Дата 05.11.2023 |
Город Москва |
Клуб Glastonberry Pub |
Организатор Life Music |
Становление Артерии происходило, уж простите за громкое заявление, почти что на моих глазах. В ноябре 2003 года я побывал на концерте группы Кипелов в Лужниках, который стал ее последним выступлением с гитаристом Сергеем Терентьевым. Весной следующего года я брал у Сергея интервью, посвященное переизданию его сольного альбома “Up To 30” и созданию новой группы, получившей название Артерия. А в ноябре 2005-го я посетил один из первых концертов коллектива, который проходил в давно не существующем клубе “Б2” в компании с тоже давно не существующим Фактором Страха. Где-то между этой и предыдущей датами свет увидел дебютный альбом Артерии - великолепный “Лети на свет”.
Далее следить столь же пристально за творчеством Сергея Терентьева у меня не получалось. Да и сам он не то, чтобы особо активничал - если не считать сайд-проекты, концертники и римейки, то за 20 лет существования Артерия выпустила всего три полноформатных альбома. Однако мне все же удалось еще дважды посмотреть на группу вживую - в 2010 году на “Ария-Фесте”, где у микрофона был Григорий Стрелков из Асферикса, и в 2015-м в (опять-таки ныне не существующем) клубе “Москва-Hall”, в период сотрудничества Сергея с Алексом Кэпом (ныне в Революции). Оба эти состава и оба эти выступления были достаточно хороши, но “вернуть мне мой 2005-й” не смогли.
И вот на дворе год 2023-й, а в ленте концертов - юбилейное шоу Артерии, посвященное ее 20-летию. Честно говоря, я абсолютно не представлял себе, как справится с материалом группы ее нынешний фронтмен Андрей Козлов (он же Волков), мелькнувший в составе в конце нулевых и лишь несколько месяцев назад вернувшийся в ее ряды. Однако Сергей собрал для выступления настолько мощную когорту гостей (почти все бывшие вокалисты группы, но не только), что я просто не смог устоять перед перспективой увидеть и услышать на сцене такое количество ярких личностей сразу. Ожидалось даже появление экс-гитариста Арии и Мастера Андрея Большакова, которого я не наблюдал вживую вообще никогда.
Подобные мысли пришли в голову явно не мне одному - такого количества народа в клубе “Glastonberry” я не встречал с доковидных времен. Публика достаточно плотно заняла все пространство от сцены до VIP-зоны, и чтобы не слишком ее томить, музыканты даже вышли на сцену за пять минут до заранее объявленного времени начала шоу - редчайший на моей памяти случай. Однако с учетом того, что подготовленная Артерией программа шла два с половиной часа, смысла тянуть с ее началом действительно не было.
Выступление предсказуемо стартовало с двух боевиков с альбома “Лети на свет”, за которыми последовал “Дьявольский зной” - одна из первых песен Сергея Терентьева для группы Ария. Я сразу отметил для себя отлично настроенный звук, чем, кстати, не могла похвастаться Артерия образца 2005 года - все же за почти два десятилетия концертная аппаратура сделала большой шаг вперед. Однако мое внимание было в первую очередь устремлено к Андрею Козлову - как в его исполнении прозвучат песни, которые в оригинале пели такие столпы отечественной сцены, как Алексей Булгаков и Валерий Кипелов? Оказалось, что звучат они очень достойно - Андрей обладает мощным голосом и исполняет ранний материал Терентьева достаточно близко к оригиналу, не “снимая” при этом никого из своих предшественников. На мой взгляд, из всей длинной череды фронтменов, в разное время певших в Артерии, это один из самых оптимальных вариантов. Правда, у меня сложилось впечатление, что Андрею немного не хватает сценического опыта, и потому петь такие длинные программы ему тяжеловато (не в ущерб для качества исполнения, но визуально это заметно). Впрочем, пример Михаила Житнякова показывает, что были бы концерты, а опыт придет.
За “Дьявольским зноем” последовала еще одна ранняя вещь Артерии - “Время не ждет”, после чего на сцене появился первый гость - уже упомянутый выше Григорий Стрелков. Ему достались две “арийских” вещи - ауттейк “Машина смерти” и хрестоматийная “Грязь”, прозвучавшая уже во второй половине концерта. Никому не нужно объяснять, что песни Кипелова - нелегкое испытание даже для самого сильного и техничного вокалиста, однако Григорий справился с “Машиной смерти” без проблем, а вот в припеве “Грязи” не слишком уместно полез в “верха”. Так или иначе, его восьмидесятнический прикид и беззаботная манера поведения на сцене очень удачно контрастировали с более суровым имиджем Андрея. Который тем временем вновь принял командование микрофоном на себя и спел “арийские” “Кто ты?” и “Я не сошел с ума”, а между ними - “Край ветров”, одну из всего нескольких песен Артерии, существующих в студийной версии с его вокалом.
Следующим гостем стал Сергей Сергеев - тот самый, с которым мне довелось увидеть группу в первый раз. Состав с его участием просуществовал всего три года, затем так же быстро мелькнула и на длительное время ушла в тень отличная группа Форсаж, которую я вообще не успел заценить вживую, поэтому Сергей был для меня одним из самых ожидаемых гостей концерта. За прошедшие годы он заметно изменился внешне, и теперь его нетрудно перепутать с Пиви Вагнером, но, к счастью, знакомый голос ему удалось сохранить. Сергею, что вполне логично, достались песни с альбома “Лети на свет” - незабываемый заглавный боевик и баллада “Дорога без тебя”. Я с удовольствием послушал бы в исполнении Сергея еще что-нибудь (впрочем, всем желающим такая возможность представилась уже через две недели, когда Форсаж отмечал 15 летие), а что же касается представленности самого альбома, то здесь жаловаться не на что - в сет-лист юбилейного концерта вошло восемь из десяти его песен.
Далее Артерия перешла к последнему на текущий момент полноформатнику “Zнаки” (2018), но если песню “Стихия огня” исполнил Андрей Волков, то затем на сцену был приглашен Иван Жерновков, с голосом которого этот диск и был записан. Причем вышел Иван не один, а в компании Сергея Лобанова из Арктиды, знатного весельчака и приколиста, который, разумеется, отпустил и здесь некоторое количество своих фирменных шуточек (завершив их обращенной к Терентьеву фразой “Серега, я знаю, ты меня больше не позовешь!”). Однако, как говорится, любим мы его не за это - спетая Иваном и Сергеем дуэтом “Жизнь - игра” стала одним из самых запоминающихся моментов всего шоу. Иван задержался на сцене еще на две песни, увы, не столь убедительных, которые еще больше укрепили меня в уверенности, что вокалист Жерновков отличный, но Артерии подходит не лучшим образом. Что ж, уверен, он еще проявит себя.
В череде гостей наступила короткая пауза, а Артерия с Андреем Козловым исполнила еще несколько весьма любопытных вещей - “Звезды легли на дно”, неальбомный трек, с которого в свое время и началась история группы, и два “волковских” сингла конца нулевых - “Сам себе враг” и “Боль”. Кстати, Андрей еще в самом начале концерта прокомментировал неразбериху со своими фамилиями: как оказалось, Козлов он от рождения, а Волков - это недолго использовавшийся псевдоним. “И неправда, что Козлов - это не звучит. Еще как звучит!” - громогласно заявил фронтмен. Мне здесь нечего ни добавить, ни убавить.
Концерт тем временем переходил, как говорится, в эндшпиль. На сцене появились Андрей Кустарев, вокалист древней группы Стайер, в последние годы более известный по сотрудничеству с Маргаритой Пушкиной, Андреем Чернышевым и Гран-Куражом, и барабанщик Сергей Кутаев, долгое время являвшийся в Артерии бессменным (годы его участия в группе - с 2006 по 2021-й). Им достался еще один старинный боевик “Стальные нервы”, а затем состоялось событие повышенной степени эксклюзивности - к Артерии спустя 20 лет присоединился Алексей Булгаков! Хотя именно голос Алексея звучит на альбоме “Лети на свет”, в то время он не дал с группой ни одного концерта, не участвовал он и в предыдущей “мега-тусовке”, запечатленной на DVD “Zнаки Live”, так что, по сути, для московских зрителей это была первая возможность услышать вживую “Стальные” нервы” с оригинальным вокалом. А затем прозвучал “Потерянный рай” - самая известная из всех песен, вышедших из-под пера Терентьева. Многие знают, что Алексей в 1994 году репетировал с Арией, но в наследство от этого недолгого альянса осталась лишь “пиратская” оцифровка демо-кассеты весьма плачевного качества. Зато в этот вечер у собравшихся была редкая возможность послушать, что могло бы получиться, если бы сотрудничество Алексея с “арийцами” продолжилось. Что ж, это было бы как минимум небезынтересно.
На этом гостевые вокалисты в гримерке закончились, и в ход пошли гитаристы. Сначала - Леонид Фомин из Мастера и Харизмы, который подыграл в и без того мощной “Один на один”. А затем на сцене материализовался последний и для многих самый ожидаемый гость - автор “Воли и разума”, “Палачей”, “Встань, страх преодолей” и еще целого ряда песен, без которых историю отечественного металла представить просто невозможно. Многие десятилетия Андрей Большаков ничего не выпускал и практически не выступал даже в качестве гостя, однако в этом году, видимо, что-то в его взглядах на жизнь и музыку изменилось - летом он заглянул на огонек, то есть, на корабль к Валерию Кипелову, затем в сети появилась запись его клубного выступления с молодыми музыкантами, а теперь, по слухам, готовится некий звездный проект с его участием. Никакой официальной информации по этому поводу пока нет, но его нынешний выход с Артерией вполне укладывается в концепцию раскрутки чего-то большего - ведь формально Андрея и Сергея ничего не связывает, вместе они до этого нигде не светились. Тем не менее, когда Большаков появился на сцене “Glastonberry”, все это утратило какое-либо значение - перед нами был музыкант, воплощавший в себе историю, и звучали в его исполнении песни столь же исторические - сначала “Тореро” с первого альбома Арии, а затем, когда подтянулись и остальные гости - “Воля и разум”. Строчки из “Воли” пели все по очереди, кто-то запутался, но колоссальное воодушевление царило везде - и на сцене, и перед ней. Можно сколько угодно сетовать на то, что песни эти “затасканные”, что их исполняют по любому случаю все, кто имеет к ним хотя бы опосредованное отношение, но ведь совершеннейшую правду говорил нам в интервью 20 лет назад Алик Грановский, бывший коллега Андрея по Арии и Мастеру - стоит заиграть первым аккордам этой старой классики, как любой зал встает на уши. Это не просто история, это чистейший кайф и праздник.
Когда музыканты прощались с публикой, кто-то из вокалистов (кажется, Григорий Стрелков) рассказал, что Сергей очень волновался по поводу того, как пройдет столь масштабный концерт. Как оказалось, волнения были совершенно излишними - прошел он замечательно не только с эмоциональной, но и с технической точки зрения. Несмотря на огромное количество гостей, всех было прекрасно слышно, ни у кого ничего не отказывало, а если кто-то и вступал слегка не вовремя, то легко и непринужденно превращал свой “косячок” в элемент шоу. Ну а самое важное впечатление от этого мероприятия - Артерию еще рано списывать со счетов. И хотя в сет-листе доминировал материал многолетней давности, возвращение Андрея Козлова придало группе очень ощутимый импульс, который, я очень надеюсь, выльется и в новые песни, не уступающие прежним. И, конечно же, в новые юбилеи.
Сет-лист:
01. Интро
02. Пламя
03. Выбора нет
04. Дьявольский зной
05. Время не ждет!
06. Машина смерти (+Григорий Стрелков)
07. Кто ты?
08. Край ветров
09. Я не сошел с ума
10. Лети на свет (+Сергей Сергеев, Александр Плужников)
11. Дорога без тебя (+Сергей Сергеев)
12. Стихия огня
13. Жизнь – игра (+Иван Жерновков, Сергей Лобанов)
14. Барабанное соло Игоря Черевко
15. Черный ветер (+Иван Жерновков)
16. Знаки (+Иван Жерновков)
17. Звезды легли на дно
18. Сам себе враг
19. Грязь (+Григорий Стрелков)
20. Боль
21. Небо ждет (+Андрей Кустарев, Сергей Кутаев)
22. Стальные нервы (+Алексей Булгаков)
23. Потерянный рай (+Алексей Булгаков)
24. Один на один (+Леонид Фомин)
25. Тореро (+Андрей Большаков, Александр Плужников)
26. Воля и разум (+все)
27. Аутро
Выражаем благодарность Андрею Шаеву (Life Music) за предоставленные аккредитации
Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru
Фотографии
Показать фото