Последние 25 отчетов

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, GRAVEGOD и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

08.12.2023
Москва

МАСТЕР

03.12.2023
Санкт- Петербург

СНЫ САЛАМАНДРЫ

02.12.2023
Санкт- Петербург

АРИЯ

24.11.2023
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

18.11.2023
Москва

ФОРСАЖ

10.11.2023
Москва

ZMEY GORYNICH

05.11.2023
Москва

АРТЕРИЯ

03.11.2023
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

21.10.2023
Москва

АРИЯ

19.10.2023
Москва

CATHARSIS - акустика

14.10.2023
Санкт- Петербург

ТАЙМСКВЕР

13.10.2023
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

ФОРСАЖ

Архив отчетов
Дата
18.11.2023
Город
Москва
Клуб
Клуб "Алиби"
Организатор

Отечественную тяжелую сцену захлестнула волна юбилеев. Они в этом году идут один за другим, причем и даты внушают уважение - кому-то 20 лет, кому-то 25… Конечно, с размахом отмечать дни рождения умели у нас и раньше - я сам бывал на подобных мероприятиях и у Арии, и у Мастера, и у Сергея Маврина, но все же такой концентрации “мега-тусовок” я в предыдущие годы не припомню. Что особенно отрадно, каждый из юбиляров стремится порадовать фэнов списком гостей, уходящим в бесконечность, а когда музыканты при этом ходят в гости друг к другу, да еще и с интервалом всего в пару недель - это ну просто “праздник какой-то”. Так, в начале ноября мы наблюдали вокалиста Сергея Сергеева на концерте его бывшей группы Артерия, а в середине месяца уже гитарист Артерии Сергей Терентьев пришел на юбилей нынешней группы Сергея Форсаж.

Если процесс появления на свет Артерии я наблюдал практически в прямом эфире (см. соответствующий отчет), то отделившийся от нее в 2008 году Форсаж совершенно незаслуженно недополучил внимания - и моего, и широких масс поклонников тяжелой музыки. Я, разумеется, оперативно послушал их прекрасный дебютный альбом “Рамки приличия” (2010), но на концерты группы в то время так и не попал. А после второго полноформатника команда перешла на более расслабленный режим существования - формально не распавшись, она лишь изредка напоминала о себе цифровыми синглами и без особой помпы выступала; словом, если не интересоваться специально, немудрено было совершенно потерять ее из поля зрения. Тем не менее, в этом году Форсажу исполнилось 15 лет, и эту дату Сергей решил отметить “медийно” - собрав на одной сцене максимальное количество соратников как из числа бывших коллег, так и из числа друзей-музыкантов. Анонс мероприятия звучал заманчиво, даже если не особо разбираться в творчестве самих юбиляров, ну а тем, кто разбирается, были обещаны расширенный сет и премьера свежайшего сингла “Интерстеллар”.

Помимо внушительного “гостевого списка”, на концерт был заявлен и разогрев, причем тоже интересный и тоже не виденный мной ранее. Квартет Эйдол вполне может посоперничать с юбилярами и по части длинной истории (год основания - 2006-й), и по части дискографии (три полноформатника и безумное количество синглов), так что на суд собравшихся была представлена внушительная программа минут эдак на 50 и даже собственные гостевые вокалисты - Андрей Пащенко из группы Ворон и Светлана Тиш, наиболее известная по сотрудничеству с проектом Маргариты Пушкиной Margenta. Честно говоря, программа меня несколько удивила - я знаком с Эйдолом по двум их последним полноформатным альбомам, изданным на CD лейблом ФОНО, однако из “Книги снов” (2017) прозвучала лишь одна песня и даже из относительно недавнего “Анабиоза” (2021) - всего две. Все остальное время было отдано материалу с синглов и EP, и если на альбомах Эйдол исполняют хард-н–хэви, несколько напоминающий Гран-Куражъ, то на релизах малого формата частенько чувствуется более модерновый привкус. Впрочем, достойные песни есть и там - для примера назову практически пауэрную “Новые моря” и развеселый хардовый боевик “Хэй, Долли”. Что меня удивило гораздо больше, так это присутствие среди публики (которой, кстати, набился полный зал) некоторого количества преданных фэнов Эйдола, одетых в мерчевые футболки и самозабвенно поддерживающих музыкантов. Согласитесь, с группами разогрева такое бывает нечасто. Но был и неприятный сюрприз - клуб “Алиби” традиционно практикует экономный подход к сценическому освещению, однако в этот раз с ним была какая-то особенная беда, так что фотографии спецгостей в этом отчете, к сожалению, отсутствуют.

Сет хэдлайнеров начался с технических проблем - в порталах не было слышно бас-гитары, и две первых песни пришлось играть без нее. Зато, как пошутил со сцены Сергей, всем зрителям стала понятна роль баса в звуковой палитре тяжелой группы. Техника по ходу концерта капризничала еще не раз, но ситуацию неизменно спасали юмор и оптимизм фронтмена. В итоге группа успешно отыграла практически всю запланированную программу, пожертвовав всего двумя из более чем трех десятков указанных в сет-листе композиций. Песен и гостей оказалось столь много, что выступление пришлось делить на пять (!) отделений, в паузах между которыми зрителей развлекали конкурсами из серии “кто лучше поздравит группу Форсаж с юбилеем”. И хотя по размерам площадки Форсажу было трудно конкурировать с коллегами-юбилярами, в плане продолжительности сета - а это аж 3 часа 15 минут - они убрали всех.

Чем же заняла группа такое количество “эфирного времени”? Процентов на 90 - и для праздничных концертов это тоже отнюдь не типично - собственным материалом. Упомянутый выше дебютник “Рамки приличия” был сыгран почти полностью (песня “Время делать ход” присутствовала в сет-листе, но так и не прозвучала), второй альбом “Area II” - более чем наполовину, поздние синглы (которых у Форсажа уже набралось почти на целый полноформатник) также были представлены “в ассортименте”. Помочь группе и вспомнить былое выходили почти все ее бывшие штатные и сессионные участники - гитаристы Антон Макарцев (экс-Омела), Дмитрий Процко (Эпидемия) и Роман Новичков (Restless Mind), а также басистка Наталья Переверзева (Aella). Не хватало лишь басистки Марины Малаховой, которая была заявлена, но в итоге не смогла выступить, и гитариста Вячеслава Селина, но он уже давно живет на Кипре и поэтому принимает участие в деятельности Форсажа сугубо удаленно.

Экс-участниками, как я писал выше, список гостей вечера отнюдь не ограничился. Михаил Нахимович, которого мы уже привыкли видеть в аналогичной роли на концертах Арктиды, спел дуэтом с Сергеем мощный боевик “Твоя жизнь”. Виктор Бараненков, гитарист и фронтмен группы Эйдол, вернулся на сцену, чтобы сыграть “Отражение” и “Встать и прозреть”. Крайне неожиданным стал выход Сергея Абрамова (Омела, экс-Butterfly Temple) - он спел советскую песню военных лет “Смуглянка”, которая, честно говоря, с творчеством Форсажа не вяжется никаким образом. Проект Margenta делегировал целых трех участников - уже упоминавшуюся Светлану Тиш, вокалиста Николая Гончарова и гитариста Александра Корпусева, причем с их участием исполнялся не только материал Форсажа, но и “Прикосновение ангела”, заглавный номер со свежего EP Margenta, где Сергей выступал не только певцом, но и композитором.

Однако самым звездным гостем на празднике стал Сергей Терентьев, экс-коллега Сергея Сергеева по Артерии, причем он пришел не один, а с экс-барабанщиком Артерии Сергеем Кутаевым (ныне в Hellraiser). Трое Сергеев (плюс действующие участники Форсажа - братья Григорий и Георгий Привезенцевы) очень мощно сыграли заглавный номер с дебютного альбома Артерии “Лети на свет”, а уже под конец шоу Терентьев вернулся на сцену, чтобы исполнить кавер-версию “арийской” “Следуй за мной”. Такой выбор меня поначалу обескуражил - олдовые металлисты из числа наших читателей наверняка помнят, что лет 20-25 назад по тому, как Валерий Кипелов справлялся с припевами этой композиции, публика судила о состоянии его голоса и потому замирала каждый раз, когда группа (будь то Ария или его сольный коллектив) начинала ее играть. А уж браться за “Следуй за мной”, когда хронометраж твоего концерта подходит к трехчасовой отметке, и вовсе казалось мне авантюризмом. Каково же было мое удивление, когда фронтмену Форсажа она вообще не доставила никаких заметных на слух проблем! Жаль только, что этого момента дождались не все собравшиеся - пятое отделение оказалось для части публики непосильным. Возможно, логичным было бы сделать сет-лист покороче, но я даже не знаю, что можно было бы из него безболезненно выкинуть.

В финале масштабных праздников обычно звучит какая-нибудь стародавняя песня, которую знает даже, как говорится, даже “слепоглухонемой капитан дальнего плавания” - как, например, “Воля и разум” у Артерии или “Будем жить, Мать-Россия” у Сергея Маврина. Однако Форсаж и тут пошел поперек правил: выведя на сцену всех участников вечера, Сергей, Светлана Тиш и Николай Гончаров запели “Крик мотылька” - неальбомный сингл проекта Margenta, которому не исполнилось еще и года. Впрочем, если абстрагироваться от такого спорного понятия, как раскрученность, своего места в программе песня вполне заслуживает - это очень красивая баллада с проникновенным текстом Маргариты Пушкиной на чрезвычайно актуальную сейчас тему. Быть может, Сергеев сотоварищи когда-нибудь порадуют нас и полноценным концертом с материалом Margenta?

В завершение - несколько мыслей, которым не нашлось места по ходу повествования. Во-первых, несмотря на все технические неполадки, звук в клубе заслуживал в тот вечер самых теплых слов - читаемый, плотный и комфортный по громкости. Во-вторых, полу-домашняя обстановка - это, конечно, фишка клуба “Алиби”, но хотя бы для таких посещаемых мероприятий им стоит приглашать гардеробщика, потому что возникающая уже не в первый раз необходимость перекидывать пуховики и тулупы через верхние перекладины начинает немного напрягать. И в-третьих, концерт показал, что несмотря на невысокую “заметность” в последние лет десять, в творческом плане Форсаж еще далеко не сказал своего последнего слова. Я понимаю, что цифровые синглы - это модно и современно, но мне все же очень хочется услышать от группы хотя бы еще один полноценный “олдскульный” альбом.

Сет-листы:

Эйдол

01. Дай нам огня
02. Каждый за себя
03. Новые моря (вокал – А. Пащенко)
04. Время-палач
05. Живая тьма
06. Промолчу (вокал – С. Тиш)
07. Пропасть разума
08. Демон
09. Эй, Долли
10. Пепел костра
11. Две жизни

Форсаж

Сет 1
01. Area II (Intro tape)
02. S.E.X.
03. Игры в прятки
04. Прямо в сердце
05. Белый шум
06. Оседлав дикий ветер
07. Осколки (гитара – А. Корпусев)
08. Не было и нет

Сет 2
09. Интро/Край свободы
10. Твоя жизнь (вокал – М. Нахимович)
11. Танец огня (гитара – А. Макарцев)
12. Дорога в дивный сад (гитара – А. Макарцев)
13. Объять необъятное (бас – Н. Переверзева, гитара – Р. Новичков)
14. Верю и не верю (барабаны – С. Кутаев, гитара – Р. Новичков)

Сет 3
15. Ультиматум (Intro tape)
16. Лети на свет (Артерия cover) (гитара – С. Терентьев, барабаны – С. Кутаев)
17. Отражение (гитара – В. Бараненков)
18. Встать и прозреть (гитара – В. Бараненков)
19. Одиночество (вокал – Н. Гончаров)
20. Апостолъ (гитара – Д. Процко, вокал – Н. Гончаров)
21. Истерия (вокал - С. Тиш)

Сет 4
22. Cinematic (intro tape)
23. Феникс
24. Интерстеллар
25. Воля твоя
26. Быстро-быстро (гитара – Д. Процко)
26. Прикосновение ангела (Margenta cover) (бас – Н. Переверзева, гитара – А. Корпусев, вокал – С. Тиш)
28. Мир в моей вселенной

Сет 5
29. Следуй за мной (Ария cover) (гитара – С. Терентьев)
30. Смуглянка (Новиков – Шведов cover) (вокал – С. Абрамов)
31. Крик мотылька (Margenta cover) (все вместе)

Выражаем благодарность Сергею Сергееву за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашов
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker