Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

MARGENTA – закрытое прослушивание рок-оперы 'Окситания'

Архив отчетов
Дата
17.12.2017
Город
Москва
Клуб
Театр "Градский-Холл"
Организатор

Закрытое прослушивание – новый для нашего сайта формат музыкальных мероприятий. Однако сам по себе он далеко не нов. На Западе уже давно распространена практика, когда выпускающий лейбл собирает представителей прессы в своем офисе или в студии и включает им уже готовый, но еще не выпущенный альбом какого-нибудь топового артиста. В нашей стране такого рода "музыкальные встречи" перестали быть в диковинку только сейчас, когда все больше музыкантов собирают средства на свои релизы путем краудфандинга, и приглашают на них не столько журналистов, сколько акционеров, т.е. тех, кто вложил свои средства в запись или выпуск материала. Я сам год назад посетил такое мероприятие на репетиционной точке группы Гран-Куражъ.

В этом репортаже, однако, речь пойдет о куда более масштабном событии, для которого даже очень просторная репетиционная точка не подошла бы. Собственно, и сама "Окситания" - проект куда более масштабный: настоящая рок-опера в трех актах, одних только вокалистов в которой задействовано более двух десятков. Поэтому ее первое прослушивание для акционеров и прессы проходило в комфортабельном и вместительном театрально-концертном зале «Градский-Холл». Выбор этот, впрочем, наверняка имеет и символическое значение: Александр Градский еще в юности дружил с Маргаритой Пушкиной, и первое свое произведение из категории крупных форм– рок-оперу «Стадион» - она создала именно в соавторстве с Александром Борисовичем.

Конечно, когда в создании произведения задействовано такое количество народа, собрать всех участников в одном месте в одно время не представляется возможным, тем более когда речь идет о гастролирующих артистах типа Арии или Черного Обелиска. Однако знакомых лиц в зале оказалось великое множество. Помимо самой Маргариты Анатольевны и написавшего всю музыку Сергея Скрипникова, послушать конечный результат своих трудов пришли Михаил Серышев (экс-Мастер), Андрей Лефлер (экс-Маврин), Петр Елфимов, Юлия «Муза» Полежаева (Cyber Snake), Сергей Сергеев (Форсаж, экс-Артерия), Андрей Кустарев (Стайер), Сергей Терентьев (Артерия, экс-Ария) и другие. Не остался в стороне и сам хозяин «Холла» - он отсидел в зале все два с половиной часа прослушивания, а в конце обратился к собравшимся, выразив поддержку начинанию Маргариты и Сергея и надежду на то, что творческая жизнь произведения будет успешной.

Несколько слов о том, как все это происходило. Перед тем, как включить аудиозапись, двое ее главных творцов представили присутствующих артистов, Маргарита Анатольевна сказала несколько слов о тематике произведения, после чего на экранах был показан небольшой документальный фильм о том, как проходила запись «Окситании». А потом, без какого-либо перерыва – все три акта рок-оперы, которые сопровождались видеорядом, смонтированным Сергеем Скрипниковым из любительских студийных съемок, фотографий, исторических гравюр, авторских комментариев к либретто и т.д. Видеоряд – идея интересная, но довольно спорная. С одной стороны, было любопытно увидеть «в действии» тех, чей голос звучит в тот или иной момент оперы, а с другой, в темном зале было невозможно следить за либретто в специально для этого, казалось бы, розданных книжках. Лично мне так воспринимать ранее не слышанный материал было бы легче, тем более что тематика, которой он посвящен, далеко не проста и совсем не банальна.

Действие рок-оперы основано на реальных исторических событиях XIII века, произошедших в области на юге Франции, которая носит название Окситания. Именно там получил наибольшее распространение религиозное движение, известное как катарская ересь, и именно там стояли такие крепости, как Каркассон (его должны знать все, кто знаком с предыдущим альбомом Margenta) и Монсегюр (с ним должны возникнуть определенные ассоциации у поклонники Iron Maiden). Однако события в опере – это не только пересказ истории взлета и падения катаров; есть в работе и фэнтезийный план, и совершенно очевидные отсылки к реалиям наших дней. Думаю, потребуется несколько внимательных прослушиваний «Окситании» в домашних условиях, чтобы должным образом разобраться, что там к чему.

То же самое можно сказать и о музыкальной составляющей произведения, хотя некоторыми выводами хочется поделиться уже сейчас. Во-первых, проект сделал большой шаг вперед в качестве записи – фонограмма «Окситании» действительно заслуживает того, чтобы ее проигрывали на аппаратуре концертных залов, чего, к сожалению, нельзя сказать о двух предыдущих работах цикла «Династия Посвященных» - «Дети Савонаролы» и “Sic Transit Gloria Mundi”. Во-вторых, хотя песенный формат не является преобладающим в «Окситании», запоминающихся фрагментов в ней очень много. Это и «Убейте их всех. ТАМ Господь непременно узнает своих» (ария Монаха-Доминиканца в блистательном исполнении Дмитрия Борисенкова), и «Блаженный все знает, небо мне доверяет», пропеваемый вкладчивым голосом Петра Елфимова, и лейтмотив – «Песня совершенных», которую поют, в том числе, и акционеры проекта.

О работе вокалистов следует сказать особенно. Маргарита Пушкина уже давно славится тем (разумеется, не только тем, но в частности), что на альбомах Margenta заставляет своих солистов перевоплощаться, представая перед публикой в совершенно неожиданных амплуа. Здесь, например, в серьезной драматической роли блеснул Сергей Минаев, которого люди моего поколения, возможно, помнят по поп-шлягерам конца 80-х типа «22 притопа». Фантастически хорош в роли Блаженного уже упомянутый Петр Елфимов. Весьма реалистичный злодей-иуда получился у Андрея Кустарева. Впрочем, подробный разбор оперы – это дело будущего; слишком несправедливо было бы писать его на основе одного прослушивания.

Маргарита Анатольевна, если я правильно понимаю, перед прослушиванием несколько опасалась того, что два часа событийно насыщенной музыки с непростой тематикой окажутся перебором для аудитории. Были такие опасения и у меня, хотя я имел возможность заранее почитать либретто. Тем не менее, музыка и сюжет затягивают, а вокальный «фейерверк» не дает скучать, и мысли о том, что «неплохо бы здесь и здесь подсократить», часто возникающие у меня при прослушивании длинных опусов, в этот раз не появлялись ни разу. У тандема Пушкина-Скрипников получилось по-настоящему цельное произведение, которое хочется слушать целиком и которое – соглашусь с Градским – заслуживает постановки на сцене. Да, я понимаю, что сейчас это вряд ли возможно, но ведь точно так же до недавнего времени невозможным казалось сценическое воплощение рок-опер Ayreon.

По окончании прослушивания артисты и публика переместились в фойе, где у желающих была возможность взять автограф у любимых музыкантов и поделиться с ними своими мыслями о прослушанном. Нам удалось также узнать кое-что о том, что ждет «Окситанию» дальше. Ее релиз на CD состоится в январе, при этом издание также будет включать DVD с сопутствующими видео-материалами. По словам Сергея Скрипникова, то, что мы увидели на экранах, было смонтировано за 10 предшествующих премьере дней, а к релизу он собирается доработать видеоряд в более спокойной обстановке. По словам Маргариты Анатольевны, есть желание кое-где "подрихтовать" и аудиоряд. Так что история "Окситании", судя по всему, еще далека от финала. Но та работа, которая была проделана за эти два года, по-настоящему впечатляет.

Выражаем благодарность Маргарите Пушкиной за приглашение на прослушивание

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker