Дата 31.07.2025 |
Город Вакен (Германия) |
Клуб Вакен |
Организатор |
После беспрерывного дождя, который шел весь день в среду, погода на Вакене проявила милосердие и подарила тепло и солнце. Надежды на то, что подсохнет грязь, которую уже, кажется, можно было увидеть с околоземной орбиты, не было, но хотя бы появился шанс подсушить носки и все остальное промокшее. Как потом выяснилось, больше таких возможностей не будет.
Концертный день начался без разминок и адаптаций. На “Wasteland Stage” локальный армагеддон устроили белорусы Extermination Dismemberment со своим овербрутальным слэммингом. В качестве интро запустили «Беловежскую пущу», вскоре переросшую в вой сирены, к которому добавился пулемет бластбитов и тупые риффы на нижайшем звуке. Группа, вся облаченная в бронежилеты, выглядит грозно и авторитетно, особенно вокалист Влад, резко размахивающий ручищами, и гитарист Арсений, в самых качающих моментах изображающий поступь Годзиллы. В соответствии с законами жанра музыка Extermination Dismemberment неслась, как селевой поток, слепой и ревущий, с иногда встречающимися ошметками человеческих тел. И лучше у группы, пожалуй, получается воплотить первую часть своего названия: не без «расчленения», конечно, но кровавые панорамные пейзажи абсолютного «истребления» представляются особенно ярко. Причем истребляется человечество армиями гигантских роботов, способных одним движением смять многоэтажку. Без злобы, ненависти или торжества. Просто функция и алгоритм. Единственным исключением в этом массиве максимально антиживого саундтрека стал диско-хит “Corpsepit” с его танцевальными синтами и насущными строками «Вот ты в яме с трупами лежишь — разложенье тела». Причем сыграли её не в конце сета, что было бы логично, а в середине, подстрекнув публику на прыжки и стену смерти. Как это возможно в грязи, из которой постоянно приходится себя выкорчевывать, — загадка. Возможно, Extermination Dismemberment дубасили с такой силой, что вакенские говны меняли свое агрегатное состояние.
Вряд ли легко встретить человека, который в один вечер может посмотреть сначала слэшер категории B, а затем включить что-нибудь из фильмографии Райнера Вернера Фасбиндера, но на Вакене музыкальные аналоги подобных контрастов встречаются регулярно. На главной сцене выступал коллектив из трех букв, которые у ненемцев не вызовут никакой реакции: BAP. А это, между прочим, легенда дойчрока. Почти пятидесятилетняя карьера, доминирование в чартах и другие атрибуты всенародной любви. Фронтмен группы Вольфганг Нидекен фенотипически напоминает признанного иноагентом Андрея Макаревича, когда тот еще был кучеряв. Что характерно, вокальные параллели тоже напрашиваются: оба являются скорее не певцами, а говорунами. Говорит Нидекен на кельнском диалекте, и если у вас немецкий только «на уровне Rammstein», то лучше туда вообще не лезть. Он вроде бы и для носителей стандартного немецкого звучит почти как иностранный, но народ на Вакене слушал очень вовлеченно. Например, в вип-зоне можно было заметить Фло Шварца из Pyogenesis, который шел то ли в бар, то ли в туалет, подпевая тому, что доносится со стороны сцены. Похоже, действительно легенда. И, может быть, в дойчроке, как и в русском, есть принцип «Главное — тексты», но музыкой тут точно не пренебрегают. Интересные песни, разные по настроению, без провисаний и заполнения музыкального пространства для галочки. Аранжировочная насыщенность тоже на уровне: в концертном составе BAP аж девять человек, и лишних, кажется, нет. Любопытный опыт, возникло ощущение прикосновения к чему-то великому, пусть и чужому.
Переходим к более привычным артистам. Clawfinger выступают на Вакене уже третий раз за последние семь лет. В предыдущие их появления шведы запоминались как самая энергичная, а может, и вовсе лучшая группа фестиваля. И если их приглашать ежегодно, то, скорее всего, результат будет идентичным. Рэп-метал-ветераны не разучились исполнять ритмы, от которых вибрирует всё тело, и начиненная злыми рифмами читка Зака Телла все так же убедительно передает все “fuck off” в адрес чего бы то ни было. Но главный козырь группы — это, без вариантов, басист Андре Скауг. Когда говорится о безумном кураже, на котором находятся Clawfinger, то подразумевается именно Андре. Начисто буйный персонаж. Он пашет даже не за пятнадцать человек — за пятнадцать групп! Нет такой плоскости, в которой бы не двигались его конечности, и нет того места на сцене, где бы он не побывал. И вне сцены тоже: долго не думая, и Зак, и Андре уже в начале выступления полезли ближе к людям. Практически идеальный сет-лист тоже способствовал отвалу башки: пара новых песен и много беспроигрышных хитов. И пусть возраст дает о себе знать, Clawfinger все еще “the biggest, the best, better than the rest”.
Далее мне было суждено провести много времени у сцен “W.E.T.” и “Headbanger”. Здесь традиционно по четвергам звучит залп настоящего экстремального металла, без всех этих ваших мелодичных переливов и гладенького звука. Только жесть, чернуха и насилие. И разве может кто-то воспеть все эти прелести лучше, чем Macabre, которые про серийных убийц знают больше, чем любой Леонид Каневский? Коллектив за все 40 лет своего существования ни разу не менял состав, но нашел элегантный способ усилиться на концертах. Немолодые дяденьки уже не могут оголтело бушевать, поэтому призвали на помощь весь пантеон маньяков. Точнее, уполномочили кого-то из технической команды выходить на разных песнях в костюмах и латексных масках, изображающих соответствующих лирических героев. Вот Зодиак, так и оставшийся инкогнито, вышагивает по сцене, паля из пистолета. Старичок божий одуванчик Альберт Фиш ковыляет с тростью, замышляя новый рецепт из детского мяса. Вот красавчик Тед Банди, всегда готовый охмурить новую жертву. Следом за ним — настоящий маньячный тяжеловес Эд Гин, вдохновивший несколько бессмертных кинематографических шедевров. Или Ричард Рамирес в мерче своих любимых AC/DC — тоже человек немалых достижений. С Рамиресом вообще занятно вышло. Песню про его похождения посвятили Оззи, причем снабдили подробной информацией: как Рамирес проникал ночью в дома, «и если там спала супружеская пара, то мужа он убивал, жену избивал, насиловал, заставлял присягнуть на верность Рогатому князю, а потом тоже убивал». Оззи был личностью многогранной, наверное, и такие посвящения ему тоже уместны… Если вынести за скобки весь этот интерактив, Macabre достойно продемонстрировали свое музыкальное наследие: необычайный, практически авангардный разброс стилистических и жанровых приемов, впечатляющие барабанные партии и россыпь диких вокалов. Единственное, что подпортило впечатление — это звук, не давший группе предстать такой, какой она может и заслуживает. К счастью, на Вакене в этом году таких ситуаций было всего-то раз-два и обчелся.
Смена декораций и эстетики. После песен из цикла «Жизнь замечательных людей» грянули гимны аду и неразборчивой смерти от шведов Hellbutcher. Их спид-блэк-метал принадлежит не то что к старой школе — к древней! Гротескно безголовая музыка, слепая и одержимая. Груда неброских риффов и соляков, где главное, чтобы жужжало поинтенсивнее. Внешний вид банды находится в полном соответствии с шумовым аккомпанементом: там столько заклёпок и гвоздей, что наверняка не на один магазин стройматериалов приходилось делать набеги. И половина из этих метизов — только на костюме фронтмена, собственно Хэллбучера, ранее известного по Nifelheim. Nifelheim находятся сейчас в замороженном состоянии, а ещё не все бласфемические проклятья выкрикнуты, так что Хэллбутчер старается в поте своего перекошенного от злости лица, украшенного фингалами корпспейнта. Лысый и волосатый (именно так), он метал громы и молнии и вопил так, что, казалось, не исполнял песню, а проводил сеанс экзорцизма: изгонялся дух умеренности и хорошего вкуса.
Хорошо себя проявили Static-X, хотя и смотрелись гораздо осторожнее, чем Clawfinger чуть ранее на этой же сцене. Словно знают, от каких движений у них где заболит, прострелит и прихватит, поэтому берегут себя. Например, Тони Кампос на фоне Андре Скауга выглядел несколько ватным, хотя и номер не отбывал. Впрочем, каким бы уважаемым человеком Кампос ни был, в первую очередь обращаешь внимание на кибер-аватара Уэйна Статика. Группа выдумала самый спорный подход к замене умершего фронтмена, но рискованная ставка себя оправдала. Можно было ожидать, что возникнет только ощущение пляски на костях, мол, какое-то роботизированное чучело не сцену вынесли, однако эффект получился противоположный. Есть в этом и уважение к наследию, и намек на незаменимость Уэйна, и развлекательная составляющая между делом усиливается. Ещё больше на это поработал суперчеткий звук, вероятно, лучший за весь фестиваль: будто включил дома CD на хорошей аппаратуре. Мощное шоу. Спасибо, что живые.
На главную сцену вышли Guns N’ Roses с заявленным сетом в три с половиной часа. За это время можно было успеть посмотреть несколько групп, и на самих «Ганзов» время останется. Первой бандой в этом забеге были бразильские братья Krisiun, которые сыграли не то, что обещали, но все равно были инфернально круты. Должен был быть эксклюзивный сет с вещами из 90-х, а на деле играли все подряд, в том числе и новое, а дебютник полностью обошли вниманием. Единственное, что выдавало неординарность мероприятия — упор на альбом с говорящим названием “Conquerors of Armageddon”, и ничего лучше Krisiun сделать не могли. На нем они достигли своего пика, объединив бескомпромиссные скорости, каменную тяжесть и ярость, в искренности которой не возникает сомнений. Не возникло сомнений и в искренности заявления, с которым Krisiun вышли на сцену: “We’re gonna die playing death metal!” Барабанщика это, вероятно, в первую очередь коснется: Макс Колесне уничтожал свою установку с энтузиазм на грани человеческих возможностей. У его братьев работа более щадящая, но только для них самих. На слушателей же обрушивалась убийственная экстремальная музыка высшей пробы.
Совсем иной подход к смерть-металу явили Benediction: свойский, качовый и простой, как бревно. Во многом этому поспособствовал Дэйв Ингрэм, оказавшийся таким хохмачом, какого ещё поискать. Назвал Канаду шапкой США, посвятил песню двум людям в костюмах бананов, которые скакали в пите («Потому что банан — мой любимый фрукт») и пытался всех научить сердитому рыку «У!», но публика приблизиться к гроулинговым способностям Дэйва не смогла, уж больно он хорош. И пусть музыка Benediction и понятие «изыски» живут в непересекающихся вселенных, но британцы в этом своем небольшом мирке и туннельном мышлении очень хорошо обосновались. Не ставя перед собой грандиозных задач, они четко следуют протоптанной дорогой и собирают трофеи в виде фанатских голов, постоянно качающихся в такт квадратным риффам.
Передвигаясь к “Louder Stage" на выступление Ministry, можно было одним ухом заценить воплощение выражения «Этот стон у нас песней зовется» от Guns N’ Roses и одним глазом посмотреть на лица людей, которые тоже это слышали. Богатая палитра эмоций. Но пока Ministry. Из-за плотного расписания послушать у них удалось всего несколько песен, но для напоминания, что это великие мастера индастриала, достаточно было бы и нескольких минут. Механически-долбящий звук выстроился даже не в стену, а в десятки стен, примыкающих друг к другу и заполнивших собой вообще все, что можно. Сквозь этот лязг неописуемой машинерии даже сложно было разглядеть Эла Йоргенсена. Ходит он там, стоит, лежит — вообще не важно. И всё было бы прекрасно, если бы Ministry отыграли полтора часа, как им предписывало расписание, а не ушли на 15 минут раньше. Ведь еще было что исполнить. Причем это не фанатское желание: они буквально на соседних выступлениях на бис играли вещи с “With Sympathy” и “Twitch” — настоящий антиквариат, о прослушивании которого вживую еще в недавнем прошлом и мечтать не приходилось. Ну, вот на Вакене и не прослушали.
Зато благодаря этому можно было подольше внимать хэдлайнерам. Что ж, если соглашаться с максимой, что качество системы определяется качеством её слабейшего компонента, то дела у Guns N’ Roses обстоят прескверно. Слэш, Дафф и прочие герои смотрятся холено, пусть некоторых из них жизнь и изрядно потрепала. Новый барабанщик если и уступает старым, то этого совершенно не заметно. Сет рекордной длины за всю историю Вакена: можно было бы по два-три раза сыграть все путное, что «Ганзы» родили за годы карьеры (все путное, кроме “Don’t Cry” и сыграли, и ещё очень много непутевого). Сцена небогатая, но с неплохим видеорядом на большом экране. Звук хороший. Но Эксл… Железные люди, которые слушали это с самого начала, утверждают, что толпа стала заметно рассасываться уже песне к четвертой — на просмотр трагикомедии и спектакля абсурда никто не подписывался. Если бы не собрат по несчастью Винс Нил, тоже давно звучащий, как мультяшка, Роуз существовал бы в какой-то отдельной категории имени себя. Вокалистов, которые не смогли сохранить форму, но продолжают попытки петь, достаточно. Но опыт показывает: можно быть осипшим, неустойчивым и утратившим полетность, при этом все еще что-то из себя представлять. Но уж точно нельзя быть смехотворным, тут не помогут ни автотюн, ни молитва. Сюрреализм ситуации превышает все мыслимые пределы от того, что в своей естественной тесситуре Эксл звучит так, что не каждый хэйтер найдет, к чему придраться. И даже в режиме этого потешного фальцета с интонированием вполне справляется. И выглядит хорошо, и носится по сцене. Возможно, бегает в поисках утраченного голоса. То есть концерт имел шансы быть нормальным, только вокальные партии переработать. Наверное, в окружении Эксла нет человека, который не побоялся бы такое посоветовать. “Where do we go now?” Точно не в направлении былой славы.
Благо, день был слишком хорош, чтобы его смог омрачить Эксл Роуз. Последующие два тоже порадовали большим количеством положительных эпизодов, надолго оставшихся в памяти.
Сет-листы:
BAP
1. Drei Wünsch frei
2. Nemm mich met
3. Ne schöne Jrooß
4. Hurricane / Stell dir vüür
5. Wahnsinn (Chip Taylor cover)
6. Waschsalon
7. Kristallnaach
8. Alexandra, nit nur do
9. Verdamp lang her
10. Frau, ich freu mich
11. Jraaduss
Clawfinger
1. Burn in Hell
2. Nothing Going On
3. Scum
4. Rosegrove
5. Warfair
6. Catch Me
7. Undone
8. Out to Get Me
9. Ball & Chain (New Song Unreleased)
10. Two Sides
11. Recipe for Hate
12. Hold Your Head Up
13. The Price We Pay
14. Biggest & the Best
15. The Truth
16. Do What I Say
Macabre
1. Zodiac
2. The Wheels on the Bug
3. Albert Was Worse Than Any Fish in the Sea
4. McMassacre
5. The Iceman
6. Night Stalker
7. Serial Killer
8. Scrub a Dub Dub
9. Vampire of Düsseldorf
10. The Unabomber
11. Joe Ball Was His Name
12. Ed Gein
Hellbutcher
1. The Sword of Wrath
2. Perdition
3. Violent Destruction
4. Hordes of the Horned God
5. Death's Rider
6. Possessed by the Devil's Flames
7. Satan's Power
8. Inferno's Rage
9. Losfer Words (Big 'Orra) (Iron Maiden cover)
10. Die in Fire (Bathory cover)
11. Black Metal (Venom cover)
Static-X
1. Bled for Days
2. Wisconsin Death Trip
3. Fix (shortened)
4. Sweat of the Bud
5. Cannibal (without fast intro)
6. Terminator Oscillator (without second verse)
7. Love Dump
8. I Am
9. Otsegolation (shortened)
10. The Trance Is the Motion (shortened; only bridge and last chorus)
11. Black and White
12. Get to the Gone
13. Dirthouse
14. Destroy All
15. Cold
16. I'm With Stupid
17. Push It
Krisiun
1. Kings of Killing
2. Ravager
3. Endless Madness Descends
4. Scourge of the Enthroned
5. Hatred Inherit
6. Messiah's Abomination
7. Blood of Lions
8. Guitar Solo
9. Drum Solo
10. Conquerors of Armageddon
11. Descending Abomination
Benediction
1. Scriptures in Scarlet
2. A Carrion Harvest
3. Stormcrow
4. Artefacted Irreligion/Subconscious Terror
5. Vision in the Shroud
6. In the Dread of the Night
7. Suffering Feeds Me
8. They Must Die Screaming
9. Crawling over Corpses
10. The Grotesque
11. Engines of War
12. Progenitors of a New Paradigm
13. The Dreams You Dread
Ministry
1. Thieves
2. The Missing
3. Deity
4. Rio Grande Blood
5. LiesLiesLies
6. Goddamn White Trash
7. Alert Level
8. Burning Inside
9. Stigmata
10. N.W.O.
11. Just One Fix
12. Jesus Built My Hotrod
13. So What
Guns N’ Roses
1. Welcome to the Jungle
2. Bad Obsession
3. Mr. Brownstone
4. Chinese Democracy
5. Live and Let Die (Wings cover)
6. Yesterdays
7. It's So Easy
8. Civil War
9. Used to Love Her
10. Slither (Velvet Revolver cover)
11. Never Say Die (Black Sabbath cover)
12. Sabbath Bloody Sabbath (Black Sabbath cover)
13. Shadow of Your Love
14. You Could Be Mine
15. Estranged
16. Double Talkin' Jive
17. Hard Skool
18. The General
19. Thunder and Lightning (Thin Lizzy cover) (Duff on Vocals)
20. Coma
21. Absurd
22. Rocket Queen
23. Knockin' on Heaven's Door (Bob Dylan cover)
24. Slash Guitar Solo
25. Sweet Child o' Mine
26. November Rain
27. Sorry
28. Patience
29. Human Being (New York Dolls cover)
30. Nightrain
31. Paradise City
Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации
Текст: Борис Игонин
Фото: Борис Игонин, Дмитрий Дроздов
(с) HeadBanger.ru
Фотографии
Показать фото