Дата 04.06.2014 |
Город Норье (Швеция) |
Клуб Норье |
Организатор |
Начинать этот отчет приходится с не самых позитивных размышлений. Еще год назад мы ездили на европейские фестивали, чтобы посмотреть на то, что, может быть, будет у нас через пару десятилетий. Сейчас мы уже ездим, чтобы посмотреть на то, чего у нас не будет, похоже, никогда. На протяжении многих лет российский концертный бизнес, пусть и со скрипом, но двигался вперед, и если метал-фестивали приличного уровня мы делать так и не научились, то механизмы организации обычных концертов освоили на высоком уровне, а график выступлений коллективов с мировым именем в Питере и Москве стабильно укладывал на обе лопатки концертную сетку во многих других европейских столицах. За последний год ситуация, увы, двинулась в обратном направлении. Многие западные группы, начитавшись политических и военных новостей из наших краев, отказываются садиться в самолет, а тех, кто не из робкого десятка, по эту сторону границы могут ожидать проблемы с церковью или законом. Полным апофеозом стало недавнее предложение коммунистов Краснодарского края запретить концерт даже такой абсолютно безвредной и миролюбивой группы как Roxette, музыканты которой якобы являются «агентами Госдепа и карателями (!!!) Обамы». Так что для человека, который вынужден вариться в этой музыкально концертной каше каждый день, поездка «за бугор» является сейчас чуть ли не единственным способом развеяться и хотя бы на несколько дней перестать думать о еще более безрадостных временах, которые, очень может статься, ждут нас в уже ближайшем будущем.
Впрочем, как я уже писал в отчете о прошлогоднем “Sweden Rock”, не стоит представлять себе Запад эдаким раем на земле, где за вас уже придуманы решения на все случаи жизни. Одна из проблем мирового фестивального движения, которая с каждым годом становится все острее – это поиск достойных хэдлайнеров. Не секрет, что групп уровня Deep Purple Iron Maiden в последние лет 20 практически не появляется, а выбор статусных и боеспособных «старичков», приглашение которых могло бы при этом дать фестивалю определенную степень эксклюзивности, стремительно сокращается. Если в прошлом году список участников “Sweden Rock” возглавляли такие звезды как Kiss, Europe и Rush, в России практически или совсем не гастролирующие, то теперь хэдлайнерами стали давно привычный нам Элис Купер и не столь привычные, но тоже в наших широтах отметившиеся Black Sabbath, что на некоторое время дало нам повод поразмышлять о том, «а стоит ли так далеко переться». Положение спасла интересная подборка звезд рангом пониже, а также цена билета в партер на московский концерт Black Sabbath (она примерно сопоставима с «единым» билетом на все четыре дня «Шведен Рока»), но что будет твориться на фестивальных сценах, когда завершат карьеру те, кому уже ближе к 70, я предсказать не берусь.
Если первая проблема ни для кого не является новостью, то вторая чуть не застала нас врасплох. В современном политическом климате России такое понятие как «забастовка» уже давно является нонсенсом, однако на Западе оно и по сей день является действенным средством решения трудовых конфликтов. И профсоюз местных железнодорожников обратился к этому средству буквально за два дня до фестиваля, полностью остановив движение скоростных поездов между Швецией и Данией, из столицы которой добираться до Солвесборга теоретически удобнее всего. К счастью, для Европы такие ситуации не являются фатальными – вместо того, чтобы воспользоваться прямым поездом, нам просто пришлось сделать две пересадки и потратить на дорогу в два раза больше времени. Но зато нам удалось проехаться по мосту через потрясающей красоты пролив между Швецией и Данией на автобусе, вид из которого куда лучше, чем из идущих по нижнему ярусу моста поездов. Как говорится, нет худа без добра.
Ввиду описанных выше транспортных коллизий вечером 4 июня в пункте выдачи аккредитаций на фестиваль толпилось на удивление мало народу, так что мы получили свои браслеты буквально за пять минут. Впрочем, дальше все вошло в привычное русло – персонал фестиваля, как и год назад, поголовно не имел никакого представления о том, где находится журналистский кемпинг. Но в этот раз мы быстро сориентировались сами и всего полчаса спустя уже ставили палатку на самом берегу живописнейшего залива. Многие наши знакомые - в подавляющем большинстве россияне «в возрасте» (в смысле, начиная с 28 лет) - считают, что жить в палатке им некомфортно, да уже и не статусно, но лично мне кажется, что для оупен-эйра в сельской местности это оптимальный вариант. Если вы хотите увидеть за отведенные вам несколько дней в году максимальное количество команд, а не выбираться поглазеть на пару-тройку особо «зачетных» коллективов, то палатка понадобится вам только для ночного сна. К тому же, располагаются кемпинги почти всегда ближе сдающихся в аренду домов, а для журналистов, которым для интервью или пресс-конференции порой нужно быть в пресс-зоне в строго указанное время, это критично. Я уж не говорю о финансовых выгодах – Швеция вообще страна по европейским меркам очень дорогая (цены в среднем на уровне московских), и аренда домов не является в этом смысле исключением.
Первый день “Sweden Rock” по традиции является «пристрелочным», поэтому суперзвезд организаторы берегут на потом, но это не значит, что, заселившись в кемпинг, можно посвятить остаток вечера распитию привезенных с собой спиртных напитков (на фестивале и в его окрестностях ничего крепче пива вы, к сожалению, не найдете). Для нас интересная программа началась в 9 часов вечера, когда на “Sweden Stage” при огромном стечении народа вышла группа Magnum. Отцы-основатели британского AOR не слишком известны в России и не выступали у нас с начала 90-х, но в Европе команда пользуется колоссальным авторитетом среди старшего поколения слушателей, с восторгом принимавших песни из таких классических альбомов как “Chase The Dragon” (1982) и “On A Storyteller’s Night” (1985). Но и новому поколению Magnum небезынтересны, особенно с учетом того, что их вокалист Боб Кэтли совсем недавно провел масштабный тур с Avantasia и, в частности, закрывал в составе этого суперпроекта прошлогодний “Sweden Rock”. Британцы стали безусловным украшением первого дня фестиваля – весьма стильные и импозантные музыканты, кристальной частоты звук и грамотно построенный свет, плюс программа, в которой Magnum прошлись по всей своей истории, начиная с заглавного трека с дебютного альбома “Kingdom Of Madness” (1978) и заканчивая материалом с новинки этого года – диска “Escape From The Shadow Garden”. И все было бы хорошо, если бы не откровенная беда с голосом у Боба Кэтли, особенно очевидная на контрасте с тем, как он в прошлом году блистал в Avantasia. В том туре я видел Боба дважды – в Солвесборге и в Москве – и ни разу его пение не вызывало у меня дискомфорта, но в этот раз «верхи» давались фронтмену с ощутимым трудом, и его голос порой напоминал скрежетание металла по стеклу. Будем надеяться, что это просто неудачный день, а не начало заката отличной группы.
На соседней “4Sound Stage” эстафету у Кэтли перехватили сразу два именитых фронтмена – бывшие участники Iron Maiden Блэйз Бейли и Пол ДиАнно. В отличие от Magnum, эти два британца гастролируют по России постоянно – буквально в конце мая они в очередной раз «окучивали» Сибирь и Дальний Восток, даже несмотря на громогласные обещания ДиАнно еще в прошлом году завершить гастрольную деятельность. Тем не менее, на протяжении многих лет мне удавалось избегать «свиданий» с Полом – я видел его на фестивале “Wacken Open Air” в 2001 году, и состояние его голоса, равно как и довольно сырые модерн-металлические трактовки классики «мйэденов» не вызывали особого желания продолжать знакомство. Отчеты с последующих московских выступлений ДиАнно лишь подтверждали правоту моей позиции, хотя несколько сотен преданных фэнов «Железной девы» их первый официальный фронтмен в российских столицах стабильно собирает. В этот же раз посмотреть на Пола мне все-таки пришлось – во-первых, его сет предлагался в «одной обойме» с выступлением очень любимого мной Блэйза, а во-вторых, хотелось заценить их российскую аккомпанирующую группу, которую очень многие хвалили.
Как и на большинстве совместных выступлений двух «изгнанников судьбы», открывать программу было поручено Блэйзу, и он, разумеется, не подкачал. Хотя я был на концертах Бейли раз, наверное, пять, мне уже очень давно – с совершенно катастрофического концерта в московской «Горбушке» в 2005-м - не доводилось видеть его на больших сценах, хотя Блейз, будучи чрезвычайно активным фронтменом, именно при наличии простора для перемещений смотрится особенно выигрышно. Пусть неугомонный британец за последние годы несколько набрал вес, он все так же стремительно носится по сцене, заполняя собой все доступное пространство. О вокальных кондициях мистера Бейли я даже говорить не буду – не в форме я не видел его ни разу, и нынешнее выступление не стало исключением. К сожалению, в сет-листе вообще не оказалось материала с сольных альбомов Блэйза, а вся 30-минутная программа была составлена из номеров Iron Maiden. И хотя публика принимала “Sign Of The Cross”, “Man On The Edge” и другие песни с большим энтузиазмом, мне стало за вокалиста немного грустно – он уже 15 лет изо всех сил старается сделать себе самостоятельное имя, записывает прекрасные альбомы, но зрители (а в данном случае еще и организаторы) до сих пор требуют от него материала с двух не самых удачных релизов «Мэйден».
Впрочем, куда более грустная картина предстала перед нами в следующие полчаса. Некогда Пол ДиАнно был чрезвычайно худым юношей и чрезвычайно энергичным, чей панковский имидж во многом определял так называемый «эттитьюд» двух первых альбомов «Железной девы». Теперь же он стал вялым, погрузнел до такой степени, что после первой песни сел на барабанный помост и пел весь оставшийся сет оттуда, а энергетики в его перформансе не осталось совсем. В качестве оправдания своего состояния Пол сообщил публике, что «тотально зае**н» (totally fucked) после 16-часового перелета из России – но если вы покопаетесь в нашем архиве отчетов, то убедитесь, что в аналогичном состоянии он пребывает на практически каждом концерте. Довершило впечатление обещание ДиАнно «скорее застрелиться, чем еще раз поехать в Россию» – впрочем, разве кто-то еще верит его обещаниям? Думаю, наших читателей куда больше интересует, как отреагировала на такие откровения в микрофон русская аккомпанирующая группа. А никак – на “Sweden Rock” с Полом и Блэйзом играл совсем другой, видимо, местный состав. Справедливости ради, надо сказать, что играл этот состав очень хорошо и хиты «Мэйден» снимал «в копейку». Да и сам Пол оказался в куда более хорошей вокальной кондиции, чем я ожидал – по крайней мере, брал какие-то верхние ноты и не сбивался с дыхания. Но смотреть на «анти-фронтмена», поющего бунтарские хиты типа “Wrathchild” или “Killers”, сидя на барабанном подиуме, довольно быстро стало невыносимо, и мы приняли решение потратить оставшееся до следующего сета время на прогулку по окрестным магазинам компакт-дисков. Да и шведская природа, судя по всему, возмутилась поведением ДиАнно не на шутку – где-то с середины его сета начал накрапывать мелкий, а потом все более ощутимый дождь, от которого тоже хотелось укрыться. В результате мы пропустили, наверное, самый интересный момент первого дня фестиваля – совместное исполнение Блэйзом и Полом мега-легендарных “Running Free” и “Iron Maiden”, настоящий эксклюзив, который они устраивают только в особых случаях. Действительно жаль, учитывая, что затащить меня на еще одно выступление ДиАнно будет чрезвычайно непростой задачей.
Хэдлайнерами первого дня стали американские прогрессив-хэви-металлисты Queensryche – выбор спорный, но интересный. В 80-х этот коллектив любили все: тру-металлисты – за «корневой» американский хэви первого альбома и особенно дебютного EP, прогрессивщики – за концептуального монстра “Operation: Mindcrime”, а домохозяйки – за балладу “Silent Lucidity”, занявшую первое место в американском хит-параде. В последние пару лет коллектив, к сожалению, больше известен громкой судебной тяжбой по поводу названия со своим экс-фронтменом Джеффом Тэйтом, обладателем прекрасного голоса и крайне дурного темперамента, на фоне которой музыка обеих враждующих сторон ушла куда-то на третий план. Но теперь стороны достигли компромисса, название осталось у большинства, и выступление на “Sweden Rock” было для группы отличным шансом вернуть себе доброе имя и запомниться собравшимся именно прекрасной музыкой, которой на первых пяти альбомах у Queensryche более чем достаточно для хэдлайнерской двухчасовой программы. Опять-таки, у нас они не частые гости – за всю 30-летнюю историю коллектива в Москве состоялся лишь один его концерт.
Выходя на сцену, американцы решили не размениваться на мелочи и сходу обрушили на голову публики трек “Nightrider” с того самого дебютного EP 1983 года. А дальше последовала программа из 20 треков, практически полностью составленная из материала до 1990 года включительно, в которой нашлось место лишь для трех более поздних песен – “Spore”, “Where Dreams Go To Die” и “A World Without”, все с прошлогоднего альбома “Queensryche”, дебютного для вокалиста Тодда Ла Торре. Остальное – настоящий праздник для «олдовых» фэнов: “Warning”, “Queen Of The Reich”, “The Needle Lies”, “Empire” и, конечно же, вышеупомянутая “Silent Lucidity”. Но… покинуть поле перед сценой нам пришлось уже после второй песни сета. Причина – непрекращающийся дождь, который поставил крест на более-менее качественной фотосъемке и сделал пребывание под открытым небом крайне некомфортным. Конечно, есть группы, смотреть которые я готов в любую погоду, но Queensryche, при всем моем уважении к Майклу Уилтону, Скотту Рокенфилду и компании, к ним не относятся. Удалось лишь понять, что молодой Ла Торре – более чем адекватная замена Джеффу Тэйту, а пронзительное вокальное интро к “Warning” в его исполнении мы услышали даже с дороги, которая вела в кемпинг. Увы, с хэдлайнерами первого дня на “Sweden Rock” мне катастрофически не везет – с выступления Candlemass год назад меня точно так же прогнали собачий холод и отвратный звук. Может быть, все сложится в следующий раз?
Сет-листы:
Magnum
01. Live 'til You Die
02. Black Skies
03. Freedom Day
04. Dance of the Black Tattoo
05. Blood Red Laughter
06. Unwritten Sacrifice
07. How Far Jerusalem
08. Les Morts Dansant
09. Falling for the Big Plan
10. All England's Eyes
11. Vigilante
12. Kingdom of Madness
Бис:
13. The Spirit
14. Sacred Hour
Blaze Bayley
01. Lord of the Flies
02. Futureal
03. Sign of the Cross
04. The Clansman
05. Man on the Edge
Paul Di’Anno
01. Sanctuary
02. Wrathchild
03. Remember Tomorrow
04. Killers
05. Phantom of the Opera
06. Transylvania
07. Running Free (with Blaze Bayley)
08. Iron Maiden (with Blaze Bayley)
Queensryche
01. Nightrider
02. Breaking the Silence
03. Walk in the Shadows
04. The Whisper
05. En Force
06. Spore
07. Warning
08. Silent Lucidity
09. Where Dreams Go to Die
10. A World Without
11. Guitar Solo
12. The Needle Lies
13. NM 156
14. The Lady Wore Black
15. My Empty Room
16. Eyes of a Stranger
17. Empire
Бис:
18. Queen of the Reich
19. Jet City Woman
20. Take Hold of the Flame
Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации
Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru