Дата 29.03.2014 |
Город Москва |
Клуб Клуб "Bud Arena" (ex-Ray Just Arena) |
Организатор МАИ-Тур-Сервис |
Время неумолимо мчится вперед, и вот уже приходится осознавать, что у одного из любимейших альбомов моего детства случился 25-летний юбилей. Судя по многочисленным отзывам, сейчас Ария с Михаилом Житняковым у микрофона переживает вторую молодость, а поскольку видеть их вживую в таком составе мне ещё не доводилось, юбилейный концерт в честь «Игры с Огнём» стал отличным поводом наверстать упущенное.
Публика на мероприятие собралась весьма разношерстная — от подростков, только-только приобщающихся к металлическому миру, до людей, явно слушавших «Игру с Огнём» ещё на пластинке фирмы Мелодия в год ее выхода. За 15 минут до официального начала концерта клуб был заполнен примерно на две трети, а снаружи оставалась лишь небольшая часть очереди. Удручала деталь, всё чаще проявляющаяся повсюду, но здесь проявившаяся особо масштабно — практически полное отсутствие волосатых парней в косухах. Или просто волосатых. Или просто в косухах — не суть важно. А ещё несколько лет назад можно было найти незнакомую дорогу к клубу, просто следуя за волосатыми от метро. Конечно, в музыке это совсем не главное, но суть в том, что исчезновение даже таких проявлений индивидуальности и стремление «не выделяться» — вовсе не показатели хорошего состояния общества.
Фактическое начало концерта по негласной традиции не совпало с заявленным на 20 минут. Концерт, как и ожидалось, стартовал с песни «Что вы сделали с вашей мечтой?», и на экране позади музыкантов, как и ожидалось, материализовалось знаменитое огненное оформление альбома. Но по ходу концерта выяснилось, что все визуальное оформление выступления только в использовании экрана и заключалось. А от групп со столь серьезным именем ждешь хотя бы минимального шоу, кое в нашем случае отсутствовало напрочь.
Главный вопрос, мучавший меня до концерта — насколько же хорош Михаил Житняков вживую — оказался снят довольно быстро. Техника пения у Михаила прекрасна, старые песни подходят для его голоса гораздо больше, нежели для голоса Артура Беркута. Но вот в том, что называют «фронтменство», Житняков проигрывает всухую. Если Артур преспокойно может привлечь и удерживать внимание публики, то Михаил большую часть времени скромно стоит на одном месте, старательно выводя свои партии. Отсутствие сценической активности с его стороны наводит на мысль, что всё внимание Михаила сконцентрировано на правильной технике вокала, а на детали его уже не остается. Но все-таки он в Арии уже более двух лет, и за такой срок можно было найти более верный баланс.
Первые три песни сета в точности повторяли альбомный порядок песен, так что зрители быстро «раскрутились» до нужной кондиции — никакого разогрева не понадобилось. А вот четвертым номером довольно неожиданно стала «Меченый злом» — пожалуй, самая необычная композиторская работа за всю карьеру Арии, принадлежащая перу Сергея Попова. Вообще, Сергей стал главным «светочем» этого концерта. Во-первых, именно его песня (все тот же «Меченый злом») была наиболее драйвовой. Во-вторых, он сыграл большую часть соло. В-третьих, в старых песнях он не копировал Маврина или Терентьева, а играл соло по-своему и очень интересно, добавляя давно знакомым номерам новые краски. Очень способствовал этому прекрасный звук — один из лучших, что мне доводилось слышать в «Арене». Ясный, кристально чистый и четкий — все детали были прекрасно слышны без напряжения слуха.
Лишнего времени на общение с публикой музыканты не тратили — концерт на всех парах несся вперед, не прерываясь на сантименты. Только в середине темп немного снизился на довольно продолжительное барабанное соло, после которого без всякого предупреждения последовала главная песня вечера — «Игра с огнём». И тут выяснилось, что охрана, браво справляющаяся с отъемом у публики безобидных цепочек с джинсов, не сумела обнаружить файеры, пронесенные в зал какими-то альтернативно одаренными зрителями. Могу только посочувствовать людям, рядом с которыми жгли эту пакость, и пожелать всего плохого авторам затеи.
Одновременно с внеплановым ухудшением атмосферы (про паршивую вентиляцию «Арены» я в очередной раз упоминать не буду, это непременный атрибут клуба) у меня окончательно сформировалось ощущение «что-то не так», присутствующее практически с самого начала. Хотя техника вокала Житнякова и не вызывает нареканий, эмоциональная окраска его пения не просто бедна, а по сути отсутствует. Послушайте «Игру с огнём» в исполнении Кипелова, а потом представьте, что обе партии — и Паганини, и Дьявола - исполнены с одной и той же интонацией. А ещё в том же ключе спеты сладострастная «Искушение», брызжущая злобным саркастическим ядом «Бой продолжается» и лиричный «Осколок льда». Последняя в исполнении Житнякова вообще начисто губится - я даже подумал, что все, пришли «старость и занудство», но переслушанный дома студийный вариант убедил в обратном — всё ещё трогает. Конечно, сложно делать выводы, основываясь на одном-единственном концерте, но желание в дальнейшем посещать выступления Арии у меня сильно поубавилось.
Словом, 25-летний юбилей классического альбома оставил двойственные впечатления. С одной стороны, группа в довольно хорошей форме, звук идеален, а сет-лист включает многие старые боевики. С другой — полное отсутствие эмоций в старых песнях слишком сильно бьет по их восприятию. Понятно, что для оптимиста стакан наполовину полон, а для пессимиста наполовину пуст, но вот что делать нам, реалистам, находящимся где-то посередине, не совсем ясно. Для меня умение Кипелова придавать песням неповторимый окрас и настроение всегда было одной из ценнейших фишек Арии. Артур Беркут мог передать эмоцию, но техника его вокала очень плохо сочеталась с музыкой Арии. С приходом Михаила Житнякова все снова стало звучать технически идеально, а вот эмоциональная окраска сильно пострадала. Что лучше - решать каждому слушателю для себя самостоятельно, ведь восприятие музыки крайне субъективно, но мне все-таки хочется видеть в вокалистах обе составляющие.
Сет-лист:
1. Что вы сделали с вашей мечтой?
2. Раскачаем этот мир
3. Раб страха
4. Меченый злом
5. Ангельская пыль
6. Последний закат
7. Феникс
8. Там высоко
9. Чёрная легенда
10. Барабанное соло
11. Игра с огнём
12. Крещение огнём
13. Колизей
14. Бой продолжается
15. Осколок льда
16. Искушение
17. Герой асфальта
18. Улица роз
Бис:
19. Баллада о древнерусском воине
20. Дай жару
Выражаем благодарность Карине Файзуллиной (МАИ Тур-Сервис) за предоставленные аккредитации
Текст: Илья “MuumiPeikko” Гутин
Фото: Ольга “Omena” Дендымарченко
(с) HeadBanger.ru