Дата 05.06.2014 |
Город Норье (Швеция) |
Клуб Норье |
Организатор |
Проснувшись утром второго дня фестиваля, мы с радостью обнаружили, что по крыше палатки ничего не стучит, а значит, можно было надеяться на то, что сегодня удастся посмотреть все группы из намеченного списка. Поначалу через низкую облачность даже пробивалось солнце, но потом, видимо, снова на что-то раздосадовалось. Скорее всего, на то, что техники главной сцены - опять-таки, по знакомой нам с прошлого года традиции – начали день с «прокачки» порталов, подняв весь техническо-журналистский кемпинг уже в начале десятого утра.
Вообще, дождь на фестивале доставлял не столько физический, сколько моральный дискомфорт. За два первых дня он сорвал нам посещение выступлений всего двух групп, но заставил постоянно терзаться рядом неприятных вопросов. Например, что будет, если ливень пойдет во время выступлений хэдлайнеров – допустим, посмотреть концерт можно даже под проливным дождем, основательно закутавшись в дождевик и куртку, но фотографировать при прямом попадании воды на объектив крайне затруднительно. Или что будет, если наша палатка даст течь – конечно, никаких ценностей мы там не оставляли, но неизвестным образом сушить содержимое чемоданов (в частности, только что купленные компакт-диски) тоже совсем не хотелось.
Угроза дождя также стала одной из причин того, что программу второго дня мы решили смотреть по максимуму – как говорится, пока не началось. И уже в полдень мы оказались у “Rock Stage”, откуда доносились бодрые звуки “The Ultimate Sin” Оззи Осборна – правда, с совсем другим вокалом. Так свое возвращение на большую сцену ознаменовал Джейк И Ли, в середине 80-х игравший у «Князя тьмы» на гитаре и написавший для Оззи немало хитов. Вдали от активной музыкальной деятельности Джейк провел более 15 лет, лишь изредка появляясь в качестве гостя у артистов типа Beggars & Thieves и In This Moment и записывая разные трибьюты, но в начале нынешнего года в продажу поступил дебютный альбом его новой группы Red Dragon Cartel, с которой он вроде как полон решимости показать, что еще на кое-что способен.
Выражение «вроде как» является в предыдущей фразе ключевым. Во-первых, вместо того, чтобы по максимуму представлять новый материал, Ли посвятил чуть ли не половину сета репертуару своей группы начала 90-х Badlands. А во-вторых, выступали Red Dragon Cartel степенно, если не сказать вяло, и особого задора не демонстрировали. Отчасти виной тому были технические проблемы – гитара Джейка как минимум дважды отрубалась от комбика, и ее починка каждый раз шла с большим скрипом. Джейк в свое оправдание заявлял, что «это не мой аппарат, это аппарат организаторов», а вокалист Даррен Джеймс Смит отвечал на недовольные выкрики из публики что-то типа «сам дурак». Словом, примерно через полчаса мы утомились и ушли изучать территорию фестиваля, так и не дождавшись финальной “Bark At The Moon” – одной из моих любимых песен Оззи. Впрочем, ее было неплохо слышно и от противоположной “Sweden Stage”, куда мы мигрировали в ожидании выхода Pretty Maids.
Датские «Горничные» были для меня одной из самых интересных пунктов программы фестиваля – я слушаю их уже больше 20 лет, но за все это время группа так и не удосужилась заглянуть в Москву. Была, правда, в истории коллектива единичная вылазка в Санкт-Петербург, где я очень рассчитывал их поймать, однако в последний момент концерт был отложен на два месяца из-за болезни вокалиста Ронни Аткинса, и новая дата совсем не вписывалась в мои планы. Так что слушать Pretty Maids я был готов под любым дождем, но этого не потребовалось – в этот день все благоволило датчанам: и погода, и удачное, хоть и достаточно раннее время выступления, и активная публика, среди которой оказалось неожиданно много людей в футболках «Горничных» и даже с татуировками с их логотипом. Ну, и сами музыканты не подкачали – имея за плечами 30 летний опыт концертных выступлений и огромное количество как старых, так и новых хитов, они совершенно превосходно отыграли 75-минутную программу, увенчав ее связкой из бессмертных “Back To Back” и “Future World”. А до этого были и “Red Hot and Heavy”, и “Yellow Rain”, и “Little Drops Of Heaven”, и, конечно же, кавер на “Please Don’t Leave Me” Джона Сайкса и Фила Линотта, который в исполнении Pretty Maids уже знают куда лучше оригинала. При этом музыканты совершенно органично чувствовали себя на огромной сцене - разительный контраст с Sonata Arctica, открывавшими программу на “Sweden Stage” в прошлом году. Не менее разительный контраст, но уже с Бобом Кэтли, составлял Ронни Аткинс – если фронтмен Magnum накануне совершенно не выдерживал сравнений с самим собой в прошлогоднем туре Avantasia, то Ронни, также участвовавший в том туре, вновь отпел все свои партии на твердую пятерку, да и выглядел именно так, как должен выглядеть вокалист, всю жизнь проживший на сцене – пусть состарившимся, но по-прежнему подтянутым и стильным.
Всего 15 минут на передышку – и мы возвращаемся к “Rock Stage”, где уже все готово к выходу Transatlantic. Один из самых звездных коллективов прогрессива впервые выступал в Швеции, что удивительно, ведь один из его участников – гитарист и вокалист Ройне Столт – является шведом по национальности и постоянно проживает в этой стране. Впрочем, в России супер-квартет тоже не выступал ни разу и вряд ли когда-нибудь выступит – посещаемость прогрессивных концертов (если только речь идет не о прогрессив-динозаврах типа Yes или King Crimson) в наших краях откровенно удручает. Одного этого было бы достаточно, чтобы стоять на шоу Transatlantic в первых рядах, но в моем случае немаловажную роль играли еще два фактора. Во-первых, мне довелось дважды видеть Ройне в Москве в составе The Flower Kings, и перспектива снова попасть на выступление с его участием просто не могла оставить меня равнодушным. А во-вторых, именно здесь мне предстояло впервые увидеть на сцене такую колоритную личность как барабанщик Майк Портной. Пусть Майк уже бывал в России дважды – в самый первый приезд Dream Theater и с тусовочным проектом Portnoy / Sheehan / Macalpine / Sherinian, но мне не удалось попасть ни на один из этих концертов. Впрочем, не все мои ожидания были однозначно радужными. Как известно, большинство композиций Transatlantic длятся по 20-30 минут, а продолжительность сольных сетов группы порой доходит до трех часов, так что возникал большой вопрос, что великолепная четверка успеет сыграть за отведенный ей 75-минутный слот, и как прозвучат эти монументальные эпики в атмосфере оупен-эйра. Аналогичный прошлогодний эксперимент Rush трудно было назвать удачным.
Все эти опасения, впрочем, развеялись за первые пять минут представления. На сцене Transatlantic оказались антиподами Rush – если в нынешнем шоу канадцев упор делается на грандиозные визуальные эффекты, то двое американцев, британец и швед просто играют музыку, но сам процесс их игры захватывает не хуже, чем огромные экраны и феерия света. На сцене их музыка «дышит», благо, высочайший класс музыкантов без проблем позволяет каждому делать отступления от «генеральной линии» композиции и не звучать при этом чужеродно. Но при этом у них еще и потрясающее чувство вкуса – абсолютно очевидно кайфуя на сцене, они соблюдают идеальный баланс между легкостью исполнения и серьезностью посыла, не превращая выступление в балаган, но и не нагнетая ненужного драматизма. И да, никаких компромиссов по части эпичности – первым номером программы шла “Into The Blue”, на недавнем альбоме “Kaleidoscope” звучащая более 25 минут, и продолжительность ее концертной версии оказалась приблизительно сопоставимой.
Тем, кто пристально следит на историей Transatlantic, наверняка интересно, в каком составе группа выступала на фестивале. Дело в том, что Даниель Гильденлев, постоянно помогавший интернациональному квартету на сцене с гитарой и клавишными, в начале этого года оказался в больнице с некротизирующим фасцитом – острым инфекционным заболеванием, которое в прошлом году фактически свело в могилу гитариста Slayer Джеффа Ханнемана. В туре Гильденлева в срочном порядке заменил Тед Леонард из Enchant, однако на “Sweden Rock” была заявлена и основная группа Даниеля Pain Of Salvation, поэтому было бы логично предположить, что он как-то поучаствует и в выступлении «Трансатлантиков». С началом “Into The Blue” предположения приобрели еще больше оснований – ведь в этой песне есть сольный вокальный кусок Гильденлева. И действительно – после красивого ухода в медленную часть где-то на 15-й минуте звучания Даниель с микрофоном нарисовался на сцене, вызвав у зрителей бурную восторженную реакцию. А остаток сета музыканты доигрывали уже вшестером, превратив выступление на “Sweden Rock” в уникальную и незабываемую акцию для тех, кто стал ее свидетелем.
Представив «шестиглавый» состав, Майк Портной объявил, что «сегодня мы сыграем понемногу из каждого из наших четырех альбомов», и музыканты грянули “The Whirlwind”, чем ввели публику в состояние ступора – эта песня-альбом одна идет дольше, чем все остававшееся у Transatlantic время. Тем не менее, обещание группа выполнила, хоть и подвергнув значительным «купюрам» как «Ураган», так и последовавшие далее “All Of The Above” (с дебютного альбома “SMPTe”) и “Stranger In Your Soul” (c “Bridge Across Forever”). В 75 минут Transatlantic все равно не уложились, перебрав лимит как минимум на четверть часа, но организаторы, видимо, завороженные волшебной музыкой группы, не приняли никаких мер – уникальный случай для фестиваля, где соблюдению графика уделяется особое внимание.
Организаторов, впрочем, можно понять – сет Transatlantic оказывал воздействие, близкое к гипнотическому. Особенно сильно оно проявлялось у того края сцены, где стояла барабанная установка Майка Портного. Удивительно, но, оставив группу всей своей жизни (речь, конечно же, о Dream Theater), зеленобородый ударник не только не затосковал, но, наоборот, повеселел и даже помолодел – в свои 47 лет Майк выглядит лет на 10 моложе. А смотреть на его игру можно, наверное, бесконечно – Портного буквально распирает энергия, которая заставляет его не ограничиваться стучанием по всевозможным барабанам и тарелкам, а по ходу дела еще и жонглировать палочками, хватать и отталкивать от себя микрофон, а временами даже вскакивать со стула и бегать вокруг установки, попутно раздавая дружеские тумаки видео-операторам. И как же было обидно, когда именно во время сета Transatlantic (хорошо хоть, что лишь под самый его конец) фестиваль вновь начало заливать дождем!
Поначалу, впрочем, мелкая морось не предвещала ничего серьезного. Но мы решили не рисковать и вместо фотосъемки Turisas отправиться в пресс-тент, где как раз должна была начаться пресс-конференция одного из хэдлайнеров дня – Роба Зомби. Как выяснилось чуть позже, решение было единственно правильным – когда за две минуты до официального начала мероприятия микрофон взял один из организаторов, его голос заглушил странный шум. Выглянув из-под тента, мы с ужасом обнаружили, что это не просто дождь, а настоящий тропический ливень, который, застань он нас на поле, неминуемо промочил бы даже дождевики. К счастью, этот катаклизм достаточно быстро закончился и до конца фестиваля не возвращался. Но я уже успел перебрать в уме знакомых, к кому теоретически можно было бы попроситься ночевать на случай затопления палатки.
Что же касается самой пресс-конференции, то назвать ее содержательной у меня вряд ли получится. Роб и его гитарист Джон 5 были вполне любезны, но абсолютно не горели желанием делиться хоть какой-то информацией. «Что вдохновляет вас на творчество?» - «Да не знаю, как-то само получается». «А каких современных артистов вы слушаете?» - «Да не знаю, особо вроде и никаких». Честно говоря, я ожидал, что создатель столь новаторской для своего времени музыки и столь неоднозначных фильмов окажется более интересным собеседником. Единственный полезный момент – Зомби развеял наши опасения относительно отмены его концерта в Москве, причины которой, как мы подозревали, вполне могли иметь политический характер. Но на деле оказалось, что это просто нестыковка графиков его музыкальной и кинематографической жизни.
Менее чем через час под тем же тентом прошла еще одна пресс-конференция – на этот раз с едва переведшими дух участниками Transatlantic. Все четверо были настроены крайне позитивно, охотно шутили и подкалывали друг друга (первой фразой музыкантов была «Что, три микрофона на четверых?!»), но не слишком высокая явка и активность прессы привела к тому, что вопросы к музыкантам кончились уже минут через семь. И главный из ответов оказался не особо радостным – через месяц группе предстоит еще одно фестивальное выступление, после чего она снова замораживается на неопределенный срок. «Пока к нам не придет вдохновение», - резюмировал Портной, а на просьбу рассказать подробнее, под влиянием чего оно к ним обычно приходит, все четверо дали пространные комментарии, суть которых выражается двумя словами: «Само собой».
Программа “Sweden Rock” составлена так, что выступления идут одновременно как минимум на двух, а то и на трех сценах, так что при желании можно слушать на нем музыку в режиме нон-стоп с полудня до двух часов ночи. Необязательно даже прерываться на прием пищи – и еду, и напитки можно купить во многочисленных киосках, практически не отходя от сцены, а для отдыха можно поставить себе кресла с фестивальной символикой, которые продаются в киосках с мерчем. Только стоит учесть, что, например, пиво на территории фестиваля стоит примерно в пять (!!!) раз дороже, чем в мини-супермаркете за ее пределами, поэтому мы предпочитали хотя бы пару раз в день принимать пищу в кемпинге. Пока мы ходили перекусывать и проверять, как пережила ливень наша палатка, на “Rock Stage” комфортно расположились американские хард-рокеры Tesla. Ну а поскольку эта сцена находилась от нашего кемпинга на прямой линии, мы в процессе перемещений послушали практически половину их сета. Имя Tesla гремело на стыке 80-х и 90-х, а их альбом “Five Man Acoustical Jam” (1990), занявший 12-е место в американском хит-параде, на несколько лет предвосхитил повальную моду на «анплаггды». В нынешнем году у группы вышел очередной студийный альбом “Simplicity”, показавший, что Tesla не собираются превращаться в чисто ностальгический акт. Это подтверждали и те песни, которые мы слушали за обедом – отличный драйвовый хард-рок, вплотную граничащий с глэмом, но звучащий немного жестче и тяжелее. Но когда мы, обрадованные услышанным, прибежали к сцене, оказалось, что Tesla страдают недугом, поразившим большинство американских глэм-рокеров 80-х – вальяжностью. Те, кто видел в Москве выступления Cinderella и Motley Crue, поймут, о чем я говорю – глэм-рокеры того поколения до сих пор отлично играют, а некоторые и хорошо поют, но выглядят на сцене не то чтобы уставшими или убитыми, но всего уже достигшими и вполне собой довольными. Того огня, который во второй половине 80-х привел эти группы на вершины чартов, в них уже не чувствуется. Так что слушать Tesla оказалось куда интереснее, чем на них смотреть.
По пути к “Rock Stage” наше внимание привлекли заводные звуки акустических гитар и банджо, доносящиеся с соседней “Sweden Stage”. Там, как оказалось, выступала ранее не известная нам группа с чудесным названием The Men They Couldn’t Hang, и, отсняв несколько песен Tesla, мы решили познакомиться с творчеством лондонцев подробнее. Компанию нам составляло совсем немного народу, но умудренных жизненным опытом музыкантов это не останавливало – они играли настолько зажигательно, что в пляс пустились даже девушки, снабжающие зрителей в первых рядах питьевой водой. Уже дома я выяснил, что «Те, кого не смогли повесить» имеют за плечами 30-летнюю историю и во времена своего расцвета составляли неплохую конкуренцию таким признанным бардам Британского архипелага как The Pogues. Сейчас группа концертирует и записывается от случая к случаю, но это не мешает The Men They Couldn’t Hang мастерски исполнять легковесный, но энергичный фолк-панк, представляющий собой нечто среднее между уже упомянутыми The Pogues и Flogging Molly. Для “Sweden Rock” такая музыка представляется вопиющим неформатом, чем и можно объяснить скромное число зрителей, но организаторы фестиваля традиционно делают ставку на разнообразие и выигрывают: сделать перерыв в прослушивании тяжелых команд и на некоторое время переключиться на совсем другую эстетику оказалось очень приятно. Тем более что The Men They Couldn't Hang были и вправду хороши – душевность и мастерство не пропьешь, пусть даже лондонцы явно старались изо всех сил.
Получасовой перерыв, чтобы перевести дух, и вот мы уже бежим к “4Sound Stage”, которую на следующие 75 минут получили в свое распоряжение Masterplan. Многострадальная команда, каждый из трех последних альбомов которой был записан с новым фронтменом, в прошлом году вернулась к концертной деятельности, а в этом даже посетила Москву, но тот концерт был мной пропущен, и получилось, что я не видел Роланда Грапова сотоварищи целых 11 лет! К сожалению, годы и перемены в составе не пошли Masterplan на пользу, и та команда, которая с достоинством и как-то даже по-ветерански играла на “Sweden Rock”, воспринималась лишь как тень тех блистательных дебютантов, которые в 2003 году произвели на меня совершенно убойное впечатление на немецком “Bang Your Head”. Во-первых, отсутствие концертной практики не могло не сказаться на саунде – звучали Masterplan слишком тяжело и разбалансировано. Гитары Роланда в миксе было очень много, а вот клавишные в первой половине сета отсутствовали в порталах совсем. Во-вторых, за годы своего существования коллектив наплодил немало альбомов, ни один из которых не смог даже приблизиться к их гениальному дебютнику. И хотя Masterplan посвятили альбому имени себя ровно половину программы, казалось, что остальных релизов в сет-листе все равно слишком много. Впрочем, новый вокалист Рик Альтци очень недурно копирует Йорна Ланде, поэтому послушать вживую такие великие вещи как “Englighten Me”, “Spirit Never Die” и особенно “Soulburn” было очень приятно. Пусть даже Рик уж слишком много говорил между песнями на родном шведском языке, и даже попытки явно недовольного Грапова остановить его успеха не имели.
В паузе между сетами Masterplan и Роба Зомби мы успели сбегать в пресс-зону и посетить пресс-конференцию Элиса Купера, которая оказалась самой интересной и позитивной из всех мероприятий этого плана на нынешнем фестивале. Король шок-рока непринужденно и без какой-либо вальяжности поддерживал беседу, подробно отвечал на каждый заданный вопрос и не скупился на выдачу информации. В частности, мы узнали, что Элис так и не оставил идею записать продолжение альбома “Along Came A Spider”, что альбом каверов, хоть и полностью готов, выйдет только после окончания тура с Motley Crue, что Купер совершенно не возражает, если кто-то продолжит его шоу после его смерти или выхода на пенсию, и что Роб Зомби, с которым Элис дружит с середины 90-х, всегда может подняться к нему на сцену, пусть даже именно сегодня они этот вопрос не обсуждали. Нам оставалось только затаить дыхание и ждать хэдлайнерского сета, ну а пока срочно бежать на “Rock Stage”, где все уже было готово к шоу еще одного «великого и ужасного» - Роберта Каммингса, он же Роб Зомби.
Возможность увидеть Роба вживую – большое событие не только для его российских фэнов (у нас он пока не был ни разу), но и для европейских. Концертная деятельность Зомби ввиду масштабности его шоу в основном ограничивается Северной Америкой, где ему нет нужды адаптировать программу к дальним переездам. Но и адаптированный вариант, показанный на “Sweden Rock”, очень впечатляет. Всю сцену заливает очень специфический и очень агрессивный цвет, музыканты разукрашивают лица безумным гримом и регулярно меняют костюмы, звук живых гитар, барабанов и вокала препарируется с помощью электроники, а сам Зомби скачет и перемещается со сногсшибательной интенсивностью, способность к которой крайне трудно заподозрить у 49-летнего мужчины. Именно интенсивность – конек Зомби, никаких особых спецэффектов в данной версии шоу он не использует, но внимание публики захватывает и не отпускает до самого конца перформанса. Даже достаточно внушительной “Rock Stage” Робу оказалось мало – в середине сета он спрыгнул в фото-яму, откуда влез на заграждение прямо перед первым рядом фэнов и, стоя на нем, спел целую песню, рискуя в любую секунду свалиться в бушующее людское море.
Столь же неортодоксальной оказалась манера Роба составлять сет-лист. Хотя совсем недавно у Зомби вышел новый альбом “Venomous Rat Regeneration Vendor”, с него в программу попали всего две песни, зато классика (как сольная, так и времен White Zombie) была представлена наиподробнейшим образом. Сет открыл целый блок вещей с первого альбома “Hellbilly Deluxe” (“Meet The Creeper”, “Living Dead Girl”, “Superbeast”), среди которых затесалась тоже совсем не новая “Scum Of The Earth”, ну а в середине сета хиты пошли просто косяками: “More Human Than Human”, “Never Gonna Stop”, “The Lords Of Salem”, “House Of 1,000 Corpses”… Но самое интересное начало происходить ближе к финалу основной программы: в качестве кавер-версии Роб исполнил – ни за что не догадаетесь – “Am I Evil” Diamond Head, а в середине “Thunder Kiss ‘65” неожиданно зазвучали бессмертные аккорды “School’s Out”, сопровождающиеся оглушительными криками: «Элис, Элис, ты где?». После первого куплета песня оборвалась («Было бы слишком по-свински играть ее до конца», - пояснил Роб), но ее полную версию нам еще предстояло услышать, а Зомби тем временем взялся допевать “Thunder Kiss ‘65”, после чего еще дважды выходил на бис, завершив программу чуть ли не самой известной своей вещью – “Dragula”. Великолепнейшее выступление, которому не было бы в этот день равных, если бы не хэдлайнер…
Шоу Элиса Купера всегда разогревает Элис Купер – из порталов звучат в записи те его вещи, которые совершенно точно не будут исполнены живьем, и уже в это время понимаешь, насколько велик артист, готовящийся к выступлению, насколько богато и разнообразно его наследие хитов. Но еще отчетливее это понимаешь, когда Элис в середине открывающей программу вещи “Hello Hooray” выходит на авансцену в просвете между огненным дождем, падающим с осветительных ферм над его головой. Пожалуй, это был самый красивый и самый торжественный момент за все четыре дня фестиваля – к своим подданным спускается Король, равного которому не было и, судя по всему, не будет.
Великий и Ужасный – частый гость в России: если не ошибаюсь, с 2000 года я видел его в Москве и Питере шесть раз. Но у Элиса каждый раз находится, чем удивить зрителей – если не шоу, то сет-листом, а чаще всего и тем, и другим. В последние годы на концертах Купера наблюдается тенденция к сокращению шоу-составляющей, но это вовсе не значит, что ему нечего показать. Выступления Элиса невозможно себе представить без костыля в “Eighteen” или без гильотины в “I Love The Dead” – были они и в этот раз, равно как были и разбрасывание в толпу «грязного жемчуга», и запихивание главного героя в смирительную рубашку, и расправа над зловредной медсестрой. Появилось и кое-что новенькое, например, бегание по сцене в обнимку с огромной кофейной чашкой в песне “Caffeine” – одной из всего двух песен с последнего альбома “Welcome 2 My Nightmare”, полноценную концертную презентацию нам еще когда-нибудь предстоит увидеть. Но главное сейчас у Элиса – музыкальная составляющая, поэтому главное, чем мне запомнилось это выступление – это великолепнейший сет-лист. Уже вторым номером пошла “House Of Fire” с альбома “Trash”, в 1989 году вернувшего Купера из 10-летего забвения, но, если не считать “Poison”, уже давно им игнорирующегося. Но и дальше обязательный набора из “Under My Wheels”, No More Mr. Nice Guy”, “Feed My Frankenstein” и других «эвергринов» регулярно разбавлялся весьма неожиданными, но очень любимыми мной вещами. В частности, в сет вернулась такая классика, как “Department Of Youth” и “Ballad Of Dwight Fry”, 90-е были представлены несравненной “Hey Stoopid”, а главным сюрпризом стала “(He’s Back) The Man Behind The Mask”, в 1986 году прозвучавшая в одном из фильмов франшизы «Кошмар на улице Вязов», но с тех пор основательно забытая всеми, кроме самых преданных поклонников Короля.
Не обошлось и без блока каверов, из которого, собственно говоря, и вырос его грядущий альбом. Такими вещами как “Break On Through”, “Foxy Lady”, “Revolution” и “My Generation” Купер отдает дань уважения великим музыкантам 60-х и 70-х, когда-то бывшим его собутыльниками – Джитму Моррисону, Джимми Хендриксу, Джону Леннону и Киту Муну, и звучат эти посвящения и интересно, и уместно в контексте того, в каком возрасте находится сейчас Великий и Ужасный, близкую смерть которого предрекали еще в конце 70-х сами вышеупомянутые собутыльники, ныне сплошь покойные. Но мне кажется, что в плане шоу этот блок можно было обыграть как-то поинтереснее, чем просто поставив на сцене «могильные камни» с датами жизни авторов исполняемых композиций. Возможно, это получится сделать после того, как выйдет альбом. Но пока собственные вещи Куперу удаются эффектнее.
И если говорить об эффектности, то нельзя не рассказать о грандиозном финале действа, в котором под неизменную “School’s Out” публику засыпало блестками и осветило салютом, а рядом с Элисом после первого куплета материализовался-таки Роб Зомби в компании с Джоном 5. Ну а совсем добило публику, когда после двух куплетов “School’s Out” эта парочка запела на тот же мотив “We don’t need no education, we don’t need no thought control…” Я уже слышал песню в таком исполнении три года назад, но все равно не могу не восхищаться тем, как филигранно музыканты совместили совсем, казалось бы, разные вещи.
Согласно расписанию фестиваля, хэдлайнерам второго дня отводилось два с половиной часа, но, хорошо зная «механику» концертного шоу Купера и принимая во внимание почтенный возраст вокалиста, я с самого начала не верил, что это время будет «выбрано» полностью. Так и получилось – сет завершился где-то через 1 час 40 минут после его начала. С одной стороны, это немного обидно, поскольку в арсенале Купера столько хитов, что хватило бы и на два с половиной, и на три часа. Но и того, что в итоге прозвучало, было более чем достаточно, чтобы выступление Элиса стало для меня одним из лучших в истории нашего с ним «знакомства» и самым лучшим на нынешнем “Sweden Rock”.
Был в раннем окончании шоу и однозначный плюс – оставалось время, чтобы застать выступление еще одних очень редких в наших краях «птиц». Речь идет об американских трэшерах Dark Angel, реюнион которых был настолько ожидаем ценителями классики жанра, что его не омрачила даже чехарда с составом, в результате которой за боротом оказался вокалист Дон Доти, который, собственно говоря, этот реюнион и затеял. Немецкий фестиваль “Keep It True” из-за этого снял Dark Angel из своей программы, но организаторы ”Sweden Rock” на такие крайние меры не пошли, благодаря чему далеко за полночь 5 июня мы имели удовольствие видеть на сцене состав, в котором был записан классический альбом “Leave Scars” (1989). «Ангелы» всегда славились суперскоростной подачей своего материала, и этот же принцип лежит в основе их выступлений и спустя 20 лет после распада коллектива. Вокалист Рон Райнхарт, хоть и располнел, по-прежнему превосходно справляется с непростыми партиями, от него не отстают гитаристы, а мега-барабанщик Джин «Машина» Хоглан выдает совершенно сумасшедшую «молотилку» – хотя послужной список Джина огромен (Testament, Fear Factory, Death), многие небезосновательно считают, что как творческая личность он лучше всего раскрылся именно в Dark Angel. Неудивительно, что состав 1989 года по большей части играл именно материал 1989 года – “Never To Rise Again”, “No One Answers” и другие подзабытые, но все равно очень мощные бомбы, но не стали музыканты игнорировать и более ранние вещи времен Дона Доти, исполнив, в частности, такой краеугольный камень трэша, как “Death Is Certain (Life Is Not)”. И все было бы хорошо, но в половине второго ночи после целого дня на ногах и изумительного шоу Элиса Купера сверх-интенсивный материал Dark Angel, в котором буквально негде перевести дух, стал утомлять меня куда быстрее, чем я рассчитывал. В итоге, недосмотрев минут 15 от программы, мы решили, что дань уважения легендам уже отдали, и отправились набираться сил перед завтрашним марафоном. Пятница на “Sweden Rock” обещалась быть даже более насыщенной, чем четверг.
Сет-листы:
Red Dragon Cartel:
01. The Ultimate Sin (Ozzy Osbourne cover)
02. Deceived
03. War Machine
04. High Wire (Badlands cover)
05. Shine On (Badlands cover)
06. Shout It Out
07. In a Dream (Badlands cover)
08. Rumblin' Train (Badlands cover)
09. Sun Red Sun (Badlands cover)
10. Feeder
11. Bark at the Moon (Ozzy Osbourne cover)
Pretty Maids
01. Mother of All Lies
02. Nuclear Boomerang
03. Final Day of Innocence
04. Red, Hot and Heavy
05. My Soul to Take
06. I.N.V.U.
07. I See Ghosts
08. Please Don't Leave Me (John Sykes cover)
09. Yellow Rain
10. Rodeo
11. Little Drops of Heaven
12. Back to Back
13. Future World
Transatlantic
01. Into the Blue
02. Whirlwind Medley
a) Overture (Intro and Whirlwind)
b) Rose Colored Glasses
c) Evermore
d) Is It Really Happening?
e) Dancing With Eternal Glory (Whirlwind Reprise only)
Бис:
03. All of the Above (Full Moon Rising / October Winds)
04. Stranger in Your Soul (Awakening the Stranger / Slide / Stranger in Your Soul)
The Men They Couldn’t Hang
01. Ghosts of Cable Street
02. Devil on the Wind
03. Rosettes
04. Bounty Hunter
05. Industrial Town
06. The Day After
07. Wishing Well
08. Shirt of Blue
09. Smugglers
10. Dogs Eyes Owl Meat and Man Chop
11. Lobotomy, Gets 'Em Home
12. Going Back to Coventry
13. The Colours
14. A Night to Remember
15. Ironmasters
16. The Green Fields of France (No Man's Land)
17. Walkin' Talkin'
Tesla
01. I Wanna Live
02. Hang Tough
03. Heaven's Trail (No Way Out)
04. Mama's Fool
05. Into the Now
06. MP3
07. The Way It Is
08. What You Give
09. Signs (Five Man Electrical Band cover)
10. Love Song
11. Gettin' Better
12. Modern Day Cowboy
Бис:
13. Little Suzi (Ph.D. cover)
14. Cumin' Atcha Live
Masterplan
01. Per Aspera Ad Astra (Intro)
02. Enlighten Me
03. Spirit Never Die
04. Lost and Gone
05. Black Night of Magic
06. Crimson Rider
07. Back for My Life
08. Time to Be King
09. Keep Your Dream Alive
10. Crystal Night
11. Soulburn
12. Heroes
13. Crawling From Hell
Rob Zombie
01. Meet the Creeper
02. Superbeast
03. Scum of the Earth
04. Living Dead Girl
05. Dead City Radio and the New Gods of Supertown
06. Drum Solo
07. More Human Than Human (White Zombie song)
08. Sick Bubble-Gum
09. House of 1000 Corpses
10. Trade in Your Guns for a Coffin
11. Never Gonna Stop (The Red, Red Kroovy)
12. Am I Evil? (Diamond Head cover)
13. Thunder Kiss '65 (White Zombie song)
14. Guitar Solo
15. School's Out (Alice Cooper cover) / Thunder Kiss '65 Reprise
Бис 1:
16. The Lords of Salem
Бис 2:
17. Dragula
Alice Cooper
01. The Underture
02. Hello Hooray (Judy Collins cover)
03. House of Fire
04. No More Mr. Nice Guy
05. Under My Wheels
06. I'll Bite Your Face Off
07. Billion Dollar Babies
08. Caffeine
09. Department of Youth
10. Hey Stoopid
11. Dirty Diamonds
12. Bass, Drum and Guitar solos
13. Welcome to My Nightmare
14. Go to Hell
15. He's Back (The Man Behind the Mask)
16. Feed My Frankenstein
17. Ballad of Dwight Fry
18. Killer / I Love the Dead
19. Under the Bed (covers introduction)
20. Break On Through (to the Other Side) (The Doors cover)
21. Revolution (The Beatles cover)
22. Foxy Lady (The Jimi Hendrix Experience cover)
23. My Generation (The Who cover)
24. I'm Eighteen
25. Poison
Бис:
26. School's Out (with Rob Zombie & John 5)
Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации
Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru