Последние 25 отчетов

22.09.2024
Санкт- Петербург

АРТЕРИЯ

28.08.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

25.08.2024
Петяярви (Ленинградская обл.)

Фестиваль 'Тьма'-2024. День 3 (МЕЩЕРА, ELECTRIC CROWN и др.)

24.08.2024
Петяярви (Ленинградская обл.)

Фестиваль 'Тьма'-2024. День 2 (GRIMA, ISKRA и др.)

23.08.2024
Петяярви (Ленинградская обл.)

Фестиваль 'Тьма'-2024. День 1 (TSYGUN, ARGISHROT и др.)

01.08.2024
Вакен (Германия)

Wacken Open Air 2024. Day 2

31.07.2024
Вакен (Германия)

Wacken Open Air 2024. Day 1 (IN EXTREMO, SUZI QUATRO и др.)

24.07.2024
Стамбул (Турция)

JUDAS PRIEST

06.07.2024
Санкт- Петербург

ЭПИДЕМИЯ

29.06.2024
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

Фестиваль 'Тьма'-2023. День 3 (STORMLAND, STEAM JET и др.)

Архив отчетов
Дата
20.08.2023
Город
Озеро Плетневое (Ленинградская обл.)
Клуб
Озеро Плетневое
Организатор

Последний день фестиваля под открытым небом — для настоящих ценителей. Особенно если он приходится на воскресенье. Кому нужно уехать, либо уже уехали, либо вот-вот осуществят задуманное — в лагере становится чуть свободнее, никакой спешки, никакого напряжения, и можно в расслабленном режиме «собирать сливки». Чем наша компания и занялась с самого утра. Сначала — прогулка по живописному лесу с бокальчиком вина, любование видами на озеро и задушевные обсуждения увиденного и услышанного. Потом — бодрящее купание (для желающих), звонкий смех, немного фотографий на память и посиделки за накрытым столом.

Третий день «Тьмы» обещал быть не менее интересным, чем предыдущие, но по-своему. Напомню, что в пятницу организаторы порадовали публику обоймой мощных дэтовых команд, в субботу — блэковых, ну а в воскресенье честь выступать выпала тем, кто по каким-то причинам не вписался в стилистику этих двух дней. «Не вписался» вовсе не значит, что не был оценен по достоинству или иным образом «унижен» труЪ-металлистами. Это значит, что организаторы здорово расширили жанровый диапазон фестиваля и дали «эфирное время» самобытным командам. Насколько самобытным? Давайте посмотрим.

Открывали воскресенье питерские затейники Coffin Wheels. Мне кажется, об этой группе слышал каждый, кто более-менее стабильно ходит на местные концерты последние лет 10, причем независимо от предпочитаемого жанра — в определенной степени банду даже можно назвать «классической» для Северной столицы. И уж точно единственной в своем роде для «Тьмы» 2023 года. Coffin Wheels — это серф-рок, точнее, хоррор-серф, и немногочисленную для раннего фестивального времени публику развлекал колоритный инструментал с привкусом любимых ужастиков. Но, знаете, с добрым таким, интеллигентным привкусом, с долей самоиронии и легким юмором. Как все это может сочетаться? Ну, это опыт и мастерство, а также хорошая музыкальность и общий кругозор. В конце концов, не каждый день услышишь «В пещере горного короля» Грига в серф-роковом варианте от ребят в комбинезонах и масках из ужастиков. Coffin Wheels удалось задать классное настроение — народ активно танцевал, разгоняя кровь по жилам, улыбался и поддерживал музыкантов. В общем, из палатки мы вылезли не зря!

Из серф-рока нас сразу же закинули в пост-метал/дум, как себя позиционируют Exul Sol из Москвы. Ребята бодрые, модные, молодые, активные, но лично мне ничем эдаким не запомнились. Да и тексты на русском языке мне нравятся в редких случаях, особенно в подобных жанрах. По первому впечатлению я бы вообще назвала группу модерн-металлической, но не думовой — возможно, это продиктовано скорее визуальной составляющей. Как бы то ни было, москвичи тоже оказались единственными в своем роде на «Тьме», так что принцип разнообразия был честно соблюден.

Чем ближе становился вечер, тем изобретательнее подходили организаторы к вопросу составления лайн-апа. Следующими на очереди оказались фузз-рокеры Wommer, и, как ясно из их жанровой принадлежности, ни о каком «красивом» и «чистом» звуке в широком понимании речи уже не шло. Трио, будто прилетевшее из прошлого, выдало тягучий, странный и довольно тяжелый в музыкальном плане сет, с обилием гитарных запилов и характерным вокалом, искаженным эффектами. Интересно? Да. Правда, чтобы долго и успешно воспринимать Wommer, нужно было уже изрядно заправиться «горючим», ибо ничего выдающегося в плане перформанса на сцене не происходило, а треки в какой-то момент слились в единую, хотя и монументальную стену звука. В очередной раз низкий поклон ответственному за это человеку — я имею в виду, что технически все было на высшем уровне, а слилось все для меня в композиционном плане. Но что уж греха таить, я не сильна в таких андеграундных направлениях, славящихся атмосферными лайвами и овеянных некоторой модной «неуловимой интеллектуальностью».

А вот N.Tesla из Орла выдали по полной программе и музыки, и визуала, наверняка украв не одно сердце среди тех, кто уже окончательно проснулся и прибыл к сцене. Потихоньку вечерело, и на сцену поднялась милая девушка, начавшая распеваться. Это сразу же заинтриговало — во-первых, команд с женским вокалом на «Тьме» по пальцам одной руки пересчитать можно, а во-вторых, это было чисто, выразительно, звонко. Обычно чистый женский вокал в тяжелой музыке потенциально пугает: ожидаешь либо повторения чьего-то стиля, либо невпечатляющего уровня, либо «вотэтоповоротов», призванных привлечь внимание. А тут еще и заявлены post metal / experimental / atmospheric — ух, ну и наборчик! Однако во время саундчека ничего «подозрительного» замечено не было. Добротный, явно проработанный материал с подтекстом, так что организаторы действительно заинтриговали, пригласив N.Tesla.

Забегая вперед, скажу, что выступление этой группы я бы назвала одним из самых запоминающихся на «Тьме» — вот что творит продуманный визуал. Центральная фигура всего сета — вокалистка, в строгом, закрытом элегантном платье и с импровизированной короной на голове контрастирующая с парнями-инструменталистами. Они — не молоды, бородаты и суровы, она — нежна и артистична. Они знают свое дело, она же будто гипнотизирует и ведет их за собой — как и публику. Со сцены льется не только многоплановая музыка и красивый вокал, но и истории: о том, в какие дальние дали сейчас мы отправимся вместе с группой, с какими внутренними демонами встретимся, как исцелимся и найдем дорогу обратно. Во всем — в движениях, в мимике, в подборе аксессуаров (даже инструментальная композиция заиграла новыми красками благодаря гуляющей по сцене кукле в руках хозяйки) — чувствовалась, не побоюсь этого слова, душа. Конечно, ни в коем случае нельзя сказать, что другие группы на фестивале душу в свои выступления не вкладывали, но все мы выражаем себя по-разному. N.Tesla выбрали путь контрастов в образах участников, гармоничной русскоязычной лирики и плотного звучания — однозначно прекрасный коллектив и украшение «Тьмы».

Для меня закрывали августовский фестиваль две дружественные группы — Steam Jet и Stormland, с которыми меня еще 10 лет назад познакомил значащийся в них гитаристом один из авторов нашего портала. Часто эти коллективы выступают в один вечер, друг за другом, так что, можно сказать, получился единый блок с небольшой паузой для смены музыкантов на сцене. При этом группы разные — и по подаче, и по музыке, но обе сложно уместить в какие-то жесткие рамки: Steam Jet более рок-н-ролльные, Stormland — металльные, а уж намешано в них много чего. Все многочисленные участники обеих групп (а только Stormland — это семь человек на сцене!) — люди интересные, состоявшиеся, с разного рода образованиями и культурными предпочтениями (выходящими далеко за пределы только музыки). И это напрямую сказывается на материале, который, честно признаюсь, с каждым годом нравится мне все больше.

Писать отзыв на группы, в которых играет немало хороших знакомых и друзей - дело неблагодарное: вдруг мое мнение заденет чью-то тонкую душевную организацию? С другой стороны, выносишь творчество на публику — будь готов и к разного рода обратной связи (фух, все, вроде соломку подстелила). Итак, Steam Jet стабильно порадовали интеллигентно-распи… разудалым сетом — тут вам и грувовые риффы, и ламповые соляки, и стонера с думчиком сверху, а приправлено все узнаваемым вокалом и порой странными телодвижениями Илюши Попова, который, помнится, произвел на меня в свое время неоднозначное первое впечатление. Вот так смотришь — гопник гопником (простите), а потом выясняется — милейший человек. С тех самых пор пообщаться с ним и посмотреть на него на сцене я всегда «за», правда, он перестал по несколько раз за сет менять костюмы. А ведь бывали в его гардеробе истинные шедевры. Но да не это главное — а то, что за столько лет Steam Jet, отличающиеся, кстати, более-менее стабильным составом, не растеряли своей прелести, а даже приумножили ее. В общем, всем alcohol и rock-n-roll, ребята!

Со Stormland все обстоит несколько сложнее. Не буду вдаваться в подробности о том, сколько вокалистов и вокалисток сменилось в группе, каким образом ребята пришли к тому звучанию, которое есть сейчас, скажу по этому поводу вот что: сегодня Stormland с конкретным певцом у микрофона и утяжелением/умрачнением материала, на мой взгляд, лучшие Stormland за те 10 лет, что они мне знакомы. Возможно, даже не все участники группы с этим согласятся, но в этом отчете вы об этом не узнаете. Однако как раз в этой тенденции и кроется загвоздка — в какой момент усложнение начнет делаться ради самого усложнения? Однажды Stormland решили добавить в свои песни… саксофон! Что ж, ход действительно нестандартный для хэви-стоунера, но он сработал — новые треки зазвучали ярче, а с приходом саксофониста Андрюши (он же гитарист Karma Rassa и в целом позитивнейший человек) и на лайвах стало веселее. Потом появились скрипка и активные клавишные (в каком конкретно порядке, уж и не вспомню) — на сцене снова прибавилось народу, нарисовалось гендерное разнообразие, что, в общем и целом, тоже публика восприняла на ура. Но все же зачем столько всего? Простой пример: на «Тьме» Stormland сыграли новую песню “Horror” — отличный трек, сразу же захватывающий внимание слушателя: и мрачный, и пугающий, и мелодичный, и агрессивный. И если в записи есть возможность найти следы и клавиш, и скрипки, то на живом выступлении они терялись, особенно при совпадении гитарного соло и той же скрипки. Эти инструменты — фон, создающий атмосферу, скажете вы, и тут я полностью соглашусь. Но, во-первых, можно было обойтись одними клавишами, а во-вторых, зачем столько народу на сцене-то? Видимо, дело в принципиальной позиции: все, что звучит в записи, должно быть представлено и живьем. Ох, ребята, вы только арфу или церковный орган не используйте, а то будет нелегко…

Тем не менее такой расклад вообще не смущал публику, устроившую и серкл-пит, и веселый хэдбэнгинг в уже погрузившемся в ночной мрак лесу. В очередной раз в воздухе явно витала та фестивальная атмосфера, за которую многие и любят подобные выезды. В тот момент стоило подвести итог: «Тьма» удалась. И пусть к организаторам есть некоторые пожелания (вроде налаживания инфраструктуры — а то пользоваться полупрозрачными туалетными кабинками хоть и весело, но порой неловко), в целом от фестиваля у меня остались только положительные впечатления. Да, тут не найти европейского уровня комфорта. Да, мировые стадионные звезды вряд ли заедут в леса Ленинградской области. Да, были проблемы с местными жителями (ууууу, сатанисты проклятые затерроризировали невинных дачников!). Да, разбивка на жанры по дням заставила многих идти на компромиссы. Да, но…

Но лайн-ап получился разнообразным и интересным, люди приехали душевные, звук нарулили великолепный, организаторы вопросы и проблемы старались решать максимально оперативно и здраво, место было выбрано роскошное (надеюсь, в 2024-м будет не хуже — дачники все же выжили с территории, несмотря на все официальные разрешения), погода порадовала. В общем, далеко не всегда совпадает столько моментов, и самый главный показатель успешности «Тьмы» — это то, что туда хочется вернуться. Не только мне, но и людям из многих уголков страны.

Выражаем благодарность Владимиру Лехтинену за предоставленные аккредитации

Текст и фото: Ольга Юрьевна
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker