Дата 29.06.2023 |
Город Крагуевац (Сербия) |
Клуб Военный комплекс "Кнежев Арсенал" |
Организатор |
С самого начала поездка на этот фестиваль выглядела большой авантюрой, не обошедшейся без легких приключений. О сим мероприятии я узнал случайно, будучи в Белграде, куда уже была запланирована поездка на Scorpions (25 июня) из Черногории и обратно с купленными заранее билетами на автобус в оба конца. Гуляя по улицам столицы Сербии, я наткнулся на афишу с логотипом и рисунком из оформления последнего альбома культовой (простите за каламбур) группы The Cult, сообщающей, что этот коллектив будет хэдлайнером второго дня некого “Arsenal Fest”, основной лайн-ап которого составляют местные группы. Позже также выяснилось, что в этот же день будет выступать еще один международный артист, и это мэрилэндские стоунер-рокеры Clutch. То, что мой предварительный мониторинг каких-либо интересных культурных событий не дал нужных результатов, объясняется тем, что зарубежные артисты были подписаны на фестиваль в последний момент по принципу «берем, что лежит рядом», иными словами, были выбраны те группы, чей гастрольный график проходил вблизи от сербского города Крагуевац (между прочим, бывшей столицей Сербии). Сайт фестиваля сообщал, что сроки подачи заявок на аккредитацию истекли, но я все же попробовал написать организаторам, и – о, чудо! - буквально через несколько минут мне ответили, что моя аккредитация будет дожидаться меня в офисе оргкомитета, который находится в неком “Dom Omladine Kragujevca” по такому-то адресу.
Далее в экстренном порядке началось планирование моего вояжа, которому можно присвоить лозунг «Слабоумие и Отвага». Просчитав экономику, я принял решение не оставаться в Белграде, переплачивая за лишние ночи в гостинице и сжигая уже купленный билет на автобус, а вернуться назад и купить новые автобусные билеты. И вот проделав ночной 12-часовой трип на автобусе, я переночевал в Черногории и на следующий вечер снова сел в автобус, чтобы проехать 11 часов назад в Сербию. Но прежде нужно было решить вопрос с ночевкой. Гостиничные сайты предлагали не так много вариантов, - либо суперлюксы от 500 евро за ночь, либо отели и апартаменты в соседних городах и деревнях. Единственной подходящей опцией оставалась койка в шестиместном номере хостела на окраине самого города Крагуевац за 12 евро. Ее я и забронировал вместе с обратным билетом на автобус не без помощи моего друга в Херцег Нови, у которого, в отличие от меня, была международная банковская карта. И вот, проехав еще одну ночь в автобусе, я оказываюсь в Крагуеваце. На часах 8 утра, и я думаю выдвинуться в сторону хостела, надеясь на максимально ранний чек-ин, чтобы немного поспать перед напряженным фестивальным днем (я, как и один известный датский певец по имени Кинг Даймонд, не могу спать сидя в движущемся транспорте).
Вбивание в Google.Maps нужного адреса выдало около семи километров от автобусной станции по прямой. Я выдвинулся в нужном направлении и через какое- то время наткнулся на автобусную станцию. Казалось, что автобус должен ехать по прямой, но тот автобус, в который я сел, разумеется, свернул радикально вправо. Пройдя назад, и вернувшись на исконную тропу, я решил дальше пройти пешком. На тот момент исконная тропа представляла собой классическую сельскую местность с деревенскими домами, огородами, курами и коровами. По ходу моего пути дома стали редеть, уступая место полям со стогами с сеном, и в итоге точка финиша привела меня к какому-то полу-покосившемуся сараю, который и в свои лучшие дни навряд ли мог быть хостелом. Попытка позвонить по телефону, указанному в подтверждении резервации также не дала ничего, кроме продолжительных длинных гудков. Изобразив популярный интернет-мем с Джоном Траволтой, я решил обратиться за помощью к местному населению. Тормознув первый проезжавший мимо автомобиль, я показал водителю бумажку с адресом и названием хостела. Добродушный местный житель сразу дал понять, что он прекрасно понимает, что мне нужно и, как смог, объяснил, что мне нужно пройти два километра назад. Выругавшись про себя, я двинул в обратном направлении, но когда указанное расстояние было пройдено, картина не прояснилась. Более того, немногочисленные таблички с номерами домов меняли нумерацию с разницей от десяти до пятидесяти через дом, но дома с нужным номером так и не попалось. Ни один попавшийся мне по дороге прохожий не смог даже понять, что я тут делаю и что ищу, да и вообще смотрели на меня как на инопланетянина, потерпевшего крушение на летающей тарелке. Я остановил еще один автомобиль, в котором оказался не менее добродушный водитель. Он пригласил меня на переднее сиденье и начал катать меня взад-вперед с искренним намерением найти мой хостел. Проблема заключалась в том, что и он не до конца понимал, что я ищу. Прокатавшись таким образом туда-сюда раза три, я горячо поблагодарил моего нового знакомого за потраченное время и решил выдвигаться в центр города, в надежде попытать счастье и найти какой-нибудь ночлег там. По ходу пути назад моему взору предстало здание отеля с рестораном при нем. Я решил сделать последнюю попытку, надеясь на то, что работники гостиничной индустрии в курсе месторасположения их ближайших коллег. К моему приятному удивлению, женщина за барной стойкой весьма сносно говорила по-английски. Увы и ах, название хостела и указанный адрес ей также ничего не сказали, но она проявила должное сочувствие, искренне попыталась найти адрес в своем телефоне, а потом мы еще раз изучили страницу хостела на booking.com. Далее она сделала несколько попыток дозвониться до хостела, и 0 вуаля! - с третьего раза взяли трубку.
На том конце ей ответили, что они находятся (внимание!) в двух километрах от моей локации, и заверили, что сейчас за мной заедут и отвезут в хостел. Прошел час, потом еще полчаса. За это время у нас завязался теплый разговор с женщиной за стойкой бара (она же администратор отеля) и официантом ресторана. Оба посоветовали мне в следующий раз позаботиться об отеле заранее, они прекрасно знают про “Arsenal Fest”, на который ежегодно съезжается чуть ли не половина экс-Югославии и гостей из соседних стран. Еще через какое-то время администраторша сделала еще несколько попыток дозвониться в мифический хостел, но трубку больше никто так и не взял. Глядя на мой сонный вид, мне неожиданно предложили некий резервный номер (сбоку от основного входа в отель) за цену немногим больше стоимости койки в хостеле, с отдельной кроватью и персональным санузлом. Стоит ли говорить, что я принял приложение без лишних раздумий. Забегая вперед, отмечу, что на следующее утро все тот же официант сказал, что за мной так никто и не приехал.
После нескольких часов сна нужно было выдвигаться за аккредитацией, и тут началась новая череда приключений! Нужный адрес, вбитый в телефон также не был обнаружен. Сервис Google при вбивании указанного дома выдавал весьма размытую информацию. Было ясно, что это где-то в центре города, куда я и выдвинулся, надеясь на подсказки местных городских жителей. Уже первый прохожий уверенно подсказал мне “прямо до поворота, затем налево, затем направо”. Пройдя несложный путь ничего, напоминающего офис фестиваля, я не обнаружил, зато обнаружил семейную пару. И он, и она вроде как понимали, что я ищу, но их мнения разделились. Супруг говорил, что мне нужно пройти двести метров и повернуть на ближайшем светофоре, супруга настаивала на расстоянии в два километра, через которые также должен быть светофор. Я решил принять мужскую сторону и повернул на ближайшем светофоре. Офиса по-прежнему не наблюдалось, но тут словно группа ZZ Top, показывающая Блэки Лоулессу дорогу в салун в классическом клипе W.A.S.P., предо мной явилось спасение в виде магазина виниловых пластинок “Crazy Vinyl”, у которого толпились бородачи и волосачи в футболках Clutch и The Cult! Добродушный владелец “пластиношной” сразу понял, что я ищу, и указал мне нужный путь, который составлял полминуты ходьбы от магазина. Когда я, наконец, нашел офис, мне даже не пришлось, как это делали местные журналисты, показывать документы. Меня уже давно ждали, и, судя по всему, я был единственным-не югославским представителем прессы в этот день.
“Arsenal Fest” ежегодно проводится в черте города на территории (как нетрудно догадаться) заброшенного военного комплекса «Кнежев Арсенал», который был построен французами в 1800 году. На территории фестивальной зоны построено три сцены – “Main Stage”, сцена поменьше под названием “Garden Stage” и крытая “Explosive DJ Stage”, где при поддержке мощных лазерных установок звучала электронная музыка. Помимо музыки, фестивальная территория предлагала вниманию посетителей различные индустриальные инсталляции и арт-объекты, зону чилаута с шезлонгами и гамаками, рекламные акции от спонсоров и многочисленные бары и фастфуды. Правда, для того, чтобы что-то выпить или съесть нужно было сначала купить специальную фестивальную карту и положить на нее какое-то количество денег.
Это был второй день четырехдневного музыкального марафона, концерты начинались в семь вечера, и вот что мне удалось посмотреть. День второй открыла группа Autogeni Trening из столицы Черногории Подгорицы. Они играли некую смесь гранжа и альтернативы и чем-то напомнили московскую группу Coma Beatrice. “Main Stage” открыл известный македонский гитарист-виртуоз Влатко Стефановски, известный по участию в джаз-рок-прогрессив-легенде Югославии Leb I Sol. Любопытно, что эту группу, но уже без Влатко, мне посчастливилось увидеть парой недель ранее в городе Херцег Нови (Черногория). В отличие от Leb I Sol, Влатко и его состав играли более легкоусваиваемый простым слушателем прог-рок, периодически уходя в импровизацию.
Весьма бодро выступили белградские ой-панк-хардкорщики Jorgovani. Их бронебойные риффы и агрессивно-напористое пение приветствовала разношерстная публика от панков с ирокезами, скинхэдов, металлистов и просто обычных слушателей, а самые активные болельщики подожгли фаера. В 21:15 настало время хэдлайнера номер один - американцев Clutch. Любопытно, что одновременно с ними на другой сцене играли наши соотечественники Shortparis. Возвращаясь к Clutch, можно сказать, что это одна из немногих рок-групп, которая завоевывает внимание слушателя полным отсутствуем каких-либо понтов, будь то яркие прикиды, сценическая акробатика, эпатажные действия или декорации. Ничего этого у них нет. Гитарист Тим Салт и басист Дэн Мейнес вообще весь концерт не сдвинулись с места, выдавая при этом яркие партии и красивые вкусные пассажи, причем с таким видом будто им весьма неудобно перед зрителями за излишнее привлечение внимания. Поэтому отдувался за них вокалист Нил Фэллон, который бодро бегал от одного конца сцены к другому, активно жестикулировал и сыпал шутками юмора в паузах. И опять же весь его вид и все его действия не имели и намека на звездность и претенциозность. Он такой же свой парень, который просто вышел на сцену, чтобы поразвлекать таких же приятных и милых парней, как и он сам. При этом шоу выглядело вполне презентабельно благодаря Led-экрану и очень грамотному и массивному свету. После третьей композиции состав Clutch неожиданно пополнился гостевым клавишником, коим стал Пер Виберг (экс-Opeth, Spiritual Beggars, Kamchatka). “Сейчас будем играть Kiss!”, - пошутил Фэллон, представив гостя, который доиграл с ними до конца шоу.
Выход The Cult предваряла активная суета многочисленных техников, выстраивающих бэклайн. Выяснилось, что кто-то из группы или ее менеджмента страдает синдромом Гленна Данцига, - ни один фотограф не был допущен в фотопит у сцены. После того как бэклайн был выстроен, один из техников принялся за процедуру поджога и развеяния по сцене огромной торпеды с благовонием. Под звуки ритуальных барабанов коренных американцев (их культура неоднократно отражалась как в творчестве, так и в имидже The Cult) группа начала с пьесы “Rise” с не самого знакового для них альбома “Beyond Good And Evil”. В The Cult были и остаются два неизменных отца-основателя. Справа от сцены регулярно менял свои “Гибсона” и “Гретчи” изрядно заматеревший и обросший бородой гитарист Билли Даффи. Фронтмен Ян Эстбери предстал в мешковатом наряде, бандане и двумя изящными косами. За барабанами уже много лет восседает многостаночник из Нью-Йорка Джон Темпеста, игравший, помимо прочих, с Exodus, Testament и Роб Зомби. На басу был Чарли Джонс, в чьем послужном списке присутствуют Джимми Пейдж и Роберт Плант. Венчал состав еще один американец, клавишник Майк Манган (Big Organ Trio, Rebel House Radio).
Быстро пройдемся по минусам. На фоне Clutch у английской легенды глэм-готик-постпанк-рока свет был намного беднее, и в световой гамме присутствовал преимущественно белый цвет. Сама группа выглядела немного усталой, но опять же, в сравнении с американцами. На этом критика заканчивается, ведь когда зазвучали такие хиты, как “Sweet Soul Sister”, “She Sells Sanctuary” или “Wild Flower”, многотысячная аудитория вскидывала руки и распевала припевы хором. Сам Ян неоднократно высказывал восхищение сербской публикой и щедро одарил первые ряды своими тамбуринами - на моей памяти туда улетело не менее пяти штук. Последний альбом “Under The Midnight Sun”, вышедший в прошлом году, был представлен двумя треками - “Mirror” и “Vendetta X”. Прозвучало и несколько неожиданных пьес, например, “The Witch” с их индустриального периода первой половины девяностых. В целом cет-лист The Cult оказался весьма разнообразным и продемонстрировал разные этапы творческой трансформации коллектива. Немного удивляет, что был полностью проигнорирован далеко не самый слабый альбом “Ceremony” (1991), но это уже, как говорится, частности.
После The Cult праздник на главной продолжился. На нее вышли культовые для тех мест хорватские рок-эпатажники Let 3, и судя по теплому приему и количеству народа, им были рады от всей души. Их музыка представляет собой смесь панка, хард-рока и балаганной эстрады. Чем не достойное завершение напряженного дня, насыщенного приключениями и новыми впечатлениями!
Сет-листы:
Vlatko Stefanovski Trio
01. Makedonsko devojče (Jonče Hristovski cover)
02. Si zaljubiv edno mome (traditional)
03. Vlatkovo oro
04. Seir
05. 7/8 Oro
06. Kalajdžisko oro
07. Gipsy Song
08. Čuvam noć od budnih (Leb i sol cover)
09. Jovano, Jovanke (traditional)
10. Čukni vo drvo (Leb i sol cover)
11. Bistra voda (Leb i sol cover)
Clutch
01. X-Ray Visions
02. Subtle Hustle
03. Earth Rocker
04. The Mob Goes Wild
05. Rats
06. Slaughter Beach
07. Burning Beard
08. We Strive for Excellence
09. Son of Virginia
10. 10001110101
11. The Face
12. The Regulator
13. Nosferatu Madre
14. A Quick Death in Texas
15. Cypress Grove
16. Electric Worry
17. Spacegrass
The Cult
01. Rise
02. Sun King
03. King Contrary Man
04. Sweet Soul Sister
05. The Witch
06. Lil' Devil
07. Aphrodisiac Jacket
08. Vendetta X
09. The Phoenix
10. Wild Flower
11. Mirror
12. Spiritwalker
13. Rain
14. She Sells Sanctuary
Бис:
15. Peace Dog
16. Love Removal Machine
Many thanks to the Arsenal Festival team for accreditation, Hotel Vila Kaca for shelter, Sinisa from Crazy Vinyl for showing the way and Wawan Rodionov for coordination and booking bus tickets
No thanks to Hostel Marsic Arsenal for the incorrect address and no help upon arrival in town!
Текст: Евгений Силин
© HeadBanger.ru