Последние 25 отчетов

30.11.2025
Москва

ЖАТВА

29.11.2025
Санкт- Петербург

INFORNAL FUCKЪ

06.11.2025
Санкт- Петербург

SADIST

04.11.2025
Москва

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

01.11.2025
Рязань

МЕЩЕРА

01.11.2025
Москва

DERO GOI

01.11.2025
Санкт- Петербург

AS I LAY DYING

26.10.2025
Санкт- Петербург

ZMEY GORYNICH

24.10.2025
Санкт- Петербург

ARDA

23.10.2025
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

18.10.2025
Москва

ЛЕГИОН

12.10.2025
Москва

VICTOR SMOLSKI

11.10.2025
Москва

АРТЕРИЯ

03.10.2025
Москва

КАЛЕВАЛА

19.09.2025
Санкт- Петербург

GRIMA, MOROKH

18.09.2025
Москва

MARGENTA

13.09.2025
Москва

DERDIAN

30.08.2025
Москва

APOFENIA

09.08.2025
Санкт- Петербург

THEODOR BASTARD

30.07.2025
Санкт- Петербург

АРИЯ, CATHARSIS

10.06.2025
Москва

ВИТАЛИЙ ДУБИНИН

Wacken Open Air 2025. Day 1 (SALTATIO MORTIS, WARBRINGER и др.)

Архив отчетов
Дата
30.07.2025
Город
Вакен (Германия)
Клуб
Вакен
Организатор

…А есть ли смысл в том, чтобы изобретать новые характеристики и описания для Вакена? Не перегружена ли ноосфера таким количеством образов и ассоциаций, что у каждого заинтересованного есть устоявшееся представление о самом распиаренном европейском фесте? Занятие это кажется тщетным, но повторяется из года в год. Такова уж природа Вакена: если тебя он зацепил, то ты, даже в десятый раз приезжая на Святую Землю, можешь поймать себя на ощущении, будто это с тобой происходит впервые. Думается, в таком же трепете пребывают еще десятки тысяч ме(та)ломанов, для которых жизнь отмеряется от Вакена до Вакена. Итак, события в районе первых выходных августа. Северная Германия. Первый Вакен без Оззи.

Разогревочный день (а для кого-то и дни) можно сравнить с интро к многочастному прог-метал-эпику. Сэмплы веселых посиделок в кемпинге разбавляются акустическими переборами блужданий по деревне, робко вступают ударные в виде маленьких концертов, о проведении которых большая часть посетителей не в курсе, а пульсация баса отражает начало бурления жизни на пересечении основных дорожек ближе к сердцу фестиваля. Вскоре тут воцарится управляемый хаос, когда доедут все желающие, и невозможно будет в радиусе пары километров найти тихое местечко. А пока можно закупиться мерчем и продуктами на фермерском рынке, поучаствовать в конкурсах, завести новые знакомства и насладиться теплой солнечной погодой — как оказалось, такая вернется не скоро.   

Единственным полноценно просмотренным выступлением в тот день были техасцы High Desert Queen. Причем играли на такой сцене, которую еле найдешь. Территория под названием “Wasteland” выглядит как логово бандитов пост-апокалиптического мира: повсеместные заржавленные инсталляции, кастомно перепаянные мотоциклетные мутанты и, конечно же, десятки фотогеничных обитателей в продуманных до самых мелких деталей костюмах. Здесь есть своя полноценная сцена, но в закутке ржавых улочек можно найти еще один маленький пятачок, где High Desert Queen и выступали. Места, чтобы развернуться, у квартета особо не было, но помех им это не создавало. Особенно вокалисту, издалека напоминавшему Фреда Дерста в седобородом образе, который музыку транслировал своеобразными танцами, забывшись обо всем. Играют High Desert Queen стоунер-рок без злоупотребления пространными расплывчатыми джемами, способствующими медитации. Тут всё более конкретно и твердо: наглые хуки, понятные мелодии, четкая дефиниция риффов и соляков. Однозначно, резиденция High Desert Queen на этой недосцене (они тут выступали несколько раз) прошла настолько успешно, насколько это было возможно.

Когда время перевалило за полночь и формально наступил первый день Вакена – среда, 30 июля, грянул гром с последовавшей грозой. Утро встретило слабым дождем, временным обманчивым прояснением, а потом снова дождем, который менял настроение и характер, но шел весь день, дав лишь несколько возможностей спокойно перекурить. 

Дебютировал день плодотворно: группой Dogma. Тогда еще анонимной и якобы загадочной, но по всем признакам легко можно было различить, что проект чисто продюсерский. Спустя пару месяцев пошли скандалы, это подтверждающие: увольнения, добровольная деанонимизация изгнанных участниц и публикация контрактов, где прописана зарплата 100 баксов за концерт и прочая кабала. Но на Вакене группа выглядела слаженной, здравствующей и распущенной. Пять монашек в корпспейнте и откровенных нарядах сладострастно вертелись, открывали части тела, которые не везде принято открывать, пели пошлые тексты, в общем, всячески пропагандировали промискуитет и эманировали похоть. Попробовали бы они сделать это в мечети! Музыке это никак не мешало - играют блудливые сестры вполне порядочно. Но сам материал уже не такой смелый и нарушающий каноны, как визуальная составляющая. Довольно плоский хэви/хард, иногда напоминающий Ghost, без изюма, но и без откровенной халтуры. Помимо собственных песен, прозвучал кавер на Мадонну, а также инструментальный трибьют Оззи в виде риффов из “Crazy Train”, “Paranoid” и “War Pigs”, потом переросший в попурри из всего подряд - от Iron Maiden до Lamb of God. Ну уж нет, раз объявили, что посвящается Оззи — ничего лишнего не добавляйте. Неуместно и неудобно. За остальное «Догме» зачет, подняли настроение с утра.

Следующая группа в программе — Warbringer. Выступали они тоже на “Wasteland”, но уже не на той площадке, где теснились High Desert Queen, а на нормальной сцене, пусть и самой маленькой среди основных вакенских. Весомой величиной в трэш-тусовке Warbringer не являются. Их стезя - приемы, изобретенные Slayer, и мастерство комбинаторики: грамотно, безошибочно, шаблонно. Однако им повезло стать одной из самых запомнившихся групп этого дня, за что благодарить следует непогоду: ровно в тот момент, когда после интро на сцену выбежал вокалист Джон Кевилл, зарядил самый чудовищный ливень за все дни фестиваля, с каплями размером с пятикопеечную монету. Тут Warbringer преобразились и стали смотреться не как очередные молотильщики на приземленные и клишированные темы — наплевав на хлещущие свинцовые плети, они стали напоминать героев народного эпоса, борющихся с безжалостной стихией. И когда смотришь на них, особенно на Кевилла с искаженной ненавистью гримасой, то сам напитываешься уверенностью, что не уйдешь от сюда, даже если это будет стоить тебе жизни.    

Опытные «вакеноходцы» знают, что хорошего 15-минутного дождя достаточно для того, чтобы вся только что сухая земля, поросшая травой, моментально покрылась толстым слоем сосущей грязи и лужами, на которые вскоре сбегутся купальщики, как тараканы на остатки пищи. Постоянные осадки в среду, и особенно этот душ Шарко на сете Warbringer, заложили основу тому, что Вакен-2025 стал, пожалуй, самым грязным за последние 15 с лишним лет. Сравнивать его с 2015-м или 2023-м сложно: и тогда, и сейчас найти сухое место было невозможно. Но в некоторых локациях фестиваля непролазные говны были настолько экстремальными, что не постигались разумом. Это стало поводом не только для мемов и фотожаб, родившихся уже во время феста, но и для массовых недовольств. Кто-то ругался в вакенских соцсетях, что это не метал-фест, а выставка достижений свиноводства, кто-то им отвечал, что если ты хочешь металла, то будь готов пройти ради этого через ад. Что можно сказать по этому поводу? Мы без конца ругаем организаторов Вакена, и, разумеется, за дело. Но труднопроходимая грязь — это последний повод для критики. Главное, чтобы не было, как в 2023-м, когда из-за неподготовленности оргов к достаточно классическим вакенским грязевым катаклизмам, тысячи людей не смогли попасть на фест. В остальных случаях молча соглашаемся с озлобленной погодой и стараемся получать удовольствие. Можно фантазировать о настилах или просить усыпать многие вакенские гектары опилками, что в теории даже частично может быть реализовано. Но ситуация повторяется настолько регулярно, что недостаток этот стал визитной карточкой фестиваля. Покупая билет на Вакен, ты соглашаешься с правилами игры. И если приехал неподготовленным, то пеняй в первую очередь на себя. Ехать на Вакен без соответствующего снаряжения — все равно что отправиться в поход без спичек или прийти на репетицию метал-группы без пива. Вы еще повозмущайтесь, что приехали на Вакен, а там волосатые мужики со сцен гавкают, как собаки. Да, по первости ошибки неминуемы. Выбрать для себя сапоги подходящего размера, фасон дождевика, способы утепления и просушивания — может, это и не целая наука, но детали важны, и все приходит с опытом. И просчеты чреваты, например, тем, что сапог может застрять в грязи, а туловищу будет очень неприятно. Так что несмотря на то, что бывали и сухие жаркие годы, лучше жить с установкой «Вакен — это говны». Не нравится? Никому не нравится, а приходится ездить.

Артистом, которому в этот день больше всего подходило слово «легенда», была Лита Форд, но место в расписании ей было отведено достаточно невзрачное. Почему так — кто его знает, но выступление действительно оказалось вполне рядовым. Ни в коем случае не плохим, но кроме класса и свойственного легенде достоинства, Лита и её команда ничем не выделились. Разве что барабанщик Бобби Рок блеснул формой, наработанной десятилетиями качалок. Все остальное, вплоть до имиджа и поз — настолько дистиллированное и сферически-вакуумное, что лучше сразу отбросить попытки обнаружить в происходящем что-нибудь эдакое. Можно было бы похвалить репертуар, но он у Литы хитами не изобилует, что дополнительно подчеркивалось несколькими каверами, впрессованными в часовой сет. И в целом возникло ощущение, что весь этот час затевался только ради одной “Close My Eyes Forever”, на которой, возможно, некоторым всплакнулось.

Утяжеляемся и идем на концерт бразильцев Torture Squad. Вокалистка Майяра Пуэртас выбежала на сцену, будто фурия, отточенным движением поставила одну ногу на монитор и чуть не навернулась в фотопит, поскользнувшись на мокром от вновь ударившего дождя полу. Не считая этого ничем плохим не закончившимся, а поэтому забавного эпизода, она выглядела очень убедительно и точно так же звучала: гроулила, скримила, пела чистым голосом под аккомпанемент акустической гитары, которую невозможно было различить в громыхающем миксе. Практически всё выступление держалось только на ней, остальная группа была более статичной, и даже музыка Torture Squad показалась какой-то вязкой, несмотря на регулярные жанровые перекаты от трэша к дэзу через мелодичные проигрыши. Всерьез заставляли шевелиться только качающие фрагменты, остальная суматоха воспринималась достаточно прохладно.

Возвращаемся на “Louder Stage”. Там снова-таки поющая женщина. Тарья Турунен расстаралась выбрать самые безблагодатные песни из своего и без того блеклого сольного творчества. Но при этом чуть ли не танцевала вприсядку и показала больше коз, чем все трэшеры за Вакен вместе взятые. Словно ребенок, который только научился скручивать пальцы в этом жесте и теперь всех успел достать. Какая-то бутафория. В следующих сериях еще будет рассказано о беспросветно кислых Machine Head, напрасно занявших хэдлайнерскую позицию, и про Эксла Роуза, который своим ангельским пением угробил все хорошее, что можно было найти в выступлении Guns N’ Roses, но, забегая вперед, уже можно констатировать, что выступление Тарьи было худшим за весь Вакен. И это при наличии Марко Хиеталы. Глядя на размер букв на афише, можно было бы подумать, что Марко с Тарьей поделят время примерно поровну, но ему досталась роль чуть более, чем эпизодическая. Хиетала, будто только что проснувшийся, появился во второй половине концерта, отметился на пяти песнях, в трех из которых был совершенно не нужен и даже не слышен. А когда подошло время для “Phantom of the Opera” и “Wish I Had an Angel”, то усыпленную бдительность было уже сложно разворошить. Не говоря уже о том, что спеты они были плохо, притом обоими. Воистину, “strange duet”. Но если Марко за это гонорар получает, то устроился он отлично. Возят тебя везде, как чемодан, а ты раз за вечер чекинишься на сцене и немного поёшь без энтузиазма. Работа мечты.

Тем приятнее было слушать чародеев In The Woods… с их проникновенными композициями на стыке сна и яви. Норвежцы играли материал только с последних альбомов, проигнорировав ранние авангардные работы (и тем более блэковую), что ожидаемо, учитывая наличие в группе только барабанщика из тех времен. Поэтому не ломая никому мозги слишком требовательной музыкой, они аккуратно унесли публику в интроспективное и катарсическое путешествие. Исполнено и спето всё было на высшем уровне. Особенно спето: недавно пришедший в группу вокалист Бернт Фьеллестад хорош и экстремальным голосом, и свободно льющимся чистым. Музыканты на сцене выглядят вроде бы тоже абсолютно уместно, но это не точно: слыша обволакивающие мелодии In The Woods…, легко можно забыться, уйти в себя или в воображаемый сумеречный норвежский лес, и не замечать, что ты плотно присосался к грязи, весь промок, а сверху продолжает поливать. Возможно, лучший концерт дня.

И снова маршрут лежит через “Wasteland Stage”, на этот раз к, пожалуй, самой трушной и презирающей мейнстрим банде этого года – Pentagram Chile (не путать с детищем лупоглазого Бобби Либлинга). Сколько бы комплиментов не было сказано в адрес других групп, но металл, будто созданный в начале 80-х, когда люди понимали, что играют нечто более агрессивное и бесовское, чем всё, что есть вокруг, но еще не придумали название этому жанру, слушается на Вакене особенно… хм, свежо. Впрочем, с десятилетием даже получилось попадание: чилийцы сыграли несколько композиций с первых демок, только не из начала 80-х, а чуть позже. В своем изводе могилорожденного трэш-дэта латиносы не гонятся за безумными скоростями, но планомерно рисуют пейзаж бездны, выстланной древними склепами. Соло-гитара скрипит, как ржавые ворота ада, барабаны бьют, как молотки по дубовым гробам, надсадный вокал вещает чернокнижные заклинания — металл чумных пустошей и переполненных оссуариев. Просто и честно. Ну а чего еще ждать от группы, которая первый альбом выпустила спустя 28 лет после основания?

Последними в этот изматывающий упрямым дождем день выступали Saltatio Mortis. Когда в прошлом году их объявили хэдлайнерами наряду с куда более достойными такого статуса группами, то хотелось только покоситься в сторону других крупных европейских фестивалей, где Saltatio Mortis выступали бы днем на второстепенной сцене. Это ведь даже не In Extremo. В итоге сказать, что Saltatio Mortis посрамили всех сомневающихся, будет сильным преуменьшением. Шпильманы выкатили шоу с таким грандиозным продакшном, что по этому критерию легко влетели в пятерку всех групп, выступавших на Вакене за всю его историю. А там, на минуточку, уже поселились Iron Maiden и Rammstein. Несложно представить, как они вечерами, за много месяцев до Вакена, собирались, генерировали идеи, хохотали и думали, чего бы им еще такого учудить, и какая бы безумная мысль им ни приходила в головы, махали руками и говорили: «Берем! Один раз живем!». Фронтмен Алеа летал над сценой, плавал по толпе на драккаре и очутился в эпицентре стены смерти. Огонь горел постоянно и в самых разных конфигурациях. На подтанцовке девушки, не обремененные лишними одеждами. К группе на празднование четвертьвекового юбилея присоединились Tabernis, Miracle of Sound и виолончелистка Тино Гуо. Ну и сами Saltatio Mortis: динамика, поведение, жесты — всё на превосходном уровне. Без каких-либо вопросов, истинные хэдлайнеры. Но для того, чтобы дождаться конца сета, нужно было быть очень благосклонно настроенным к их репертуару. Как бы Saltatio Mortis ни старались, но терпеть проклятый дождь не было уже никакого желания. Усердно работав весь день, он успел пробраться и под плащи, и внутрь резиновых сапог, а сцена сквозь стену струящейся влаги в какой-то момент стала похожа на размытый акварельный рисунок. Алеа от погоды, кажется, только кайфовал и постепенно всё больше оголялся, однако присоединиться к нему в этом ликовании было дано не каждому. Но понять его можно: вполне вероятно, что однажды он будет вспоминать этот концерт как наивысшую точку в карьере.

Первый день Вакена-2025 был пережит и вошел в историю.

Сет-листы:

Dogma

1. Forbidden Zone
2. My First Peak
3. Made Her Mine
4. Carnal Liberation
5. Free Yourself
6. Like a Prayer (Madonna cover)
7. Bare to the Bones
8. Make Us Proud
9. The Tribute (Ozzy Osbourne, Black Sabbath, Pantera, Iron Maiden, Metallica, Megadeth, Slayer, Lamb of God)
10. Pleasure From Pain
11. Father I Have Sinned
12. The Dark Messiah

Lita Ford

1. Gotta Let Go
2. Larger Than Life
3. Relentless
4. The Bitch Is Back (Elton John cover)
5. Playin' With Fire
6. Can't Catch Me (with Drum solo)
7. Cherry Bomb (The Runaways song)
8. Black Leather (Sex Pistols cover)
9. Only Women Bleed (Alice Cooper cover)
10. Close My Eyes Forever 
11. Kiss Me Deadly

Tarja Turunen

1.  Eye of the Storm
2.  Demons in You
3.  Tears in Rain
4.  Dark Star
5.  Undertaker
6.  I Walk Alone
7.  Victim of Ritual
8.  Silent Masquerade (with Marko Hietala)
9.  Wishmaster (Nightwish song) (with Marko Hietala)
10. Dead Promises (with Marko Hietala)
11. The Phantom of the Opera (Andrew Lloyd Webber cover) (with Marko Hietala) 
12. Wish I Had an Angel (Nightwish song) (with Marko Hietala)
13. Until My Last Breath

Saltatio Mortis
1. Finsterwacht
2. Wo sind die Clowns
3. Loki
4. Schwarzer Strand
5. Feuer und Erz (with Tina Guo)
6. Heimdall (with Tabernis)
7. Odins Raben
8. My Mother Told Me / Valhalla Calling (with Miracle of Sound)
9.  We Might Be Giants
10. Der Himmel muss warten
11. Mittelalter
12. Rattenfänger
13. Prometheus
14. Satans Fall
15. Gardyloo
16. Große Träume
17. Hypa Hypa (Electric Callboy cover)
18. Vogelfrei
19. Keine Regeln (FiNCH cover)
20. Für immer jung (with Deine Cousine)
21. Spielmannsschwur

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

Текст: Борис Игонин
Фото: Борис Игонин, Дмитрий Дроздов
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Спрятать фото

High Desert Queen

Dogma

Warbringer

Lita Ford

Wind Rose

Hanabie

Beyond The Black

Saltatio Mortis

eXTReMe Tracker