Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

Стужа Фолк Фест (СКОЛОТ, КАЛЕВАЛА и др.)

Архив отчетов
Дата
20.01.2023
Город
Москва
Клуб
Клуб "Урбан"
Организатор
Madstream Booking

Фестивальный формат концертных акций уверенно входит в моду в столичных клубах. Только за январь наши корреспонденты посетили три мероприятия подобного рода, и это далеко не полный список. Лично мне он очень нравится – наряду с любимыми группами можно посмотреть на кого-то, кто давно интересен, но не настолько, чтобы уделять им целый вечер, а если повезет, то и «зацепить» кого-то вообще ранее неведомого, но очень классного. Это же, кстати, одна из причин, по которым я люблю большие оупен-эйры.

Судя по всему, и промоутеры находят такой формат многообещающим. Так, в сентябре прошлого года Madstream Booking собрали на одной сцене в Москве и Питере четыре любопытнейшие отечественные команды, играющие различные варианты дарк-фолка. Судя по посещаемости московского мероприятия, на котором я имел удовольствие побывать, в накладе никто не остался, и спустя четыре месяца акцию было решено повторить, но уже с участием более тяжелых, преимущественно фолк-металлических коллективов. И вновь с посещаемостью в Москве оказалось все отлично – народ заполнил клуб «Урбан» где-то на три четверти: в самый раз, чтобы не толкаться, как сельди в банке, но и не страдать от одиночества перед сценой.

Когда мы вошли в зал, из колонок как раз начинало звучать интро гостей из города Набережные Челны – патриархов отечественного фолк-метала Alkonost. С этой группой у меня именно такая ситуация, которую я описывал в начале отчета: я слушал их еще в начале нулевых, но до сего времени ни разу (!) не видел живьем. Правда, за прошедшие 20 лет Alkonost заметно изменились: если на классических альбомах, издававшихся лейблом Metal Agen, на основных ролях был мужской гроулинг, а женскому голосу отводились бэки и фрагментарные солирующие партии, то сейчас на сцене присутствует ярко выраженная фронт-леди Ксения Побужанская, а экстремальный вокал в исполнении гитариста Павла Косолапова появляется всего в паре композиций. Соответственно строится и сет-лист: ничего из ранней классики я не услышал, зато в изобилии был представлен актуальный материал с альбомов «Песни белой лилии» (2016), «Октограмма» (2018) и «Ведомые ветром» (2021). Что ж, среди них тоже есть свои хиты – «Река», «Папоротник» и особенно завершившая программу «Русалка». А Ксения показала себя вполне компетентной фронт-леди, которая прекрасно справляется со своими партиями вживую, да еще и лихо крутит «мельницы» на пару с ветераном состава – гитаристом Андреем Лосевым. К сожалению, никуда не делась некоторая однообразность материала, которая была присуща Alkonost с самого начала. Впрочем, некоторые считают это верностью себе, и им трудно возражать – несмотря на все перемены в составе и в музыке, при звуках певучей «гусельной» лид-гитары группа узнается сразу.

Я не частый гость в клубе «Урбан», мое знакомство с ним ограничивается лишь описываемыми здесь фолк-фестивалями, но вот уже второй раз меня впечатляет техническая оснащенность площадки. Несмотря на жесткий график (выступление – 40-45 минут, настройка – 20), все группы прекрасно звучали, а сценический свет, который получает в свое распоряжение абсолютно любой участник феста, в «Известиях-Холл» включали только на «самом-самом» хэдлайнере. Также к достоинствам мероприятия нужно отнести широкий выбор мерча, представленного всеми группами и доступного к приобретению по вполне гуманным ценам. Наконец, заявленное расписание строго соблюдалось от начала до самого конца мероприятия, и это тоже плюс, пусть даже некоторых артистов очень хотелось послушать чуть подольше.

Последнее в первую очередь относится к группе, вышедшей на сцену следующей. Калевалу я видел достаточно недавно, около двух лет назад, и за это время она не выпустила никакого нового материала, однако концертную мощь музыканты нисколько не растеряли, что стало ясно уже на первой песне – заглавном треке с последнего на текущий момент альбома «Метель» (2017). Скажу даже больше – несмотря на то, что сольный концерт Калевалы 2021 года оставил у меня самые положительные впечатления, в фестивальном формате группа прозвучала еще круче. Возможно, дело в перетряске состава – с недавних пор в нее вернулся оригинальный басист Александр «Шмель» Швилев, инструмент и голос которого звучат на трех первых альбомах, и который внес в концертную ипостась Калевалы как инструментальной     мощи, так и визуального колорита. А может, свою роль сыграла необходимости конкурировать с коллегами по фолк-металлической сцене, которые в этот вечер также были на высоте.

Так или иначе, сет Калевалы в этот вечер был настоящим ураганом. Группа не стала концентрироваться на материале альбома «Метель» (на мой взгляд, не самого удачного), а представила подборку бесспорных хитов – «Нагрянули», «Корочун», «Ярило» и даже «Ярым оком» из репертуара Невиди. Очень мощно прозвучали два кавера – «Улетай на крыльях ветра» и особенно «Батька-атаман», а в качестве особого подарка была презентована совершенно новая вещь «Ловец змей», которая войдет в грядущий студийный альбом «Пляска святого Вита». Трудно делать выводы после однократного прослушивания песни в концертной обстановке, однако ее припев играл у меня в голове еще долго, а это говорит о многом. А еще для исполнения данной композиции (плюс следующего трека) к группе присоединился альтист Федор Ветров, привнеся в инструментальную палитру Калевалы еще больше красок).

В ударе была и вокалистка Ксения Маркевич – она много шутила, активно общалась с публикой и демонстрировала готовность всегда прийти на помощь – то гитаристу Никите Андрианову, у которого после второй песни пропал звук его инструмента, то ультра-фанату, лихо перескочившему заграждение, чтобы преподнести фронт-леди цветы и едва не выведенному за это охраной из зала. Ну и, конечно, Ксения замечательно отпела весь сет, на ура справившись и с ультра-скоростными вещами типа «Метели», и с проникновенным «Ярым оком». На конец марта в Москве анонсирована полноценная презентация «Пляски святого Вита», и я со своими планами на этот вечер уже определился.

Закрывать «Стужу» было доверено тамбовской группе Сколот, которая, как мне казалось, несколько выпадала из фестивальной обоймы. Если два предыдущих коллектива играют энергичный и достаточно жесткий фолк-метал, то гости из Тамбова относятся скорее к фолк-року, а электрогитару не используют вовсе. Их я когда-то тоже видел (кажется, на разогреве у немцев Schandmaul), но с тех пор прошло никак не меньше 10 лет, и репертуар, равно как и состав группы за это время существенно сменились. И что самое любопытное, если большинство коллективов фолк-рок-тусовки нулевых со временем либо ушли в андерграунд (Дорога Водана, Календарь), либо перестали играть фолк-рок (Мельница), дела у Сколота идут исключительно в гору. Хотя группа играла в Москве сольно буквально месяц назад, изрядная часть аудитории фестиваля совершенно явно пришла именно на них. Что ж, финал мероприятия обещал быть интригующим.

Свою программу Сколот начали в точности так, как полагается стереотипной фолк-рок-группе – балладой-былиной «Крепче, воин, сжимай топор» с зычным низким голосом Алексея Павлова, женскими бэками, красивыми переливами акустической гитары, дудочки и скрипки. Однако сет очень быстро начал набирать обороты – не в последнюю очередь благодаря новому барабанщику Петру Фатееву. Петр, который до прихода в Сколот активно работал в самых разных жанрах тяжелой музыки, вплоть до брутал- и прогрессив-дэта, играет с невиданным для фолк-рока напором, за счет чего достаточно спокойный в студийном варианте материал приобретает вживую мощнейший драйв и динамику. Даже те песни, которые на альбомах ничем меня не зацепили, слушались в этот вечер на ура, и несмотря на совсем не металлический саунд, Сколот нисколько не смотрелись «бедными родственниками» на фоне более тяжелых товарищей. И принимали их ничуть не хуже – народ громогласно подпевал припевы хорошо знакомых песен, водил хороводы, а в предпоследней композиции «Варяги» устроил в центре зала две импровизированных «ладьи», совершенно наплевав на то, что пол клуба к этому моменту был изрядно залит пивом. Финалом же сета стала древняя песня про Зайчиков с самого первого альбома Сколота «В добрый путь!» (2010), под которую зал охватил плясовой угар в лучших традициях Тролль Гнет Ель. И вновь было жаль так быстро отпускать группу со сцены, хотя я, признаться, не был уверен заранее, что досмотрю фест до конца.

Прекрасный подбор артистов, комфортная площадка, достойная явка зрителей – что еще нужно для того, чтобы признать фестиваль удавшимся? Ах да, дата следующего фестиваля, когда пляски и распитие фолк-напитков можно будет продолжить, и вот ее мне пока не хватает. Очень хочется, чтобы это благое начинание не затихло, ведь в условиях невозможности ездить на оупен-эйры в Европу такие концерты – настоящее спасение.
 
Сет-листы:

Калевала

01. Интро
02. Метель
03. Нагрянули
04. Ведьма
05. Улетай на крыльях ветра
06. Батька-атаман
07. Ловец змей (новая)
08. Корочун
08. Ярило
09. Ярым оком

Сколот

01. Крепче, воин, сжимай топор
02. Герр Маннелиг
03. Берсерк
04. Шаман
05. Тени
06. Кузнецы-колдуны
07. Атмановские Кулачки
08. Варяги
09. А на горе зайчики трубят

Выражаем благодарность Madstream Booking за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker