Последние 25 отчетов

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, GRAVEGOD и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

08.12.2023
Москва

МАСТЕР

03.12.2023
Санкт- Петербург

СНЫ САЛАМАНДРЫ

02.12.2023
Санкт- Петербург

АРИЯ

24.11.2023
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

18.11.2023
Москва

ФОРСАЖ

10.11.2023
Москва

ZMEY GORYNICH

05.11.2023
Москва

АРТЕРИЯ

03.11.2023
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

21.10.2023
Москва

АРИЯ

19.10.2023
Москва

CATHARSIS - акустика

14.10.2023
Санкт- Петербург

ТАЙМСКВЕР

13.10.2023
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

АРКОНА

Архив отчетов
Дата
23.09.2023
Город
Москва
Клуб
Клуб "Урбан"
Организатор
Delta Mekong Concerts

Ваш покорный слуга впервые увидел Аркону вживую в 2006 году, а услышал ее записи – и того раньше. Однако за все эти годы мне ни разу не удавалось посетить их сольные концерты. Доводилось наблюдать группу на разогреве у западных звезд, на фестивалях в Москве и за границей, и она никогда меня не разочаровывала, однако формат “an evening with…” обещал нечто гораздо большее, тем более что за годы существования дискография Арконы разрослась настолько, что ее сольные шоу стали длиться по три часа. Увы, что-то все время мешало – то насыщенная сетка концертов, то, наоборот, ее зияющая пустота, а то и приснопамятные QR-коды, отравлявшие нашу жизнь недолго, но достаточно интенсивно. Однако когда летом этого года Аркона выпустила долгожданный и совершенно сногсшибательный альбом «Кобь», сопроводив его анонсом осенней презентации, мне стало совершенно очевидно: время пришло.

Ажиотажа на подступах к клубу «Урбан», куда мы пришли минут за 15 до начала шоу, не наблюдалось, а в зале вполне комфортно разместились все собравшиеся. И хотя пустым пространство перед сценой назвать никак не получится, мне все же хотелось бы видеть на всего лишь втором за четыре года столичном шоу самой известной на мировой сцене российской тяжелой группы несколько больше народа. Увы, это во всяческих «недружественных государствах» Аркону знает практически любой металлист, а география ее туров охватывает практически весь более-менее цивилизованный мир вплоть до Южной Америки; у нас же группа практически не выбирается за пределы двух главных городов и пары летних фестивалей. Зато только у нас она играет трехчасовые сеты, что тоже, в принципе, неплохо.

Специально для презентации «Коби» Аркона воздвигла на сцене «Урбана» впечатляющую двухъярусную конструкцию. На правом крае второго яруса разместилась ударная установка Александра Смирнова, левую сторону занял басист Руслан «Князь», а в центре было сооружено нечто вроде языческого алтаря с бычьим черепом и костями. Кроме того, музыканты довезли в клуб дополнительное световое оборудование, а со звуком в этом заведении и так все в порядке, так что максимально комфортное погружение в материал зрителям было обеспечено. Ровно в восемь вечера, как и было обещано в анонсах, свет на сцене погас, и из порталов раздалось интро к новому альбому – «Ритуал» начался.

Интересно, что Аркона заранее опубликовала в соцсетях сет-лист предстоящего концерта – наверное, чтобы избежать выкриков типа «Давай «Стенку на стенку»!» от самых олдовых фанатов после первых же двух-трех песен. Но шутки в сторону – творчество группы на последних трех альбомах действительно стало гораздо мрачнее и тяжелее и довольно далеко ушло от плясовых пэган-металлических мотивов, столь воодушевлявших отечественную аудиторию на ее записях нулевых. И тех, кто жаждал услышать именно ту, старую Аркону, стоило предупредить заранее, что шоу начнется с самых агрессивных и беспросветных номеров из арсенала Арконы – вещей с альбома «Кобь», которые полностью заняли первое из трех отделений. При этом музыканты постарались по максимуму воспроизвести на сцене альбомный саунд – со всеми интро, фоновыми клавишными, сэмплами из кинофильмов и т.д, Да еще и дополнили его перформансом от вокалистки Маши «Скрим» Архиповой, которая периодически преклоняла колени перед «алтарем», брала в руки и поднимала вверх разложенные перед ним черепа, словом, делала все возможное, чтобы максимально передать слушателям предчувствие надвигающегося апокалипсиса или, выражаясь словами самой певицы, «погружения человечества в бездну». И своей цели она достигла - перед сценой не было грандиозного месилова, которое, казалось бы, просто обязан спровоцировать столь сильно ориентированный на блэк материал независимо от его текстовой составляющей. Вместо этого публика по-настоящему слушала и хотела вникнуть в исполняемый материал, хотя его атмосфера и посыл далеки от того, что сочтет комфортным или приятным среднестатистический любитель тяжелой музыки. В английском языке для впечатлений от подобного рода акций есть хорошее слово “experience” – это действительно скорее «опыт», нежели восторг или кайф, запоминается надолго и проникает глубоко в душу, хоть и порой леденит ее.

За 50 минут первого отделения Аркона исполнила «Кобь» практически полностью, пропустив лишь композицию «На закате багрового солнца». Затем музыканты ушли на десятиминутный перерыв, после которого вектор происходящего на сцене и в зале существенно сместился. К четырем участникам действа – Маше, Князю, Александру и гитаристу Сергею «Лазарю» - присоединился исполнитель на народных инструментах Владимир «Волк» Решетников; хотя на последнем альбоме для его фольклорного арсенала практически не нашлось места, он остается участником группы и по-прежнему играет важную роль в живом звучании более старых вещей. Ну а в сет-листе начался экскурс в славное прошлое Арконы, и ни один из ее предыдущих альбомов не остался без внимания. Правда, относительно недавнее прошлое группа «проскочила» как-то неоправданно быстро, сыграв с «Яви» (2014) и «Храма» (2018) лишь по одной песне. Зато любители Арконы нулевых получили свое по полной программе – они услышали и «Гой, Роде, Гой!», и «Марену», и «Масленицу», и, конечно же, «Стенку на стенку». Особым эксклюзивом стало исполнение «Зимушки» с альбома «Слово» (2011), которая до этого не звучала вживую ни разу.

Стоит ли говорить, что публика, в первом отделении выражавшая свое одобрение достаточно осторожно, оперативно разошлась и уже в середине второго вовсю угорала в слэме. А в третьем, когда в ход пошли наиболее фолковые и задорные боевики, дело дошло и до хороводов. Любопытно, что если на трэшевых мероприятиях наибольшую активность проявляет обычно та часть зрителей, возраст которых колеблется около отметки «20», то здесь среди слэмующихся было немало тех, кто начал ходить на концерты с участием Арконы в одно время со мной, а то и раньше. Причем никаких признаков усталости к концу трехчасового концерта они не выказывали, и если бы группе вздумалось поиграть еще минут 30, все собравшиеся были бы только рады. А что самое удивительное, музыкантам, как мне показалось, это было бы вполне под силу. Казалось бы, три часа на сцене, да еще с таким затратным в физическом и моральном плане материалом, должны измотать кого угодно, не говоря уж о хрупкой с виду Маше, однако ни на ее голос, ни на сценическую активность хронометраж выступления не оказывал никакого негативного воздействия. Сверхдлинные, «марафонские» концерты – не такая уж редкость в моей концертной практике, но крайне редко кто-то из групп доходит до их финала на таком подъеме сил.

Этим финалом по традиции стала народная песня «Ой, то не вечер», поставившая прекрасную точку в замечательном вечере. Однако я, как и полагается критику, все же отмечу два момента, вызвавших у меня некоторое количество сожалений. Во-первых, в отличие от презентации предыдущего диска «Храм», на нынешнем шоу не велось никакой профессиональной съемки, а значит, на память о столь впечатляющем мероприятии у нас останутся лишь фотографии да любительские ролики на YouTube. А во-вторых, повторюсь, на фоне полностью забитого концертного графика Арконы на эту осень полное отсутствие в нем каких-либо планов в отношении России выглядит какой-то горькой усмешкой. Ну как так – группу, написавшую «Славься, Русь», «Брате славяне», «На родной земле» и т.д., рады видеть и слышать где угодно, но только не на этой самой родной земле. Эх, не зря, вовсе не зря «Кобь» предупреждает нас о близком конце человечества…

Сет-лист:

1-е отделение "Ритуал" : 20.00 - 20.50:
01. Изречение. Начало (Intro tape)
02. Кобь
03. Йди
04. Угасая
05. Мор
06. Разрывая плоть от безысходности бытия...
07. Изречение. Исход (Outro tape)

2-е отделение "Strong & Epic": 21.00 - 21.52
08. Мантра (Intro tape)
09. Шторм
10. Зов пустых деревень
11. Сва
12. Лики бессмертных богов
13. Гой, Роде, Гой!
14. Заклятье
15. Марена
16. Аркона

3-е отделение "Folk & Metal" : 22.00 - 22.50
17. Азъ
18. Аркаим
19. От сердца к небу
20. Сквозь туман веков
21. Зимушка (первое живое исполнение)
22. Память
23. Купалец
24. Солнцеворот
25. Масленица
26. Стенка на стенку
27. Ярило
28. Ой, то не вечер

Выражаем благодарность Владимиру Доронину (Delta Mekong Concerts) за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker