Дата 19.10.2013 |
Город Москва |
Клуб Клуб "Station Hall" (экс-Volta) |
Организатор Delta Mekong Concerts |
Октябрьский фестиваль, который собирает под свои знамена совершенно разные музыкально, но объединенные стебной направленностью группы, на протяжении нескольких лет был одним из самых успешных мероприятий агентства Delta Mekong Concerts. В разные годы на нем выступали такие превосходные команды как Dezperadoz, Van Canto, Crashdiet и Helltrain, которых вряд ли кто-то рискнул бы везти к нам в формате сольника, а одним из «постояльцев» феста является легендарный Онкель Том Энджелриппер, настоящий король «пивного сегмента» тяжелой музыки. В этом году состав участников «Октобирфеста» тоже был весьма впечатляющим – хэдлайнерами были заявлены «норвежские балканцы» (или «балканские норвежцы», как хотите) Trollfest, славящиеся очень неортодоксальным подходом к сочетанию фолка и металла, компанию им составляли юные, но олдскульные ирландцы Gama Bomb, призванные обеспечить явку трэшевого контингента поклонников, ну а самым главным лично для меня пунктом программы были неподражаемые итальянские метал-пародисты Nanowar Of Steel, которых я люблю уже много лет, но которых никто раньше не рисковал зазывать в Россию. Именно наличие в лайн-апе последнего коллектива предопределило мой выбор в пользу клуба “Volta”, хотя и другие московские клубы предлагали на этот вечер заманчивую программу – в «Москва-Холле» отрывались Finntroll, а аудиторию «Арены» гипнотизировали Oomph!
К сожалению, большинство московской публики мой выбор не поддержало – если на финнах был аншлаг, а на немцах что-то близкое к нему, то количество народа, собравшееся в «Вольте», откровенно удручало. Публики было настолько мало, что участников Trollfest, перед началом фестивальной программы сидевших в баре, даже не особо донимали просьбами об автографах. Но шоу, как говорится, должно продолжаться, и Nanowar Of Steel, хоть и заставили себя немного подождать, все-таки вышли на сцену.
Эти сногсшибательно прикольные итальянцы наделали немало шума в российских металлических кругах в 2006 году, когда по лицензии был выпущен их ломовейший альбом “Other Bands Play, Nanowar Gay!”, а участники группы дали для местной прессы несколько интервью, при прочтении которых (и тем более при участии в них) хотелось просто валяться по полу от хохота. Пародия – штука тонкая, особенно если вы высмеиваете группы типа Manowar, которые в последние годы уже и так пародируют сами себя: вы рискуете либо быть не смешными, либо скатиться в откровенное зубоскальство. Последним особенно грешат американские стебщики типа Dethklok – тому, кто по-настоящему любит тяжелую музыку, а не «смеется с нее», воспринимать такое сложновато. Но у наших итальянцев оказалось тонкое чутье – все время балансируя на грани, они умудряются ни разу с нее не свалиться, а некоторые из их шуток (типа “the telephone company sends the bill with wrath” – если вы немного знакомы с ранним творчеством Iron Maiden, вы поймете юмор) уже стали неотъемлемыми элементами металлического фольклора. Впрочем, одно дело – студийная запись, которая делается продумано и на холодную голову, а другое – концертный угар, где нужно уметь подстраиваться под неожиданные ситуации и не всегда адекватную реакцию публики, поэтому перед концертом я немного волновался: удастся ли «Нано-воинам» вживую произвести на меня впечатление, хотя бы отдаленно сопоставимое с тем, которое я получил в свое время от “Other Bands Play…” (при первом прослушивании я просто не смог оторваться от диска, пока он не доиграл).
Программа Nanowar Of Steel началась со знаковой композиции “Tricycles Of Steel”, которая открывает “Other Bands Play…” (если не считать уморительнейшего интро, в котором музыканты хором распевают названия тяжелых металлов из таблицы Менделеева). И оказалось, что итальянцы очень неплохо держатся на сцене, да и звучат, вопреки закрепившейся за акустикой «Вольты» дурной славой, вполне пристойно. Но никакого впечатления о творившемся во время их выступления угаре вы не получите, если не рассказать о внешнем виде музыкантов. Если основной вокалист Потовотоминимак (уфф, кажется, написал правильно!) и гитарист Мохаммед Абдул выглядели относительно обычно, то басист Гатто Панцери щеголял в женском платье и надувных нарукавниках, барабанщик Уйнона Райдер – в пижаме, а второй вокалист Мистер Баффо – в балетной пачке и с игрушечным щитом. Более того, Баффо и Потовотоминимак в паузах между пением бегали друг за другом и разыгрывали почти батальные сцены, а Гатто Панцери внезапно обнаружил серьезные познания в русском языке. «Раньше был СССР, и в нем были республики», - сказал он в середине сета. – «А в какой стране жил гей-народ? Ну, пи**сы?» За этой подводкой последовала полностью русскоязычная песня (!), текст которой мне понять так и не удалось, но ее название рискует стать новым мемом. Я напишу его латиницей во избежание применения к нашему сайту законов о запрете нецензурных выражений в СМИ и борьбе с разжиганием национальной вражды: “Huisbekistan”. Впрочем, на итальянском музыканты пели с не меньшим удовольствием – так, прозвучала совсем новая композиция “Feudalismo E Libertad” и кусочек пресловутой «Феличиты», из которой Nanowar играючи перешли в “Master Of Puppets” Metallica (в их версии песня называется “Master Of Pizza”). Ну и, конечно, не обошлось без самой эпической композиции в репертуаре итальянцев – “Power Of The Power Of The Power Of The Great Sword”. Этот монументальный 16-секундный труд был сыгран раза четыре – сначала в разных интерпретациях в начале программы, а потом, в качестве контрольного выстрела, под самый занавес. Скажу вам честно, что еще никогда на метал-концерте я столько не смеялся!
Сразу после своего сета музыканты вышли к публике, которая буквально атаковала их просьбами о фото и автографах. Расписывались они, правда, тоже в своем стиле – теперь у меня на обложке обоих компактов Nanowar красуется гордая надпись «Х**сбекистан». А когда все страждущие были удовлетворены, итальянцы принялись отрываться вместе с другими фэнами – под Gama Bomb они бегали в серкл-пите, а под Trollfest водили хороводы. Единственное, что нарушало эту идиллию – постепенное «опустынивание» танцпола: истинными хэдлайнерами вечера оказались игравшие первыми Nanowar Of Steel, и после них народ начал медленно, но верно расходиться. Впрочем, я прекрасно понимаю «дезертиров» - при всем моем уважении к последующим командам они на пушечный выстрел не приблизились к зашкаливающему угару итальянцев.
Тем не менее, вечер продолжался, и следующими на сцену пришлось выходить ирландцам Gama Bomb. Сей коллектив является типечнейшим представителем трэша новой волны – совсем юные музыканты играют так, как будто на дворе 1985 год, а самая продвинутая музыка на свете – это “Spreading The Disease” и “Ride The Lightning”. Делают они это от души и изо всех сил, не занимать им и техники, и аутентичности, вот только менее вторичным от этого их творчество не становится. Тем не менее, вживую коллектив смотрится достаточно живописно (все пятеро обладают длинным хайром и одеты в олдскульные футболки и джинсовки), да и звучит вполне уверенно – все-таки на счету уроженцев североирландского города Ньюри уже четыре студийных альбома и немалый опыт концертных выступлений. Собравшиеся в зале трэшеры с удовольствием сделали обширный серкл-пит (благо, места хватало), и отведенное под выступление Gama Bomb время пролетело незаметно – уже дома я с удивлением узнал, что их программа состояла из 16 (!) треков.
Норвежские тролли единственные из трех команд вечера уже имели опыт выступлений в России – в 2009 году им доверили открывать «Октобирфест», хэдлайнером которого был уже упомянутый Онкель Том. С тех пор дискография Trollfest приросла двумя альбомами, в том числе совершенно сногсшибательным “Brumlebassen” (2012), и именно его «пчелиная» тематика служит теперь основой для оформления сцены и костюмов музыкантов. Напомню, что Брумлебассен – это один из персонажей придуманной участниками группы «троллиной вселенной», который настолько увлечен разведением пчел и приготовлением обожаемого троллями хмельного меда, что втайне сам мечтает стать пчелой. Вживую роль Брумлебассена исполняет вокалист Троллманнен – дядька весьма внушительной комплекции и с длиннющей бородой, который смотрится очень колоритно в «билайновской» футболке с желтыми и черными полосками. Впрочем, у каждого из троллей свой запоминающийся имидж – так, коротко стриженый блондин-аккордеонист не «выпадал бы из контекста» в любой русской деревне, а скрипачке, наоборот, самое место на страницах модных журналов. К сожалению, и того, и другую было плоховато слышно – «тролли» звучали громко и мощно, но несколько хаотично, а такая «закручено» аранжированная музыка все-таки требует более тщательного подхода к настройке. Тем не менее, выступление Trollfest впечатлило – и небанальной музыкой, в которой, несмотря на шквалистый характер звука, все-таки прослушивалось что-то балканское, и энергетикой, которая может заставить плясать даже калек (это не шутка – перед сценой был замечен молодой человек, размахивающий натуральными костылями), и отличной подборкой песен, в которую, наряду с материалом «Брумлебассена», вошли и лучшие хиты прошлых лет – “Brakebein”, “Der JagerMeister”, “Essenfest” и др. Единственное, что реально напрягло – это уровень громкости: Trollfest, видимо, решили, что их хэдлайнерское положение относится и к положению ручек на пульте, а в полупустом зале звуковой шквал такой силы выдерживать больше часа лично мне сложновато. К счастью, норвежцы примерно столько и играли, завершив программу убойными “Rundt Balet” c “Brumlebassen” и “Helvetes Hunden Garm” c дебютника 2005 года “Wilkommen Folk Tell Drekka Fest”.
Подводя итоги фестиваля, приходится в очередной раз сетовать на то, что, несмотря на «шаговую» доступность в Сети всей сыгранной на Земле музыки, наша публика все равно предпочитает ходить на раскрученные, пусть и много раз виденные коллективы. Так что даже бренд «Октобирфеста», казалось бы, ставший статусным за годы проведения мероприятия, не гарантирует явки сколько-нибудь серьезного количества зрителей при отсутствии по-настоящему «большого» хэдлайнера. Боюсь, что в следующий раз смотреть Nanowar Of Steel нам придется уже на родине музыкантов – после феерии, которую они показали в «Вольте», я не могу примириться с мыслью о том, что больше никогда не попаду на их концерты.
Сет-лист Gama Bomb:
01. The Wrong Stuff
02. Slam Anthem
03. Three Witches
04. Time Crime
05. Backwards Bible
06. Smoke the Blow With Willem Dafoe
07. Hammer Slammer
08. OCP
09. We Respect You
10. Thrashoholic
11. Zombie Blood Nightmare
12. Mussolini Mosh
13. Hell Trucker
14. Terrorscope
15. Bullet Belt
16. Zombi Brew
Сет-лист Trollfest:
01. Den Åpne Sjø
02. Brumlebassen
03. Brakebein
04. Epilog
05. Essenfest
06. Trinkentroll
07. Karve
08. Die Verdammte Hungersnot
09. Toxic
10. Illsint
11. Der JegerMeister
12. Rundt Bålet
13. Helvetes Hunden Garm
Выражаем благодарность Delta Mekong Concerts за предоставленные аккредитации
Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru