и длиннющая. Следующей уже традиционно прозвучала “Heaven Can Wait”, и мы все дружно понадеялись, что Ральф Шиперс, внимательно наблюдавший за своими бывшими коллегами с галереи над сценой, все-таки спустится и споет ее. Я не испытываю ностальгии по его участию в Gamma Ray, но все-таки было бы здорово прикоснуться к живой истории группы, тем более, что фестивали – самое место для подобного. В любом случае, песня прозвучала без Ральфа, а вскоре он и вовсе скрылся в недрах бэкстейджа.
Тем временем музыканты под предводительством харизматичного Кая Хансена играли сплошные хиты – тут вам и “Rebellion In Dreamland”, и свежая “Master Of Confusion”, и “I Want Out” Helloween, снова растянутая за счёт дико угарной регги-вставки, и традиционное завершение в виде “Send Me A Sign”, которую я могу слушать бесконечно. Что тут еще скажешь? Концерт Gamma Ray – это всегда заряд хорошего настроения, вне зависимости от того, сколько он длится, и какие именно песни играют музыканты. Жаль, что в этот раз у них был всего лишь час, который пролетел очень быстро. Ну а рекорды, о которых я говорил в начале рассказа о выступлении Gamma Ray, не имеют никакого значения. Важно то, что я обязательно схожу на эту группу и в седьмой, и в любой другой раз.
Обилие интересных коллективов в третий день фестиваля привело к тому, что для нас вечер наступил незаметно. Меж тем, отдых явно требовался: посмотреть 6 групп – не шутка, особенно с учетом того, что еще 4 ожидали своей очереди. Поэтому было принято волевое решение забить на Carcass, которых мы видели совсем недавно на «Туске», и хоть немножко поспать.
Но вот уже звенит будильник, и я, с трудом разлепив глаза, выползаю из палатки, дабы успеть (вернее, не очень опоздать) на выступление местных Motorjesus. Вид я, вероятно, имел довольно жалкий, поскольку буквально через несколько десятков метров со мной поравнялся местный хэдбэнгер, лопотавший что-то по-немецки и протягивавший мне пиво. По-немецки я не понимаю, а пиво, разумеется, с благодарностью взял, после чего попросил коллегу перейти на интернациональный английский. Абориген живо поинтересовался, откуда я родом. Реакция на мой ответ настолько оказалась настолько потрясающей, что я немедленно проснулся. «Моя жёпа в огнэ» - это не то, что вы ожидаете услышать, находясь за границей. Да что там, у нас такое услышишь – удивишься. Как выяснилось, товарищ выучил именно эту фразу на 30 с лишним языках мира – по его мнению, она должна успокаивать иностранцев, попавших в непривычный мир сосисок и пива.
Местный полиглот оказался большим поклонником Motorjesus, так что по дороге я услышал краткую историю успеха группы, прошедшей от полной безвестности до фестивалей уровня «Бриза». И пусть музыканты выступали всего лишь на “Camel Stage”, толпа перед сценой собралась внушительная. Но если публика искренне угорала по Motorjesus, то я, к сожалению, вынужден признать, что живьем музыканты не воспроизвели даже студийную энергетику, а ведь такая музыка (Motorjesus играют крайне бодрую смесь классического харда, металла в духе Motorhead и стоунера) просто обязана заставить ваши ноги пуститься в пляс на концерте. Motorjesus же играли очень добротно, но без огонька. Хотя, возможно, дело просто в том, что я смотрел на них спросонья.
Как только Motorjesus покинули сцену, я переместился под тент “T-Stage”, на которую как раз выходили соотечественники предыдущей группы – думстеры Ahab. Я сравнительно недавно приобщился к их творчеству, но оно нравится мне настолько, что я без колебаний забил на совпадавшее по времени выступление Hypocrisy.
Как и в случае c The Ocean, собственно от выступления у меня остались самые общие впечатления – это музыка «глубокого погружения», так что я довольно быстро оказался где-то на страницах «Моби Дика», которого, к слову, как раз и читал в то время. Так что Ahab мне, безусловно, понравились, но извлечь из их сета что-то, что пригодилось бы мне для интервью, которое состоялось на следующий день, я не смог.
И, к сожалению, мне пришлось удалиться из-под тента “T-Stage” даже раньше, чем Ahab покинули сцену – следующим номером в программе стояли Machine Head, во многом ради которых мы и поехали на “Summer Breeze”. Увы, даже раннее появление перед главной сценой не помогло повторить вчерашний фокус с Down – там уже минут за 20 до выхода музыкантов собралась продолжавшая расти толпа.
В итоге на Machine Head, похоже, пришли вообще ВСЕ посетители фестиваля. Ну, или почти все. И, хочу я вам сказать, приятных впечатлений нам это не добавило. Те, кто были на фестивалях, знают, что определенный (на зарубежных фестивалях - небольшой) процент зрителей составляют пассажиры, которым, в общем-то, наплевать на музыку. Эти персонажи смотрят от силы пару хэдов в день, все остальное время методично нажираясь спиртосодержащей продукцией. Вы легко можете себе представить, в какое состояние приходят подобные тела к вечеру, когда отправляются на выступление тех самых хэдлайнеров. И вот теперь все эти спортсмены от литрбола явились на Machine Head.
Я помню двух девочек рядом с собой, одна из которых находилась реально в полубессознательном состоянии от выпитого. Помню «человеческую яму» для краудсёрферов, в которую те регулярно проваливались из-за того, что эти девочки и такие же мальчики были не в состоянии кого-то пронести на руках.
А вот о первой половине выступления Machine Head я, к сожалению, мало чего могу вспомнить. Причины этого кроются не только в создаваемых алкобыдлом неудобствах, но и в том, что хэдлайнеры решили нарулить себе воистину хэдлайнерский свет и звук, и если первый им вполне удался, то второй получился просто очень громким, но совсем не таким плотным, как, допустим, днем ранее на Down. И еще один очень субъективный момент – я предпочитаю позднее творчество Machine Head, а их сет-лист на «Бризе» представлял собой ретроспективу всех альбомов, что вполне логично с учетом того, что новый альбом музыканты еще не выпустили. Впрочем, с него прозвучал сингл “Killers & Kings”.
Тем не менее, без ярких впечатлений я не остался. Первое из них – это кавер на Ignite, для исполнения которого к группе присоединился фронтмен авторов, Золи Теглас. Получилось очень здорово, во многом благодаря чистому и звонкому голосу Тегласа, который сильно контрастирует с вокалом Роба Флинна.
Ну и самое главное – это концовка шоу Machine Head, когда под звуки “Halo” в небо били фонтаны дыма, а сверху сыпали конфетти, кружась в этом дыму, словно саранча из клипа на “Locust”. Такая визуализация одной из моих любимых песен Machine Head произвела на меня настолько сильное впечатление, что все перечисленные ранее недостатки были немедленно забыты, и в голове осталась одна мысль: «Хочу еще!».
Пока остается довольствоваться мыслью, что это «еще» обязательно случится, и приступить к заключительной части рассказа о третьем дне фестиваля, которая будет посвящена выступлению Девина Таунсенда. Этого неординарного музыканта я видел год назад в Чехии, причем тоже в позднее время. В тот раз накопившаяся за день усталость не помешала мне насладиться его выступлением, не помешала она и на этот раз. И если год назад группа Девина выступала в усеченном составе трио (без второго гитариста), то на «Бризе» перед публикой предстал квартет, уже на второй песне превратившийся в квинтет – к музыкантам присоединилась Аннеке Ван Гирсберген.
Творчество Девина – это целый мир, в котором и с поллитрой не разберешься, поэтому, наверное, я никогда не научусь ориентироваться в его концертных сет-листах. Из прозвучавшего выделю “War” - собственно, первую композицию с Аннеке, “Supercrush!” и одну из моих самых любимых – “Bad Devil”. Как и в случае с Benediction, то, что по ходу концерта я не опознал часть материала, нисколько не помешало мне получать удовольствие от происходящего.
Если сравнить это и прошлогоднее выступления Девина, то, несмотря на более лаконичный сет-лист, в этом году получилось еще круче. Дело тут, конечно, в присутствии на сцене нашей любимой «Аннушки». Скажу больше – ее сет с Девином меня впечатлил сильнее, чем собственное выступление голландской дивы. Со сцены струилось то волшебство, которого мне так не хватало часами ранее на “T-Stage”.
«Волшебство» - слово, которое очень хорошо характеризует концерты незаурядного канадца. С одной стороны, он создает настолько неординарную музыку, что дух захватывает. С другой, эта неординарность не идет в ущерб мелодичности и хитовости, не имея ничего общего с маткорами, джентами и прочим авангардом тяжелой музыки. И, в отличие от многих других, Таунсенд справляется со своей музыкой на концертах – поет в ноты, играет безошибочно. Поэтому, даже если вы не врубаетесь в студийные работы Девина Таунсенда, обязательно воспользуйтесь возможностью посетить его концерт – здесь вы сможете перенестись в другую реальность без наркотиков и алкоголя. И, могу поспорить, после возвращения из путешествия в мир Хэви-Дэви, вам, как и нам, обязательно захочется оказаться там снова.
День 4.
Пожалуй, было бы несправедливо выделить только творчество Девина Таунсенда в особую реальность. Нет, в этом же сказочном измерении находятся и фестивали. Здесь действительно можно жить музыкой, уделяя бытовой стороне существования минимум времени и сил. Поначалу переход в такую действительность может вызвать шок, но даже неофиты постепенно в нее втягиваются. Поэтому даже те, кто с непривычки страдал в первый день “Summer Breeze”, испытывают сожаление на четвертый, понимая, что скоро все закончится.
Саундтрек к подобным грустным мыслям незамедлительно прозвучал с “Pain Stage”, вполне оправдавшей свое название в данном случае. Его авторы, немцы Undertow, вышли на сцену ровно в полдень, дабы ввергнуть слушателей в бездну меланхолии и самокопания. Undertow – это немецкий Crowbar, только полегче и почти без сладжа (вернее, без думовой составляющей жанра, хардкора-то у Undertow хватает). В остальном же сходство налицо – вокал Йоакима Башина очень напоминает голос Кирка Виндстейна из Crowbar, да и сами дядьки похожи – лысые, крупные и коренастые. И гитары используют похожие – Viper’ы от ESP и LTD.
Мне, к сожалению, пока не довелось увидеть Crowbar живьем, но думаю, что они окажутся значительно более матёрыми, чем Undertow. Последних в этом глупо упрекать – масштаб у групп разный (пока), равно как и сценический опыт. Именно его нехватка привела к тому, что проблемы коммутации инструмента, возникшие у Йоакима в середине сета, решились не так быстро, как могли, а их последующий эффект не заставил себя ждать: фронтмен разволновался, в результате чего пострадала сыгранность группы в целом. Тем не менее, это не испортило впечатление от Undertow – песни уровня “BoxShaped Heart” писать сложнее, чем добиться сыгранности, а раз музыкантам удается первое, то и со вторым проблем не возникнет.
Thyrfing, занявшие главную сцену фестиваля спустя полтора часа, оставили совсем другие впечатления, несмотря на то, что с сыгранностью у музыкантов проблем не наблюдалось. А ведь попадать в фонограмму, наверное, сложнее, чем в живых участников группы. Моя саркастичность имеет вескую причину – эти шведы отвели подкладам ведущую роль, себе оставив функции аккомпанемента. Хотя должно-то быть наоборот! Желание некоторых групп сэкономить на клавишнике (басисте, втором гитаристе и т.п.) вызывает у меня все больше раздражения, поэтому мне пришлось покинуть пространство перед сценой раньше, чем я собирался, о чем, впрочем, нисколько не жалею.
Прохлаждался я недолго – сразу после Thyrfing в моей программе значились немецкие Brainstorm, год назад оставившие о себе очень положительное впечатление на чешском “Masters Of Rock”. В этот раз ребята тоже не подкачали, так что я стремительно забыл о разочаровании и бодро замахал «козой» в такт пауэр-металлическим боевикам. Это дело, как известно, затягивает, так что сет Brainstorm пролетел для меня незаметно. Из прозвучавших шлягеров, как и в прошлый раз, отмечу чрезвычайно бодрую “Fire Walk With Me” (привет «Твин-Пиксу»).
Челночный бег между “Main Stage” и “Pain Stage” продолжался – стоило Brainstorm покинуть вторую, как на первую вышли легендарные Obituary. Я был готов к тому, что выступление одной из ключевых групп флоридской сцены вызовет ажиотаж, но на деле публика даже в первых рядах стоял очень свободно. И спокойно, что меня изрядно удивило, т.к. воспоминания предыдущих дней были еще свежи в памяти. Думаю, Obituary заслужили более горячий прием – «смертельный металл» у них живее всех живых, и свежий альбом “Inked In Blood” только подтверждает это. Любопытно, что и с него на «Бризе» прозвучало несколько композиций, несмотря на то, что в середине августа альбом еще не вышел. В остальном же музыканты сделали акцент на дебютный “Slowly We Rot”.
Мне бы очень хотелось написать о выступлении Obituary более обстоятельно, но, к сожалению, весь концерт меня по телефону дергала менеджер Ahab, которым понадобилось провести интервью раньше намеченного срока. Флоридских дэтстеров я, конечно, досмотрел до конца, но все же многовато отвлекался по ходу их выступления.
После интервью мы организовали сиесту, которая была прервана нашими немецкими соседями, которые, во-первых, почему-то думали, что мы французы, а во-вторых (и это главное), хотели угостить нас пивом. Новость о том, что перед ними - русские, вызвала полный восторг, после чего между нами установилась полная дружба народов. На вопрос, собираются ли наши товарищи на In Extremo, последовал отрицательный ответ – ребята оказались больше по дэт/блэку, что, в свете того, что одеты они были в костюмы кроликов, а из их машины играл ансамбль «В морду током», нас изрядно удивило.
Но мы-то не собирались пропускать In Extremo, поэтому откланялись и двинулись в сторону главной сцены. Практически первое, что бросилось нам в глаза – это стоящая возле нее пожарная машина, недвусмысленно указывавшая на то, что совсем скоро мы увидим полномасштабное шоу In Extremo: с огнем и всей пиротехникой.
Так я увидел In Extremo во второй раз – и в жизни, и за этот год. Контраст с весенним концертом в «А2» получился значительный: «экстремисты», несмотря на камерность жанра, оказались стадионной командой. И дело тут не только во впечатляющем шоу, но и в общей атмосфере – похоже, в Германии эти фолкеры являются по-настоящему «народной» (простите за каламбур) группой. Перед сценой собралась огромная толпа, по которой постоянно кто-то плавал, а припевы в ее исполнении гремели на весь фестиваль.
Да и сет-лист на «Бризе» порадовал по-настоящему. Да, снова прозвучали четыре песни с последнего альбома “Kunstraub”, который прошел мимо меня, но зато любимый “Mein rasend Herz” был представлен не одной, а тремя композициями. Причем самыми, на мой вкус, лучшими – одноименной, “Horizont” (c них In Extremo и начали шоу) и, конечно же, “Liam”.
В принципе, этих трех песен уже было достаточно, чтоб дать мне возможность записать выступление In Extremo в личный топ фестиваля. Добавьте сюда то, что и остальное творчество группы не лыком шито (взять хотя бы традиционное завершение в виде “Ai Vis Lo Lop”), и то, что на пиротехнику и огонь немцы не поскупились…и вы все равно лишь отдаленно представите себе происходившее, потому что такое надо видеть своими глазами.
Если In Extremo я посмотрел уже во второй раз, то следующую команду увидеть в России пока представляется маловероятным, хотя некоторые ее участники уже посетили просторы нашей необъятной Родины. Речь идет о Chrome Division, своего рода альтер-эго Шаграта из сами_знате_какой_группы. А вот проект Susperia знают, возможно, не все, но именно в нем поет вокалист Chrome Division Шейди Блю (он же - Атера).
Несмотря на то, что Шаграт преуспел на ниве симфо-блэка, Chrome Division прошли путь от копирования Motorhead на первых двух альбомах до очень драйвого и качового рока, который вполне можно отнести к металлизированному стоунеру, на двух последующих. И вот тут некоторое недоумение вызвал сет-лист, в котором четыре песни из девяти представляли как раз раннее творчество норвежцев. Казалось бы, стоило сделать акцент на ультра-хитовом предыдущем альбоме, но нет, с него прозвучали только “Zombies & Monsters” и “Fight”. Да и с нового “Infernal Rock Eternal” можно было бы выбрать песни поинтереснее. Ну а если вам так дорого ранее творчество, так где же одноименная с группой “Chrome Division”?
В общем, сет-лист меня не удовлетворил, но, скорее, в том смысле, что теперь хочется увидеть полноценное выступление «Хромированной Дивизии». В остальном же музыканты порадовали – хороший звук, мощный кач, убедительно справляющийся живьем Атера и по-хорошему выпендрежный соло-гитарист. А вот Шаграт, кстати, держится в Chrome Division очень скромно, совсем не напоминая себя самого в Dimmu Borgir. То, что он дает покрасоваться менее известным музыкантам и не тянет одеяло на себя, безусловно, характеризует его не только как профессионала, но и как хорошего человека.
Время в компании Chrome Division пролетело очень уж быстро, но смотреть сразу что-то еще ни у кого из нас сил уже не было. Собственно, для моих спутников то было последнее фестивальное выступление, а я, передохнув, снова отправился к “T-Stage”, чтобы посмотреть на Biohazard.
Скажу сразу – я не большой знаток этой группы. Мое знакомство с их творчеством состоялось во время собственных гастролей, когда выяснилось, что играющая в машине нашего тогдашнего басиста музыка – это, собственно, Biohazard. Тогда, помнится, меня это удивило, т.к. из динамиков доносился вполне себе бодрый около-трэш, а не рэпкор, которым я их до этого считал. Потом в моей жизни появился альбом “Mata Leão”, а за ним – и более ранние работы. Так или иначе, посмотреть на легенду хардкора мне было интересно, и музыканты этот интерес вполне оправдали.
Более того, приходится признать, что ничего подобного я раньше не видел. Участники Biohazard ни минуты не стоят на месте, передавая в зал такую энергетику, что, кажется, еще немного, и толпа захлестнет сцену. В конце концов, так и получилось – ближе к завершению сета нью-йоркские хардкорщики позвали на сцену всех желающих, которых набралось настолько много, что в итоге довольно просторную сцену полностью заняла своя толпа с блэкдже…пардон, с мошем и краудсерферами. Ну а до этого Билли Гразиадей сам сиганул в толпу, проявив редкую для сорокапятилетнего мужика прыть.
Видимо, часть энергии Biohazard передалась и мне, потому что, несмотря на усталость и поздний час, около двух ночи я за шкирку вытащил себя из спальника и таки пошел смотреть последнюю из запланированных групп – Sahg. Спать хотелось настолько, что примерно половину их сета я говорил себе: «Ну, еще пять минуточек, и пойдем спать». Разумеется, я досмотрел выступление этих норвежцев до конца и очень рад этому – оно оказалось одним из интереснейших на фестивале, а шансы увидеть Sahg (и многие другие подобные команды) в России стремятся к нулю.
Как и в случае со Стивом ДиДжорджио и Testament, я снова не связал известные мне факты с окружающей действительностью, поэтому даже слегка удивился, когда в составе Sahg на сцену вышел уже знакомый мне человек. Речь идет о Томасе, известном мне по Audrey Horne. Томас, как и в «Одри», играет на гитаре, а вот второй гитарист Sahg (Олав Иверсен) еще и поет.
Кроме Томаса, общего у Audrey Horne и Sahg немного (ну, еще помимо бывшего басиста, причем бывшего и там, и там) – первые, как я уже неоднократно писал, играют на стыке стоунера, классического харда и гранжа, тогда как Sahg придерживаются более традиционного металла с очень, очень сильным думовым влиянием. В такую музыку не сразу въезжаешь, когда слушаешь записи, т.к. поначалу она может показаться скучной. Но если добраться хотя бы до середины какой-нибудь работы Sahg, то обратного пути не будет – вас не отпустит тягучая атмосферная музыка, то мрачно-сказочная, как книги Лавкрафта и Говарда, то космическая, словно произведения классиков научной фантастики. Живьем получилось то же самое – поначалу я даже не мог понять, нравится ли мне звучание группы в целом и довольно своеобразный вокал в частности. Но позже пришло понимание органичности всего происходящего, включая исполнение фрагмента “Emerald” Thin Lizzy в рамках “Odium Delirium” (последнее лично меня очень порадовало).
Если задуматься, то впечатления от Sahg вполне соответствуют гамме эмоций от “Summer Breeze” в целом: поначалу непонятно и даже некомфортно, а потом, с каждой группой, все интереснее и интереснее. Несмотря на то, что это был мой восьмой фестиваль, многое тут оказалось в новинку, а состав выступающих групп так и вовсе получился самым разнообразным. Вот так и вышло, что этот «Бриз» пока – самый крутой фестиваль из всех, где я был. И воспоминаний от него, помимо музыкальных, осталось очень много: экстремальная погода, соседи-кролики, “moya zhopa v ogne”, поскользнувшаяся в грязище по дороге на In Extremo девушка, которую я в последний момент подхватил, и, конечно, bratwurst.
“Summer Breeze”! Мы обязательно вернемся.
Сет-листы:
Crucified Barbara
01. The Crucifier
02. Sex Action
03. To Kill A Man
04. Everything We Need
05. In Distortion We Trust
06. Sell My Kids For Rock n' Roll
07. My Heart Is Black
08. Electric Sky
09. Rock Me Like the Devil
10. Into the Fire
Primal Fear
01. Countdown to Insanity
02. Final Embrace
03. Delivering the Black
04. Nuclear Fire
05. Unbreakable Pt. 2
06. When Death Comes Knocking
07. Angel in Black
08. Chainbreaker
09. Metal Is Forever
Benediction
01. Nightfear
02. Nothing on the Inside
03. Unfound Mortality
04. They Must Die Screaming
05. Suffering Feeds Me
06. The Grotesque
07. Jumping at Shadows
08. Bow to None
09. The Dreams You Dread
10. Magnificat
Gamma Ray
01. Avalon
02. Heaven Can Wait
03. Hellbent
04. I Want Out (Helloween cover)
05. Rebellion in Dreamland
06. Master of Confusion
07. Man on a Mission
08. To the Metal
09. Send Me a Sign
Motorjesus
01. Motor Discipline
02. Trouble in Motor City
03. Speed of the Beast
04. Fist of the Dragon
05. King of The Dead End Road
06. The Run
07. A New War
Ahab
01. The Divinity of Oceans
02. Deliverance (Shouting at the Dead)
03. Nickerson's Theme
04. Wölfe (Omega Massif cover)
05. The Hunt
Machine Head
01. Imperium
02. Beautiful Mourning
03. Locust
04. The Blood, the Sweat, the Tears
05. Ten Ton Hammer
06. Darkness Within
07. Bulldozer
08. Killers & Kings
09. Davidian
Бис:
10. Aesthetics of Hate
11. Old
12. Intro (Our Darkest Days) / Bleeding (Ignite cover) (with Zoli Teglas)
13. Halo
Devin Townsend Project
01. Seventh Wave
02. War (with Anneke van Giersbergen)
03. Regulator
04. Deadhead
05. Numbered! (with Anneke van Giersbergen)
06. Supercrush! (with Anneke van Giersbergen)
07. Kingdom (Devin Townsend song) (with Anneke van Giersbergen)
08. Juular
09. Grace (with Anneke van Giersbergen)
10. Bad Devil (Devin Townsend song) (with Anneke van Giersbergen)
Undertow
01. Intro
02. These Boots Are Made For Stalking
03. Stomping Out Ignorance
04. 3-double Chime
05. BoxShapedHeart
06. Smoke Garden
07. Canvas Ghosts
08. File Under Unexpected
Thyrfing
01. Mot Helgrind
02. The Voyager
03. Griftefrid
04. Mjölner
05. Sweoland Conqueror
06. Storms of Asgard
07. Veners Förfall
08. Kaos Återkomst
Brainstorm
01. Highs Without Lows
02. Worlds Are Comin' Through
03. Shiva's Tears
04. Erased by the Dark
05. Firesoul
06. Fire Walk with Me
07. Falling Spiral Down
08. All Those Words
Obituary
01. Stinkupuss
02. Intoxicated
03. Bloodsoaked
04. Immortal Visions
05. Gates to Hell
06. Infected
07. Visions In My Head
08. Violence
09. Chopped in Half
10. Back to One
11. Dead Silence
12. Inked In Blood
13. I'm in Pain
14. Slowly We Rot
In Extremo
01. Mein Rasend Herz
02. Horizont
03. Zigeunerskat
04. Vollmond
05. Feuertaufe
06. Herr Mannelig
07. Viva La Vida
08. Unsichtbar
09. Gaukler
10. Liam
11. Himmel und Hölle
12. Sängerkrieg
13. Frei zu sein
14. Belladonna
15. Spielmannsfluch
16. Ai Vis Lo Lop
Chrome Division
01. Breathe Easy
02. Wine of Sin
03. Raven Black Cadillac
04. Endless Nights
05. (She's) Hot Tonight
06. Fight (Rumble 'n' Roll)
07. Zombies & Monsters
08. Reaper on the Hunt
09. Serial Killer
Biohazard
01. Shades of Grey
02. What Makes Us Tick
03. Urban Discipline
04. Survival of the Fittest
05. Wrong Side of the Tracks
06. Down for Life
07. Tales from the Hard Side
08. Howard Beach
09. Black and White and Red All Over
10. Victory
11. We're Only Gonna Die (Bad Religion cover)
12. Punishment
Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации
Текст: Павел Власов
(с) HeadBanger.ru