Дата 01.09.2014 |
Город Санкт- Петербург |
Клуб Клуб "DaDa" |
Организатор |
Трея Спруэнса и компанию в России ждали уже давно. Secret Chiefs 3 пользуются заслуженным авторитетом среди любителей авант-рока не только потому, что их лидер играл в составе Mr. Bungle и Faith No More: их эклектичная экспериментальная музыка, по сути, ничем не уступает творениям проектов Майка Паттона, и почти за 20 лет существования группа обрела вполне самодостаточную популярность. Известие о том, что команда станет хэдлайнером «СКИФа», в прошлом году обрадовало многих, но, как оказалось, преждевременно. К счастью, вторая попытка оказалась более успешной: хотя музыканты и выступали на гораздо меньшей сцене и при гораздо меньшем количестве народа (от силы половина небольшого клуба “DaDa”), чем было бы на фестивале, на качестве выступления это никак не сказалось. Как не сказалась на нем и травма Спруэнса, ныне передвигающегося на костылях с загипсованной ногой.
На сцене – пятеро бородатых мужчин в балахонах. Состав у нынешнего варианта Secret Chiefs 3 более чем впечатляющий. На басу играет Тоби Драйвер (Kayo Dot, Tartar Lamb), на клавишных – Мэтт Лебофски (прог-команда MoeTar), за ударными восседает Кенни Гроховски, сотрудничающий с Джоном Зорном, а за скрипку и трубу (а иногда – еще и за гитару) отвечает Тимб Харрис из авангардного коллектива Estradasphere. Сам Спруэнс (играющий, по понятным причинам, сидя на стуле) разрывается между гитарой и синтезатором. Рассказы о том, что Secret Chiefs 3 – совершенно непредсказуемая группа, и никогда нельзя предсказать, кто будет находиться на сцене и какой материал будет исполняться, уже не слишком актуальны. Нынешний концертный состав вполне себе стабилен, да и сет-листы на разных концертах хоть и отличаются друг от друга, но не так уж и радикально. Но для нас это только плюс: сейчас музыканты не делают упор на какую-то одну программу (вроде восточной музыки или композиций Зорна), а показывают себя с разных сторон – так что российской публике был представлен своего рода «бест оф». То, что нужно для первого визита.
Концерт начинается с “Exodus”, композиции Эрнеста Голда из саундтрека к одноименному фильму в «переложении для серф-бэнда и оркестра», как его называет сам Спруэнс. Мелодия из серьезной исторической драмы в исполнении Secret Chiefs 3 звучит так, словно она была написана для какого-нибудь спагетти-вестерна. Далее звучит «Токката» Эжена Жигу, французского композитора эпохи романтизма. Композиция начинается с органной мелодии, затем вступает скрипка – а потом начинается суровое метал-рубилово. Правда, европейская классика – это явно не главный интерес Трея: такие вещи звучат весело и прекрасно работают в живом исполнении, но, по сути, не уходят дальше обычной классики в метал-обработке. А вот к восточной музыке Спруэнс подходит со всей серьезностью: от этих композиций в непривычных для европейского уха ладовых системах, замешанных на жестком металлическом звучании, прямо-таки захватывает дух.
Secret Chiefs 3 совершенно свободно жонглируют стилями: металл и психоделика, арабская музыка и клезмер, пост-панк и фьюжн. Кажется, что Спруэнс и команда играют со слушателями в «угадайку»; постоянно возникает мысль: где же я слышал эту мелодию? Так, это же у нас Джон Карпентер (прекраснейшая пост-панковая обработка “Halloween”), а это – Камиль Сен-Санс (апокалиптическая метал-версия «Пляски смерти»). По сути, это прекрасный прог-концерт – да вот только разве затащишь сюда снобствующих прогрессивщиков, предпочитающих десятиминутные клавишные соло «в лучших традициях»? Это очень сложная музыка, но она не пытается задавить слушателей своей серьезностью – скорее, наоборот. В записи это музыка для головы, живьем – и для ног тоже. Выступление Secret Chiefs 3 – это, в первую очередь, драйвовый рок-концерт, и под их головоломные ритмы тоже можно вдоволь потанцевать, чем и занимается восторженная публика.
Secret Chiefs 3 играют более полутора часов – за такое время их музыка успевает основательно вынести мозг, но в данном случае такие ощущения оказываются сугубо приятными. Под занавес музыканты играют заводную народную композицию “Vajra”, под которую разгоряченная публика пускается в отрыв с новыми силами. Этот концерт определенно стоил долгого ожидания. А эта группа определенно стоит того, чтобы не упустить возможности увидеть ее еще раз.
Выражаем благодарность Александру Яковлеву (клуб “DaDa”) за предоставленные аккредитации
Текст: Леонид Кравченко
(с) HeadBanger.ru