Дата 17.12.2023 |
Город Санкт- Петербург |
Клуб Клуб "Jagger" |
Организатор Rain Embrace Concert Agency |
Пару месяцев назад наш фотограф Ольга Юрьевна сетовала на то, что хочет снимать больше концертов, чем готовы освещать текстовики-затейники с нашего портала. «Давай посмотрим афишу и сходим куда-нибудь», - предложил ей я и вспомнил, что где-то видел афишу концерта Чёрного Обелиска в декабре. Память не подвела меня – действительно, 17 декабря Чёрный Обелиск были заявлены в отличном клубе “Jagger”. Концерт обещали не простой, а эксклюзивный – в следующем году исполняется 20 лет альбому «Нервы», и группа решила отметить это в канун юбилейного года. Альбом этот – один из моих любимых в дискографии Чёрного Обелиска, так что пропускать такое событие было грешно.
В клуб наша компания подтянулась, я считаю, вовремя – на предпоследнюю песню разогрева в лице Анатомии Меланхолии. Группа эта не зацепила меня в записи, не впечатлила и вживую, оставив впечатление совершенно безыдейного проекта. Судя по достаточно вялой реакции зала (вокалиста в попытках заставить зал хлопать на последней песне поддержали лишь несколько человек), в своём мнении я не одинок. Но чтоб совсем уж не обижать группу, замечу, что у ребят классная басистка: улыбчивая, подвижная, да и играет хорошо.
Ждать выхода хэдлайнеров пришлось не слишком долго – времени было как раз чтоб взять на баре пиво. И вот уже на сцену вышли музыканты: Дмитрий Борисенков (гитара, вокал), Михаил Светлов (гитара), Данила Захаренков (бас) и Максим Олейник (ударные). Приятно, что в этот раз Чёрный Обелиск добрался до нас в полном составе – в прошлый раз я видел группу 25 февраля 2022 года в клубе “MOD”, и тогда на сцене отсутствовал Михаил Светлов. Сходу порадовал и звук. В “MOD” полтора года назад он был неплох (знающие люди говорят, что Чёрный Обелиск почти всегда звучит хорошо), но в традиционно благополучном в этом плане «Джаггере» устремился практически к идеалу. Выступление стартовало с песни «Мёртвые не пишут писем», получившей очень тёплый приём публики, явно знавшей слова. Я полностью разделял восторженные эмоции соседей, однако слегка недоумевал – куда же делись «Нервы», с которых вообще-то начинался альбом, и неужели обещание исполнить все хиты с альбома-юбиляра окажется пустым?
Оказалось, музыканты подошли к сет-листу творчески – лонгплей 2004 года действительно прозвучал, но не по порядку. Так, вторым номером сыграли «Поздно», затем вернулись к «Будням», ну а заглавные «Нервы» сыграли аккуратно посередине первой части концерта, посвящённой альбому. На ней же, кстати, в довольно милый слэм юных любителей Чёрного Обелиска завалилось несколько здоровенных лбов, раскидавших подрастающее поколение по углам и устроивших уже настоящий мош.
В целом, я должен отметить, что в записи и живьём материал «Нервов» воспринимается по-разному. На концерте я неожиданно для себя открыл засунутые в конец альбома «Капли дождя» с очень крутым гитарным соло Борисенкова и «Других героев», даже несмотря на то, что Дмитрий подзабыл слова в первом куплете. А ведь в своё время я частенько проматывал эту песню на кассете. Зато такие яркие хиты, как «Свобода» и «Сука (разговоры)», меня зацепили гораздо меньше, чем в записи. «Сука» прозвучала как-то без огонька - может, задор у музыкантов уже не тот, что 20 лет назад. Ну а для «Свободы» на сцену пригласили Сергея «Мизантропа» из питерской группы Misanthrope Count Mercyful. Как экстрим-вокалист «Мизантроп», наверное, хорош, но в «Свободе» всё-таки надо петь, и Борисенков там был бы гораздо органичнее.
Творческим оказался не только подход к составлению сет-листа, но и к аранжировкам некоторых композиций. В сильно отличающихся от оригинальных версий трактовках музыканты представили «Песни о…» и «Не говори». Насколько я понимаю, именно в таком варианте две эти вещи были записаны для компиляции «Мой мир». «Не говори» замедлилась и подрастеряла драйв, а вот «Песни о…» получилась любопытной и мне вживую понравилась. То же можно сказать и обо всей «нервной» части концерта – очень здорово оказалось услышать одну из любимых работ группы живьём, тем более что, за исключением нескольких шероховатостей, всё было исполнено крайне профессионально, качово и на крутом звуке.
А вот вторая половина программы, составленная из песен младше и старше «Нервов», мне понравилась гораздо меньше. Современное творчество Чёрного Обелиска у меня в принципе вызывает меньше интереса, поскольку после грувовых и техничных «Нервов» и весьма прогрессивного «Зелёного Альбома» группа пошла по пути упрощения. Ну а из старых песен Анатолия Крупнова не сыграли ничего сильно интереснее «Стены», «Я остаюсь» (её, помнится, этим летом знатно изуродовали наши рокеры-конформисты на концерте ко дню флага России) и тому подобного материала, и так исполняемого из концерта в концерт. Хотя из зала просили и одноимённый с группой «Чёрный Обелиск», и другие песни. Поэтому из второй части сет-листа выделю пару композиций: одну со знаком «плюс», а другую – со знаком «минус». Итак, самой крутой, на мой взгляд, получилась «Стой и смотри», действительно сильная и глубокая вещь с «Революции»: «Чужие сны огромной страны / Ненависть слов, проливающих кровь» — всё это, к сожалению, сейчас актуальнее, чем когда-либо. На «Стой и смотри», кстати, мош-пит разросся до действительно внушительных размеров. Ну а меньше всего мне вкатил кавер на моё любимое «Гуляй-поле» группы Э.С.Т. На этой песне на сцене гостил Михаил Семёнов из группы Декабрь – и совершенно зря, поскольку Михаил не удосужился хотя бы выучить слова и большую часть времени провёл, уткнувшись взглядом в пол сцены, где, очевидно, лежала шпаргалка.
Такие вот неоднозначные впечатления лично у меня оставил концерт Чёрного Обелиска. В любом случае, здорово, что команда сделала поклонникам подарок в виде концертного исполнения «Нервов», и хотелось бы, конечно, через пару лет вживую услышать «Зелёный альбом» целиком. Правда, в такое чудо пока верится с трудом.
Выражаем благодарность Rain Embrace Concert Agency за предоставленные аккредитации
Текст: Павел Власов
Фото: Ольга Юрьевна
(с) HeadBanger.ru
Фотографии
Показать фото