Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

Wacken Open Air 2022. Day 1 (JUDAS PRIEST, MERCYFUL FATE и др.)

Архив отчетов
Дата
04.08.2022
Город
Вакен (Германия)
Клуб
Вакен
Организатор

Первый полноценный день фестиваля начался у нас с конфуза. Нет, изрядно загаженные за сутки биотуалеты в нашем кемпинге тут ни при чём – в основном пресс-кемпе нашлось всё для того, чтоб с утра почувствовать себя человеком. Дело в том, что на «Вакене» есть такая интересная традиция, касающаяся фотографов: если у тебя нет «вездехода», то чтобы снимать на главных сценах из фото-пита, нужно с утра получить специальные бумажки, работающие как пропуска на конкретные группы. Часто случается так, что тем, кто любит поспать, не хватает «пропусков», т. к. их разбирают более расторопные коллеги. И в этот раз мы решили, что будем самыми умными, поэтому пойдём на фестиваль пешком заранее, не дожидаясь первого шаттла до пресс-зоны. Идея оказалась исключительно плохой, поскольку главный вход в «инфилд», через который мы решили зайти, открыли существенно позже, чем пресс-зону, и мы зря потратили время и силы. Тем не менее, мы всё равно смогли получить заветные бумажки на все интересовавшие нас команды, о которых сейчас и расскажем.

Первыми в моём списке значились Thundermother – и снова на сцене “Louder”. Этих девчат я уже пару раз видел живьём на фестивалях: в 2016 году на чешском “Masters of Rock” и в 2018-м на “Wacken Open Air”. Между этими событиями из группы в 2017 году ушли аж четыре участницы, оставив гитаристку Филиппу Нассил в одиночестве. Та, впрочем, не растерялась, набрала новый состав, и дела у группы вроде бы идут в гору: уже два альбома группы вышли на довольно известном лейбле AFM, да и концертная жизнь вновь бьёт ключом – например, осенью Thundermother предстояло открывать концерты Scorpions. Тем не менее, в отличие от двух прошлых встреч, в этот раз шведский «гёрлз-бэнд» на меня особого впечатления не произвёл. То ли огня и голода до сцены у девушек поубавилось, то ли работа на большой лейбл выматывает, но в 2018-м и особенно в 2016-м Thundermother зажигали покруче.

Совсем скоро после сета Thundermother случилось страшное – на меня повесили фотоаппарат и запустили в фото-пит сцены “Faster”. Снимать мне предстояло не кого-нибудь, а легендарных американцев Cirith Ungol. Для тех, кто не в курсе, поясню – группа действительно легендарная, была создана аж в начале 70-х, повлияла на множество жанров, начиная от пауэр-метала и заканчивая думом, развалилась, как и многие другие метал-команды, в начале 90-х, а в 2016-м снова реформировалась. И даже выпустила два года назад неплохой альбом “Forever Black”. Итак, что вышло на моих фотографиях, можно посмотреть ниже в отчёте, а про музыкальную составляющую я могу сказать следующее – культ Cirith Ungol не соответствует тому, что группа из себя сейчас представляет. Звук был плох, музыканты, несмотря на опыт, допускали много ошибок (особенно барабанщик Роберт Гарвен), ну а вокал Тима Бэйкера, увы, больше похож на декламацию и периодические вскрики, чем на пение. Посмотреть весь сет в таком режиме у нас не хватило сил.

Впрочем, скучать нам не пришлось, ведь почти сразу после Cirith Ungol на соседнюю “Harder” вышли ещё одни легенды – Grave Digger. Как и многие другие участники этого «Вакена», они сделали это с опозданием на два года. В 2020 году «Диггерам» исполнилось 40 лет, и именно к этой дате тогда было приурочено их выступление… но все мы знаем, что случилось. Тем не менее, плашку на афише решили не менять, так что оценивать выступление мы будем именно как юбилейное. И его начало получилось действительно эпичным: на сцену вышел оркестр волынщиков Baul Muluy Pipes and Drums и сыграл знаменитое интро “The Brave” с сами знаете какого альбома. Ну а дальше собственно Grave Digger выдали…нет, не “Scotland United”, но тоже мощную “The Dark of the Sun”. Получилось так хорошо, что на следующей “Excalibur” разгорячённые фанаты устроили сёркл-пит. К сожалению, развить успех музыкантам помешал собственный сет-лист: если “The Clans Will Rise Again” 2010 года ещё худо-бедно качает припевом, то “Lions of the Sea” - типичный для альбома “Fields of Blood” порожняк. Рифмы “sea” – “free” – “be” – “flee” сделали бы честь одному популярному нынче в узки… простите, русских кругах шаману, но Grave Digger могли бы и постараться.

Если над текстами и музыкой артисты, я уверен, властны, то есть вещи, которые от них не зависят. К ним, например, относится возраст. Крис Болтендаль стареет, и его голос тоже. Поэтому, видимо, он решил последовать примеру своего коллеги по цеху Кая Хансена и завести второго вокалиста, который будет его прикрывать. Им оказался мало кому известный Андреас фон Липински из Wolfen (ныне они переименовались в WarWolf), участие которого нигде не афишируется, но факт остаётся фактом – он есть. Правда, в отличие от Gamma Ray, в Grave Digger пока всё же не два равноправных певца, а Крис Болтендаль и бэк-вокалист. В самом по себе решении нет ничего плохого, да и справляется новый товарищ хорошо (кстати, он недурно спародировал гитариста Акселя Ритта, картинно рухнув на колени во время финальной “Heavy Metal Breakdown”). Жаль только, что Крис не везде в него попадает. Так, например, случилось в “Killing Time”. Но я всё равно до сих пор радуюсь, что эту песню не просто вспомнили, а вернули в сет на регулярной основе. Ну и, разумеется, без “Rebellion (The Clans are Marching)”, которая следовала за ней на культовом “Tunes of War”, тоже не обошлось. С интро “Rebellion” отлично справился хор зрителей (например, чувак рядом со мной действительно здорово пел), и не очень хорошо справился Аксель Ритт, умудрившийся вылететь из метронома. Ну да ладно, всё равно песня замечательная.

А теперь ложка дёгтя. При всём уважении к Крису Болтендарю, последние лет тридцать творчество Grave Digger можно делить на эры, соответствующие гитаристам: с реюниона 1991 года по 2000-й тон задавал Уве Люлис, затем до осени 2009 года – Манни Шмидт, ну а с 2010-го и по сей день риффами и соло заведует Аксель Ритт. Да, ещё недолгое время в 2008–2009-х вторым номером играл Тило Херманн, бывший гитарист Running Wild, с которым Grave Digger записали отличный альбом “Ballads of a Hangman”, ставший первым и последним в этой группе для него, и, к сожалению, последним для Манни Шмидта. С Акселем Риттом Grave Digger выпустили аж 7 альбомов (больше, чем с каким-либо другим гитаристом), но хорошим из них я могу назвать только “Return of the Reaper” 2014 года. Тем печальнее, что на шоу в честь сорокалетия группы Крис Болтендаль полностью проигнорировал весь материал с альбомов времён Манни. Те песни, может, и уступают по популярности «Средневековой Трилогии» Люлиса, но уж точно рвут все новые песни Grave Digger на британский флаг. Ну а про бесконечные попытки современных Grave Digger зайти в реку под названием “Tunes of War” с очередными песнями про Шотландию и говорить не хочется. Не хочется, но приходится, потому что именно эти “Heart of Scotland”, “Highland Farewell” и иже с ними суммарно составили чуть ли не половину сета Grave Digger на «Вакене». Ей-богу, лучше бы ещё раз сыграли “Tunes of War” полностью и с гостями, как это было в 2010 году.

Таким образом, выступление Grave Digger на этом «Вакене» меня скорее разочаровало, и то же самое я могу сказать про шведов Vomitory на “Headbangers Stage”, которых мы посмотрели следующими, с той поправкой, что от них, в общем-то, я ничего и не ждал. Процитирую свои путевые заметки: «очень сурово, волосато и скучно». Самым интересным в случае Vomitory оказалось то, что сцены “Headbangers” и соседняя “W.E.T” теперь стали открытыми. Подозреваю, что причиной такого решения стала пандемия, но, как и в случае с изменениями в «инфилде», такие перемены мне пришлись по вкусу: места и воздуха перед этими сценами стало больше, да и звук улучшился.

А вот кто из музыкантов удивил приятно, так это Удо Диркшнайдер, который, несмотря на все свои обещания завязать с песнями Accept и проектом Dirkschneider, продолжает выступать под этой вывеской. Я даже пожалел, что мы не планировали заглянуть к нему на огонёк, настолько хороши были звуки, доносившиеся с “Faster”. Тем не менее, посмотреть внимательно на выступление герра Удо я никак не мог, потому что на него значительно накладывался сет Pestilence, которых мне всё никак не удавалось до того момента увидеть живьём.

Итак, Vomitory и Pestilence. Казалось бы, две соседние сцены (Pestilence вышли на “W.E.T.”), две дэт-металлические команды, которые, к тому же, выступают подряд. Однако какая огромная между ними разница! Если Vomitory живьём выдали мощное, но скучное рубилово, то Pestilence – это какой-то «Pink Floyd от дэт-метала». Кстати, что-то такое проскакивает не только в эмбиентных вставках между композициями Pestilence, но и, например, в соло “Twisted Truth” или “Land of Tears”. При этом там, где это нужно, рубилово было просто беспощадным, и на “Lost Souls”, например, пылища от сёркл-пита стояла столбом. Даже жалею, что не ринулся в его гущу, но в тот момент я был занят другим – втыкал в музыку. Признаюсь, что я не очень хорошо разбираюсь в творчестве Pestilence, поэтому на «Вакене» жадно их слушал, тем более что звук Патрик Мамели и Ко отрулили просто отличный. Уже потом я понял, насколько мне повезло – несмотря на фестивальный формат, Pestilence целиком сыграли классический альбом “Testimony of the Ancients” (1991) и ещё по паре старых и совсем новых композиций. В общем, когда я потом решал, мерч какой группы мне прикупить на «Вакене», я не долго думал.

К тому моменту, когда Pestilence заканчивали свой сет, мои спутники уже давно меня покинули, и дело тут не только в Mercyful Fate, которых мы собирались дальше смотреть, но и том, что прошла инфа, будто между главными сценами в это самое время короткий сет в поддержку нового альбома сыграют Amon Amarth. Удивительно, но так оно и вышло, и даже я сумел застать окончание сего действа, правда, так и не смог найти глазами саму группу, что можно понять – сцену для упражнений бывших викинг-мелодик-дэтстеров запихали аккуратно под коровью голову между сценами “Faster” и “Harder”. От комментариев в адрес современного творчества Amon Amarth я, пожалуй, воздержусь, но идея с такой сценой, мне кажется, тоже заслуживает продолжения в следующие годы.

Вполне возможно, что, если бы не прекрасное выступление Mercyful Fate на «Туске», мы и не поехали бы на «Вакен». По крайней мере, для меня сильные эмоции от их финского сета стали мощным триггером, чтоб услышать и увидеть это шоу ещё раз. Что ж, и услышал, и увидел, и именно точно такое же шоу, только на довольно скверном звуке. В целом, сейчас можно было бы ограничиться ссылкой на собственный отчёт с «Туски», но сделать это, не добавив хотя бы пару слов про Mercyful Fate на «Вакене», мне не позволяет уважение к Кингу Даймонду и его коллегам. Итак, Mercyful Fate вышли на сцену в 20:30, а это значит, что их выступление пришлось на закат солнца. Возможно, для музыки группы лучше бы подошла кромешная тьма, но фотографам такой свет точно сыграл на руку, поэтому обязательно посмотрите на крутые снимки Маргариты в этом отчёте. Ну а ко второй половине сета солнце село, так что “Black Funeral” и “Evil” музыканты играли уже в сумерках. Перед второй из перечисленных Кинг, кстати, немножко поюморил – мол, мы ещё не опробовали ваше пение, но сейчас будет песня, которую вы могли слышать в исполнении Metallica. И действительно, Кинг специально пропускал некоторые строчки, предлагая толпе исполнить их за него, но, кажется, справились мы все не очень хорошо. Следом музыканты сыграли “Come to the Sabbath”, завершающую в этом туре основной блок песен, а на бис так же традиционно исполнили эпик “Satan’s Fall”.

После сета Mercyful Fate мы переместились к сцене “Faster”, дабы послушать Judas Priest, ведь, по словам Кинга, они “fucking awesome”. И мне, честно говоря, очень хотелось в это верить. С одной стороны, прошлое выступление «Пристов» на “Wacken Open Air” в 2018 году было каким угодно, только не awesome (впрочем, я всё равно жалею о тех словах, которые тогда написал по этому поводу в отчёте), с другой, в этом туре у Judas Priest очень крутой сет-лист. Да и видео с предыдущих выступлений внушали оптимизм – связки Роба Хэлфорда как будто бы отдохнули за время пандемии, так что его вокал стал звучать лучше, чем несколько лет назад. В общем, мы преисполнились оптимизма и заняли место поближе к одному из экранов в поле перед “Faster”, потому что казалось, что пробраться ближе к сцене можно будет только с помощью умеренного рукоприкладства, а мы к тому моменту уже слишком устали для этого.

Открывшая шоу “One Shot at Glory”, может, и незаслуженно подзабыта среди других песен с альбома “Painkiller”, но отказать ей в хитовости совершенно невозможно. Добавим сюда отличный звук, хорошую игру всех музыкантов и действительно «помолодевший» голос Роба и получим просто отличный старт. Следом музыканты сыграли “Lightning Strike” с любимого многими “Firepower”, на сегодняшний день замыкающего дискографию группы. Я этих восторгов не разделяю, но, к счастью, на этом обращение к новейшему творчеству закончилось, а музыканты сосредоточились на альбомах «золотого века» хэви-метала – “Defenders of the Faith”, “Screaming for Vengeance”, “Turbo”… конечно, и без ещё нескольких песен с “Painkiller” не обошлось. Несмотря на то, что я заметил пару мелких косяков типа подзапоротого соло в “Turbo Lover”, такой Judas Priest мне очень понравился, и, поборов усталость, мы предприняли успешную попытку пробраться чуть поближе к сцене. «Присты» тем временем сыграли аж два кавера подряд – “The Green Manalishi (with the Two Prong Crown) авторства Fleetwood Mac и “Diamonds and Rust” Джоан Баэз. Перед второй Ричи Фолкнер развлёк публику риффом из “Iron Man” Black Sabbath, а вот сама песня прозвучала в своей «тыгыдымной» версии, которая, честно говоря, нравится мне меньше, чем акустическая версия, звучавшая в туре 2005 года, когда я впервые увидел Judas Priest.

«Какую песню хотите услышать?» - спросил нас Скотт Трэвис дальше. В конце концов, не одному же Хэлфорду разговаривать с публикой. Да и отдуваться во вступлении “Painkiller” (будем считать, что это и был выбор зала, хотя уверен, что в этом месте программы могла прозвучать только она) пришлось именно ему. Скотт не подкачал, и тут я хочу заметить, что на этом выступлении Judas Priest барабаны вообще звучали исключительно хорошо.

Думаю, никто не верил, что, отыграв “Painkiller”, музыканты ушли за кулисы насовсем, но всё равно фонограмму “The Hellion” толпа встретила радостным рёвом, равно как и уже «живую» “Electric Eye”. Что же будет дальше? Неужели это звуки мотоциклетного мотора? Они самые: перед “Hell Bent for Leather” Роб выезжает на сцену на байке. Такой же классический элемент шоу, как Эдди у Iron Maiden или “Bomber” у Motorhead, который, к сожалению, уже больше никогда не взлетит. Но Judas Priest всё ещё здесь, несмотря на все удары судьбы: давний уже уход Кея Кея и страшную болезнь Гленна Типтона, пропустившего это шоу. “Breaking the Law” и “Living after Midnight” достойно завершили этот вечер, так что аутро в виде “We Are the Champions” Queen было более чем уместно.

Так прошёл первый полный день фестиваля, а мы отправились в лагерь отсыпаться перед пятницей, которая неожиданно для нас превзойдёт четверг по насыщенности. Продолжение следует…

Сет-листы:

Thundermother

01. Whatever
02. The Road Is Ours
03. Dog From Hell
04. Into the Mud
05. Back in '76
06. Hellevator
07. Watch Out
08. Black and Gold
09. Deal
10. Revival
11. We Fight for Rock 'n' Roll / (You Gotta) Fight for Your Right (To Party!)
12. Give Me Some Lights
13. Driving in Style
14. Shoot to Kill

Cirith Ungol

01. The Call (intro tape)
02. Legions Arise
03. I'm Alive
04. Frost & Fire
05. Black Machine
06. Join the Legion
07. Blood & Iron
08. Fractus Promissum
09. Atom Smasher
10. Master of the Pit
11. King of the Dead
12. Paradise Lost

Grave Digger

01. The Brave (played live by Baul Muluy Pipes & Drums and friends)
02. The Dark of the Sun
03. Excalibur
04. The Clans Will Rise Again
05. The Clansman’s Journey (played live by Baul Muluy Pipes & Drums and friends)
06. Lions of the Sea
07. Killing Time
08. Hell Is My Purgatory
09. The Heart of Scotland (played live by Baul Muluy Pipes & Drums and friends)
10. Knights of the Cross
11. Highland Farewell
12. The Green Hills of Tyrol / When the Battle Is Over (played live by Baul Muluy Pipes & Drums and friends)
13. Rebellion (The Clans Are Marching)
14. Heavy Metal Breakdown

Pestilence

01. The Secrecies of Horror
02. Twisted Truth
03. Lost Souls
04. Land of Tears
05. Prophetic Revelations
06. Testimony
07. Presence of the Dead
08. Stigmatized
09. Morbvs Propagationem
10. Deificvs
11. Dehydrated
11. Out of the Body

Amon Amarth

01. Guardians of Asgaard
02. Shield Wall
03. The Great Heathen Army
04. Get in the Ring
05. The Pursuit of Vikings
06. Twilight of the Thunder God

Mercyful Fate

01. The Oath
02. A Corpse Without Soul
03. The Jackal of Salzburg
04. Curse of the Pharaohs
05. A Dangerous Meeting
06. Doomed by the Living Dead
07. Melissa
08. Black Funeral
09. Evil
10. Come to the Sabbath

Бис:
11. Satan's Fall

Judas Priest

01. War Pigs (Black Sabbath song) (intro tape)
02. Battle Hymn (intro tape)
03. One Shot at Glory
04. Lightning Strike
05. You've Got Another Thing Comin'
06. Freewheel Burning
07. Turbo Lover
08. Hell Patrol
09. The Sentinel
10. A Touch of Evil
11. Victim of Changes
12. Blood Red Skies
13. The Green Manalishi (With the Two Prong Crown) (Fleetwood Mac cover)
14. Diamonds & Rust (Joan Baez cover)
15. Painkiller

Бис:
16. The Hellion (intro tape)
17. Electric Eye
18. Hell Bent for Leather
19. Breaking the Law
20. Living After Midnight
21. We Are the Champions (Queen song) (outro tape)

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

Текст: Павел Власов
Фото: Маргарита Стефанкова, Павел Власов
© HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker