Дата 02.08.2024 |
Город Вакен (Германия) |
Клуб Вакен |
Организатор |
Третий день фестиваля начался для нас раньше двух предыдущих – уже в половину первого мы оказались перед сценой “Faste”», чтобы задокументировать выступление финских пауэр-металлистов Sonata Arctica. Признаюсь, я давно не слежу за их студийным творчеством, хоть и при любой возможности посещаю фестивальный выступления, и на «Вакене» это в определённом смысле сыграло со мной злую шутку. В начале марта этого года «Соната» выпустила очередной альбом и, соответственно, сыграла на “WOA-2024” немало песен с него. Так, программу открыла свежая “First in Line”, которая понравилась мне настолько, что я решил, будто слышу что-то забытое из творчества «Сонаты» начала нулевых. А вот во второй “Dark Empath” даже я уже без труда опознал что-то новое. Звук группе нарулили неплохой, Тони Какко, несмотря на довольно ранний час, оказался в голосе, все атрибуты финского пауэра вроде гитарно-клавишных дуэлей были в наличии, так что даже обильные хоровые подклады не портили общее впечатление.
Из также новых “California” и “Angel Defiled” последняя запомнилась мне меньше всего, поэтому я удивился, заметив позже, что именно её организаторы запостили на “WackenTV”. В остальном же сет-лист Sonata Arctica получился достаточно ретроспективным, хотя в нём отсутствовал материал с двух предыдущих альбомов группа (да и не только с них). Самыми яркими мне показались совершенно чудесная баллада “Tallulah” со второго альбома группы и, естественно, хиты с первого – “Replica” и “FullMoon”. Вполне ожидаемо финалом шоу стала “Don’t Say A Word” с концовкой в виде «Водки» на мотив «Хава нагила» - так же, как и двумя годами ранее на финской «Туске». В целом, Sonata Arctica оставили, как и всегда, самые приятные впечатления, которые, правда, чуть смазала речь Тони Какко, произнесённая ближе к концу выступления. В ней он излишне настойчиво, как мне показалось, просил фанатов покупать билеты на концерты. Ага, ребята, а вы цены на “Wacken Open Air” видели? То-то же (хотя я, конечно, понимаю, что далеко не все музыканты получают существенные гонорары на фестивалях размера «Вакена»).
Нам как раз хватило 15 минут, чтобы неспеша дойти от “Faster Stage” к “Louder Stage” - там вот-вот должны были начать играть шведские блюз-рокеры Blues Pills. Впрочем, блюз-рока у «Элин и ребят» становится всё меньше, особенно это касается новейшего альбома “Birthday”, вышедшего, кстати, аккуратно в день их выступления на «Вакене». По такому поводу перед “Piggyback Ride” Элин Ларссон абсолютно безвозмездно, то есть, даром, раздала в толпу пару винилов и CD. За это однозначно респект! К сожалению, новые песни Blues Pills такого же энтузиазма у меня не вызывают – простенькие, на два притопа, три прихлопа, они, может, сами по себе и неплохи – пока не оказываются в сет-листе по соседству с “High Class Woman”, “Black Smoke” или “Astral Plane”. Что ж, я очень рад, что композиции с дебютного полноформатника всё ещё звучат на концертах Blues Pills и искренне благодарен группе за это. Но слушать после них новые песни мне не понравилось, поэтому на “Bye Bye Birdy” я отправился посмотреть, как там дела у группы Alcatrazz на “Headbanger Stage”. Возможно, зря – те выступали на совершенно отвратительном звуке, а вот Blues Pills закончили программу теперь уже классическими “Little Sun” и “Devil Man”.
Послушав пару песен Alcatrazz, я метнулся в лагерь, а потому пропустил первую треть выступления Beast In Black на “Faster Stage”, вернувшись к “Sweet True Lies”. Эту команду мы за пару месяцев до этого видели на “Sweden Rock Festival”, и выступление на «Вакене» практически не отличалось ни программой (тут они вместо “No Surrender” сыграли “Power of the Beast”), ни чудовищностью звука. Увы, если раньше появление Beast In Black в составе фестивалей неизменно вызывало радость, то после этого лета наша реакция явно будет более сдержанной.
А вот чего ждать от следующей исполнительницы в нашем списке, я не знал вплоть до её выхода на сцену. Сцена, кстати говоря, была маленькая – “Wackinger Stage”, а певицу, которая хоть и с опозданием из-за технических проблем, но всё же вышла на неё, зовут Лив Кристин. Я только один раз был на концерте Лив – в тот самый раз, когда она вместе c Раймондом Роханьи привезла в Россию программу из песен Theatre of Tragedy. Тогда получилось просто замечательно, замечательно вышло и сейчас, хотя сет-листы этих шоу, понятное дело, очень различались. На «Вакене» Лив начала с двух песен с прошлогоднего альбома “River of Diamonds”, который я что? Правильно, не слышал. И зря, потому что и композиция со странным названием “Shaolin Me”, и заглавная “River of Diamonds” выдержаны в стиле очень мелодичного и стильного гот-рока на грани с поп-роком (как и весь альбом – позже я его послушал). На мой взгляд, такая музыка идёт Лив гораздо больше симфо-метала Leaves’ Eyes (хотя без их песен, конечно, тоже не обошлось). В оригинале партии мужского вокала в песне “River of Diamonds”, кстати, исполнил Фернанду Рибейру, известный вам по Moonspell. На «Вакен» их в этом году, увы, не завезли (были в 2022-м), но гитарист (к сожалению, не нашёл на ресурсах Лив, как его зовут) справился не хуже. Ну а дальше стало вообще замечательно: сначала “Image”, один из моих любимых хитов Theatre of Tragedy, а потом их же “Siren”. Лив трогательно складывала пальцы в сердечко, ну а мы отвечали ей тем же (мне кажется, я вообще впервые в жизни кому-то показывал сердечко из пальцев).
Для исполнения “Norwegian Lovesong” от Leaves’ Eyes на сцену пригласили мужчину с волынкой и вистлом; волынка очень хорошо вписалась и в народную “Scarborough Fair”, а после – в “Tale of the Sea Maid” (вновь из дискографии Leaves’ Eyes). Песни Leaves’ Eyes прозвучали, как мне показалось, в более лёгкой и фолковой обработке, чем их студийные версии, и это пошло им на пользу. Ну а финалом стала “Der Tanz der Schatten” - ещё одна вещь Theatre of Tragedy, и для неё Лив рекрутировала на мужской вокал своего нынешнего мужа Михаэля Хансена, который, как это ни удивительно, не удосужился выучить слова. В остальном же выступление Лив Кристин получилось совершенно волшебным и вообще для меня оказалось одним из двух самых ярких в третий день «Вакена»-2025.
О втором таком шоу речь пойдёт прямо сейчас, и, как и в случае с Лив Кристин, оно прошло вовсе не на главной сцене – чикагским Soil выделили “Headbanger Stage”. В своё время мне очень нравился их альбом “Whole”, так что мы решили воспользоваться возможностью посмотреть эту группу живьём. И, несмотря на то что весь сет-лист состоял из плохо знакомого мне альбома “Scars”, а с “Whole” музыканты не сыграли ни одной песни, да и звук оставлял желать лучшего, не пожалели. «Википедия» классифицирует Soil как альтернативу, но подачей и качем они мне гораздо больше напоминают ранний и средний Black Label Society. Собственно, Уилл Хант, бывший барабанщик Soil, играл с BLS и записал с ними ломовейший “Order of the Black”. Как мы убедились, ТиДжей Тэйлор, нынешний барабанщик Soil, прокачивает не хуже, равно как и его струнные коллеги – Адам Зейдел (гитара) и Тим Кинг (бас). Но самое большое достояние группы –Райан МакКомбс, совершенно великолепный вокалист и фронтмен. Если вы посмотрите на фото с выступления Soil на «Вакене», то увидите, насколько эмоционален Райан во время исполнения, и какая у него разнообразная мимика. При этом он действительно силён как вокалист, а ещё обладает не так часто, к сожалению, встречающимся даром постоянно удерживать внимание публики, не боясь близкого контакта – на финальной “Halo” Райан отправился в толпу зрителей.
После Soil удача на некоторое время оставила нас. Мы должны были выбрать между Baroness на соседней “WET Stage” и сольным сетом Джина Симмонса на “Harder”. В итоге и то, и то оказалось плохо – Baroness отстроили отвратительный звук, в котором, несмотря на то что я хорошо знаком с материалом группы, было трудно понять, какую песню сейчас играют музыканты, а от всей ударной «кухни» в миксе остались только максимально зажатые бочка и малый. Симмонс тоже звучал плачевно, но, в отличие от Baroness, ещё и отпускал какие-то максимально кринжовые шутки, поэтому мы решили дать своим ушам немного отдохнуть.
Как мы помним, организаторы “Wacken Open Air” любят ставить исполнителей одного и того же жанра в совпадающие по времени слоты. Что ж, тут мы должны поблагодарить их (организаторов) за то, что Primal Fear и Blind Guardian совпали не полностью, а только на 45 минут из часа, отведённого Primal Fear на “Headbanger Stage”. Таким образом, у нас есть фотокарточки обеих групп, а я успел послушать первые три песни Primal Fear: “Chainbreaker”, “Rollercoaster” и “The World is on Fire”. За пару месяцев до этого мы наблюдали этих немцев на одной из главных сцен “Sweden Rock Festival”, где звук был ощутимо лучше, но я всё равно очень благодарен за возможность ещё раз увидеть эту команду. Судя по последним новостям из их лагеря, весьма вероятно, что в последний раз – произошедшие в группе перемены оптимизма не внушают.
Когда Blind Guardian вышли на сцену “Faster”, первое, чем я был поражён – это тем, насколько сильно поседел гитарист Маркус Зипен. Мне казалось, что я был на выступлении «Блайндов» не так уж давно, стал прокручивать в голове воспоминания и понял, что в прошлый раз видел группу аж 8 лет назад, причем здесь же на «Вакене». Время, куда ты?
С тех пор музыканты успели выпустить два альбома, что немало по их меркам. С экспериментального симфонического “Legacy of the Dark Lands” на этом «Вакене» ожидаемо ничего не прозвучало, а вот “The God Machine” (2022) оказался представлен тремя песнями. Впрочем, начали музыканты не с них, а с классической “Imaginations from the Other Side”. Звук по меркам “WOA-2024” оказался неплох, а вот толпа у сцены собралась чуть ли не самая большая и плотная за весь фестиваль до этого (наверное, на Scorpions было больше, но я не проверял).
Вторым существенным изменением, на которое я обратил внимание, стала смена сессионных музыкантов. С 2021 года на басу Blind Guardian помогает Йохан ван Стратум, ранее игравший в Stream of Passion, а затем в Vuur, которые с 2019 года не проявляли активности. Ну а с 2023 года у Blind Guardian появился и новый клавишник – некий Кеннет Бергер. Впрочем, каких-то существенных перемен в звучании группы я не услышал. Другое дело, что само выступление Blind Guardian на “WOA-2024” оставило у меня довольно противоречивые впечатления. С одной стороны, было несколько очень ярких моментов вроде исполнения баллады “Scalds and Shadows”, редкой гостьи в концертных программах этих немецких пауэрщиков. Запомнилась и “The Bard’s Song – In the Forest”, которую мы по традиции спели хором и справились, по-моему, просто отлично. С другой стороны, той магии, что царила на выступлениях Blind Guardian в 2016 году, я не почувствовал. Да, хорошая группа профессионально отработала концертную программу из хороших песен, а Ханзи Кюрш по-прежнему в голосе. Но за прошедшие 8 лет случилось столько всего плохого, что, похоже, лично мне верить в сказочные истории от немецких бардов стало гораздо сложнее, ну а от строчки “War it's now or never” (из “Sacred Worlds”) и вовсе теперь становится дурно.
После Blind Guardian мы вернулись в лагерь, чтобы немного восстановить силы, проигнорировав таким образом выступление Korn. Наш фотограф проявила большую стойкость, чем я, и успела вернуться так, чтобы снять финских готических рокеров из The 69 Eyes, я же пропустил их полностью, чем немного расстроен. С другой стороны, мне хватило сил на весь полуторачасовый сет Avantasia, стартовавший в начале первого ночи. Признаюсь, до «Вакена» у меня был сомнения, не уйти ли со значительной части выступления Avantasia на “Faster Stage” к сцене “Louder”, где Watain целиком сыграли “Lawless Darkness”, один из моих любимых альбомов в их дискографии. Именно так поступила наш фотограф, поэтому в этом отчёте вы можете увидеть и фотографии Watain. Но уже первой “Spectres” в исполнении Тобиаса Заммета и компании мне хватило, чтобы понять – никуда больше сегодня вечером я не пойду.
По сравнению со “Sweden Rock Festival”, который Avantasia в этом году закрывали, музыканты явно лучше сыгрались вместе, да и звук им нарулили просто отличный. Сет-листы двух шоу, понятное дело, в значительной степени совпадали, но на «Вакене» Avantasia получила больше времени, а потому сыграли на три песни больше, причём по дополнительному номеру получили Джефф Тэйт (“Invincible”) и Боб Кэтли (“Shelter from the Rain”). Бобу в “Shelter from the Rain” компанию составил Кенни Лекремо из шведских хард-рокеров H.E.A.T. На «Вакене» он заменял Томми Каревика из Kamelot, певшего на “SRF-2024”, и мне, признаться, Кенни понравился больше и как вокалист, и как фронтмен.
Как и на “Sweden Rock”, меня очень впечатлила вокалистка Кьяра Трикарико, в полной мере раскрывшая свои таланты в балладе “Farewell”. Укороченная версия “Let the Storm Descend Upon You” по-прежнему радует меня чуть меньше оригинальной, но на «Вакене» она показалась мне менее суетливой. Как и всегда, очень приятно было увидеть Боба Кэтли и Ронни Аткинса, каждая такая возможность сейчас бесценна. На фоне их мастерства мне по-прежнему не совсем понятен вокально-рояльный эксгибиционизм Тобиаса в виде “Lucifer”, но, в конце концов, он может себе позволить подобное. Всё равно последовавший за “Lucifer” финал в виде традиционных “Sign of the Cross” и “The Seven Angels” получился абсолютно роскошным. А потом был фейерверк.
Сет-листы:
Sonata Arctica
01. First in Line
02. Dark Empath
03. I Have a Right
04. The Wolves Die Young
05. California
07. Angel Defiled
08. Tallulah
09. Replica
10. FullMoon
11. Don't Say a Word / Vodka outro
Blues Pills
01. Birthday
02. Don't You Love It
03. Top of the Sky
04. High Class Woman
05. Black Smoke
06. Astralplane
07. Piggyback Ride
08. Bad Choices
09. Holding Me Back
10. Bye Bye Birdy
11. Little Sun
12. Devil Man
Beast In Black
01. Intro
02. Blade Runner
03. Hardcore
04. The Fifth Angel
05. Born Again
06. Sweet True Lies
07. Power of the Beast
08. Die by the Blade
09. Beast in Black
10. Blind and Frozen
11. Cry Out for a Hero
12. One Night in Tokyo
13. End of the World
14. Burning Heart (Survivor song) (Outro tape)
Liv Kristine
01. Shaolin Me
02. River of Diamonds
03. Image (Theatre of Tragedy song)
04. Siren (Theatre of Tragedy song)
05. Norwegian Lovesong (Leaves’ Eyes song)
06. Scarborough Fair (traditional)
07. Tale of the Sea Maid (Leaves’ Eyes song)
08. Nine Wave Maidens (Leaves’ Eyes song)
09. Der Tanz der Schatten (Theatre of Tragedy song) (with Michael Hansen)
Soil
01. Breaking Me Down
02. Need to Feel
03. Wide Open
04. Understanding Me
05. My Own
06. Unreal
07. The One
08. Black 7
09. Halo
Baroness
01. Last Word
02. Under the Wheel
03. A Horse Called Golgotha
04. March to the Sea
05. Shock Me
06. Chlorine & Wine
07. The Sweetest Curse
08. Isak
Primal Fear
01. Chainbreaker
02. Rollercoaster
03. The World Is on Fire
04. Deep in the Night
05. Another Hero
06. Nuclear Fire
07. King of Madness
08. The End Is Near
09. Metal Is Forever
10. Final Embrace
Blind Guardian
01. Imaginations From the Other Side
02. Blood of the Elves
03. Nightfall
04. The Script for My Requiem
05. Violent Shadows
06. Skalds and Shadows
07. Time Stands Still (At the Iron Hill)
08. Bright Eyes
09. Secrets of the American Gods
10. The Bard's Song - In the Forest
11. Majesty
12. Lost in the Twilight Hall
Бис:
13. Sacred Worlds
14. Valhalla
15. Mirror Mirror
Avantasia
01. Spectres
02. Reach Out for the Light (with Adrienne Cowan)
03. The Scarecrow (with Ronnie Atkins)
04. Dying for an Angel (with Kenny Leckremo)
05. Alchemy (with Geoff Tate)
06. Invincible (with Geoff Tate)
07. Promised Land
08. The Story Ain't Over (with Bob Catley)
09. Let the Storm Descend Upon You (short version) (with Herbie Langhans and Ronnie Atkins)
10. Farewell (with Chiara Tricarico)
11. Shelter from the Rain (with Kenny Leckremo and Bob Catley)
12. Lost in Space
Бис:
13. Lucifer
14. Sign of the Cross / The Seven Angels (with everyone)
Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации
Текст: Павел Власов
Фото: Маргарита Стефанкова
(с) HeadBanger.ru
Фотографии
Показать фото