Дата 16.01.2014 |
Город Дюссельдорф (Германия) |
Клуб Концертный зал “Mitsubishi Electric Halle” |
Организатор |
Писать об этом концерте непросто. Во-первых, для меня как большого любителя всего наследия Savatage он оказался очень личным. Во-вторых, для того, чтобы описать то, что происходило вечером 16 января в “Mitsubishi Electric Halle”, очень сложно подобрать слова. Тем не менее, я надеюсь, что кого-то из поклонников этот рассказ подтолкнет к посещению концерта Trans-Siberian Orchestra за рубежом. Потому что к нам, к сожалению, этот великолепный проект вряд ли когда-нибудь привезут.
Перед концертом нам пришлось изрядно понервничать – девушка в кассе не могла найти конверт с забронированными нами билетами. Как оказалось, она не разобралась с тем, что в моем паспорте имя, а что – фамилия. К счастью, все разрешилось довольно быстро, и мы оказались внутри концертной площадки. Торопиться в зал заранее особо смысла не было – как и у всех остальных слушателей, места у нас были сидячие, так что мы вдоволь побродили по фойе, не пропустив и стойки с мерчем, где, помимо атрибутики TSO, были и футболки Savatage – настоящая редкость.
Попав на места, мы поняли, что заказали очень удачные билеты – сидели мы сбоку на трибуне, но так, что, с одной стороны, не приходилось сворачивать шею, чтобы увидеть сцену, с другой стороны, все еще достаточно близко. При этом ряды боковых трибун были выполнены ступенеобразно, тогда как весь партер был расположен на одном уровне; таким образом, с трибун обзор был лучше.
Начало концерта было заявлено на 8 вечера, но в это время на сцену вышел только Крис Кэффери, поприветствовавший публику и рассказавший о том, куда будет направлена та часть средств с билетов, которую музыканты отдают на благотворительность. После того, как Крис удалился со сцены, ожидание продлилось еще минут 20, а затем на сцену вышел оркестр. В прямом смысле этого слова – Trans-Siberian Orchestra в туре сопровождает симфоническая группа, в данном случае – немецкая (меняется ли она в других странах, я не знаю). Кроме нее, в состав оркестра входит десяток вокалистов и вокалисток, которые исполняют как арии, так и хоровые партии, и, собственно, костяк проекта – Эл Питрелли, Крис Кэффери, Джонни Ли Миддлтон и Джефф Плэйт. Поклонники Savatage, полагаю, уже оценили, для остальных же поясню – фактически, это инструментальный Savatage второй половины 90-х. Даже в Штатах, откуда родом группа, эта четверка не всегда собирается целиком на концертах TSO, так что увидеть их всех вместе – большая удача. Это практически реюнион Savatage, на который так надеются (к сожалению, пока безрезультатно) поклонники.
Однако чудеса только начинались. Мы не стали заранее изучать сет-листы этого европейского тура, поэтому когда после продолжительного инструментального вступления (“Time and Distance” и “Winter Palace”) зазвучала “This Is The Time” c альбома Savatage “Dead Winter Dead” (1995), я не сразу поверил своим ушам. Но это было взаправду – мы как будто перенеслись назад во времени, словно не наступили еще нулевые, когда одна из моих любимейших групп прекратила существование. Эффект усилил певец, который звучал очень, очень похоже на Зака Стивенса. В какой-то момент я даже подумал, что на сцене сам Зак, тем более, что он всегда был частью TSO. Конечно же, мне лишь показалось, но это ничего не меняет – песня была исполнена великолепно, а вокальная партия следовала оригиналу, не скатываясь в пошлость.
Только я успел прийти в себя во время исполнения “Christmas Jam” авторства уже собственно TSO, как Эл Питрелли взялся за акустическую гитару, звуки которой сложились во…вступление “Handful Of Rain”. Это оказалось уже за гранью ожиданий. И я никогда бы не поверил, что эту песню может хорошо спеть женщина – но темнокожая Эрика Джерри смогла. Я видел живые выступления многих вокалисток, среди них были потрясающие певицы – но все это была западная школа, даже если исполнялись джазовые стандарты. Такого же звучания я не слышал никогда – и даже сейчас, после лишь одного увиденного концерта, голос Эрики звучит в моей голове.
Потом Trans-Siberian Orchestra сыграли “A Last Illusion” c, пожалуй, моего любимого альбома этого коллектива – “Beethoven's Last Night”. В эту композицию, помимо музыки Моцарта и Римского-Корсакова, вставлена обработка “Оды к радости” из 9-й симфонии главного героя альбома – Бетховена. Прекрасно прозвучал хор – наверное, именно тогда я впечатлился хором вокалистов Trans-Siberian Orchestra в первый раз за концерт. Но далеко не в последний.
Дальше – снова Savatage, на этот раз “Gutter Ballet”. Белокурый Нэйтан Джеймс, конечно, сильно контрастирует с Джоном Оливой и внешностью, и вокалом, но и он проявил уважение к оригиналу – а больше при его силе голоса ничего и не требовалось. И снова мы перенеслись в прошлое – на этот раз будто бы в клип на эту песню: вот тот самый оркестр играет перед нами, а вот звучит соло Крисса Оливы. И хоть самого Крисса нет в этом мире уже 20 лет, в такие моменты он возвращается на сцену – Крис Кэффери играет его соло без неуместных импровизаций.
Музыка собственно Trans-Siberian Orchestra обычно менее драматична, чем Savatage – за исключением “Beethoven's Last Night”. Поэтому чередование материала alma mater музыкантов с композициями именно из этой рок-оперы кажется мне очень уместным. “Gutter Ballet” сменила ария Мефистофеля “Misery”, которую, окруженный демоническим светом и языками пламени, спел певец, в котором я не признал Джеффа Скотта Сото.
И если голос Сото все же отличается от Оливы, который исполнял “Misery” в оригинале, то я был практически уверен, что певший “Mephistopheles' Return” Роб Эван был в роли Бетховена и на студийной записи – однако оказался неправ. Слушая Эвана, мы со спутницей сошлись во мнении, что именно он – самый эмоциональный вокалист Trans-Siberian Orchestra. А после инструментальной “Mozart/Figaro” с того же альбома на сцене снова появился Джефф Скотт Сото и спел одну из лучших вещей с “Night Castle” – “Sparks”.
Настало время еще одного большого сюрприза – “The Hourglass” c альбома “The Wake Of Magellan”. После “Handful Of Rain” я был готов поверить уже во что угодно, но предполагал, что с альбома 1997 года прозвучит скорее одноименная вещь. С учетом того, что обе эти композиции входят в число моих любимых с данного опуса, от “The Hourglass” я остался в полном восторге. Чего стоит один хор!
“Someday” со свежайшего на данный момент релиза TSO “Dreams of Fireflies” спела белокурая Кайла Ривз, что довольно удивительно, ведь в оригинале песня записана с мужским вокалом. Подобные изменения пошли “Someday” на пользу – она прозвучала на порядок эмоциональнее студийного оригинала. Сама Ривз легко переключалась между чистым вокалом и хрипом в духе Тейлор Момсен, не побоюсь такого сравнения. Она же спела еще не записанную “Child Unseen”, которая, насколько я понимаю, прозвучит в проекте “Gutter Ballet And The New York City Blues Express”.
С альбома Savatage “Edge Of Thorns” (1993) музыканты выбрали “All That I Bleed”, для описания которой мне вновь сложно подобрать слова – настолько они и трогательная, и душераздирающая одновременно. Ее, как ни странно, пел не Эндрю Росс, а Нэйтан Джеймс, который, как мы помним, исполнил до этого “Gutter Ballet”. Поразительно, но один человек свободно использует очень непохожие вокальные манеры, которые позволили ему спеть две совершенно разные песни Savatage.
Вопреки традиции концерта, после “All That I Bleed” прозвучала не композиция TSO, а снова Savatage – “Believe”. Если вы знакомы с творчеством этой группы, думаю, любые мои комментарии покажутся вам пошлостью, ну а если просто зашли прочесть отчет – найдите эту песню и послушайте. Вы не пожалеете.
После “Believe” из материала Savatage была только “Prelude To Madness”, переименованная в “The Mountain”, и заключительная “Christmas Eve (Sarajevo 12/24)”. Скучать, тем не менее, не приходилось. Из материала Trans-Siberian Orchestra особенно запомнились “After the Fall” из жизнеописания Бетховена, которую спела Хлои Лоуэри в роли Терезы, возлюбленной композитора.
Я уже писал выше о Робе Эване как о самом эмоциональном вокалисте проекта. Послушайте “Epiphany” с “Night Castle”, и даже по студийной записи вы поймете, что я имею в виду. А на концерте эта песня звучала в одном ряду с самыми драматичными композициями Savatage, и это заслуга не только Эвана, но и Эндрю Росса, поддержавшего коллегу бэками. Но всё же все внимание было обращено именно на солиста, который каждое мгновение доказывал, что богатый тембр и владение динамикой собственного голоса позволяют добиться большего, чем использование многооктавных диапазонов.
Ближе к финалу концерта отметился практически наш соотечественник – пианист Виталий Куприй, выдавший виртуозный сольный номер. Собственно, и завершение концерта получилось инструментальным – смелый шаг, согласитесь. “Christmas Eve (Sarajevo 12/24)” – фактически краеугольный камень TSO, заложенный в 1995 на альбоме “Dead Winter Dead” Savatage. Получилось действительно символично – зал в Германии стоя аплодировал обработке украинской народной песни “Щедрик”.
Так благодаря Trans-Siberian Orchestra сбылась одна моя мечта. Этот отчет – своего рода благодарность. Быть может, кто-то из наших читателей после прочтения решит повторить наш вояж или хотя бы познакомиться с наследием Savatage. Приобщайтесь к прекрасному!
Сет-лист:
01. Time and Distance
02. Winter Palace
03. This Is the Time (1990) (Savatage cover)
04. Christmas Jam
05. Handful of Rain (Savatage cover)
06. A Last Illusion
07. Gutter Ballet (Savatage cover)
08. Misery (with Jeff Scott Soto)
09. Mephistopheles' Return (vocals by Rob Evan)
10. Mozart/Figaro
11. Sparks (with Jeff Scott Soto)
12. The Hourglass (Savatage cover)
13. Someday (vocals by Kayla Reeves)
14. Child Unseen (vocals by Kayla Reeves)
15. All That I Bleed (Savatage cover) (vocals by Nathan James)
16. Believe (Savatage cover)
17. Wish Liszt (Toy Shop Madness)
18. After the Fall (vocals by Chloe Lowery)
19. Wizards in Winter
20. Dreams of Fireflies (On a Christmas Night)
21. Carmina Burana
22. Epiphany (vocals by Rob Evan, backings: Andrew Ross)
23. The Mountain
24. Piano Solo (by Vitalij Kuprij; including National Anthem)
25. Beethoven
26. Requiem (The Fifth)
27. Christmas Eve (Sarajevo 12/24) (Savatage cover)
Текст: Павел Власов
(с) HeadBanger.ru