Дата 02.08.2018 |
Город Вакен (Германия) |
Клуб Вакен |
Организатор |
Первый день “Wacken Open Air” носит название “A night to remember” и обычно включает в себя ряд уникальных выступлений, уникальность которых заключается в специальных сетах, гостях или же эксклюзивности выступления в целом. Из всех коллективов, выступающих на главных сценах в этот день, под это описание подпадал только сет Гленна Данцига, обещавшего исполнить свой классический дебютник целиком. С другой стороны, выступление Judas Priest заслуживает такого громкого эпитета и без привязки к фестивалю.
Первой настоящей группой на главных сценах был коллектив Дона Доккена, редкого гостя в Европе, по этой причине его выступление было для меня обязательным к посещению. При этом понимая, что магию своего голоса Доккен потерял еще 25 лет назад, ничего выдающегося я не ожидал. И как же печально, когда даже заниженные ожидания не оправдываются. Ленивое обрюзгшее тело в белой рубашке, шляпе и очках появилось на сцене под приветственные крики Мика Брауна, классического барабанщика группы, взявшего на себя роль фронтмена, в то время как человек, который должен им быть, и чьё имя указано в названии группы, просто отбывал время на сцене, а малейшие попытки по-настоящему запеть преподносились как одолжение. «Эй, Дон Доккен старается ради вас изо всех сил!» - примерно такая фраза прозвучала из уст мистера Брауна. Сет-лист, практически полностью состоящий из классических хитов с первых четырёх лонгплеев Dokken, отличная тройка инструменталистов (увидеть вживую гитариста Джона Левина стоит многого) – всё это меркнет на фоне абсолютно мёртвого Дона. Хорошо еще (с одной стороны), что сейчас в составе нет Марка Боулса, известного по работе с Ингви Мальмстином, Royal Hunt и массой других коллективов, который в прошлом году играл в Dokken на басу (!) - ситуация была бы прямо как в советском мультфильме, «битый небитого везёт». Одним словом, сплошное разочарование. Никто не требовал от Дона каких-то высоких запредельных нот, ведь далеко не всем удаётся сохранить голос на протяжении тридцати лет, но хотелось бы видеть хоть какое-то уважение к публике.
Парад колобков и бывших секс-символов 80-ых продолжал Винс Нил, фронтмен легендарных Motley Crue, официально сыгравших в ящик в 2015 году и подписавших договор о невозможности дальнейших выступлений кого-либо из квартета под именем данной группы. Однако сей момент не означает, что Винсу нельзя играть песни Motley Crue, которые, к слову, никто из его бывших коллег и не играет. Более того, с недавней приостановкой деятельности Sixx A.M. никто из его бывших колле не играет на сцене вовсе. При таком раскладе, почему бы и нет? Винс, пусть и прибавил в весе, поёт свои песни не идеально, но всё ещё узнаваемо, чего нельзя сказать о его коллеге по жанру из предыдущего абзаца. Да и его команду достаточно харизматичных музыкантов хороша.
Девять крепких хитов вроде “Looks That Kill”, “Shout at the Devil”, “Kickstart My Heart” и, конечно же, “Dr. Feelgood” с “Girls, Girls, Girls”, разбавленных кавером на «цеппелиновскую» “Whotta Lotta Love” и неуместным фрагментом из “Heaven and Hell” Black Sabbath, фронтмен сумел уложить в менее чем отведённый ему час. Бывало и лучше (финальный концерт Motley Crue в столице Финляндии в 2015-м на удивление был просто фантастическим), но на безрыбье, как говорится…
Казалось бы, выступление Удо Диркшнайдера, столь частого гостя (хотя правильней абсолютно без преувеличения уже называть его жителем) нашей страны, уже не должно вызывать большого интереса, однако в этот раз для того, чтобы посмотреть на его шоу, было сразу несколько причин. Во-первых, это был один из последних концертов Удо в рамках проекта Dirkschneider, сет-лист которого состоит исключительно из хитов Accept. Несмотря на то, что проект, который изначально планировался ради небольшой серии концертов, в итоге растянулся на целых три года и два масштабных тура с абсолютно разными программами, несколько раз бывал в России и на многих крупных фестивалях, желание напоследок (если Удо, конечно, сдержит слово) послушать те самые песни от оригинального голоса Accept было очень высоко. Во-вторых, эти последние летние концерты проекта проходят при участии легендарного Штефана Кауфманна, бывшего барабанщика Accept и гитариста U.D.O., пришедшего на помощь коллеге после ухода очередного гитариста. И пусть его нынешнее состояние здоровья изначально вызывало вопросы (уходил из обеих групп Штефан по причине проблем со спиной), вновь увидеть Удо и Штефана вместе дорого стоит. Да и мог ли кто-нибудь несколько лет назад представить себе Андрея Смирнова на одной сцене с Кауфманном, на замену которому Андрей, собственно, и приходил?
Как было отмечено выше, два тура проекта Dirkschneider имели кардинально различные сет-листы, и на Вакене, где Удо выделили лишь полтора часа, когда обычно он играет все два, была представлена смесь из них. Открывающая среднетемповая “The Beast Inside” с достаточно спорного альбома “Death Row” (1994), возможно, не произвела на открытой площадке такого впечатления, которого с ее помощью удавалось достичь на клубных концертах. Но последующие “Aiming High”, “Midnight Mover” и “Living for Tonite” повернули выступление в нужное русло, а именно, в сторону нетленной классики 80-х.
Что же касается Штефана Кауфмана, то он, увы, проявил себя не лучшим образом. Возможно, свою роль сыграла жара, стоявшая практически все дни фестиваля, вкупе с обозначенными проблемами со здоровьем, но всё выступление Штефан выглядел отстранённым, если не недовольным, позволив себе улыбку, лишь когда Свен Диркшайдер из-за своей ударной установки дирижировал толпой перед “Fast as a Shark”. Не может всё-таки учитель не радоваться успехам ученика… Также Штефан не принимал никакого участия в хореографических движениях группы на сцене, которые после капитальной смены состава стали играть большую роль в сценической подаче и делали выступления Удо действительно более интересными и динамичными. В итоге Андрею Смирнову пришлось отдуваться за двоих как в плане перформанса (свои «фишки» в “Balls to the Wall” Андрей тоже проделывал в одиночку - видимо, не позволительно старшему товарищу «рожки» ставить), так и в плане игры: все солирующие партии взвалились на его плечи, а Штефан присоединился лишь к знаменитому сдвоенному соло в “Fast As A Shark”. Андрей, конечно, со всем справился на отлично, но полноценного второго гитариста группе очень не хватает. Очень надеюсь, что новый участник U.D.O., имя которого объявят в середине сентября, оправдает ожидания, а Кауфманн вернётся к студийной работе.
Первыми в списке «санкционных продуктов» нынешнего Вакена стали Behemoth под предводительством главного хипстера от блэк-метал Адама «Нергала» Дарски. Во время сета скандальных поляков ещё вовсю светило солнце, что не позволило сделать шоу таким, каким оно должно было быть (особенно когда в голове ещё крутится выступление на крытой сцене «Туски» два года назад, когда был исполнен последний на данный момент альбом “The Satanist”), однако нашлось место и эксклюзивам. Помимо новой песни “Wolves ov Siberia”, повествующей о печально известных приключениях группы в нашей стране, был впервые представлен сингл “God = Dog”, а некоторым счастливчикам свежая «епишка» в прямом смысле прилетела из рук Нергала.
Концерты блэк-металлических групп во многом привлекают визуальной составляющей, которой можно добиться либо на крытых площадках, либо играя за полночь, дабы вся пиротехника, свет и сильные образы складывались в одну сильную картинку. И пусть в последней песне сета Адам, помимо прочих, восхвалял и солнышко, оно явно в этот раз было не на его стороне. Нет, выступление было отличным, но для полного погружения не дошло из-за сравнительно раннего начала сета.
Обещания Гленна Данцига, оригинального фронтмена панк-рокеров Misfits, сыграть свой дебютный альбом, названный именем себя любимого, в честь его 30-летия, остались лишь обещаниями и в виде памятных футболок. Упор в сет-листе Danzig был, конечно же, сделан именно на этот релиз, т.е. без главного шлягера “Mother” не обошлось, однако эксклюзивности, если не считать возможность лицезреть Гленна на сцене, что вряд ли произойдёт в нашей стране, не случилось.
Тем временем, наступило время главного события если не всего фестиваля (объективно, Judas Priest - самая крупная группа в этом году), то как минимум первого дня. Британцы находятся сейчас в очень двойственной ситуации: с одной стороны, группа выпустила отлично принятый как фанатами, так и критиками альбом “Firepower”, сумевший забраться на самые высокие позиции в различных чартах за всю ее историю, а с другой, по сути, лишилась гитариста Гленна Типтона, который из-за прогрессирующей болезни Паркинсона, диагностированной около 10 лет назад (!), вынужден был отказаться от своих туровых обязательств, предложив своё место одному из продюсеров свежего альбома - Энди Снипу. И если уход Кея Кея Даунинга был пережит сравнительно безболезненно (в чём огромная заслуга Ричи Фолкнера, но об этом чуть позже), то отсутствие Типтона означало полное исчезновение со сцены классического гитарного дуэта Judas Priest, без которого группу ещё несколько лет и представить не могли.
Фонограммой звучит “War Pigs”, традиционно предвещающая начало шоу. По идее, перед сценой должен был висеть огромный занавес с символом группы, который затем должен был красиво упасть и представить группу во всеоружии. Однако в этом году (особенно в первый день) на Вакене были какие-то проблемы с креплениями на сцене, из-за чего занавесы, которые вешают перед абсолютно каждой группой, всё время срывались. Вероятно, именно по этой причине занавес «Пристов», значительно превышающий по габаритам стандартные фестивальные, после недолгих совещаний вешать не стали, хотя технический персонал уже был готов это сделать. Это одновременно смешно и грустно: крупнейший металлический фестиваль, сделавший себе пивопровод, работающий лишь 4 дня в году, не может привести в порядок элементарные вещи, из-за чего страдает перфоманс группы.
“Are you ready for some Judas Priest style heavy metal?” - вопрошает Роб Хэлфорд после открывающей сет “Firepower”. И именно такое определение лучше всего подходит происходящему на сцене – “Judas Priest style heavy metal”, но никак не Judas Priest. И ведь у этого есть масса плюсов. Наконец-то нам явили приличный сценический продакшн с красивыми декорациями и отличным видеорядом (в то время как тур в поддержку “Redeemer of Souls” в этом плане был если не ужасен, то смешон как минимум), Роб Хэлфорд, несмотря на возраст, находится сейчас просто в великолепной форме, а Ричи Фолкнер заматерел и, собственно, «тащит» на себе всё шоу. Ричи – безусловно, огромная удача для группы. Он пришел в кризисный момент после свалившегося как снег на голову ухода Кея Кей Даунинга и изначально должен был остаться в ней лишь для прощального тура “Epitaph”, а в итоге вдохнул в Judas Priest новую силу и, по сути, заставил их продолжать дальше. Помимо отличного исполнения своих музыкальных обязанностей, которых, к слову, в этом туре у него прибавилось (подавляющее большинство соло-партий Типтона легли именно на его плечи, а не на Энди Снипа), Ричи – отличный шоумен. Просто смотреть на него на сцене – огромное удовольствие. Я невольно ловил себя на мысли, что бОльшую часть шоу я следил именно за ним, а не за Робом Хэлфордов, который для большинства и олицетворяет Judas Priest.
«Присты» всегда умели удивлять. Сет-лист этого тура также был отмечен откровениями, главным из которых стала “Saints in Hell” с альбома “Stained Class”, отмечающего в этом году 40-летний юбилей. Что особо примечательно, вживую эта песня раньше не игралась, и только лишь спустя четыре десятка лет ей нашлось место в сет-листе. На этом раритеты и просто приятности для заядлых «пристоманов» не заканчивались: “Tyrant” с эпохального “Sad Winds of Destiny” (1976) звучала впервые с 1983 года, “Bloodstone” с “Screaming for Vengeance” (1982) - впервые с 1990-го, а проникновенная полубаллада “Night Comes Down” игралась лишь в туре 1984-го. Также были сыграны не самые частые “Sinner” и “Grinder”, а в течение тура, но, к сожалению, не на этом выступлении группа также исполняла “Some Heads Are Gonna Roll”, “Running Wild”, “Angel”. Одним словом, настоящий фанат «Пристов» был воистину безумно рад, но с другой стороны, полон печали.
Judas Priest – это не та группа, которую олицетворяет лишь фронтмен. Это ещё и гитарный дуэт, который и без того в последние годы пошатнулся, приобретя, однако, новые краски. И видя, как на последние три песни на сцену выходит Гленн Типтон, становится одновременно радостно и грустно. Радостно, что есть редкая, но возможность видеть его вживую, и грустно, невероятно грустно от мысли, что конец не за горами. В связи с этим надпись на экране в конце шоу “The Priest will be back” кажется совершенно нелепой и ненужной. Уходить надо вовремя, уходить надо красиво. Я не хочу видеть на сцене угасающего человека, да и сам Гленн в недавних интервью говорил о том, что не хочет, чтобы его жалели. А постоянное существование в текущем формате, несмотря на отличнейшее шоу, будет настоящим кощунством над наследием великой группы. Следующий год станет 50-м, юбилейным для группы, именно в следующем году должен завершиться текущий тур, я и очень надеюсь, что у Judas Priest хватит смелости на этом остановиться.
Текст: Макс Лисин
-------
Несмотря на то, что на "Вакене" я уже в четвёртый раз, в этом году фестиваль оказался особенным. Для начала, впервые за последние годы погода удивила - вместо проливных дождей, грязи по колено и прочих прелестей, характерных для начала августа в этой части земли Шлезвиг-Гольштейн, нас ожидали жара и пыль. В результате этого нововведения каждое фестивальное утро начиналось для нас не позднее половины восьмого утра - дольше спать в палатке под палящим солнцем было невозможно.
Во-вторых, в этом году мне (опять-таки впервые) доверили дорогую фототехнику. Фотографом я себя назвать не осмелюсь, однако грамотно выставленные настройки и чуткое руководство творят чудеса - в результате, фотографии моего авторства висят в этих отчётах наравне с произведениями заслуженных мастеров нашего портала. Итак, первым моим фотографическим опытом стало выступление Винса Нила, о котором уже рассказал мой коллега. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что, видимо, Дон Доккен, которого мой уважаемый коллега наблюдал перед Винсом, был плох настолько, что даже откровенно жирный и женоподобный Винс, дребезжащим голоском поющий песни Motley Crue, на контрасте производил лучшее впечатление. Мы же пробыли перед сценой "Harder" ровно столько времени, сколько потребовало изготовление фотокарточек, после чего отправились обозревать фестивальные окрестности.
На выступление Oomph! мы также зашли только для того, чтоб пофотографировать их, поскольку буквально через пять минут после начала их сета на "Louder", на крытую сцену "Headbanger Stage" вышли американские дэтстеры Gruesome, первый действительно любопытный пункт в нашей фестивальной программе первого дня. Gruesome в этом году выпустили второй полноформатник "Twisted Prayers", и чтобы понять, какую музыку исполняет эта четверка, вам достаточно знать, что Мэтт Харви (вокал/гитара) и Гас Риос (барабаны) участвовали в проекте Death to All, трибьюте великим Death. Собственное творчество этих музыкантов в рамках Gruesome является оммажем Death - прямых заимствований тут нет, но источники вдохновения ("Human" и "Individual Thought Patterns") очевидны. Впрочем, на "Вакене" в качестве кавера на Death Gruesome выбрали "Pull the Plug" с куда более прямолинейного "Leprosy". Авторское же творчество эпигонов Шульдинера, поначалу казавшееся очень интересным живьем, по ходу выступления натурально нагнало на меня сон.
Впрочем, покидать крытые сцены я не спешил - через десять минут после Gruesome на соседнюю "W.E.T Stage" вышли Vallenfyre - пожалуй, самая интересная для меня группа первого дня. Vallenfyre - детище Грега Макинтоша из легендарных Paradise Lost. Если последние даже в самые свои экстремальные годы исполняли дум с элементами дэта, то даже самые "лёгкие" треки Vallenfyre звучат как дэт с примесью дума. В более быстрых песнях слушателя и вовсе ждёт практически краст.
Отсняв сет Vallenfyre, мои спутники покинули меня, однако это не помешало мне насладиться сетом британцев - музыка их наполнена одиночеством, отчаянием, и уж точно не располагает к коллективному сопереживанию. Это, в общем-то, неудивительно, если знать, что толчком для основания Vallenfyre стала смерть отца Грега Макинтоша.
Последний, кстати говоря, предстал перед публикой не в привычном амплуа гитариста, а в роли свободного вокалиста. Далеко не всем удается справиться с подобными задачами, поскольку неизбежно возникает проблема - куда же девать руки в частности и себя в целом, в особенности, когда инструменталисты исполняют солирующие куски. Однако Грег не сплоховал, равно как не вызвали нареканий ни инструменталисты (на барабанах в Vallenfyre, кстати, играет вундеркинд Валтерри Ваюрюнен, сменивший опытного Адриана Эрландссона в Paradise Lost), ни общий саунд, оказавшийся просто великолепным по меркам крытых сцен.
Сет-лист Vallenfyre был построен в основном вокруг прошлогоднего альбома "Fear Those Who Fear Him", с которого прозвучало пять песен. Предыдущий "Splinters" был представлен чуть менее широко– четырьмя треками, ну а с дебютного "Fragile King" сыграли лишь два. В целом, если возвращаться к терминологии фестиваля, то "a night to remember" - это про выступление Vallenfyre, а не пенсионеров от глэма. В конце концов, для Vallenfyre это действительно последний тур, поскольку в решимости Грега Макинтоша распустить этот проект по окончании гастролей сомневаться не приходится.
ВИА Behemoth уже много лет остается для меня крепким орешком - никак не могу раскусить их творчество, хотя пытался неоднократно. Вот и на «Вакене» после первых трёх песен я заскучал и отправился пить пиво в “Biergarten”, благо, это единственное на фестивале место, где можно купить вкусный «Францисканер», а не богомерзкий «Бекс». Посему ценителям Behemoth стоит прочесть отчёт моего коллеги.
Сет Danzig стал, пожалуй, главным разочарованием первого дня - и вокальная, и физическая форма Гленна Данцига производят удручающее впечатление, да и дебютный альбом, как уже писал мой коллега, группа, несмотря на обещания, не сыграла целиком. Так что, как только были изготовлены фотокарточки, мы немедленно сбежали под тент - там на “Headbanger Stage” Watain как раз начали раздавать блэк-метал, огонь и тухлую кровь всем желающим.
Я впервые увидел Watain в деле буквально за полтора месяца до выступления шведов на «Вакене» - тогда я скорее за компанию отправился смотреть их сет на французском “Hellfest”. Увиденное впечатлило настолько (см. соответствующий отчёт), что ещё на «Хэллфесте» мы решили, что обязательно послушаем Watain и в Германии. Несмотря на то, что «вау-эффект» от моего первого знакомства с группой не повторился, музыканты не разочаровали. Watain вновь выдали очень мрачный, но при этом мелодичный сет на хорошем звуке, а визуальная сторона сценического действа оказалась даже круче, чем на “Hellfest” - в этот раз шведы подожгли всю сцену. Единственное, что огорчило, так это более короткий сет и то, что «речёвки» Эрика Даниелссона между песнями практически полностью совпали с тем, что он говорил в Клиссоне. В любом случае, я очень надеюсь, что совсем скоро мы увидим сольное выступление Watain в Европе, в рамках которого музыканты сыграют больше песен (особенно с “Wild Hunt”).
Послушав Watain, мы отправились к “Harder”, одной из главных сцен, на которую вот-вот должны были выйти хэды первого дня - Judas Priest, которых мы пропустили во Франции. Выступление «Джудасов» довольно подробно разобрано в отчёте моего коллеги, я же буду краток: я тоже очень надеюсь, что у группы хватит смелости остановиться по окончании текущего тура, поскольку то, что сейчас выходит на сцену под названием Judas Priest, имеет очень мало общего с тем, что я видел в 2005, 2015 и даже провальном 2012 годах.
Текст: Павел Власов
Сет-листы:
Dokken
01. Without Warning (Tape intro)
02. Kiss of Death
03. The Hunter
04. Don't Close Your Eyes
05. Into the Fire
06. Breaking the Chains
07. Dream Warriors
08. Alone Again
09. Maddest Hatter
10. Too High to Fly
11. It's Not Love (incl. snippet of "All Right Now")
12. In My Dreams
Vince Neil
01. For Those About to Rock (We Salute You) (AC/DC song) (Tape intro)
02. Pulp Fiction Intro
03. Dr. Feelgood (Mötley Crüe song)
04. Shout at the Devil (Mötley Crüe song)
05. Looks That Kill (Mötley Crüe song)
06. Home Sweet Home (Mötley Crüe song)
07. Don't Go Away Mad (Just Go Away) (Mötley Crüe song)
08. Same Ol' Situation (S.O.S.) (Mötley Crüe song)
09. Whole Lotta Love (Led Zeppelin cover)
10. Kickstart My Heart (Mötley Crüe song) (With "Heaven and Hell" snippet by Black Sabbath)
11. Girls, Girls, Girls (Mötley Crüe song)
12. Wild Side (Mötley Crüe song)
Dirkschneider
01. The Beast Inside (Accept song)
02. Aiming High (Accept song)
03. Midnight Mover (Accept song)
04. Living for Tonite (Accept song)
05. Princess of the Dawn (Accept song)
06. Restless and Wild (Accept song)
07. Son of a Bitch (Accept song)
08. London Leatherboys (Accept song)
09. Up to the Limit (Accept song)
10. Breaker (Accept song)
11. Screaming for a Love-Bite (Accept song)
12. Love Child (Accept song)
13. Russian Roulette (Accept song)
Бис:
14. Metal Heart (Accept cover)
15. Fast as a Shark (Accept cover)
16. I'm a Rebel (Accept cover)
17. Balls to the Wall (Accept cover)
Vallenfyre
01. Born to Decay
02. Messiah
03. Cathedrals of Dread
04. Instinct Slaughter
05. Nihilist
06. Scabs
07. The Merciless Tide
08. Kill All Your Masters
09. Savages Arise
10. Desecration
11. Splinters
Behemoth
01. Ov Fire and the Void
02. Demigod
03. Ora Pro Nobis Lucifer
04. Conquer All
05. God = Dog
06. Messe Noire
07. Alas, Lord Is Upon Me
08. Wolves ov Siberia
09. Blow Your Trumpets Gabriel
10. Decade of Therion
11. At the Left Hand ov God
12. Slaves Shall Serve
13. Chant for Eschaton 2000
14. O Father O Satan O Sun!
Danzig
01. SkinCarver
02. Eyes Ripping Fire
03. Devil on Hwy 9
04. Twist of Cain
05. Not of This World
06. Am I Demon
07. Her Black Wings
08. Tired of Being Alive
09. How The Gods Kill
10. Left Hand Black
11. Dirty Black Summer
12. Black Mass
13. Mother
Бис:
14. She Rides
15. Snakes of Christ
Watain
01. Stellarvore
02. Devil's Blood
03. Nuclear Alchemy
04. Malfeitor
05. Furor Diabolicus
06. Sacred Damnation
07. Angelrape
08. Waters of Ain
Judas Priest
01. War Pigs (Black Sabbath song) (Intro tape)
02. Firepower Intro
03. Firepower
04. Grinder
05. Sinner
06. The Ripper
07. Lightning Strike
08. Bloodstone
09. Saints in Hell
10. Turbo Lover
11. Prelude (Intro tape)
12. Tyrant
13. Night Comes Down
14. Freewheel Burning
15. Guardians (Intro tape)
16. Rising From Ruins
17. You've Got Another Thing Comin'
18. Hell Bent for Leather
19. Painkiller
Бис:
20. Metal Gods (with Glenn Tipton)
21. Breaking the Law (with Glenn Tipton)
22. Living After Midnight (with Glenn Tipton)
23. We Are the Champions (Queen song) (Outro tape)
Фото: Маргарита Стефанкова, Ольга Юрьевна, Павел Власов
Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации
(с) HeadBanger.ru
Фотографии
Показать фото