Последние 25 отчетов

02.01.2025
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

30.12.2024
Москва

АРИЯ - новогоднее шоу

22.12.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

14.12.2024
Москва

BOMBSHELL BOYS, NASTY DOLLZ

13.12.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

06.12.2024
Санкт- Петербург

DERO GOI

29.11.2024
Москва

EASY DIZZY

23.11.2024
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - акустика

23.11.2024
Москва

GJELDRUNE

17.11.2024
Санкт- Петербург

MAVR BAND

10.11.2024
Москва

ILLIDIANCE

08.11.2024
Санкт- Петербург

СЕРГЕЙ МАВРИН

08.11.2024
Санкт- Петербург

JOE LYNN TURNER

08.11.2024
Москва

ЛЕДЪ

24.10.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

22.10.2024
Санкт- Петербург

JOE LYNN TURNER

18.10.2024
Санкт- Петербург

АРИЯ

12.10.2024
Москва

BIG HARD AND HEAVY SHOW

22.09.2024
Санкт- Петербург

АРТЕРИЯ

Sweden Rock Festival 2023. Day 4 (GHOST, PANTERA и др.)

Архив отчетов
Дата
10.06.2023
Город
Норье (Швеция)
Клуб
Норье
Организатор

Есть мнение, что, чем старше ты становишься, тем быстрее воспринимаешь течение времени. Возможно, именно это объясняет то, что четвёртый день фестиваля наступил так стремительно, ведь, казалось, мы только что приехали и поставили лагерь. Однако лично я думаю, что дело тут не столько в возрастных изменениях, сколько в потрясающе интересной программе “Sweden Rock-2023”. Пожалуй, самой интересной за все 13 фестивальных сезонов в моей жизни.

По уже сложившейся за эти дни традиции мы не стали засиживаться в лагере. Часы ещё не показали полдень, а мы уже шли по фестивальной зоне, где на “Blåkläder Stage” выступали Abramis Brama. Это достаточно ветеранистая шведская команда существует с 1997 года и исполняет хард-рок с уклоном в стоунер, приятный во всех отношениях, кроме того, что такую музыку лично мне гораздо проще воспринимать на английском, чем на каком-либо другом языке, включая шведский. (Любопытно, кстати, что название у группы не на шведском или английском, а на латыни. Abramis Brama – это лещ обыкновенный). Живой звук, к сожалению, в этот раз тоже не облегчал погружение в новое для нас творчество, так что мы не стали задерживаться у сцены и отправились в пресс-зону.

Впрочем, времени рассиживаться там не было – в четверть первого на “Rock Stage” вышли Mammoth WVH. WVH – это инициалы Вольфганга Ван Халена, сына легендарного Эдди Ван Халена. Хорошо это или плохо, но музыка сына далека от творчества отца и представляет собой эдакий прилизанный пост-гранж с весьма манерным вокалом Вольфганга. Любопытно, кстати, что в своей группе он взялся за гитару (напомню, у отца он играл на басу). Правда, игра Ван Халена-сына произвела на меня примерно такое же впечатление, как и его музыка в целом. Никакое.

Первой по-настоящему ожидаемой нами группой были стоунерщики Monster Magnet, открывавшие субботнюю программу на главной сцене фестиваля. Сама “Festival Stage”, кстати, существенно преобразилась впервые за четыре дня фестиваля – посередине был возведён вдающийся в толпу «язык», впоследствии изрядно осложнивший жизнь фотографам. Поглядев на эту конструкцию, я пошёл ошиваться вокруг стенда с мерчем, где заприметил классные футболки Monster Magnet, которые так и кричали: «Купи меня!». Стоили они немало, так что я в итоге решил, что определюсь с покупкой после выступления музыкантов. Сразу скажу, что в результате увиденного и услышанного гардероб мой не пополнился, и вот почему.

С первого же трека – а им весьма оригинально стал кавер на “Born to Go” Hawkwind (видимо, в тон к футболке Дэйва Уиндорфа) – со звуком стало твориться что-то странное. Поначалу в миксе почти полностью отсутствовал вокал, на “Superjudge” его добавили, но звучал он максимально странно и психоделически, причём я сильно сомневаюсь, что это так и задумывалось изначально. На “Dopes to Infinity” я отправился ближе к сцене, но там звук оказался ещё хуже – вокал изменений не претерпел, зато появилась бочка, которая пробивала в грудь не хуже заправского боксёра. Тем не менее, определённое удовольствие от похода к сцене я получил, поскольку смог поугорать под “Tractor”, одну из своих любимых вещей с “Powertrip”. Кстати, на титульной «Powertrip» гитарист Гарретт Суини сменил Лес Пол на Стратокастер, и в миксе, прежде довольно глухом, появились звонкие верха. Вот и говорите потом, что все гитары звучат одинаково. Правда, куда эти верха делись в “Negasonic Teenage Warhead” - загадка. Видимо, соответствующие партии просто никто из гитаристов не играл. Ну а закончился довольно лаконичный сет американских стоунер-рокеров, естественно, исполнением “Space Lord” при активном участии публики, которая заменила “Mother, mother” в припеве на “Motherfucker” - как и задумывалось изначально.

Следующая команда в нашей программе также относится к около-стоунер сцене, хотя, строго говоря, исполняет нормальный такой блюз-рок и ретро-хард. Речь идёт о Blues Pills, лет десять назад штурмом взявших современный музыкальный Олимп (ну ладно, не Олимп, но какой-нибудь Геликон – точно) и с тех пор не теряющих своих позиций, несмотря на уход гитариста Дориана Соррио, внёсшего существенный вклад в создание первых двух альбомов группы. Впрочем, с тех пор минуло уж пять лет, басист Зак Андерсон давно и крепко держит в руках гитару, да и видели мы нынешних Blues Pills уже пару раз, так что, казалось, ничто не сможет нас удивить. Однако мы ошиблись: как только на “Sweden Stage” вышла Элин Ларссон, стало ясно, что дива находится далеко не на первом месяце беременности. Казалось бы, что здесь такого, но смутили меня не положение фронтвумен, которая всё так же прекрасна, а её стремительные прыжки по сцене, ничуть не поменявшиеся по сравнению с прошлыми годами. Что касается собственно выступления, то музыканты выстроили первую его половину вокруг последнего на данный момент альбома “Holy Moly!”, который сам по себе неплох, но, на мой вкус, проигрывает первым двум лонгплеям. Добавим сюда вновь подкачавший звук (да что ж такое!), и, полагаю, вы не удивитесь тому, что после четвёртой “Kiss My Past Goodbye” мы переместились к «Rock Stage», где в это время играли прогрессив-пауэрщики Symphony X. Честно говоря, глядя сейчас на сет-лист Blues Pills, которые, как выяснилось, после нашего ухода сыграли пять композиций с дебютника, я не уверен, что это было такое уж хорошее решение. Но, как говорится, что сделано, то сделано.

Мне уже доводилось видеть Symphony X на «Вакене» в 2016 году, однако тогда это было, что называется, на бегу, так что больше всего с того раза мне запомнилась дурацкая маска на Расселе Аллене. В этот раз маски не было (или певец её снял до нашего прихода), а вот мощнейший вокал у Аллена остался, и одного его, в принципе, достаточно, чтобы с удовольствием послушать Symphony X. Этому, правда, вновь мешал довольно посредственный звук. Мы долго ломали голову, почему в первые три дня с ним всё было отлично, а на четвёртый началась такая вакханалия, и решили, что всё дело в сильном ветре, поднявшемся в субботу. В таких условиях довольно сложно было оценить все тонкости очень навороченной музыки группы вообще и гитарных/басовых запилов Майкла Ромео и Майка ЛеПона в частности. Но отдельные композиции с хитовыми припевами типа “Run with the Devil” с “Underworld” мне вполне зашли.

Время близилось к четырём часам пополудни, а это значит, что на главной “Festival Stage” ожидались Skid Row. При всём моём прохладном отношении к глэму мне ужасно хотелось увидеть Skid Row живьём: ранее я посмотрел несколько концертных видео нынешнего состава группы с Эриком Грёнваллем на вокале и очень впечатлился возможностями последнего. Очевидно, что мой интерес разделяло множество посетителей фестиваля – толпа перед сценой собралась изрядная и довольно колоритная. Вот, например, спешат к сцене пышные девушки в одном нижнем белье. Наконец, из колонок заиграла “Blitzkrieg Bop” Ramones, а после на сцену выбежали музыканты, причём Эрик тут же устремился на тот самый «язык». Так вот, оказывается, для кого его возвели, а я, грешным делом, подумал на Ghost.

Cходу бросилось в глаза отсутствие на сцене басиста Рэйчела Болана, который, как позже выяснилось, вынужден был пропустить часть тура по семейным обстоятельствам. Его заменил гитарный техник Кейси Спроатт, которому уже доводилось играть со Skid Row на гитаре и вместо гитариста Скотти Хилла, и вместо напарника последнего Снейка Сабо, которые по очереди «короновались» в 2022 году. Впрочем, сет Skid Row на “SRF-2023” подпортили не отсутствие оригинального басиста, а продолжавшиеся с утра проблемы со звуком. Skid Row в целом отстроили получше, чем тех же Symphony X, но всё равно в миксе катастрофически не хватало гитар. Настолько, что я с трудом узнал третью “Big Guns”. Кроме того, складывалось впечатление, что всё выступление Skid Row вытягивает на себе Грёнвалль, который не только по-настоящему здорово поёт, но и отлично взаимодействует с толпой, постоянно пользуясь возможностями «языка». Инструменталисты же держались позади фронтмена практически всё время, лишь в конце “18 & Life” Снейк Сабо вышел поиграть на авансцену, а в “In a Darkened Room” его примеру последовал Скотти Хилл, исполнивший там весьма экспрессивное соло. Собственно, пожалуй, именно две вышеупомянутые композиции и произвели на нас наибольшее впечатление из первого десятка сыгранных треков, в то время как остальной материал живьём воспринимался очень ровно. Мы слегка притомились и отправились в пресс-зону, благо ту же “I Remember You” оттуда было прекрасно слышно. Ну а одноимённую с прошлогодним альбомом “The Gang’s All Here” и финальную “Youth Gone Wild” мы наблюдали уже от “Rock Stage”, где ожидали выхода Билли Гиббонса из ZZ Top. Первая из этих вещей, хоть и сделана по выверенным канонам, лично меня не цепляет, а вот вторая, конечно, разносит в пух и прах даже с расстояния в несколько сотен метров и на гуляющем туда-сюда звуке.

«Ну хоть в чём-то я тебя обошёл», - недавно сказал мне гитарист группы Steam Jet, когда я посетовал, что так ни разу и не был на ZZ Top. Что ж, сольное выступление Билли Гиббонса во главе Billy Gibbons and the BFGs на “Sweden Rock” в значительной степени подсластило эту пилюлю. Ещё до выхода легендарного бородача на сцену я удивился, что людей перед “Rock Stage” не так уж много (по меркам “SRF”, естественно). Вот он, мракетинг в действии. «А значились бы на афише ZZ Top, было бы не протолкнуться», - подумал я. Справедливости ради замечу, что даже если бы организаторы написали Billy Gibbons plays ZZ Top, то не погрешили б против действительности – сет-лист Билли состоял из песен ZZ Top ровно наполовину. Так что нам выпала отличная возможность послушать живьём “Beer Drinkers and Hell Raisers”, “Gimme All Your Lovin’”, “Sharp Dressed Man”, “La Grange” и другие хиты основной группы Гиббонса. Причём, как мне кажется, в более тяжело-блюзовом ключе, который соответствует сольникам Гиббонса, откуда прозвучали “Missin’ Yo’ Kissin’”, “She’s on Fire”, “More-More-More” и тому подобные вещи.

Самое главное – наконец-то выправился звук. Я не щучу, впервые с утра заключительного дня саунд соответствовал стандартам, заданным в дни предыдущие. Это дало возможность вникнуть в некоторые интересные особенности сольного проекта мистера Гиббонса, благо их есть. Прежде всего, в составе группы Билли Гиббонса нет бас-гитары. При этом я почти уверен в том, что басовые партии не шли подкладом, а транспонировались октавером из гитары Остина Хэнкса, ритм-гитариста аккомпанирующего состава Гиббонса. Хэнкс, кстати, примечателен не только этим, но и тем, что он левша, играет на леворукой гитаре, но басовые струны у него при этом находятся снизу, как если бы он просто перевернул праворукую гитару и не стал переставлять струны. Нечто подобное мне уже доводилось видеть, но в целом такой подход встречается редко. А на барабанах, кстати, у Гиббонса (если я не ошибаюсь, конечно) играет Мэтт Сорум, бывший барабанщик Guns N’ Roses – неожиданно, если не знать об этом заранее.

Что общего между Мэттом Сорумом и Майлзом Кеннеди? Правильно, оба они играли со Слэшем. «А причем здесь вообще Майзл Кеннеди?» - спросит меня читатель. А при том, что через пятнадцать минут после окончания выступления Billy Gibbons and the BFGs на “Festival Stage” напротив вышли Alter Bridge, в которых Майл Кеннеди поёт и играет на гитаре. Но мы этого не увидели несмотря на то, что определённый интерес к Alter Bridge испытывали. Нужно было пообедать и восстановить свои силы перед главной (по крайней мере, для нас) группой заключительного дня фестиваля – Pantera.

По поводу правомерности недавнего реюниона Pantera уже сломано немало копий в Интернете. Вдаваться в этот спор я не хочу, скажу лишь, что сам горячо приветствую реюнион и считаю, что состав лучше, чем Фил, Рекс, Закк и Чарли в условиях окружающей нас действительности в данный момент представить невозможно. Тем не менее, перед выходом музыкантов я тревожился по целой куче других поводов: а хватит ли нам места перед сценой, а каким будет звук, а оправдаются ли вообще мои ожидания от события, которого я так ждал?

Что ж, всё сложилось наилучшим образом. Народу перед сценой, к моему удивлению, набилось хоть и много, но гораздо меньше, чем на тех же Europe за пару дней до этого. Встали мы, по традиции, с правой стороны от сцены и, надо сказать, удачно – мне было немного видно происходящее за занавесом, в частности, я видел всех музыкантов, готовящихся к выступлению, а также трогательный момент, когда Фил и Рекс обнялись незадолго до выхода на сцену. Минуты моего томительного ожидания, наконец, закончились, и Pantera сходу вломили “A New Level” с альбома “Vulgar Display of Power”. С первых же нот все мои тревоги смело бульдозером риффов, ритм-секции и мощнейшего вокала Ансельмо. Было очень громко, настолько, что, казалось, мои сто килограммов веса под натиском звуковых волн сейчас улетят куда-то далеко от сцены. При этом звук настроили поразительно читаемо – я чётко слышал все партии музыкантов. Пожалуй, впервые в моей жизни настолько совпали ожидание и реальность, ведь именно так я представлял себе выступление Pantera, боясь при этом, что оно окажется не таким.

Музыканты исполняли боевики (в основном с “Vulgar Display of Power” и “Far Beyond Driven”) один за другим и делали это потрясающе слажено. В индивидуальном мастерстве каждого из участников как-то даже неловко сомневаться, но и общая сыгранность нынешней Pantera ничего, кроме восхищения, не вызывает. Отдельной похвалы заслуживают Фил Ансельмо и его вокальная форма: в своё время только ленивый не пинал Фила в интернетах, мол, тот пробухал свой голос и ничего уже не может толком. Однако на “Sweden Rock” Ансельмо показал, кто здесь вокалист, а кто диванный мамкин эксперт: все его партии звучали весьма близко к альбомным, интонирование было чётким, а подача – максимально уверенной. Замечу также, что Фил выглядел совершенно трезвым, как и все музыканты Pantera, а на сцене никаких других напитков, кроме воды, я не видел.

Перед “Becoming” Фил поинтересовался у публики, много ли среди нас тех, кто видел Pantera в 90-х. Из рёва толпы понять реальное положение дел сложно, но я почти уверен, что для большей части присутствующих выступление Pantera на “SRF” было первым несмотря на то, что в целом публика у фестиваля не слишком юная. Ведь даже у посетителей возрастом за тридцать вроде нас практически не было шансов застать ту самую Pantera с братьями Эбботтами. Поэтому то, что сейчас у нас есть возможность услышать эти песни вживую – это очень важно. И низкий поклон за это музыкантам.

Шоу Pantera вполне ожидаемо оказалось лишено какой-либо театральности. Да, рвали небо столбы огня на “I’m Broken”, “Walk” и не только, был трогательный видеоряд в память о Даймбэге и Винни под интро из “Cemetery Gates”, включенным перед кавером на “Planet Caravan” Black Sabbath, но главным стало не это. По-настоящему мне запомнилась совершенно бешеная, звериная энергетика, которая неслась со сцены и захлёстывала всех нас. Уж насколько я спокойный и не любящий физическое насилие человек, но даже мне в какой-то момент захотелось сделать что-нибудь эдакое, например, взять и как следует кому-нибудь врезать. Пожалуй, впервые в своей жизни я ощутил такой сильный заряд эмоций от музыки. Собственно, единственной передышкой во время крышесносящего сета Pantera стал тот самый “Planet Caravan”. Я чуть было не написал, что финалом стало исполнение “Cowboys from Hell”, но настоящую точку (а может, многоточие?) чуть позже поставил Ансельмо своей традиционной хриплой строчкой из Led Zeppelin: “And she’s buying a stairway to heaven”, оставив нас стоять в оцепенении от того, насколько сильно выступила Pantera.

Формально хэдлайнерами последнего дня “Sweden Rock-2023” считались не Pantera, а Ghost. На мой взгляд, это полная чушь, потому что удельный вес этих групп в истории тяжёлой музыки даже сравнивать глупо. Да и выходить на сцену после Pantera с их убийственной первобытной энергетикой – гиблое дело. Тем не менее, Ghost поднялись на “Festival Stage” и, надо отдать им должное, сразу освоили пространство сцены гораздо лучше тех же Skid Row – Безымянные Упыри в лице двух гитаристов и басиста практически сразу оккупировали «язык», исполняя интро “Kaisarion”, а после уступили место театрально появившемуся из-за кулис Тобиасу Форге.

Я уже в третий раз вижу Ghost и каждый раз могу сказать одно и то же: насколько мне нравятся у Форге инструменталисты, настолько же не нравится живьём его вокал. Поэтому после “Rats” и “Faith”, которых нашему фотографу хватило для изготовления прекрасных фотокарточек, представленных в отчёте, мы отправились под сень сцены “Pistonhead”, где играла малоизвестная, но заслуженная шведская хэви-метал-бригада Mindless Sinner. Группа эта была создана аж в 1982 году, записала несколько крепких альбомов, но всемирной популярности не снискала. Тем не менее, живьём Mindless Sinner мне понравились гораздо больше Ghost, а “Screaming for Mercy” и “Master of Evil” c дебютника 1984 года запомнились после первого прослушивания. Отдельно хочется отметить вокалиста Кристера Йоранссона, который до сих пор просто замечательно поёт. В общем, я подумал, что выступление Mindless Sinner стало отличным завершением нашего четвёртого дня на “Sweden Rock”, но фестивальные тропы снова вывели нас к главной сцене, на которой Ghost как раз исполняли бисовую часть своего сета. Звук дальше от сцены оказался лучше, чем около неё, так что мы не без удовольствия послушали “Dance Macabre” и “Square Hammer”.

А потом был фейерверк.

Мне очень хочется закончить отчёт предыдущей фразой, но, наверное, нужно подвести какие-то итоги. Пожалуй, “Sweden Rock” оказался лучшим фестивалем среди тех, что я посетил с 2010 года. Великолепный состав, по большей части отличный звук, продуманная инфраструктура и логистика – это всё про “SRF”. Даже цены оказались не настолько заоблачными, как я представлял, при этом пиво и еда были действительно вкусными. Мы живём в такое время, когда лучше не загадывать, но я, по крайней мере, сделаю всё, что смогу, чтобы вернуться на “Sweden Rock”.

Сет-листы:

Abramis Brama

01. Intro - Parentesvals
02. Vill inte veta
03. Mamma talar
04. Sömnlös
05. Hav av lögner
06. Smakar söndag
07. Guldgruva
08. Vägen ut
09. Kylan kommer inifrån

Mammoth WVH

01. Mammoth
02. Mr. Ed
03. Epiphany
04. Like a Pastime
05. Stone
06. Distance
07. Think It Over
08. My Hero (Foo Fighters cover)
09. You're to Blame
10. Another Celebration at the End of the World
11. Don't Back Down (Band introductions)

Monster Magnet

01. Born to Go (Hawkwind cover)
02. Superjudge
03. Crop Circle
04. Dopes to Infinity
05. Tractor
06. Look to Your Orb for the Warning
07. Bummer
08. Powertrip
09. Negasonic Teenage Warhead
10. Space Lord

Blues Pills

01. Proud Woman
02. Low Road
03. Dreaming My Life Away
04. Kiss My Past Goodbye
05. Astralplane
06. High Class Woman
07. Conway the Asshole
08. Black Smoke
09. Dust
10. Bye Bye Birdy
11. Little Sun
12. Devil Man

Symphony X

01. Nevermore
02. Sea of Lies
03. Dehumanized
04. Evolution (The Grand Design)
05. Without You
06. Kiss of Fire
07. Run With the Devil
08. Serpent's Kiss
09. Set the World on Fire (The Lie of Lies)

Skid Row

01. Blitzkrieg Bop (Ramones song) (Intro tape)
02. Slave to the Grind
03. The Threat
04. Big Guns
05. 18 and Life
06. Not Dead Yet
07. Livin' on a Chain Gang
08. Riot Act
09. Piece of Me
10. In a Darkened Room
11. Time Bomb
12. Rattlesnake Shake (Partly acoustic)
13. I Remember You
14. Monkey Business (Band introductions)
15. Creepshow
16. The Gang's All Here
17. Youth Gone Wild

Billy Gibbons and the BFGs

01. More‐More‐More
02. Got Me Under Pressure (ZZ Top song)
03. Roll and Tumble Blues (Hambone Willie Newbern cover)
04. Beer Drinkers & Hell Raisers (ZZ Top song)
05. The Devil Is Red (New song)
06. Gimme All Your Lovin' (ZZ Top song)
07. I Got Love If You Want It (Slim Harpo cover)
08. Missin' Yo' Kissin'
09. West Coast Junkie
10. Hollywood 151
11. She's on Fire
12. Thunderbird (ZZ Top song)
13. Sharp Dressed Man (ZZ Top song)
14. Brown Sugar (ZZ Top song)
15. Tube Snake Boogie (ZZ Top song)
16. La Grange (ZZ Top song)

Pantera

01. Regular People (Conceit) (intro tape)
02. In Heaven (Lady in the Radiator Song) (Peter Ivers & David Lynch song) (intro tape)
03. A New Level
04. Mouth for War
05. Strength Beyond Strength
06. Becoming (Throes of Rejection outro)
07. I'm Broken (By Demons Be Driven outro)
08. Suicide Note Pt. II
09. 5 Minutes Alone
10. This Love
11. Yesterday Don't Mean Shit
12. Fucking Hostile
13. Cemetery Gates
14. Planet Caravan (Black Sabbath cover)
15. Walk
16. Domination / Hollow
17. Cowboys From Hell

Ghost

01. Klara stjärnor (Jan Johansson song) (intro tape)
02. Miserere mei, Deus (Gregorio Allegri song) (intro tape)
03. Imperium (intro tape)
04. Kaisarion
05. Rats
06. Faith
07. Spillways
08. Cirice
09. Hunter's Moon
10. Ritual
11. Watcher in the Sky
12. Year Zero
13. Miasma
14. Mary on a Cross
15. Mummy Dust
16. Respite on the Spitalfields

Бис:
17. Kiss the Go-Goat
18. Dance Macabre
19. Square Hammer

Mindless Sinner

01. Poltergeist
02. I'm Gonna (Have Some Fun)
03. Live and Die
04. Broken Freedom
05. Men of Steel
06. Turn on the Power
07. World of Madness
08. Voice of the Doomed
09. Screaming for Mercy
10. Here She Comes Again
11. Master of Evil
12. We Go Together

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

Текст: Павел Власов
Фото: Маргарита Стефанкова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker