Дата 31.07.2024 |
Город Вакен (Германия) |
Клуб Вакен |
Организатор |
Несмотря на то, что после “Wacken Open Air”-2023 я испытывал сильные сомнения в том, что поездка на это мероприятие в 2024 году целесообразна, фестивальный аппетит, разбуженный на “Sweden Rock Festival” в начале лета, оказался сильнее доводов холодного рассудка, и вот я выхожу на станции «Александерплац» в Берлине, чтобы встретиться с нашей фотографом и давней институтской подругой. Далее с нами приключились: концерт Armored Saint в немецкой столице, ночной автобус до Гамбурга, посадку на который мы чудом не проспали, и электричка до городка Ицехо. Из этой точки мы раньше обычно брали шаттл до фестиваля, но в этому году организаторы перенесли чекин для прессы ещё дальше от входа/кемпинга/чего угодно, связанного с «Вакеном», так что шаттл потерял всякий смысл.
На наше счастье, сначала нашёлся рейсовый автобус из Ицехо, проходивший мимо чекина. Ну а потом, когда мы уже получили заветные браслеты и шли по дороге в сторону фестиваля, предвкушая незабываемую полуторачасовую прогулку под палящим солнцем, нас подобрал местный житель, проезжавший мимо на машине. По-английски он говорил примерно так же, как и мы по-немецки (то есть, никак), но совершенно бескорыстно сократил наш путь примерно втрое. В лагере мы воссоединились с нашими коллегами из Беларуси и Швеции, половину из которых видели относительно недавно – на том самом “Sweden Rock”, а с остальными не встречались аж целый год с прошлого «Вакена». В общем, наступила полная идиллия за исключением того факта, что жаркое солнце не оставляло никаких шансов наверстать хоть пару часов сна.
«Дотянуть бы до конца выступления In Extremo ночью», - подумали мы и отправились на фестиваль. В этом году нам удалось зайти в так называемый «инфилд» (пространство перед главными сценами) до того, как туда запустили слушателей, и там нашим взорам открылось нечто доселе невиданное. А именно – зелёная трава на поле перед сценами! Тем, кто не был на “Wacken Open Air”, наверное, сложно понять наше удивление, но до сих пор мы видели там либо грязь всех видов (от жидкой по колено до засохшей), либо остатки жухлой растительности, сожжённой солнцем и вытоптанной людьми. А вот такую пасторальную зелёную травку наблюдали, кажется, впервые. Впрочем, быть такой ей оставалось недолго – уже к вечеру всё это великолепие будет вытоптано людьми, которые уже толпились по ту сторону ограждения, ожидая запуска. Видимо, чтобы как-то их развлечь, со стороны инфилда к ним вышли актёры, одетые в костюмы на тему, предложенную фестивалем в этом году – «Ведьмы и Колдуны».
Наш путь тем временем пролегал мимо главных сцен к “Louder Stage”, на которую вот-вот должны были выйти заслуженные деятельницы NWOBHM и female-band движения – Girlschool. Эти дамы не первый раз на «Вакене», но так уж вышло, что раньше я их не видел – то ли пересекались они с кем-то, то ли ещё что. Можно заметить, что фотографий Girlschool в отчёте нет, потому что наша идея пофотографировать их из толпы разбилась о размеры последней. Вообще говоря, таких толп, как в этом году, я на «Вакене» прежде не видел, и скопление людей на Girlschool было только началом. Второй неприятностью, и, как позже выяснится, тоже систематической в этом году, стал очень громкий и неразборчивый звук, вызывавший у меня флэшбэки с “Hellfest”-2018. Так что я не очень расстраиваюсь по поводу отсутствия фотокарточек Girlschool в этом отчёте – вместо их изготовления мы смогли отойти подальше от сцены, где звук оказался получше.
По их собственным словам, Girschool буквально за два дня до выступления рекрутировали новую басистку Оливию Эйри вместо Трэйси Лэмб, которая уже в третий раз покинула группу. Появление новой участницы стало поводом для шуток на тему того, что гитаристка Джеки Чемберс, выступающая с группой уже почти 25 лет, наконец-то перестала быть новенькой. Возможно, не слишком хороший звук сыграл музыкантам на руку, но каких-то ошибок нанятой позавчера Оливии, вооружённой, если не ошибаюсь, симпатичным «аэродайном» от Fender, я не заметил. Остальные дамы ожидаемо были сыграны и уверены – если Джеки Чемберс в группе четверть века, то гитаристка Ким МакАулифф и барабанщица Денис Дюфорт играют вместе с 1978 года.
Что касается музыки, то для меня творчество Girlschool всегда было парафразом Motörhead – весело, задорно, но попроще и не так хитово. Тем не менее, и свои шлягеры у группы есть. Так, я с удовольствием вспомнил “Nothing to Lose” с дебютника и “Screaming Blue Murder”, открывашку третьего одноимённого альбома. Ну а самым запоминающимся моментом как выступления Girlschool, так и, внезапно, всего первого дня для меня стало исполнение “Bomber” понятно какой группы. Бомбардировщик Motörhead, навсегда, казалось, севший в конце 2015 года, пусть и незримо, но вновь взмыл над «Вакеном» на несколько минут.
Вторым номером нашей программы значились мексиканские The Warning – снова полностью девичий коллектив, и вновь на сцене “Louder”. Правда, если Girlschool давно всем всё доказали, то The Warning ещё в начале своего пути. Собственно, группа состоит из трёх сестёр Вильярреал Велес, старшей из которых, Даниэле, 24 года, средней, Паулине, - 22, ну а младшей Алехандре нет ещё и двадцати. Даниэла играет на гитаре и поёт, Паулина – барабанит и поёт, ну а Алехандра, как вы уже догадались, играет на басу и, сюрприз, тоже поёт. The Warning существуют с 2013 года, выпускают записи с 2015-го, и за это время у них вышло два миньона и аж четыре полноформатника.
О популярности мексиканок за пределами их родины я не берусь судить, хотя думаю, что в России они малоизвестны (у меня до этого «Вакена» название Warning ассоциировалось исключительно с дум-метал-формацией c берегов Туманного Альбиона). Тем не менее, поддержать соотечественниц к сцене “Louder” пришли, кажется, все граждане Мексики и более южных государств, приехавшие на “WOA-2024”, да и любопытных вроде нас собралось немало, так что в итоге девушек встретила толпа, превосходящая размерами ту, что была на Girlschool. Поскольку The Warning мы фотографировали, то смотреть и слушать их пришлось ближе к сцене, под холмом, внизу которого расположена сцена “Louder”, и звук там вновь не порадовал. Так, из всей барабанной «кухни» Паулины слышно было только малый и бочку. Приняв во внимание качество звука и то, что из трёх песен The Warning, что мы успели послушать, мне более-менее понравилась только “Choke”, мы решили себя не терзать и отправились восвояси.
По дороге мы зарулили к сцене “Wackinger”, где играли голландские регги-панки Jaya the Cat... и пожалели, что не сделали этого раньше. Как часто бывает на фестивалях, группа, про которую ты ничего толком не знаешь, а, следовательно, и ничего от неё не ожидаешь, может забороть куда более именитые и любимые команды. Итак, несмотря на то, что количество слушателей Jaya the Cat на Яндекс.музыке недавно пошатнуло мою уверенность в том, что эти ребята – андеграундные ноунэймы, я всё же приведу небольшую справку. Jaya the Cat собрались в 1998 году в Бостоне, но в 2003-м после выхода второго альбома часть состава из группы свалила, а оставшиеся решили перебраться в Амстердам. Видимо, очень им пришлась по вкусу Голландия во время предшествовавших гастролей. Состав доукомплектовали местными кадрами, в итоге сейчас из американцев в группе остались вокалист Джефф Лагадек и барабанщик Дэвид Жермен, из голландских старожилов легко опознать басиста Яна Онвервагта, а по поводу имён клавишника и гитариста я, пожалуй, не буду гадать. В конце концов, так ли это важно?
Что действительно имеет значение, так это то, насколько энергичным и одновременно душевным получилось выступление Jaya the Cat. Если сейчас я хоть чуть-чуть погрузился в материал музыкантов, то на «Вакене» всё, что играли мужики, мне было совершенно в новинку. При этом практически в каждой композиции нашлось что-то, что мне запомнилось, хоть я и не знаю собственно названий. Где-то клавишник прикольно играл на мелодике – это такая губная гармоника с клавиатурой, где-то он же бегал с тамбурином и подпевал вокалисту, вот басист, который весь концерт не расставался с бутылкой «Джеймисона», а вот гитарист наиграл рифф из Slayer, и все желающие смогли подняться на сцену для финальной “Here Come the Drums” (это название я запомнил). Полный восторг!
Пусть «Вакен» и метал-фестиваль, но следующими в нашей программе вновь оказались панки. Правда, с другой приставкой: не регги, а келтик. Речь идёт о Flogging Molly, пожалуй, моей самой любимой группе в этом жанре музыки. И вот они как раз оставили куда более противоречивые впечатления. С одной стороны, всё вроде бы круто. Flogging Molly вышли на сцену “Faster” и начали с козырей, открыв программу хитом “Drunken Lullabies” и продолжив её “The Hand of John L. Sullivan”. Да и других шлягеров в их сете было немало: мои любимые “Whistles the Wind”, “Rebels of the Sacred Heart”, общепризнанные “Tobacco Island” и “If I Ever Leave this World Alive”. “A Song of Liberty” с вышедшего пару лет назад альбома “Anthem” Дэйв Кинг посвятил великому Филу Лайнотту, да и сама песня оказалась вполне ничего. А с другой стороны, на контрасте с Джеффом Лагадеком из Jaya the Cat, заросшим уже седой бородой, расслабленно попивающим пивко, но при это очень искренним (я потом специально почитал интервью Джеффа и убедился, что и в жизни он исповедует те же взгляды, что и со сцены), Дэйв Кинг со своей хипстерской причёской и костюмом производил слишком уж ухоженное впечатление, а его поведение на сцене периодически отдавало явным самолюбованием. Поэтому, несмотря на то что к остальным музыкантам никаких вопросов не возникало – они на сцене работали, я чуть было не ушёл с Flogging Molly пораньше. Но тут раздались первые ноты “What’s Left of the Flag”, и я, конечно, вернулся. Дэйв Кинг может выглядеть, как ему угодно, но песни пишет отменные. И спасибо за это!
Начиная с 2020 года концертная индустрия в России демонстрирует такие, как это принято теперь говорить в высоких кабинетах, отрицательные достижения, что в основном остаётся только предаваться приятным воспоминаниям и/или сожалеть об упущенных возможностях. К счастью, европейские фестивали до сих пор позволяют кое-что наверстать. Так, например, я никогда не был на концерте Сьюзи Кватро, хотя легендарная вокалистка и басистка не раз выступала в нашем родном Петербурге. На «Вакене» же в этом году ей выделили практически хэдлайнерский слот с 21:00 до 22:30 на “Louder Stage”. Так что, как вы можете догадаться, после Flogging Molly мы встретились аккуратно перед этой площадкой. И, надо признать, на сцену поменьше мадам Кватро бы просто не поместилась. Нет, дело не в том, что наша героиня с возрастом располнела, отнюдь. Просто помимо Сьюзи на сцене находились: бэк-вокалистки, тромбонист, саксофонист, трубач, клавишник, гитарист и барабанщик. И, что удивительно в свете прошествовавших выступлений Girlschool и The Warning, всей этой толпе нарулили вполне неплохой (правда, излишне громкий) звук. Это порадовало, поскольку все аккомпанирующие Сьюзи музыканты оказались настоящими профи, играли и пели очень здорово. И, к сожалению, на фоне всего этого великолепия самым слабым звеном был надтреснутый голос самой фронтвумен. Увы, никто из нас не молодеет. Поэтому, отдав дань должное хитам вроде “Stumblin’ In”, благодаря которым имя Сьюзи Кватро навеки вписано в историю музыки, и каверам типа “Rockin’ in the Free World” Нила Янга, мы отправились занимать места перед In Extremo, ведь их выступление пересекалось с сетом Сьюзи на целых полчаса. Тут следует отметить, что наши коллеги по лагерю, задержавшиеся у сцены “Louder”, говорят, что мы пропустили лучшую часть шоу. Мол, Сьюзи и распелась, и на басу нормальное такое соло выдала. Что ж, остаётся только порадоваться и за приму, и за наших ребят.
На «Вакене» же тем временем сумерки сменялись темнотой, а потому ещё до выхода In Extremo мы увидели, как зажгли огни в огромном изображении коровьего черепа между сценами “Faster” и “Harder”. Пожалуй, эта горящая эмблема – один из главных символов “WOA”, по крайней мере, для нас. Так что мы окончательно поверили – да, мы снова сделали это. Мы на «Вакене»!
Часы показали десять вечера, со сцены бахнула пиротехника, и музыканты In Extremo начали своё шоу. В качестве вступления они выбрали кусок “Wintermärchen”, а первой полноценной композицией стала «Troja». Надо сказать, что для неё, равно как и для всего последующего концерта, In Extremo не пожалели огня, так что выглядело всё очень красиво. А вот со звуком получилось не так хорошо – так же, как и в прошлом году на Доро, периодически мешали отражения то ли от экранов, расположенных в «инфилде», то ли ещё от чего-то.
В прошлый раз мы видели In Extremo два года назад и тоже на «Вакене». Сейчас, глядя на сет-листы этих выступлений, я вынужден заметить, что подход немецких ветеранов фолка к составлению сет-листов начинает напоминать поздний Motörhead. Судите сами, первые четыре и последние пять композиций спустя два года полностью совпали даже порядком появления в программе, да и многие другие песни дублируют друг друга. Отличием 2024 года стало исполнение трёх номеров с альбома “Wolkenschieber”, на тот момент ещё не вышедшего, включая римейк “Weckt die Toten”, а также появление нескольких старых композиций, из которых больше всего меня порадовала “Ai vis lo lop”. Наверное, некоторым событием можно считать то, что свежая “Unser Lied” на «Вакене» прозвучала впервые, причём к группе присоединился Бьёрн Бот из Santiano. В итоге или то, что почти всё мы это уже видели и слышали, или усталость от бессонной ночи в автобусе накануне, или оба фактора вместе привели к тому, что после “Störtebeker” мы отправились в пресс-зону, и последние два шлягера слушали уже оттуда. Впрочем, из пресс-зоны мы смогли в полной мере оценить фейерверк, завершивший выступление In Extremo.
Сет-листы:
Girlschool
01. Demolition Boys
02. C'mon Let's Go
03. The Hunter
04. Hit and Run
05. Guilty as Sin
06. Future Flash
07. Kick It Down
08. Nothing to Lose
09. It Is What It Is
10. Screaming Blue Murder
11. Race With the Devil (The Gun cover)
12. Bomber (Motörhead cover)
13. Emergency
The Warning
01. S!CK
02. CHOKE
03. Qué Más Quieres
04. Escapism
05. Queen of the Murder Scene
06. Dust to Dust
07. Dull Knives (Cut Better)
08. Six Feet Deep
09. MONEY
10. DISCIPLE
11. ERROR
12. Sharks
13. Hell You Call a Dream
14. Automatic Sun
15. EVOLVE
Flogging Molly
01. Drunken Lullabies
02. The Hand of John L. Sullivan
03. Swagger
04. (Try) Keep the Man Down
05. Whistles the Wind
06. A Song of Liberty
07. Tobacco Island
08. Float
09. Saints & Sinners
10. Rebels of the Sacred Heart
11. Devil's Dance Floor
12. Crushed (Hostile Nations) (with 'I Am Stretched on Your Grave' snippet by Sinéad O‘Connor)
13. If I Ever Leave This World Alive
14. These Times Have Got Me Drinking/Tripping Up the Stairs
15. What's Left of the Flag
16. Seven Deadly Sins
In Extremo
01. Wintermärchen (Intro version)
02. Troja
03. Feuertaufe
04. Vollmond
05. Küss mich
06. Wolkenschieber
07. Villeman og Magnhild
08. Ai vis lo lop
09. Unsichtbar
10. Weckt die Toten
11. Liam
12. Lieb Vaterland, magst ruhig sein
13. Unser Lied (with Björn Both)
14. Rasend Herz
15. Sängerkrieg
16. Kompass zur Sonne
17. Sternhagelvoll
18. Frei zu sein
19. Störtebeker
20. Spielmannsfluch
21. Pikse Palve
Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации
Текст: Павел Власов
Фото: Маргарита Стефанкова
(с) HeadBanger.ru