Дата 04.08.2018 |
Город Вакен (Германия) |
Клуб Вакен |
Организатор |
Независимо от того, во сколько ты лёг спать (а программа предыдущего дня, напомню, закончилась в 3 часа ночи), пробуждение в кемпинге настает около девяти утра, поскольку в палатке становится невыносимо жарко и душно. Зато есть достаточно времени, чтобы спокойно позавтракать, прогуляться по окрестностям и заглянуть в различные интересные места, вроде палатки “Wacken Foundation”, где в этом году были выставлены картины художников, работающих над оформлением обложек металлических групп вроде Kreator, Avantasia, Rage, At The Gates и ряда других.
Ранний подъём также позволил мне не пропустить полуденный сет американских хэви-металистов Riot V, открывающих финальный день фестиваля на сцене “Louder”. И пусть Вас не смущает приписка “V”, на сцене были те самые Riot, просто решившие слегка подкорректировать название после смерти основателя и основного автора Марка Реале. Однако это трагическое обстоятельство не мешает нынешней формации делать ставку на материал, написанный ее бывшим лидером: львиную долю сет-листа составлял легендарный лонгплей 1988 года “Thundersteel”, в то время как свежайший релиз “Armor of Light” был представлен лишь двумя вещами. Старый-добрый классический хэви-метал, который так бодрит по утрам.
Наслушавшись от друзей и товарищей массы хвалебных отзывов о группе Skindred, я решил наконец-то узнать, что это за зверь такой. Для человека, который ранее смотрел Riot V, музыканты имели вид явно отталкивающий, но бывали в моей практике исключения. Увы, не в этот раз. Самое лучшее, что звучало со сцены за этот час – это интро в виде “Thunderstruck”, «Имперского марша» и непонятно зачем, но “War Pigs” ближе к финалу. Но последний фрагмент, как и музыка группы в принципе, был сильно приправлен электроникой, что опять-таки явно не для человека, который только что отсмотрел сет Riot V. Масла в огонь добавлял ругающийся фронтмен-афроамериканец с большим пузом и большими цепями на шее. Да, это разнообразие, но таким коллективам место на межстилевых фестивалях вроде “Rock am Ring”, а не на “Wacken Open Air”, позиционирующем себя как главный – внимание - металлический фестиваль планеты.
К музыке, посылу и шуткам Steel Panther можно относиться по-разному, но отрицать факт, что именно на их выступлении царит атмосфера веселья и беззаботности, просто невозможно. Именно во время сета американских глэмеров было замечено самое большое количество «краудсёрферов», и именно на них к сцене повылезали так называемые «фрики», люди в разнообразных смешных костюмах. Были здесь и Санта-Клаус, героически борющийся с жарой в колпаке, костюме и с накладной бородой, и Могучие рейнджеры в полном составе, и много кто ещё. Та самая главная концертная «фишка» Steel Panther, об отсутствии которой я сетовал в отчёте о питерском концерте, прошедшем буквально за месяц до Вакена, здесь присутствовала сполна: сначала на плечах по всему фестивальному полю, а потом в огромном количестве на сцене появились девушки с голым «верхом»! Думали ли они о завтрашнем дне или о том, что прямую трансляцию с их участием смотрят по всему миру? Я очень сомневаюсь. И, возможно, именно в этом и заключается главная миссия музыкальных фестивалей - наслаждаться моментом.
Несмотря на то, что я видел Helloween в туре “Pumpkins United”, объединившем нынешний состав группы с ключевыми фигурами ее классического периода Михаэлем Киске и Каем Хансеном, уже дважды, градус ожидания хедлайнеров заключительного дня “Wacken Open Air” был у меня запредельно высок. Московский концерт оставил наилучшие впечатления, но из-за болезни Киске в программе пришлось сделать небольшие сокращения, а на финском фестивале “South Park” сет-лист был урезан примерно на час, что для шоу “Pumpkins United” - настоящее преступление. Сейчас же обещанная продолжительность выступления составляла 2,5 часа, что позволяло надеяться на полноценный сет без «радио-версий» самых важных песен, как это было на “South Park”. А судя по выложенному чуть позже ролику на YouTube, сами музыканты ждали этого выступления не меньше: наконец-то им досталась хедлайнерская позиция на “Wacken Open Air”, который расположен максимально близко к Гамбургу, месту, где всё начиналось.
Доигрывает фонограммная “Let Me Entertain You” Робби Уильямса, падает занавес, и звучит «Halloween” в полной версии! “Am I’m in Wacken or is it hell?” - поёт Михаэль, и как и в Москве, этот момент пробирает до мурашек. Последующая далее “Dr. Stein” уже порядком приелась, но когда её вновь поёт Киске, пусть и на пару с Энди Дерисом, она вновь играет новыми красками. Наконец Киске остаётся один, а по звучащей фонограммой “Intermission” становится очевидно, что сейчас прозвучит “I’m Alive”, вместо которой в Москве звучала не менее (или даже более) превосходная “March of Time”. Киске, слегка располневший и уже давно потерявший свои белокурые локоны, всё ещё способен петь эти песни, причём поёт он на одной сцене c Маркусом Гросскопфом, Каем Хансеном и Михаэлем Вайкатом! Не хватало только одного человека, классического барабанщика Инго Швихтенберга, дань памяти которому была отдана во время соло Дани Лёбле, который устроил виртуальный драм-баттл с покойным Инго. Очень трогательный, но просто обязательный момент данного шоу.
Не менее значимый момент шоу – выход Кая Хансена к микрофонной стойке ради исполнения фрагментов самых первых песен группы, записанных на дебютном одноимённом ЕР и первом полноформатнике “Walls of Jericho”. И пусть вокальные способности Хансена сейчас оставляют желать лучшего, что особенно заметно на вещах из сета, что поют сразу три вокалиста (свежайшая “Pumpkins United” и эпичнейшая “How Many Tears”), для многих настоящий Helloween – это сырой спид-метал, что закончился в 1986 году на ЕР “Judas”.
Как я уже отмечал ранее в других отчётах, Helloween – такая группа, которая в начале тура может выдать кучу редких песен, а потом постепенно убирать их из сет-листа. Именно таким образом из московского сетлиста исчезли обе баллады – “A Tale That Wasn’t Right”, которую я мечтал услышать вживую с оригинальным голосом и без которой в принципе не представлял данный тур, и “Forever and One”. Вторая композиция пусть и не редкая, но в этом туре Киске и Дерис пели её вместе, как и ряд других песен эпохи Дериса, и это было действительно интересно и необычно, как и Кай Хансен, играющий “Sole Survivor” или “Why”. На Вакене мечты воплотились в реальность, пусть и без “Forever and One” (вместо нее выбор вновь пал на “If I Could Fly”), зато “A Tale…” прозвучала просто великолепно, даже несмотря на небольшой «косяк» Киске, не успевшего вовремя к микрофону после пронзительного соло Вайки. Ещё одна редкость, практически мгновенно выпавшая из концертной обоймы – “Rise and Fall”, во многом воплощающая тот позитивный, юморной дух Helloween, присущий классическому составу. Честно говоря, я был уверен, что эта песня, переполненная юношеским задором, в исполнении уже погрузневшего, повзрослевшего Киске будет звучать не так эффектно, однако, как известно, первые 50 лет самые сложные в жизни мальчика.
Глупо отрицать, что Михаэль Киске – главная звезда этого тура. Какие площадки собирали Helloween последние несколько лет? Обычные клубы. Увеличивались ли эти площадки во время двух туров “Hellish Rock”, которые «тыквы» давали вместе с Gamma Ray Кая Хансена с совместным исполнением главных хитов в финале? Тоже нет. Всё изменилось лишь сейчас. Переполненные арены (арены, а не клубы) по всему миру и, наконец, хедлайнерство на “Wacken Open Air”. И всё ради возможности услышать Киске, поющего “Eagle Fly Free” и “Keeper of the Seven Keys”, которая сейчас, в отличие от фестивального сета на “South Park”, была сыграна полностью, все 13 с небольшим минут!
Финалом в виде “Future World” и “I Want Out” уже никого особо не удивишь, так заканчивают свои выступления Gamma Ray, Unisonic и сами Helloween. Но такого размаха у них, наверное, ещё не было. По фестивальному полю летало огромное количество огромных надувных «тыквенных» шаров, а последние ноты сопровождались большим фейерверком, которые организаторы Вакена обычно устраивают на закрытие фестиваля, после выступления всех групп. Говорит ли это о чём-то? Я думаю, более чем.
Грандиозней финала фестиваля и придумать нельзя, и я боролся с большим искушением покинуть фестивальное поле на такой высокой ноте, но всё же решил не упускать возможность посмотреть - нет, не на Dimmu Borgir, начинающих свой сет на соседней главной сцене, а на Bonfire, выступающих на малой сцене под тентом. Правда, нынешнюю формацию сложно назвать Bonfire, когда из знакомых имён в ней присутствует лишь гитарист Ганс Циллер, а вообразить эту группу без вокалиста Клауса Лессмана долгие годы казалось невозможно. Но мой интерес подогревало обещание Циллера сыграть на фестивале классический альбом “Fireworks” от корки до корки.
Что, увы, так и осталось обещанием. Сетлист, пусть и составленный с большим упором именно на этот релиз (целых пять вещей из девяти исполненных, включая “Ready 4 Reaction”, “American Nights” и “Give It a Try”), каким-то эксклюзивом всё же не стал. Группа звучала превосходно, новый молодой вокалист по имени Алекс Шталь прекрасно справлялся со своими обязанностями, однако выступлению не хватало аутентичности, и меня не покидало ощущение, что я смотрю пусть на отличную, но всё же кавер-группу. И тем не менее, очередная галочка напротив названия группы, которую хотелось увидеть живьём, поставлена .
В этом году “Wacken Open Air” не удивил запредельным составом участников, зато порадовал несвойственной ему отличной погодой. “Rain or shine” - гласит один из слоганов фестиваля. Что ж, “shine” в этот раз мы вкусили по полной, а с “rain”, надо полагать, увидимся в следующем, юбилейном для Вакена тридцатом (!) году.
Текст: Макс Лисин
------------------
Заключительный день «Вакена-2018» стартовал для меня, как и для моего коллеги, с выступления Riot V, однако я позволю себе остановиться на нем более подробно. Первое моё живое знакомство с этим коллективом состоялось пару лет назад на немецком же “Rock Hard Festival” и оставило решительно хорошие воспоминания - я люблю классический американский (да и не только) пауэр-метал, а не вот эти ваши Powerwolf с Sabaton.
На «Вакене» музыканты тоже не разочаровали, стартовав, что называется, с места в карьер - классическим боевиком “Thundersteel”. Ввиду того, что первые три песни я провёл в фото-пите, борясь со сложной фототехникой, периодически упорно не желавшей фокусироваться, про следующие “Fight or Fall” и “Sign of the Crimson Storm” с того же альбома я мало что могу сказать, равно как и про “Flight of the Warrior”, шедшую под номером четыре. Зато дальше Riot V выдали подряд три мои любимые песни – “Johnny’s Back”, “Bloodstreets” и “Take Me Back” с предпоследнего альбома “Unleash the Fire”. Это было, как говорится, на все деньги, а дальше пошли сплошные бонусы. Одним из них стало исполнение “Angel’s Thunder, Devil’s Reign” - приятно, что из всего двух песен, исполненных со свежего “Armor of Light”, музыканты выбрали одну из моих самых любимых. И плевать, что вокальная мелодия в ней до боли похожа на “Johnny’s Back”. Впрочем, судя по схожему построению, “Angel’s Thunder, Devil’s Reign” вообще является второй частью классического хита. Публика тоже оценила свежее творение музыкантов и даже устроила мини-мош. Завершили программу “Swords and Tequila”, бодрейшая “Road Racin’” и “Warrior”. За тринадцать песен Riot V не успели надоесть мне ни на йоту. Уверен, покойный Марк Реале гордился бы своим детищем, которое продолжает его дело.
Сразу после сета Riot V мы отправились…в бассейн. Да-да, вы не ослышались. Легенды о том, что на территории деревни Вакен есть бассейн, куда за небольшую плату пускают всех желающих, мы слышали ещё в 2015 году, однако погодные условия всех предыдущих лет обеспечивали нас бассейном (правда, грязевым) непосредственно на «рабочем месте». Этот же фестиваль, повторюсь, выдался чрезвычайно жарким, и потому мы отправились в прямом смысле тюленить (а также прыгать с вышки) под чутким руководством наших товарищей, побывавших в бассейне днём ранее.
В бассейне нам понравилось настолько, что для того, чтобы успеть на выступление Gojira, пришлось устроить настоящий спринт. По счастью, снимать французов мне не дали, а потому я смог заняться привычным делом - слушанием музыки. Поначалу, правда, я чуть не оглох, поскольку кто-то за пультом явно дёрнул все бегунки вверх, но потом звук стал получше. На «Вакене» я снова убедился в заключении, к которому пришёл ещё на «Туске» в этом году: Gojira - не стадионная команда. Музыканты потрясающе играют, у них великолепная музыка… но слушать её нужно в клубе, огромную толпу Gojira не прокачивают.
В связи с этим мы отправились к сцене “Louder”, чтобы посмотреть, как там дела у Die Apokalyptischen Reiter. Всё вышесказанное про «Годжиру», к сожалению, справедливо и для немецких «Всадников Апокалипсиса» - клубные сеты, насколько я помню, удаются этим ребятам намного лучше, чем увиденное нами выступление под открытым небом. Добавьте сюда такой же поганый звук, как тот, что был днём ранее у Dark Tranquillity на этой же сцене - и вы поймёте, почему после “Herz in Flammen” (прекрасная песня, кстати) мы отправились в «Биргартен», дабы выпить вкусного пива и предпринять очередную попытку застать Bombers, норвежский трибьют Motorhead под руководством Аббата. Bombers должны были выступать на “Beergarden Stage” в течение всех трёх дней фестиваля, однако по факту не выступили ни разу - нам туманно сообщили, что Ольве Эйкему (сиречь, Аббат) занемог. Мы решили, что гражданин попросту забухал, и да простит он нас, если это неправда. Тем временем, наш товарищ, большой фанат Motorhead, был крайне раздосадован и перекрывал воплями «Аббат - педрила!» музыку выступавшей на сцене замены, которая, кстати, сыграла пару треков Motorhead. Окружавшие нас немцы хоть и не знали русского (надеюсь), но потихоньку начали пугаться.
Про Arch Enemy один мой знакомый после «Туски» довольно метко заметил, что эта группа - пример коммерческого успеха, идущего рука об руку с творческой деградацией. Действительно, “Will to Power” - редкостное повидло даже по меркам мелодичного дэт-метала. Собственно, живьём все четыре песни с этого лонгплея мне тоже не зашли. Тем не менее, выступление «Арчей» в целом понравилось - помимо свежих вещей, у группы в копилке много старых хитов, Алисса Уайт-Глуз «тащит» ещё круче, чем пару лет назад, да и звук группе нарулили вполне приличный.
Хэдлайнером третьего фестивального дня безоговорочно следует признать Helloween. Я не буду подробно разбирать их выступление - за меня это уже сделал мой коллега - и лишь вкратце поделюсь личными впечатлениями. Признаюсь, я ничего особенного не ждал от программы “Pumpkins United”: из всех инкарнаций «Хэллов» версия с Михаэлем Киске - моя наименее любимая. Вот если бы Роланда Грапова с Ули Кушем позвали и уделили заслуженное внимание альбомам с ними… ах, мечты-мечты. Тем не менее, Helloween выдали лучшее шоу не только за весь день, но и за фестиваль в целом, так что очень скоро я перестал думать о том, насколько нелеп Киске, и стал получать наслаждение от происходящего. Концерт оказался настолько хорош, что я ещё несколько раз пересматривал трансляцию дома.
На этом, к сожалению, хорошие впечатления от фестивального дня заканчиваются. В этом году организаторы мало того, что умудрились поставить в одно и то же время и без того немногочисленные по-настоящему интересные мне команды, так ещё и запихнули несколько топовых артистов в совершенно неудобоваримое время - серьёзно, ну вот как можно было дать In Extremo слот в два часа ночи? Мы честно пытались дожить до выступления немецких фолкеров, но, к сожалению, ужасающе скучный сет Dimmu Borgir сделал своё дело, и мы отправились спать.
В целом, следует признать, что из четырёх «Вакенов», виденных мной с 2015 года, версия 2018 года оказалась самой неудачной - и по слабоватому составу, и по погоде (уж лучше бы шёл дождь), и по расписанию. К сожалению, следующий, юбилейный фестиваль пока обещает быть ещё хуже, по крайней мере, по командам, и целесообразность его посещения сейчас стоит для нас под большим вопросом.
Текст: Павел Власов
Сет-листы:
Riot V
01. Thundersteel
02. Fight or Fall
03. Sign of the Crimson Storm
04. Flight of the Warrior
05. Johnny's Back
06. Bloodstreets
07. Take Me Back
08. Victory
09. Angel Eyes
10. Angel's Thunder, Devil's Reign
11. Swords and Tequila
12. Road Racin'
13. Warrior
Skindred
01. Thunderstruck (AC/DC song) (Intro tape)
02. The Imperial March (John Williams song) (Remix) (Intro tape)
03. Big Tings
04. Rat Race
05. Pressure (With 'Back In Black' snippets)
06. Machine
07. Sound the Siren
08. Intermission (California Love remix) (Intro tape)
09. That's My Jam
10. Ninja
11. Kill the Power ('Out of Space' bridge)
12. Nobody
13. War Pigs (Black Sabbath song) (Snippet) (Intro tape)
14. Warning
15. Nobody Does It Better (Carly Simon song) (Outro tape)
Gojira
01. Only Pain
02. The Heaviest Matter of the Universe
03. Love
04. Stranded
05. Flying Whales
06. The Cell
07. Backbone
08. Terra Inc.
09. L'Enfant Sauvage
10. Drum Solo
11. The Shooting Star
12. Explosia
Бис:
13. Silvera
14. Vacuity
Die Apokalyptischen Reiter
01. Wir sind zurück
02. Es wird schlimmer
03. Der Adler
04. Seemann
05. Reitermania
06. Auf und Nieder
07. Drum Solo
08. Der Rote Reiter
09. The Fire
10. Hört mich an
11. Piano, Guitar & Bass Interlude
12. Friede sei mit dir
13. Der kleine Wicht
14. Franz Weiss
15. Herz in Flammen
16. Wir
Бис:
17. The Great Experience Of Ecstasy
18. Wir Reiten
Steel Panther
01. Goin' in the Backdoor
02. Asian Hooker
03. Fat Girl (Thar She Blows)
04. Poontang Boomerang
05. Turn Out the Lights
06. Girl From Oklahoma
07. 17 Girls in a Row
08. Gloryhole
09. Community Property
10. You Really Got Me(The Kinks cover)
11. Death to All but Metal
12. Party All Day (Fuck All Night)
Arch Enemy
01. Ace of Spades (Motörhead song) (Intro tape)
02. Set Flame to the Night (Intro tape)
03. The World Is Yours
04. Ravenous
05. War Eternal
06. My Apocalypse
07. The Race
08. You Will Know My Name
09. Bloodstained Cross
10. The Eagle Flies Alone
11. First Day in Hell
12. Saturnine (Tape interlude)
13. As the Pages Burn
14. Dead Bury Their Dead
15. We Will Rise
Бис:
16. Avalanche
17. Guitar Solo (Jeff Loomis)
18. Snow Bound
19. Nemesis
20. Fields of Desolation (outro instrumental)
21. Enter the Machine (Outro tape)
Helloween
01. Let Me Entertain You (Robbie Williams song) (Intro tape)
02. Halloween
03. Dr. Stein
04. Intermission (Seth & Doc)
05. I'm Alive
06. Are You Metal?
07. Perfect Gentleman
08. Starlight / Ride the Sky / Judas (Kai Hansen medley)
09. Heavy Metal (Is the Law)
10. A Tale That Wasn't Right
11. If I Could Fly
12. Pumpkins United
13. Drum Solo / Ingo Tribute
14. Livin' Ain't No Crime / A Little Time
15. Intermission (Seth & Doc)
16. Why?
17. Rise and Fall
18. Sole Survivor
19. Power
20. How Many Tears
Бис 1:
21. Invitation (Intro tape)
22. Eagle Fly Free
23. Keeper of the Seven Keys
Бис 2:
24. Intermission (Seth & Doc)
25. Guitar Solo (Kai Hansen, "In the Hall of the Mountain King" and "Flight of the Bumblebee" snippets)
26. Future World
27. I Want Out
28. Outro tape
Dimmu Borgir
01. The Unveiling
02. Interdimensional Summit
03. The Chosen Legacy
04. The Serpentine Offering
05. Gateways
06. Dimmu Borgir
07. Puritania
08. Indoctrination
09. Council of Wolves and Snakes (with Tribal Drum-Intro)
10. Archaic Correspondence
11. Progenies of the Great Apocalypse
12. Mourning Palace
Bonfire
01. Ready 4 Reaction
02. Never Mind
03. Don't Touch the Light
04. American Nights
05. Give It a Try
06. Sword and Stone
07. S.D.I.
08. Sweet Obsession
09. Champion
Фото: Маргарита Стефанкова, Ольга Юрьевна, Павел Власов
Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации
(с) HeadBanger.ru
Фотографии
Показать фото