Дата 07.09.2024 |
Город Москва |
Клуб Бар "Лига Пап" |
Организатор |
"Гость из Царства теней. Наследие" - это название хорошо знакомо всем поклонникам группы Ария. Ведь именно так было названо анонсированное осенью прошлого года концертное видео, материал для которого снимался 21 октября 2023-го в "ВТБ-Арене" - там состоялся один из финальных концертов "Гостя". Сразу после этого события, побывав на нём, я рассказывала, чем оно отличалось от самого первого одноимённого шоу, с огромным успехом прошедшего 30 апреля 2019 года также в "ВТБ" и начавшего удивительную историю самой монументальной постановки за всю историю российского хэви-метала. Но любая, даже самая классная история однажды заканчивается, и в ознаменование завершения своей пиратской саги Ария задумала выпустить новый концертник (напомню - существует официальное видео концерта 2019 года) и, так же, как и в 2019-м, организовала краудфандинг в поддержку этого проекта. Результат сбора на Planeta.ru превзошёл все возможные ожидания: за три месяца было собрано более 10 млн рублей!
В анонсе релиза говорилось: "Это грандиозное шоу было снято десятками камер и под контролем самых высокопрофессиональных специалистов. Оно будет смонтировано в полнометражный фильм с кадрами бэкстейджа и спецэффектами, максимально передающий весь масштаб события и рассказывающий о его создании". И одними из первых получили возможность оценить результат те акционеры проекта, которые купили лот-билет на закрытый премьерный показ нового концертного видео.
Показ состоялся ровно через 10 месяцев после объявления сбора на "Планете", 7 сентября 2024 года. До этого у всех ожидающих была возможность увидеть трейлер релиза, а также видео одной из песен - "Крещение огнём", после которого зазвучали, как это всегда бывает, самые различные отзывы, от восхищения до упрёков в излишней "клиповости" и чрезмерном увлечении спецэффектами.
Премьерный показ проходил в самом центре Москвы, на Лубянке, в баре "Лига пап", "заточенном" под трансляции спортивных событий. Небольшое уютное помещение в лофт-стиле, с одним большим двусторонним экраном в центре и ещё несколькими на стенах, на мой взгляд, отлично отвечало задачам и формату мероприятия. На нём присутствовали около сорока акционеров, а также сами музыканты, их гости и менеджмент группы - в общей сложности менее ста человек. Получился действительно закрытый, камерный показ, по-настоящему эксклюзивный, как и было обещано.
Нужно напомнить, что видеорежиссёром проекта стал Сергей Шубин, известный в музыкальной и не только среде режиссёр, оператор, постановщик клипов, работавший, в частности, с группой Гран-Куражъ и с сольным проектом Виталия Дубинина. Перед началом показа как раз Виталий поприветствовал собравшихся, и Сергей также сказал несколько слов, отметив, что рад видеть среди присутствующих много знакомых лиц, тех самых, на которых он смотрел в течение нескольких месяцев работы над видео - это активные поклонники группы, находившиеся на концерте в первых рядах. Он добавил, что его основной задачей было "зафиксировать величие артистов на сцене и колоссальный труд множества людей", принявших участие в постановке.
Затем начался показ видео. Действительно, как и говорилось в анонсе, перед нами предстала не просто запись концерта, а скорее, фильм, открывающийся кадрами бэкстейджа концерта и эпизодами интервью с музыкантами, где они поделились своими ожиданиями и волнениями по поводу предстоящего шоу. Я уже говорила раньше и отмечу снова, как интересно всегда узнавать мнение и эмоции самих участников процесса. И в самом начале концертного фильма, слушая музыкантов, мы и сами невольно замираем в волнении: а как всё пройдет? Всё ли получится?
И вот на экране - само шоу! Уже с первой песни - стремительной "Гонки за славой" - бросается в глаза необычный подход к съёмке: множество ракурсов со всех мыслимых и немыслимых точек, порой очень необычных - изнутри барабанной установки, от играющей руки гитариста... А уж о камере, установленной на левом запястье Михаила Житнякова, я и не говорю, она даёт максимально неожиданную картинку! По сравнению со съёмкой 2019 года здесь совершенно иная динамика, и суть её - не только в более быстрой и порой подчёркнуто резкой смене кадров, а во всеохватности видеоряда. Перед нами не линейная картинка, а многоуровневая (3D, 5D, 7D - назовите, как хотите) съёмка, создающая у зрителя по ту сторону экрана настоящий эффект присутствия. А если ты ещё и сам побывал на этом концерте год назад, то вообще возникает ощущение, словно на машине времени тебя чудесным образом снова забросило в гущу событий и эмоций этого феерического вечера, и оживают не только воспоминания, но и звуки, запахи, восторженная дрожь в теле...
Это одновременно концерт глазами каждого и всех вместе. С помощью постоянно меняющихся ракурсов зритель получает возможность в процессе просмотра побывать не только в зрительном ряду, но и за барабанной установкой, и на месте каждого из играющих музыкантов, пробегает вместе с Михаилом по всем ярусам сцены и даже пролетает с ним на мече над огромным, замершим в восторге залом. Я бы сказала, что в этом видео мы не просто смотрим и подпеваем, а играем концерт совместно с "арийцами". Это ли не волшебство? Переход от взгляда со сцены, от крупных деталей до самых общих планов, показывающих размах происходящего, завораживает. А часто используемые при съёмке "кольцевые" кадры, когда сцена и зрители словно замыкаются в круг, а точнее, в некую воронку, затягивающую каждого, кто в неё смотрит (специалисты меня поправят и дадут точное название этому эффектному приёму), вызывают самое настоящее головокружение от эмоций.
В этом концертном видео режиссёру удалось осуществить и ещё одну зрительскую мечту. Так, каждый раз, собираясь на шоу "Гость из Царства теней", я была вынуждена делать выбор: куда брать билет? В фан-зону, чтобы видеть музыкантов и сцену как можно ближе, или же, наоборот, на более отдалённые трибуны, чтобы охватить взглядом весь масштаб постановки, получить возможность рассмотреть арты, оформление сцены и световые эффекты? И в этом видео, благодаря тому, что буквально в каждой сцене точка обзора сменяется множество раз, мы можем словно побывать сразу во всех секторах зала. Выбирать не надо - только смотреть и наслаждаться!
Ритм смены кадров в видео соответствует ритму песни. Например, в "Проклятье морей" в самом начале кадры сменяются медленнее, а потом убыстряются по мере "разгона" песни. В балладе "Там высоко" - медленно плывущие, задумчивые планы, а в искрящем энергией припеве в эпике "Кровь за кровь", наоборот, ракурсы сменяются резко и часто.
Также я обратила внимание на ещё один очень выразительный приём: когда Михаил Житняков в "Проклятье морей" поднимается по лестнице на верхний ярус сцены или бежит на "корму", его движение на фоне быстро сменяющихся кадров дано замедленно. Таким образом, всё внимание приковано к вокалисту, он становится эмоциональным центром происходящего. А во время "Баллады о древнерусском воине" так же замедленно показаны зрители, и на фоне активно движущегося окружения под быстрый ритм песни эти фигуры, данные в замедлении, очень привлекают к себе внимание, можно рассмотреть и прочувствовать все эмоции и проникнуться ими.
Характерные черты сценического оформления песен подчёркнуты и усилены на видео: в проникновенной "Точке невозврата" мерцающие огоньки умножаются, накладываются на передний план кадра. И такими же бесконечными, многослойными становятся силуэты чёрных во́ронов, навязчиво кружащих перед взорами зрителей в "Балладе...". Это сразу погружает в настроение каждой композиции, что называется, с головой.
Подкупает внимание режиссёра к каждому участнику процесса. В этом видео много моментов, где крупным планом показаны лица музыкантов, их настроение, и это, конечно, очень ценно для поклонников, так как даёт ощущение эмоционального единения, зрители и группа одинаково сильно, всей душой переживают происходящее. Очень способствуют этому ощущению и небольшие вставки-интервью между песнями, где "арийцы" говорят о самоощущении в группе, о роли музыки в жизни человека, о поиске себя, о том, что такое Ария для каждого из них. То, чем делятся музыканты, откликается и заставляет задуматься. "Ария - это то, что я люблю", - резюмирует Михаил, и, пожалуй, более исчерпывающе и не скажешь.
Блок с симфоническим оркестром в этом концерте заслуживает отдельных слов восхищения. И, опять же, нельзя не отметить, как он снят: я словно неожиданно оказалась внутри оркестра, увидела каждого из его участников (кстати, некоторые лица помнятся ещё со второго дня празднования 30-летнего юбилея Арии!), немного постояла за дирижёрским пультом и, затаив дыхание, слушала соло скрипача в "Игре с огнём", буквально глядя ему в глаза. Магия!
Очень хороши, уместны и прекрасно показаны крупным планом поклоны музыкантов в "Пиратской сюите" - как некий символ благодарности зрителям за энергию и поддержку и воплощённая радость от того, что всё задуманное получилось.
Звук, под стать видеоряду, впечатлил - чёткий, объёмный и мощный. А как звучит скрипка в "Игре с огнём"! На самом концерте я тоже отмечала хороший звук, без мешанины, но всё же настолько кристального звука скрипки расслышать не могла, а это соло сто́ит услышать во всех нюансах!
Продолжительность фильма - 2 часа 35 минут, но это время пролетело незаметно, словно на живом, здесь и сейчас сыгранном концерте. И воспринимали его в зале именно так - подпевали, хлопали, а также рубились в такт музыке, несмотря на сидячие места.
Показ закончился, но мероприятие продолжилось, и зрители получили возможность сфотографироваться с главными героями вечера, взять у них автографы, а также высказать свои впечатления от увиденного. Некоторые принесли с собой подарки для группы. Всё получилось очень тепло и душевно, никакого официоза, просто настоящая дружеская встреча.
Подводя итог своим впечатлениям от этого события, честно скажу, что на время трансляции видео я просто "улетела" снова в тот октябрьский вечер в "ВТБ-Арене" и благодаря тем режиссёрским решениям, о которых рассказала выше, увидела намного больше, чем при своём непосредственном посещении этого шоу. Возможно, прозвучит слишком пафосно, но однозначно нужно констатировать, что не зря мы долго ждали это видео, и, например, лично мои ожидания оно превзошло. Спасибо все тем, кто причастен к его созданию! И повторю за Михаилом Житняковым: "Ария - это то, что я люблю!".
Текст: Татьяна Винокурова
Фото: Ольга “Omena” Шаталина
(с) HeadBanger.ru
Фотографии
Показать фото