Последние 25 отчетов

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, GRAVEGOD и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

08.12.2023
Москва

МАСТЕР

03.12.2023
Санкт- Петербург

СНЫ САЛАМАНДРЫ

02.12.2023
Санкт- Петербург

АРИЯ

24.11.2023
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

18.11.2023
Москва

ФОРСАЖ

10.11.2023
Москва

ZMEY GORYNICH

05.11.2023
Москва

АРТЕРИЯ

03.11.2023
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

21.10.2023
Москва

АРИЯ

19.10.2023
Москва

CATHARSIS - акустика

14.10.2023
Санкт- Петербург

ТАЙМСКВЕР

13.10.2023
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

Wacken Open Air 2023. Day 3 (IRON MAIDEN, MEGADETH и др.)

Архив отчетов
Дата
04.08.2023
Город
Вакен (Германия)
Клуб
Вакен
Организатор

Пятница, она же третий день фестиваля, начиналась для меня с ответственной задачи – утром нужно было встретить на остановке шаттла нашего коллегу по порталу, в этот раз представлявшего журнал “InRock”. Если кто-то помнит мой отчёт с первого дня «Вакена», коллега угодил под настолько сильный дождь в кемпинге для прессы, что вынужден был ретироваться в Гамбург и там сушиться. К счастью, хотя бы на третий день с мощнейшими хэдлайнерами в виде Megadeth и Iron Maiden ему удалось вырваться обратно. Я же, в свою очередь, долго не мог угомониться после выступления Helloween накануне вечером, а потому задание пойти кого-то встретить стало для меня не только ответственным, но и непростым. Голова изрядно гудела, но я мужественно встал, глотнул виски, прихватил с собой банку пива на ход ноги и отправился искать остановку. Это можно было сделать, пользуясь асфальтированными дорогами, но я тогда об этом не знал, а потому пошёл через прилегающие к фестивалю говна. Времени это заняло немало, разок я натурально остался без сапога, захваченного теми самыми говнами, но, в конце концов, цели достиг.

Похмельная прогулка и дальнейшее хозяйствование в лагере меня несколько вымотали, но не они стали причиной того, что около фестивальных сцен мы оказались после шести вечера. Всё дело было в том, что до этого нам было попросту нечего смотреть. Наверное, можно было зарулить на Desperadoz около полудня, но, честно говоря, эта команда никогда не вызывала у меня большого интереса. Ну а смотреть в очередной раз попсу (в плохом смысле) типа Amaranthe желания было ещё меньше. Таким образом, пятничная фестивальная программа началась для нас выступлением исландских викингов Skálmöld. Викинг-метал я, мягко говоря, не люблю, но на любое правило, как известно, найдётся и исключение – и Skálmöld стали им. Пару лет назад с их творчеством меня познакомил коллега по работе, отличающийся отменным музыкальным вкусом, и группа сразу зацепила меня редким сочетанием фольклорной мелодики, гитарного драйва в духе великолепных 70-х и панковского задора и угара основного вокалиста Бьёргвина Сигурдссона. Особенно меня впечатлил тогда концертник, записанный совместно с Исландским симфоническим оркестром, в котором музыканты смогли объединить, казалось бы, несочетаемое: полноценные симфонические аранжировки и весь вышеперечисленный винегрет.

На «Вакен» Skálmöld симфонический оркестр, понятное дело, не привезли, да и не поместился бы он на маленькой сцене “Wackinger”, выделенной музыкантам для выступления. А вот народу перед ней набилось немало: думать о том, чтоб пролезть в первые ряды, даже и не приходилось. Самим музыкантам, надо полагать, тоже было тесновато вшестером на небольшой сцене. Виду они, впрочем, не подавали, и рубились изо всех сил, несмотря на то что у того же Бьёргвина Сигурдссона уже поседела вся борода, да и голова тоже. К сожалению, как иногда бывает на побочных сценах «Вакена», подкачал звук. Тем не менее, даже на таком саунде Skálmöld мне очень понравились. Я не буду строить из себя знатока, тем более что запомнить все названия песен на исландском я все равно не в состоянии, но, если сравнить Skálmöld и, например, Finntroll, выступавших в первый день фестиваля, живьём исландцы будут покруче. Они выигрывают отсутствием подкладов и присутствием на сцене клавишника, крутыми гитарными мелодиями, периодически сдвоенными и чем-то напоминающими аналогичные партии у Thin Lizzy, да и в целом гораздо более разнообразной музыкой. Через пару недель после фестиваля у Skálmöld выходил новый альбом “Ýdalir” так что не обошлось и без нескольких премьер, которые зашли мне ничуть не меньше более старых боевиков. К сожалению, посмотреть выступление исландцев целиком у меня не было никакой возможности – надо было бежать на Megadeth, так что я вынужден был пропустить чуть меньше половины сета Skálmöld. Надеюсь, когда-нибудь мне удастся увидеть шоу этой команды целиком и на хорошем звуке.

Несмотря на то, что Megadeth входят в число немногочисленных грандов, почтивших своим присутствием "WOA-2023", их выступление я ожидал с некоторой опаской. В прошлый раз я видел Дэйва Мастейна сотоварищи в 2018 году на французском “Hellfest”, а до этого – как раз на «Вакене» в 2017-м, и оба раза мне не очень понравилось. Если на “Hellfest” впечатление сильно подпортил типичный для этого мероприятия поганый звук, то на “WOA-2017” звук настроили достаточно хорошо для того, чтоб было понятно, насколько Кико Лурейро уступает по подаче тому же Крису Бродерику (так мне, по крайней мере, тогда показалось). Вот и в 2023 году, пока я пробирался ближе к сцене под звуки “Hangar 18”, открывшей программу «Меги», опасения мои только усиливались – саунд поначалу был так себе, правда, чем ближе я подходил к сцене, тем лучше он становился.

Любопытно, что первые три песни и в 2023-м, и в 2017-м на Вакене полностью совпали: то были уже упомянутая “Hangar 18”, “Wake Up Dead” и “In My Darkest Hour”. Последнюю, правда, музыканты оба раза исполнили без интро, а не так, как это было в старые добрые времена – например, на лайве 1992 года с итальянского “Monsters of Rock”. Но всё равно получилось хорошо. А вот дальше события стали развиваться по отличному от 2017 года сценарию. Тогда музыканты сделали в сет-листе упор на последний на тот момент альбом “Dystopia”, а в этот раз и “Dystopia”, и недавний “The Sick, the Dying…and the Dead!” были представлены лишь одной песней каждый. Меня оба эти альбома не зацепили, так что решение сократить их присутствие в сет-листе до минимума, безусловно, обрадовало. Правда, к моему удивлению, что “Dystopia”, что “We’ll be Back” живьём прозвучали исключительно бодро и мне понравились. Да и вообще должен отметить, что группа в целом выглядела гораздо бодрее, чем и за пять, и шесть лет до этого. Возможно, так подействовало возвращение Джеймса Ломенцо, который на сцене гораздо энергичнее Джуниора. И хотя я считаю увольнение последнего очень некрасивым шагом со стороны Мастейна, а всю предшествующую тому историю – раздутой и не стоящей выеденного яйца, должен признать, что если Дэйву Мастейну играть с Ломенцо комфортнее и веселее (а судя по происходившему на сцене “Faster”, так оно и есть), то так будет лучше для всех. Что касается Кико Лурейро, то он явно заматерел и укоренился в группе за прошедшие годы, и жаль, что осенью он её покинул. Ну а барабанщика Дирка Вербюрена, знакомого мне по интервью с Soilwork для нашего портала, я по-прежнему считаю лучшим приобретением Megadeth за последние лет двадцать.

После новых песен началось самое интересное. Когда я утром пробирался сквозь склад грязи вокруг «Вакена», то мне показалось, что я услышал “Dread and the Fugitive Mind” на саундчеке. А это, на минуточку, одна из моих самых любимых песен пост-фридмановского периода. Так вот, уши меня не обманули, и после “We’ll Be Back” музыканты исполнили именно её: “Let me introduce myself / I’m a social disease…”. В своё время Эл Питрелли сыграл в ней одно из лучших, на мой взгляд, соло в истории группы, и Кико живьём не подвёл. Дальше – шизоидная “Sweating Bullets”, тоже один из моих фаворитов в репертуаре Megadeth, а потом снова неожиданный ход – “Angry Again” из саундтрека к «Последнему киногерою». Эту песню записали аж в 1993 году, но исполняют не очень часто – за десять лет до 2022 года, например, она прозвучала всего лишь на 11 концертах, если верить статистике сайта setlist.fm.

Следующую «а тут лимон», простите, “A Tout le Monde” мы спели всей толпой и приготовились слушать ещё один более-менее лирический трек “Trust”, в начале которого Ломенцо красиво сыграл аккордами… и тут, когда полноценно вступили гитары, на сцену выбежал Марти Фридман! Нет, не так. МАРТИ ФРИДМАН!!! Пожалуй, после легендарного февральского воссоединения на сцене арены “Budokan” в Токио главной интригой для всех, кто любит Megadeth, было то, присоединится ли Марти к своему бывшему коллеге на «Вакене», ведь на следующий, финальный день фестиваля Фридман был заявлен уже со своим сольным проектом. Лично я на такой поворот событий очень надеялся, но не очень-то в него верил, поэтому появление блудного Марти на сцене для меня, как и для очень многих (судя по приветственному рёву), произвело эффект разорвавшейся бомбы – только несущей не разрушения и смерть, а исключительно восторг и радость.

Не зря говорят, что Япония – это другой мир. Фридман, хоть и без костюма а-ля Kiss, выглядел одновременно и до боли родным и знакомым во всём, что касалось поведения на сцене и игры, и пришельцем если не из другого мира, то из другого времени: в свои 60 лет Марти внешне мало отличался от себя же образца 90-х, особенно на фоне Дэйва Мастейна, который сильно постарел за последние годы. Добавим сюда довольно экстравагантный подписной “Jackson MF-1” с покрытием корпуса в виде битого зеркала, ботинки на платформе и, внезапно, штаны с двумя белыми полосками, столь любимые в определённых кругах постсоветской России – и вуаля, вот вам образ Марти Фридмана на сцене «Вакена» в 2023 году.

После “Trust” музыканты исполнили “Tornado of Souls”. Полагаю, если спросить любого металхэда, интересующегося гитарой и хотя бы шапочно знакомого с Megadeth, именно соло Марти Фридмана из этой песни он вспомнит как одну из вершин гитарного искусства. А ведь действительно, ни у кого больше в так называемой «большой четвёрке» нет настолько узнаваемого – и красивого – гитарного соло во всей дискографии. Так что, без всяких преувеличений, если мне придётся в финале своей жизни подводить итоги ярким впечатлениям, то шоу Megadeth с Фридманом на “WOA-2023” и то самое соло, увиденные и услышанные живьём, безусловно, в них попадут. Тем более, что Марти оправдал все ожидания и сыграл, как надо. И, к тому же, приготовил в некотором смысле злую шутку для тех, кто проигнорировал Megadeth в надежде услышать “Tornado of Souls” в исполнении его сольного проекта на следующий день. Но не будем забегать вперёд.

Третьей песней, сыгранной Megadeth вместе с Марти Фридманом, стала “Symphony of Destruction”. Текст этой композиции, увы, становится всё более злободневным, но всё же не стоит забывать, что в конце третьего куплета в нём есть место надежде: “The Earth starts to rumble / World powers fall / A warring for the heavens / A peaceful man stands tall”. По ходу исполнения музыканты активно менялись местами, и на последнем припеве место за основным микрофоном занял Джеймс Ломенцо, который отлично справился с партией ведущего вокала. После “Symphony…” Марти удалился за кулисы, а оставшийся квартет сыграл задорную “Mechanix”, которая по-прежнему нравится мне гораздо больше, чем “The Four Horsemen”, а потом – обязательную “Peace Sells”. И должен признать, что с уходом Фридмана со сцены магия не исчезла, обе композиции прозвучали просто отлично. Ну а на финальной “Holy Wars…Punishment Due” Марти вернулся, чего не случилось даже в «Будокане», так что вместо трёх песен с его участием мы получили аж четыре. PROFIT! А если серьёзно, что это выступление Megadeth было лучшим из, кажется, шести, что я видел. Так что я ещё раз поздравил себя с верным решением уволиться с неподходящей работы и на следующий день улететь на «Вакен».

Короткого перерыва в 15 минут едва хватило для того, чтоб пробраться от сцены “Faster” на правый край поля перед сценой “Harder”, куда поднялись хэдлайнеры дня – Iron Maiden. Я очень ждал их выступления, поскольку уже наблюдал их в этом туре на “Sweden Rock”, и там группа выдала одно из лучших своих шоу, что я видел. Можно сказать, что желание повторить этот опыт стало одним из главных стимулов для моего появления на «Вакене». Примерно та же история была в 2022 году с Mercyful Fate, которые так понравились мне на «Туске», что пропустить «Вакен» с их участием не представлялось возможным. И, к сожалению, как и с ними, так и с Iron Maiden повторилась ситуация, когда первое шоу мне понравилось гораздо больше второго.

Я сознательно не буду вдаваться в описание выступления Iron Maiden и следовать по сет-листу, тем более что последний полностью соответствовал программе, исполненной на “Sweden Rock” парой месяцев ранее, различаясь лишь некоторыми подводками Брюса Дикинсона к песням. Так что, если вам интересно, то можете открыть соответствующий отчёт из Швеции и ознакомиться. Ограничусь собственными впечатлениями: по сравнению с началом июня музыканты показались мне гораздо более уставшими. Удивляться нечему – шоу на «Вакене» было последним в весьма интенсивной европейской части мирового тура группы, которой, страшно подумать, скоро стукнет полвека. Особенно беспокойно было за Нико МакБрейна, который буквально накануне опубликовал сообщение о том, что в начале года перенёс микроинсульт. Тут снова не обошлось без игр разума – возможно, если бы я не знал этой информации, то ничего не заметил бы, а так мне постоянно казалось, что партии в этот раз даются Нико непросто. В любом случае, можно только преклоняться перед барабанщиком, быстро оправившимся от серьёзной угрозы здоровью, врачами, поставившими его на ноги, и коллегами по группе, которые не бросили его и не оставили за бортом тура.

Вот так, слушая любимые песни, я размышлял и о том, что все мы не вечны, и о том, что всё-таки здорово, что мне ещё раз удалось посмотреть на одну из любимых групп. Английское слово “bittersweet”, пожалуй, лучше всего описывает характер подобных размышлений. Тем не менее, ближе к бису «сладкая» составляющая победила «горькую», так что я кайфанул под “Hell on Earth”, “The Trooper” и “Wasted Years”. Ну а в конце, как и на Helloween и Doro, было шоу дронов.

В принципе, на этом вечер можно было считать законченным, но ради интереса я дошёл до “Louder Stage”, где уже вовсю выступал Вилле Вало со своим новым проектом, лаконично названным VV. Судя по всему, я выбрал максимально неудачный момент, оказавшись перед сценой во время исполнения одной из песен с недавнего альбома VV, явившей собой типичный рокопопс, да ещё и сыгранный на очень скверном звуке. Сам же Вилле сейчас выглядит так плохо, что я невольно подумал: «Надеюсь, это наркотики, а не болезнь». В итоге меня хватило ненадолго, и я пошёл в лагерь. Возможно, зря: в сете VV хватало и хитов HIM, которые я с удовольствием бы послушал. Некоторые сожаления вызывает и пропущенный сет Bloodbath около часа ночи, но в это время я был озадачен поисками заблудившегося коллеги, который не мог найти дорогу в наш лагерь.

Так прошёл третий день фестиваля “Wacken Open Air”, лидерами которого для меня однозначно стали Megadeth. А вот остальная программа оказалась не слишком насыщенной. Полной противоположностью станет заключительный день фестиваля, чрезвычайно плотный и интересный уже с утра, но фактически лишённый хэдлайнеров. Об этом – в следующей серии.

Сет-листы:

Megadeth

01. Prince of Darkness (Intro tape)
02. Hangar 18
03. Wake Up Dead
04. In My Darkest Hour
05. Dystopia
06. We'll Be Back
07. Dread and the Fugitive Mind
08. Sweating Bullets
09. Angry Again
10. A tout le monde
11. Trust (with Marty Friedman)
12. Tornado of Souls (with Marty Friedman)
13. Symphony of Destruction (with Marty Friedman)
14. Mechanix
15. Peace Sells

Бис:
16. Holy Wars... The Punishment Due (with Marty Friedman)
17. Silent Scorn (outro tape)

Iron Maiden

01. Doctor Doctor (UFO song) (Intro tape)
02. Blade Runner (End Titles) (Vangelis song) (Intro tape)
03. Caught Somewhere in Time
04. Stranger in a Strange Land
05. The Writing on the Wall
06. Days of Future Past
07. The Time Machine
08. The Prisoner
09. Death of the Celts
10. Can I Play With Madness
11. Heaven Can Wait
12. Alexander the Great
13. Fear of the Dark
14. Iron Maiden

Бис:
15. Hell on Earth
16. The Trooper
17. Wasted Years
18. Always Look on the Bright Side of Life (Monty Python song) (outro tape)

VV

01. Zener Solitaire (Intro tape)
02. Echolocate Your Love
03. Poison Girl (HIM song)
04. The Foreverlost
05. Right Here in My Arms (HIM song)
06. Run Away From the Sun
07. Buried Alive by Love (HIM song)
08. Heartful of Ghosts
09. Join Me in Death (HIM song)
10. Neon Noir
11. The Kiss of Dawn (HIM song)
12. Loveletting
13. Rip Out the Wings of a Butterfly (HIM song)
14. Salute the Sanguine
15. The Funeral of Hearts (HIM song)
16. Saturnine Saturnalia

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

Текст: Павел Власов
Фото: Маргарита Стефанкова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker