Последние 25 отчетов

23.11.2024
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - акустика

23.11.2024
Москва

GJELDRUNE

17.11.2024
Санкт- Петербург

MAVR BAND

08.11.2024
Санкт- Петербург

СЕРГЕЙ МАВРИН

08.11.2024
Санкт- Петербург

JOE LYNN TURNER

08.11.2024
Москва

ЛЕДЪ

24.10.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

22.10.2024
Санкт- Петербург

JOE LYNN TURNER

18.10.2024
Санкт- Петербург

АРИЯ

12.10.2024
Москва

BIG HARD AND HEAVY SHOW

22.09.2024
Санкт- Петербург

АРТЕРИЯ

28.08.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

25.08.2024
Петяярви (Ленинградская обл.)

Фестиваль 'Тьма'-2024. День 3 (МЕЩЕРА, ELECTRIC CROWN и др.)

24.08.2024
Петяярви (Ленинградская обл.)

Фестиваль 'Тьма'-2024. День 2 (GRIMA, ISKRA и др.)

23.08.2024
Петяярви (Ленинградская обл.)

Фестиваль 'Тьма'-2024. День 1 (TSYGUN, ARGISHROT и др.)

02.08.2024
Вакен (Германия)

Wacken Open Air 2024. Day 3 (AVANTASIA, BLIND GUARDIAN и др.)

01.08.2024
Вакен (Германия)

Wacken Open Air 2024. Day 2 (ACCEPT, KK'S PRIEST и др.)

Wacken Open Air 2023. Day 2 (HELLOWEEN, KREATOR и др.)

Архив отчетов
Дата
03.08.2023
Город
Вакен (Германия)
Клуб
Вакен
Организатор

Если первый день нынешнего “Wacken Open Air” оказался вполне на уровне 2022 года (когда впервые в среду открыли «инфилд») и даже превзошёл некоторые прошлые «Вакены», на которых в первый день приходилось довольствоваться крытыми сценами и непроходимыми толпами перед ними, то уже второй день показал, насколько в 2023 году просела фестивальная программа. На главных сценах “Harder” и “Faster” выступали по три (!!!) группы за весь день, на следующей по значимости “Louder” - уже шесть, но из них лишь парочка с громкими именами, ну а побочные сцены в основном отвели победителям “Wacken Metal Battle” со всего света…а когда-то, помнится, на них играли Armored Saint, Obituary, Candlemass и другие топовые команды. Можно возразить, что и в этом году в четверг вечером на сценах “W.E.T.” и “Headbangers” выступали Immolation, Carpathian Forest и, например, Abbath, но тут уже в силу вступали ставшие бичом фестиваля пересечения в программе: все вышеперечисленные формации совпадали с немногочисленными хэдлайнерами.

Тем не менее, нам было, что послушать и поснимать, и пусть 15:30 – это не самое раннее начало фестивального дня, но, как покажет следующий день, ещё и не самое позднее. Именно в половину четвёртого на сцену “Louder” вышли Dark Tranquillity. В прошлый раз мы видели этих шведов осенью 2021 года в Стамбуле, и тем приятнее, что, по сравнению с прошлым, состав группы претерпел минимальные изменения: ушёл Кристофер Эммот, которого успешно заменяет Джой Консепсьон, а все остальные участники, включая влившуюся как раз в 2021 году ритм-секцию в виде басиста Кристиана Янссона и барабанщика Йоакима Страндберг-Нильссона, сохранили свои места.

С выхода последнего на данный момент альбома “Moment” прошло уже три года, и группа, судя по всему, решила составить сет-лист по принципу “best of”: по три песни с “Damage Done”, “Fiction” и, быть может, внезапно, но вполне заслуженно, “Atoma”. Ещё три альбома, включая тот самый “Moment”, были представлены одной песней каждый. Лично меня такой подход чрезвычайно порадовал, а “Cathode Ray Sunshine”, одна из самых любимых композиций Dark Tranquillity, и вовсе привела в полный восторг. К сожалению, подкачал посредственный звук, который так и не исправили за весь час, что музыканты провели на сцене. Так что в плюсы этого выступления я запишу отличный сет-лист и всё такого же харизматичного Микаэля Станне, а в минусы – саунд.

Если в Dark Tranquillity из ветеранов группы осталось хотя бы двое – тот самый Станне и клавишник Мартин Брандстрём, присоединившийся к группе в 1999 году, то у следующих героев, а вернее, героинь нашего отчёта, о классическом составе напоминает только барабанщица. Речь идёт о Vixen, одной из самых известны и успешных рок-групп, состоящих исключительно из представительниц прекрасного пола. К сожалению, основательница группы гитаристка Джен Кунемунд не с нами уже десять лет, вокалистка Джанет Гарднер ушла из группы в 2019-м, а басистка Шер Росс – в прошлом году. Так что из знаменитого состава Vixen осталась только барабанщица Рокси Петруччи. Впрочем, как минимум вокалистку нынешние Vixen взяли звёздную – за микрофонной стойкой теперь Лоррейн Льюис из довольно известной в конце 80-х группы Femme Fatale. Да и про новых гитаристку и басистку я по итогам увиденного на «Вакене» не скажу ничего плохого: играют они на уровне, на сцене держатся уверенно. В плюс группе также запишу наличие на сцене клавишника вместо подкладов, уже ставших нормой на живых выступлениях. Интересно, кстати, что, помимо собственной классики типа “How Much Love”, “Edge of a Broken Heart” и т.д., дивы исполнили и хит своей вокалистки – “Waiting for the Big One”. Из минусов я отмечу разве что подсевший голос Лоррейн Льюис, в остальном же Vixen оставили приятное впечатление, несмотря на то что поначалу я отнёсся к самой идее такого состава с большим скепсисом.

Если Vixen для меня стали скорее приветом из юности, когда я увлекался подобными проектами, пусть и весьма приятным, то Uriah Heep – это та классика, которая не покидает мою жизнь и плей-лист более 15 лет. Более того, музыкальное наследие группы настолько обширно, что из года в год я открываю для себя новые грани их творчества, ну а музыканты не забывают пополнять свой багаж песен за счёт новых альбомов. И пусть формально хэдлайнерами второго дня «Вакена» значились совсем другие группы, именно на Uriah Heep я возлагал самые большие надежды – и не разочаровался.

Поначалу, правда, музыкантов постигли проблемы со звуком – кажется, отвалился какой-то из микрофонов, подзвучивавших установку Расселла Гилбрука. К счастью, эту проблему быстро решили, так что уже к середине “Against the Odds” с альбома 1995 года звук перестал вызывать какие-либо нарекания. Ну а вторая “The Hanging Tree” привела меня в бурный восторг – эра Джона Лотона является одной из моих любимых в истории группы, равно как и сама песня – прародительница всех этих ваших «тыгыдымов» в метал-музыке. Третью “Between Two Worlds” с “Sonic Origami” Мик Бокс посвятил всем, кто «no longer with us»: таких людей в истории группы, к сожалению, становится всё больше. Только на моей памяти из жизни ушли Ли Керслейк, Тревор Болдер, Кен Хенсли, Джон Лотон, Джон Уэттон и Алекс Нэйпир… Тем более хочется пожелать нынешнему составу Uriah Heep максимального творческого долголетия. Кстати, 2022-2023 годы группа провела в туре, приуроченному к пятидесятилетию группы. В октябре 2022-го в Париже мне повезло посетить одно из юбилейных шоу, и, должен сказать, уже тогда музыканты выглядели довольно уставшими и сокращали программу по сравнению с самыми первыми концертами тура. Винить их в этом глупо, программа и так получилась эпически амбициозной, но тем приятнее было увидеть на «Вакене» отдохнувших и гораздо более бодрых «Хипов». Особенно это касается Берни Шоу, который выдал одно из лучших своих выступлений из виденных мною за последние годы. Да и фестивальный сет-лист Uriah Heep выстроили явно по мотивам юбилейных концертов: отсюда в программу попали и “The Hanging Tree”, и великолепнейшая “Rainbow Demon”. Ну и без вечной классики вроде “Stealin’”, “Sunrise” и, разумеется “July Morning” с “Lady in Black”, которую Мик Бокс представил не иначе, как “true folk metal song”, конечно, не обошлось. Тут надо отметить, что немецкая публика на «Вакене» сильно напомнила мне российскую аудиторию Uriah Heep, причём не лучшими качествами. Большая часть почтенных бюргеров столбом простояла почти всё выступление группы, ожив лишь на “Lady in Black” - прямо как отечественные пенсионеры в партере какого-нибудь БКЗ «Октябрьский». Хорошо хоть они не впали обратно в свой анабиоз на “Gypsy” и “Easy Livin’”, исполненных на бис.

Путешествие «по волнам моей памяти» продолжили шведские тру-металлисты HammerFall на сцене «Faster». Пока мы ждали их выхода на сцену, выяснилось, что я так увлёкся выступлением Uriah Heep, что не заметил, как всё фестивальное расписание съехало на полчаса. Впрочем, никакой беды из-за этого не приключилось, и все заявленные группы выступили без урезания программ. Хотя, если честно, если бы из сета HammerFall исчезли все песни, выпущенные позже 2009 года, стало бы только лучше, на мой вкус. Ей-богу, из всего нового материала мне запомнилась только “Venerate Me”, причём не музыкой, а неожиданно глубокой по смыслу подводкой к песне от Йоакима Канса: «Мы живём лишь один раз, но умираем дважды: первый раз – когда испускаем последний вздох, второй – когда наше имя звучит в последний раз».

К счастью, в программе HammerFall нашлось место для таких теперь уже классических боевиков, как “Renegade”, “The Metal Age”, “Hearts on Fire”, “Let the Hammer Fall” и потрясающей баллады “Glory to the Brave”, которая до сих пор способна тронуть до слёз. Жаль только, что юбилей отличного альбома “Crimson Thunder” группа отмечает довольно скомканным попурри, а не полноценным исполнением всего лонгплея или хотя бы лучших вещей с него…

Но где же фотографии HammerFall, спросит внимательный читатель? Увы, их нет – этого фото-слота нам не досталось. Зато есть картинки Immolation с “Headbangers Stage” - хорошее выступление было, говорят, а фотографии и вовсе отличные получились. То же можно сказать и про снимки Kreator, а вот сам сет легендарных тевтонских трэшеров нам не очень понравился, причём сложно объяснить, почему. Нас с нашим фотографом с самого начала не покидало ощущение, что всё это мы уже видели и слышали – и это правда, но правда и то, что за год до этого на «Туске» шоу Kreator было одним из лучших за фестиваль. Мы боролись с играми собственных разумов где-то полчаса, но попсовая (причём в плохом смысле) “Midnight Sun”, спетая дуэтом с некой Софией Портанет, добила нас окончательно, так что мы отправились обедать в пресс-зону, откуда и дослушали выступление Милле и Ко.

На «Вакен» тем временем опустилась тьма, а перед сценой “Faster” собралась огромная толпа, ожидавшая главную группу второго дня – Helloween. Те, напомню, находятся в туре “United Forces”, несколько раз откладывавшемся из-за пандемии и, наконец, стартовавшем в мае 2022 года. Тур этот продолжает главу истории группы, начавшуюся в 2016 году с возвращения Кая Хансена и Михаэля Киске – сначала для мирового тура “Pumpkins United”, который, видимо, оказался настолько успешным, что Кай и Михаэль так и остались в Helloween. Ну а в 2021 году вышел одноимённый с группой альбом, сочинённый и записанный в расширенном составе. Моё личное отношение к происходящему менялось от восторга, подкреплённого шоу на «Вакене» в 2018 году, до разочарования от новой пластинки и мыслей в духе: «А можно, пожалуйста, обратно Helloween образца хотя бы ‘7 Sinners’, а заодно заброшенный Хансеном Gamma Ray?». Так что ничего особенного от выступления «Хэллов» на «Вакене» я не ожидал.

Как выяснилось, зря, хотя начало концерта вышло не слишком обнадёживающим. Если свежий эпик “Skyfall” вживую мне неожиданно понравился гораздо больше, чем на записи, то “Eagle Fly Free” мало того, что задолбала за все эти годы, так ещё и Михаэль Киске выкинул из партии половину высоких нот, а оставшиеся взял с некоторым трудом. Ну а дальше музыканты вернулись к новому альбому, и, к сожалению, “Mass Pollution” живьём оказалась такой же скучной, как и в записи. Так что ничего удивительного, что поначалу я уделял больше внимания визуальной стороне шоу, а не музыкальной, благо посмотреть было на что: подиумом для установки Дани Лёбле служила гигантская тыква, позади которой на экран транслировался занимательный видеоряд, а инструменталисты «запилили» себе кастомные инструменты, из которых наибольшее внимание на себя обращали бас Маркуса Гросскопфа с декой в виде тыквы и совершенно футуристическая гитара Саши Гёрстнера, которую мне даже сложно описать – лучше посмотрите фото. Я редко бываю в восторге от дизайна современных инструментов, которые всё больше безголовые и мультимензурные, но вот эта гитара меня покорила. Как выяснилось, инструменты всем струнникам, включая Хансена и Вайката, сделали в небольшой мастерской ViV Guitar, расположенной в Хильдесхайме, а лютье зовут Игорь Видожкович, если, конечно, я всё правильно прочёл. Почёт ему и уважение!

Однако вернёмся непосредственно к шоу. Музыканты наконец хотя бы на время оставили в покое своё новое творение и вернулись к классике с “Keeper of the Seven Keys”, представленной тут обязательной, но всё же менее осточертевшей, чем “Eagle Fly Free”, “Future World” и весьма редкой “Save Us”, которую я даже не признал поначалу. Припев “Future World” публика действительно пела, и это было впечатляюще. Но больше всего меня порадовала “Power”, исполненная как раз между “Future World” и “Save Us”. Всё же эпоха Энди Дериса – моя любимая часть истории группы, особенно мрачноватые альбомы типа “The Time of the Oath” и “The Dark Ride”. Жаль, конечно, что на нынешних шоу весь этот материал исполняется мало.

Самым же сильным, на мой взгляд, номером от Helloween тем вечером стало попурри из самых старых песен с Хансеном на вокале: “Metal Invaders”, “Victim of Fate”, “Gorgar”, “Ride the Sky” и сыгранная полностью “Heavy Metal is the Law”. По сравнению с 2018 годом музыканты частично сменили подборку композиций для этой части концерта, так что я настолько заслушался, что упустил тот момент, когда Хансен, вышедший на “Metal Invaders” в качестве свободного вокалиста, оказался уже с гитарой где-то на середине “Victim of Fate”. “Gorgar” — это вообще раритет, чего нельзя сказать о “Ride the Sky”, но и хуже от этого последняя не становится. Слушая все эти песни, я вспомнил свои 12–13 лет, когда я впервые услышал эти композиции и подпевал “Heavy metal is the law/That keeps us all united free”. Грех было не подпеть и в 34 года на «Вакене», благо группа предоставила публике такую возможность.

Из второй половины выступления Helloween я выделю, разумеется, «дерисовские» “Forever and One (Neverland)” и бисовую “Perfect Gentleman”, а также «хансеновскую» “How Many Tears”. Да и финал шоу в виде “Keeper of the Seven Keys” и “I Want Out” тоже удался на славу: «Кипер» запомнился крутейшей концовкой, спетой зрителями хором, а на “I Want Out” дроны в небе сложились в логотип группы, и в толпу уже традиционно полетели огромные оранжевые мячи-тыквы. Часть публики, правда, не поняла, что с этим надо играть, а не схватить, лопнуть и утащить рванину с собой в отдалённые уголки планеты.

Два часа, проведённые за просмотром Helloween на «Вакене», развеяли мой изначальный скепсис: да, личные предпочтения в творчестве этой группы у меня иные, но, пожалуй, именно нынешняя инкарнация группы наилучшим образом может порадовать тех, кто любит разные эпохи в творчестве «Хэллов», да ещё и с крутым шоу и на отличном звуке. Так что если вам удалось выбраться на фестиваль, и вы видите лого Helloween на афише – не вздумайте пропускать!

Сет-листы:

Dark Tranquillity

01. Intro
02. Encircled
03. What Only You Know
04. Terminus (Where Death Is Most Alive)
05. Atoma
06. Nothing to No One
07. Monochromatic Stains
08. Forward Momentum
09. Hours Passed in Exile
10. Phantom Days
11. Cathode Ray Sunshine
12. ThereIn
13. Misery's Crown
14. Outro

Vixen

01. Yankee Rose (David Lee Roth song) (Intro tape)
02. Rev It Up
03. Waiting for the Big One (Femme Fatale cover)
04. How Much Love
05. Cruisin'
06. Cryin' (Jeff Paris cover)
07. Hell Raisers
08. Runnin' With the Devil / I Want You to Rock Me / What You're Doing / War Pigs / Still of the Night
09. Streets in Paradise
10. You Oughta Know By Now (Ray Kennedy cover)
11. Love Made Me
12. Edge of a Broken Heart

Uriah Heep

01. Intro
02. Against the Odds
03. The Hanging Tree
04. Between Two Worlds
05. Stealin'
06. Too Scared to Run
07. Rainbow Demon
08. Sunrise
09. July Morning
10. Lady in Black

Бис:
11. Gypsy
12. Easy Livin'
13. Outro

Hammerfall

01. Intro
02. Brotherhood
03. Any Means Necessary
04. The Metal Age
05. Hammer of Dawn
06. Blood Bound
07. Renegade
08. Venerate Me
09. Last Man Standing
10. Hero's Return / On the Edge of Honour / Riders of the Storm / Crimson Thunder
11. Let the Hammer Fall
12. Glory to the Brave
13. (We Make) Sweden Rock

Бис:
14. Hammer High
15. Hearts on Fire
16. Dreams Come True (Outro tape)

Kreator

01. Run to the Hills (Iron Maiden song) (Intro tape)
02. Sergio Corbucci Is Dead (Intro tape)
03. Hate Über Alles
04. People of the Lie
05. Awakening of the Gods / Enemy of God
06. Betrayer
07. Midnight Sun (feat. Sofia Portanet)
08. Satan Is Real
09. Hordes of Chaos (A Necrologue for the Elite)
10. 666 - World Divided
11. Mars Mantra (Intro tape)
12. Phantom Antichrist
13. Hail to the Hordes
14. Strongest of the Strong
15. Extreme Aggressions
16. The Patriarch (Intro tape)
17. Violent Revolution
18. Flag of Hate
19. Pleasure to Kill
20. Apocalypticon (outro tape)

Helloween

01. Orbit (Intro tape)
02. Skyfall
03. Eagle Fly Free
04. Mass Pollution
05. Future World
06. Power
07. Save Us
08. Walls of Jericho (intro tape)
09. Metal Invaders / Victim of Fate / Gorgar / Ride the Sky
10. Heavy Metal (Is the Law)
11. Forever and One (Neverland)
12. Guitar Solo (Sascha Gerstner)
13. Best Time
14. Dr. Stein
15. Drum Solo (Dani Löble)
16. How Many Tears

Бис 1:
17. Perfect Gentleman
18. Keeper of the Seven Keys

Бис 2:
19. Invitation (Intro tape)
20. I Want Out
21. For the Love of a Princess (James Horner song) (Outro tape)

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

Текст: Павел Власов
Фото: Маргарита Стефанкова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker