Дата 24.11.2024 |
Город Москва |
Клуб Клуб "Урбан" |
Организатор Madstream Booking |
Еще один “жанровый” мини-фестиваль, который организует компания Madstream Booking, получил право называться регулярным. В активе компании уже два успешных мероприятия под брендом “Стужа Фолк-Фест”, стилистическая принадлежность которых, думаю, пояснений не требует, а теперь вторую “серию” обрел “God Doom It Fest”, впервые состоявшийся осенью прошлого года. Правда, до новой даты не дожил клуб “Aglomerat”, “попавший под раздачу” при очередном расширении стройплощадки МЦД. Но новое пристанище “медленного и печального” феста, клуб “Урбан”, ничуть не уступает по звуковым параметрам “Агломерату”, а по вместимости существенно превосходит его.
А дополнительная вместимость мероприятию потребовалось. Если “GDIF”-2023 был фестом в значительной степени андеграундным, представлявшим такие радикальные течения в думе, как фьюнерал и сладж, то в этот раз наряду с Во Скорбях, уже знакомым посетителям предыдущего фестиваля, жанр представляли коллективы более общедоступных его подвидов. Разумеется, эпик-дум в отечественных условиях ни в коем случае не назовешь коммерческим, но слушать его с удовольствием вполне может даже неподготовленный металхэд, а хэдлайнеры Якорь продолжают традиции таких популярных в России коллективов, как Paradise Lost и Курск, и не без успеха дают в столицах сольные концерты.
Фест начался едва ли не минута в минуту с заявленным графиком – организаторское мастерство, что называется, не прогрустишь. Первыми на сцену вышли Vendel, московский квинтет, снискавший куда большее признание за рубежом, чем в своем отечестве. Их дебютный полноформатник “Out In The Fields” вышел на хоть и маленьком, но уважаемом немецком лейбле Dying Victims, причем произошло это не в тучное допандемическое время, а в нынешнем году, когда от всего связанного с нашей страной за границей шарахаются, как от чумы. Критики описывают Vendel как смесь традиционного хэви 80-х с Bathory викинговского периода, однако сравнение с типичными представителями эпик-дума, такими как Candlemass или Sorcerer, тоже будет, на мой взгляд, вполне оправданным. Квинтет звучит вживую ничуть не хуже, чем в студии, а вокалист Алексей Горячев и вовсе отработал выше всяких похвал. Помимо уже изданного материала, Vendel сыграли совершенно новую песню “Hall Of Shining Shields”, которая должна войти в их следующий релиз. Она мало чем отличается от своих уже известных собратьев, но тоже весьма и весьма неплоха.
Еще одни москвичи, Полуночь, были темной лошадкой фестиваля – их дебютный полноформатник, носящий одно с группой название, вышел буквально за месяц до описываемых событий. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что перед нами реинкарнация достаточно известного на столичной думовой сцене коллектива Pale Keeper, просуществовавшего пять лет и выпустившего три EP. Помимо названия, сменился язык исполнения (с английского трио переключилось на родной русский), а состав и жанровая направленность остались прежними. Честно говоря, релизы как Pale Keeper, так и Полуночи прошли мимо меня, поэтому группу я слушал с чистого листа и был сходу ошарашен как плотным саундом, достигаемым столь аскетическим набором инструментов, так и мощнейшим чистым вокалом Марка Давыдова. С сильными красивыми голосами в России всегда было, скажем так, напряженно, а тут две группы подряд – и у каждой прямо-таки роскошный фронтмен. Концертную программу составил исключительно новый материал, и она оказалась достаточно короткой – чуть более получаса. Жаль, но продлить банкет с помощью покупки альбома на физическом носителе оказалось невозможно – материал существует только в цифровом виде. Будем надеяться, трио вскоре исправит эту досадную оплошность.
Якорь ожидаемо собрали перед сценой самую внушительную толпу за весь вечер (куда менее ожидаемо сразу после них она рассосалась чуть ли не наполовину, но об этом чуть позже). Любопытно, как росла степень «русскости» материала по мере продвижения по программе фестиваля – от стопроцентно интернациональных Vendel к использующим в своих текстах массу фольклорных сюжетов Полуночь и далее к квартету из древнейшего поморского поселения Онега, последний альбом которого называется «Русская готика». Творчество Якоря идеально соответствует общепринятым представлениям о жизни в российской глубинке – суровые погодные и бытовые условия, тоска, отсутствие каких-либо перспектив и, конечно же, алкоголь. Эта творческая концепция воплощается группой с помощью музыки, во многом вдохновленной финнами Курск, но более хитовой и яркой, чем в оригинале. Неудивительно, что популярность Якоря неуклонно идет вверх – «Русская готика», их третья по счету полноформатная работа, вышла на солидном лейбле SoundAge, а гостит на ней сам Эркки Сеппянен, теперь уже бывший фронтмен Курска.
Хлесткий и жесткий, но в своем роде очень атмосферный сет Якоря включал песни всех периодов их творчества – от ранней уже почти классике типа «Реквиема по утопшему» до новинок типа «Русской готики» и алкогольного суперхита «Сто вагонов с водкой». Очень впечатлило исполнение весьма провокационного номера «Над могучей страной» - хотя он формально соответствует канонической истории плена и смерти старшего сына Иосифа Джугашвили, разного рода активистов это никогда не останавливало. К сожалению, сценический свет, с самого начала феста удивлявший меня нехарактерной для «Урбана» хаотичностью, превратился в совсем уж непроглядное непотребство. Зато звук Якорю настроили прямо-таки идеальный.
Во Скорбях – коллектив во всех отношениях культовый, и его возрождение после десяти лет небытия стало пару лет назад настоящей андеграундной сенсацией. Их выступление на прошлом “God Doom It Fest” стало для меня настоящим потрясением, поэтому новой встречи с командой из Рыбинска я ждал с большим нетерпением. Тем более что за это время у нее вышел долгожданный второй альбом «Неумолимое», ничуть не менее впечатляющий, чем канонический дебютник 2007 года. К сожалению, выяснилось, что аудитории Якоря легенды фьюнерал-дума не интересны от слова совсем – она пришла строго на своих кумиров и после их выступления с чувством выполненного долга отправилась восвояси. По идее, ничего экстраординарного не произошло – подобное поведение мне доводилось видеть на множестве российских тяжелых мероприятий самой разной стилевой направленности, но оно каждый раз приводит меня в состояние глубокого недоумения. Лично я множество раз открывал для себя отличные коллективы, случайно услышав их вживую на разогреве у звезд или в составе «сборной солянки», поэтому мне совершенно не понятно, как можно настолько не хотеть дать другой музыке шанс, особенно если ты все равно заплатил деньги за весь набор артистов вечера. Но, как говорится, некоторым вещам можно удивляться неограниченное количество времени…
Справедливости ради надо сказать, что восприятие сета Во Скорбях в этот раз оказалось делом не из самых простых. Группа получила почти в два раза больше времени, чем год назад, и провела на сцене почти час, «утюжа» зрителей «глыбами» по 9-10 минут с обоих своих полноформатников. Более того, если Полуночь и Якорь играли на прекрасно сбалансированном звуке, у Vendel наблюдался лишь небольшой дисбаланс по громкости двух гитар, то финальной группе вечера почему-то завалили оба вокала – и мужской, и особенно женский. Из-за этого из выступления Во Скорбях выветрилась определенная часть театральности – слушателю, плохо знакомому с материалом, было просто-напросто невозможно понять, о чем столь эмоционально «вещают» Яромир и Наталья Терехина. Тем не менее, сет получился в высшей степени фьюнеральным – тяжелым, атмосферным и не страдающим излишним однообразием, так что ценителей жанра он захватил и не отпускал до самого финала. Хотя будь баланс каналов на пульте выстроен чуть-чуть по-другому, до конца феста «дожило» бы значительно больше слушателей.
Второй “God Doom It Fest” в очередной раз подтвердил разноплановость жанра – в рамках одной программы оказались собраны очень разные группы с не совсем, мягко говоря, пересекающейся аудиторией. Для кого-то это стало проблемой, для меня же скорее приятным сюрпризом – я с удовольствием отслушал весь фест от начала до конца и без проблем послушал бы еще что-нибудь думовое в качестве довеска. Так или иначе, надеюсь, что высокая явка обеспечит мероприятию дальнейшее существование – даже если вы не преданный адепт жанра, на него стоит сходить ради расширения кругозора.
Выражаем благодарность Madstream Booking за предоставленные аккредитации
Текст: Роман Патрашов
Фото: Маргарита Стефанкова
(с) HeadBanger.ru
Фотографии
Показать фото