Дата 27.06.2014 |
Город Хельсинки (Финляндия) |
Клуб Поле Сувилахти |
Организатор Finnish Metal Events Oy |
Как известно, фестиваль “Tuska”, который вот уже много лет проходит в последние выходные июня в Хельсинки, является самым доступным метал-фестивалем для жителей Северо-Запада России. Думаю, что для очень многих металхэдов из наших краёв именно «Туска» становится стартовой площадкой для дальнейших путешествий подобного рода. Кто-то, посетив «Туску» один раз, в дальнейшем расширяет географию своих путешествий, другие продолжают ездить только на нее. Но, в любом случае, мне трудно представить себе человека, съездившего на этот фест и разочаровавшегося настолько, что эта поездка станет для него единственной в своем роде.
Хотя по поводу состава выступающих на «Туске» в этом году было сломано немало копий. Впервые за несколько лет на фестивале произошел очевидный крен в сторону блэк-метала, что, несомненно, порадовало монохромных любителей жанра, но вызвало некоторое недоумение у остальной общественности. Впрочем, недовольство последней должны были компенсировать как минимум гранды из Anthrax и невероятно редкие в наших краях Metal Church. Да и блэковая составляющая фестиваля подобралась любопытная – совсем не «тру-н-ивил» Dimmu Borgir, «продавшийся» Satyricon и, конечно же, Emperor, восставший после 7 лет молчания аки Феникс. Примечательно, что еще по дороге на фестиваль мы встретили поклонника всех трёх коллективов, не поленившегося приехать аж из Владивостока.
Начитавшись ужасов про то, какие трудности порой подстерегали журналистов при получении аккредитаций на других фестивалях, мы появились на месте еще до официального открытия мероприятия. Тем не менее, киоск, в котором выдавали аккредитации, уже работал, и не прошло и 5 минут, как мы получили заветные браслеты и бейджи. Чёткость, с которой организаторы работают с прессой, начиная от общения в Интернете и заканчивая выделением отдельного входа для нее, заслуживает уважения и благодарности.
Честь открывать фестиваль в этом году выпала финнам Ensiferum. Именно они обосновались на “Radio Rock Main Stage”, главной сцене фестиваля, в то время как вторую открытую сцену, Inferno Stage, готовили к выходу их земляков из Poisonblack. Выступление Ensiferum не вызвало у меня особых эмоций, в целом напомнив прошлогодний концерт их коллег - Wintersun. Последние, правда, вроде как являются большим предметом культа – то ли из-за редкости живых выступлений, то ли из-за того, что альбомы у них выходят, мягко говоря, нечасто. Тем не менее, Ensiferum смотрелись на сцене как-то бодрее, да и звук на них был лучше, что, впрочем, не помешало нам несколько утомиться их выступлением.
А вот Poisonblack приятно удивили всю нашу компанию, включая даже фотографа (посмотрите на клавишника группы и все поймёте). Музыка Вилле Лайхиала и компании ушла довольно далеко от прославивших его Sentenced, но голос фронтмена по-прежнему довольно сложно спутать с кем-то еще. Со студийными работами Poisonblack я знаком фрагментарно, живьем же коллектив выдал добротный и слегка «готишный» хард-рок, напомнив мне крайние работы своих же соотечественников The Black League. Как и они, Poisonblack периодически забираются на территории, традиционно относимые к стоунер-року, хотя пуристы этого стиля, безусловно, побьют меня камнями за такие слова.
Музыканты Poisonblack хорошо знают свое дело, но больше всех, пожалуй, порадовал все тот же Вилле Лайхиала. Дело в том, что, готовясь к фестивалю, я не поленился посмотреть неправленые живые выступления группы в Сети, и там Вилле регулярно не попадал в ноты. То ли мне не повезло тогда, то ли, наоборот, повезло на «Туске», а может, дело вовсе не везении, а в личном прогрессе вокалиста/гитариста Poisonblack, но факт остается фактом – в тот день Лайхиала отлично справился со своими партиями. Сет-лист у Poisonblack оказался довольно лаконичным, так что шансов надоесть у них не было. Примечательно, что в нем преобладали композиции не с последнего альбома с труднопроизносимым названием, а вещи с предыдущего диска финнов, незамысловато озаглавленного “Drive”.
С удовольствием посмотрев выступление Poisonblack, мы переместились обратно к главной сцене. Следующий час на ней должен был находиться Филип Ансельмо во главе сольного проекта имени себя же – Philip H. Anselmo & The Illegals. Для меня это выступление было, с одной стороны, одним из самых ожидаемых, с другой – наиболее тревожным. С первым пунктом всё понятно – Pantera и Down стабильно входят в число моих любимых групп, да и непростой свежий альбом собственно выступающих мне понравился. Тревожила же, в основном, вокальная форма Фила, причем сильно и давно – именно по этой причине год назад я решил пропустить визит Down в Москву.
Вернёмся, впрочем, к происходящему на сцене. Вот в качестве интро заиграла какая-то веселая музыка, и на сцену вышли Фил и остальные музыканты. Однако недолго музыка играла, т.к. практически первым, что сообщил Ансельмо, появившись на сцене, было: «Вырубите нахрен это говно». Звукорежиссер благоразумно послушался, ну а мне стало ясно, что скучать не придется.
Фил, судя по всему, тоже не скучал перед выходом на сцену, ибо вышел с уже наполовину выпитой бутылкой белого вина, которая, судя по перемещениям фронтмена по сцене, была не первой. Вкупе с трудным для восприятия собственным материалом, с которого группа начала сет, сие действо выглядело странно. Финны вокруг нас стояли в некотором недоумении, не спеша впасть в то безумие, которым славились концерты Pantera. Да и я сам поначалу думал что-то вроде: "Ну, послушаю еще минут 15 и пойду отсюда". Но потом, незаметно для аудитории, Фил полностью завладел ее вниманием. Немало этому поспособствовали хиты Pantera, в достатке присутствовавшие в сете: “Death Rattle” и вызвавшая мой наибольший восторг “Hellbound” с последнего альбома группы, классическая связка “Domination/Hollow” и “A New Level” с более ранних работ. Подумалось, что, если б сыграли еще и “I'll Cast A Shadow”, от переизбытка счастья я бы навсегда остался на этом поле. Но обошлось.
Что касается собственного материала группы, то, на мой взгляд, он наиболее близок к “The Great Southern Trendkill” - такой же сырой, агрессивный и истеричный. Так что, если вы любите этот альбом классиков, то послушайте и свежее творение Ансельмо, пропустив мимо ушей мнения критиков о том, что он уже "не торт".
И обязательно сходите на концерт любой формации, в составе которой значится Фил, ибо он - фронтмен от Бога. Никогда еще я не видел, чтобы кто-то настолько владел своей аудиторией, и сказанные в одном интервью слова Ансельмо о том, что он может заставить фанатов сделать все, что угодно, не выглядят пустым бахвальством.
Еще один плюс этого выступления заключается в том, что как минимум вторая часть его проходила практически в режиме импровизации. Помимо материала Pantera, присутствовали и другие кавера, в том числе и на Superjoint Ritual, а также очень удачная перепевка "United & Strong" Agnostic Front. Программа, похоже, была рассчитана на меньшее время, поэтому Фил сначала порывался закончить выступление пораньше, но, когда ему не дали это сделать организаторы, отобрал у Марзи Монтазери гитару. После чего состоялся джем по мотивам риффов Slayer и Down, который показал, что, несмотря на выпитое, с координацией у Фила все еще порядок.
По понятным причинам имя Фила звучит в этой части отчёта чаще других. Тем не менее, остальные музыканты прекрасно справляются не только с материалом Пантеры, требующим чёткости, как ничто другое, но и с собственным фронтменом, которому приспичит то остановить песню, то изобразить коротенький блюз с, о чудо, чистым вокалом.
А напоследок не могу не упомянуть крайне позабавивший и меня, и нашу фотографа момент. На территории фестиваля традиционно кормится масса чаек, и вот одна из них пролетела совсем близко от сцены. Фил, что-то брутально рычащий в микрофон, увидев ее, мгновенно переменился в лице, сделавшись похожим на удивленного ребёнка, несмотря на свои внушительные габариты и уже изрядно поседевшую бороду. Это детское удивление на лице живой эпохи я запомню надолго.
Практически сразу после выступления Ансельмо у меня было запланировано интервью с гитаристом группы Amoral (которое будет опубликовано на портале несколько позже), поэтому выступлением Battle Beast на “Club Stage” пришлось пожертвовать. В прошлом году Battle Beast внезапно заменили не приехавших Asking Alexandria (как же тогда порадовала эта замена!) на главной сцене, а в этом им, видимо, было указано на место, так сказать, и группа выступала на единственной крытой сцене фестиваля, которая, будучи оборудованной в совершенно неподходящем помещении с колоннами, мною старательно избегается. Так что особых сожалений по поводу пропуска Battle Beast в сложившейся ситуации я не испытывал. Тем более, что когда я все-таки решил посмотреть конец их сета, к отвратительному звуку добавилась и ожидаемая давка - желающих увидеть бодрых финнов оказалось очень много.
А вот другим финнам, группе Nails, обосновавшейся в это время на “Inferno Stage”, внимания досталось существенно меньше. Мне кажется, справедливо, - ничего хорошего про этих ребят я сказать не смогу. А вся наша компания сошлась во мнении, что организаторам стоило поменять сценами Battle Beast и Nails - перед сценой “Inferno” места хватило бы всем, кто давился в этом время на “Club Stage”. Пожалуй, это был самый значительный недочет в организации фестиваля за все три дня.
Несмотря на то, что к Children Of Bodom, которые выступали следующими на главной сцене, я не питаю особого интереса, все же решил послушать хотя бы начало их сета - очень уж интересно оказалась декорирована сцена (см.фото). Барбекю, винтажные тачки, прохладительные напитки, и всё это прямо на сцене. Вместе с отдыхающими. В плане шоу концерт «Детишек» удался, но вот музыка и исполнение нас с товарищем не впечатлили. Концерт COB по этой части смотрелся весьма наигранным, особенно после предельно искреннего Ансельмо. Посему мы оставили Ольгу снимать Лайхо и Ко, а сами удалились в магазин, дабы «заточить» чего-нибудь.
Вернулись мы аккуратно к началу сета Carcass, имевшему место на “Inferno Stage”. Тоже, на мой взгляд, странноватое решение со стороны организаторов: выпускать отцов жанра на малую сцену, а явно вторичных по отношению к ним COB - на главную. Само же выступление британцев тоже входило в мой список “must see” первого дня. Во-первых, Carcass - отцы, как уже было сказано выше. Во-вторых, предполагалось, что группа реабилитируется за унылое выступление в Петербурге прошлой осенью. Так и вышло.
Если петербургский концерт огорчил, в первую очередь, отвратительным звуком, в котором потерялись все гитарные изыски, то на «Туске» прозвучало все, что нужно. Да и сами музыканты, похоже, были изрядно трезвее и бодрее, что положительно сказалось на восприятии происходящего. И если бы не сет-лист, который откровенно проиграл российскому тем, что оставил альбом “Swansong” за бортом, стоять бы «Каркассу» наравне с мистером Ансельмо по силе полученных мною впечатлений. Группе же фестиваль явно понравился, Джефф Уокер постоянно шутил, да и сцену музыканты покидали неторопливо, я бы даже сказал, неохотно, на пару минут задержав начало хэдлайнеров первого дня - норвежцев Dimmu Borgir.
Последние лично для меня были "тёмной лошадкой" этого дня. С одной стороны, группа культовая, известная не только музыкой, но и хорошим шоу, да и талант Шаграта сомнений не вызывает (так, я очень котирую его сайд-проект Chrome Division). С другой, все мои попытки вникнуть в творчество сего коллектива до сих пор успеха не имели. В итоге, как это иногда бывает, живьем знакомство состоялось. Музыка Dimmu Borgir производит монументальное впечатление, удачно дополняемое столпами огня и эффектными костюмами самих музыкантов, которые они, кстати, не поленились сменить в середине концерта. Вероятно, сыграл свою роль и сет - его первая часть состояла из вещей со знакового для группы альбома “Death Cult Armageddon”, исполненного более, чем наполовину. Атмосферности шоу добавила и погода - стоило музыкантам выйти на сцену, как на небо, до этого ясное, набежали довольно мрачные тучи. Так или иначе, хэдлайнеры увлекли нас настолько, что мы досмотрели их сет практически до конца, хотя изначально собирались покинуть территорию фестиваля раньше. А получилось так, что уходить даже с пары последних композиций было слегка жалко.
Сет-листы:
Ensiferum
01. Intro (Symbols)
02. In My Sword I Trust
03. From Afar
04. Token of Time
05. Blood is the Price of Glory
06. Pohjola
07. Twilight Tavern
08. Burning Leaves
09. Iron
10. Vanha kivennapalainen vitutuslaulu (Lapinlahden Linnut song)
Poisonblack
01. Home Is Where The Sty Is
02. Mercury Falling
03. Futile Man
04. Buried Alive
05. A Good Day for the Crows
06. Left Behind
07. Rush
Philip H. Anselmo & The Illegals
01. Bedridden
02. Battalion of Zero
03. Betrayed
04. Usurper Bastard's Rant
05. Death Rattle / Fuck Your Enemy
06. Waiting for the Turning Point (Superjoint Ritual cover)
07. Guitar Solo
08. United & Strong (Agnostic Front cover)
09. Domination / Hollow (Pantera cover)
10. Black Houses (Portal cover)
11. Wrecked Like Clockwork (Arson Anthem cover)
12. A New Level (Pantera cover)
13. Hellbound (Pantera cover)
14. Bury Me In Smoke (Down cover) (Philip on guitar)
15. Raining Blood (Slayer cover) (Short snippet and Philip on guitar)
16. Primal Concrete Sledge (Pantera cover)
Battle Beast
01. Let It Roar
02. Out on the Streets
03. Neuromancer
04. Iron Hand
05. Kingdom
06. Black Ninja
07. Enter the Metal World
08. Out of Control
09. Top Gun Anthem (Harold Faltermeyer song)
Children Of Bodom
01. Needled 24/7
02. Kissing the Shadows
03. Bodom Beach Terror
04. Halo of Blood
05. Scream for Silence
06. Hate Crew Deathroll
07. Lake Bodom
08. Angels Don't Kill
09. Are You Dead Yet?
10. Towards Dead End
11. Hate Me!
12. Bodom After Midnight
13. In Your Face
Carcass
01. 1985 (Intro)
02. Buried Dreams
03. Incarnated Solvent Abuse
04. Cadaver Pouch Conveyor System
05. This Mortal Coil
06. Reek of Putrefaction
07. The Granulating Dark Satanic Mills
08. Unfit for Human Consumption
09. Genital Grinder
10. Exhume to Consume
11. Captive Bolt Pistol
12. Corporal Jigsore Quandary
13. Heartwork(With Ruptured in Purulence intro and Carneous Cacoffiny outro)
14. 1985 (Outro)
Dimmu Borgir
01. Allegiance
02. Progenies of the Great Apocalypse
03. Lepers Among Us
04. Vredesbyrd
05. For the World to Dictate Our Death
06. Cataclysm Children
07. Unorthodox Manifesto
08. Eradication Instincts Defined (orchestral)
09. The Serpentine Offering
10. Gateways
11. Puritania
12. Kings of the Carnival Creation
13. Dimmu Borgir
14. Mourning Palace
Выражаем благодарность Finnish Metal Events Oy за предоставленные аккредитации
Текст: Павел Власов
Фото: Ольга Юрьевна
(с) HeadBanger.ru
Фотографии
Показать фото