Последние 25 отчетов

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

Brutal Medieval Feast IV (TEUFELSTANZ, GJELDRUNE и др.)

Архив отчетов
Дата
27.01.2024
Город
Москва
Клуб
Glastonberry Pub
Организатор
Колесо Года

Что делать, когда на дворе морозный январь, а воспоминания о летних оупен-эйрах совсем не дают покоя? Идти на большой фестиваль клубного формата, которые как раз в январе стали в Москве уже традиционными. К услугам любителей музыки потяжелее есть “Метал-Елка”, а для тех, кто предпочитает весь спектр стилей с приставкой “фолк-”, в четвертый раз проводится “Brutal Medieval Feast”, собравший в этом году более десятка коллективов на двух сценах клуба “Glastonberry”.

Бывать на “Пиршестве” в предыдущие годы мне не доводилось, а потому буквально сразу же в глаза бросилось, насколько сильно организаторы, что называется, “заморочились” превращением своего мероприятия из просто длинного концерта в настоящий фестиваль. Буквально все свободное пространство в большом зале было заставлено торговыми точками с широким выбором всякой всячины - от компакт-дисков до необычных музыкальных инструментов и украшений, в паузах между выступлениями зрителей развлекали танцовщицы и рыцари, а происходящее на сценах комментировали и объявляли ведущие. Не хватало лишь какого-нибудь эксклюзивного фестивального мерча - и “оупен-эйрскую” атмосферу можно было бы считать воссозданной, насколько это вообще возможно под крышей.

К сожалению, проведение такого рода мероприятий в городе, пусть даже в выходной день, не позволяет полностью отключиться от бытовых забот, а потому выступление открывавшей фестиваль группы Жабъ нам пришлось пропустить. В свое оправдание могу сказать, что началось оно в совершенно безбожные 16:00, и что даже без него продолжительность моего пребывания на площадке составила около восьми часов. Кстати, еще один плюсик в карму организаторам - заранее опубликованный график в целом соблюдался на протяжении всего фестиваля, никому из артистов не пришлось по живому резать программу, и только под самый конец в большом зале накопилось получасовое опоздание. Еще лет пять назад я бы ни за что не поверил, что в российских реалиях такое возможно.

В итоге в клуб мы вбежали, когда большой зал оккупировали Mystterra. Эту группу я знаю и люблю почти 15 лет, а их альбом “Круг земной” (2013) является, на мой взгляд, одним из лучших за всю историю отечественного фолк-метала. К сожалению, полноформатников с тех пор у группы не выходило, и в последние несколько лет я совершенно потерял ее из виду. Оказалось, что музыканты по-прежнему в строю, у микрофона по-прежнему могучий Денис “Кведулв”, и зажигают на сцене они ничуть не хуже, чем раньше. Правда, из пяти или шести песен, которые я успел послушать, знакомых мне не было ни одной. Однако и новый материал у Mystterra весьма хорош - чего стоит одна только “Возьми мою музыку”, в которой тяжелые гитары и фолковая волынка лихо смешивается с рэповым речитативом, или финальная “Я играю [очень крутой] фолк-метал”. Подобные речевые обороты в песнях обычно кажутся мне излишними, однако в данном случае с ребятами не поспоришь - это действительно фолк-метал в самом правильном понимании этого термина, и он действительно, хм, [очень крутой]. Будем надеяться, что мы дождемся, когда все это великолепие воплотится в альбом.

Далее по графику выступлений в большом зале значились Emerald Night - еще одни мои давние любимцы, однако если Mystterra я впервые увидел вживую еще в какие-то “лохматые” годы, то на выступление коллектива, ведомого гитаристом и вокалистом Дисмаэлем, мне удалось попасть только в прошлом октябре. Их недолгий сет на “Wild Folk Fest” в скромном клубе “Mezzo Forte” произвел на меня сильнейшее впечатление, и было очень любопытно, как группа покажет себя на большой площадке. Поначалу Emerald Night несколько не повезло со звуком - баланс между вокалами (а их у группы целых три) и инструментами искали путем проб и ошибок в течение первых двух песен, но потом гармония была более-менее достигнута, и получать кайф от их непростого, но мелодичного фэнтези-фолк-блэка уже ничего не мешало. Как и в прошлый раз, Emerald Night представили очень убедительную программу, в которую вошли такие замечательные вещи, как “Берзерк”, “Рыжая ведьма”, “Оборотень” и др., и хотят никаких изменений в сет-листе не произошло, такое постоянство вполне оправданно с учетом необходимости воспроизводить часть партий (в первую очередь, все клавишные) в записи. Да и самим музыкантам эта программа явно пока не приелась: Иоланта вновь была воздушна и артистична, Дисмаэль - суров и эмоционален, да и басист Зверг, который поет меньше остальных, чрезвычайно эффектен там, где оказывается у микрофона. И хотя публики в столь ранний час было еще не так много, как хотелось бы, собравшиеся встречали Emerald Night весьма радушно, под конец сета закрутив перед сценой впечатляющие двойные хороводы.

Параллельно в малом зале клуба вовсю шла своя программа, несколько отличающаяся от основной стилистически. Его получили в свое распоряжение артисты, музыка которых стоит ближе к фолк-року, чем к фолк-металу и другим тяжелым жанрам, представленным на основной сцене. Как и на любом масштабном фестивале, программы пересекались по времени, предлагая зрителю выбирать команды на свой вкус, но у такой свободы есть и обратная сторона - посмотреть все выступления не хватит никаких сил, да и просто невозможно находиться в двух местах одновременно. Поэтому в малый зал мы впервые попали только тогда, когда там играла вторая по счету группа - гости из подмосковного Одинцово Encelt, да и те уже начинали последнюю песню. Тем не менее, увиденное впечатлило - танцевал и бегал в хороводах абсолютно ВЕСЬ танцпол, так что нашему фотографу еле удалось пробраться к сцене. С учетом такой бурно обстановки и краткости знакомства я мало что могу сказать о собственно музыке Encelt, однако как минимум это было очень зажигательно и вызвало желание как-нибудь послушать группу подольше.

В большом зале тем временем эстафету приняли Путь Солнца. Честно говоря, я никогда не понимал, каким образом эта группа стала считаться своей в фолкерской тусовке, ведь ее ничего не связывает с этой сценой, кроме боевого прошлого фронтмена Мирона в рядах Butterfly Temple и языческих текстов отдельных песен типа “С нами Один и Тор” (она, разумеется, была исполнена). Если же говорить о музыке, то в данном случае мы имеем дело с агрессивным трэшем, да еще и с весьма существенной хардкоровой составляющей. Тем не менее, на “Brutal Medieval Feast” нашлось немалое количество желающих поугарать и порубиться под забойный сет Пути Солнца, более того, у меня сложилось впечатление, что многие специально подгадали время своего прихода так, чтобы попасть именно на эту группу. Надо отдать музыкантам должное - рубят они действительно мощно, хиты в их репертуаре однозначно имеются (“Лепрекон”, “Гулять будем” и т.д.), а абсолютно угарное поведение Мирона на сцене - настоящий подарок для фотографов. Я не испытываю особого желания слушать такую музыку дома, однако вживую она весьма и весьма качает.

Тем не менее, в большом зале мы не задержались - хотелось хотя бы мельком послушать выступавших параллельно Агидель. В итоге из их сета нам удалось застать минут 20, которые оставили после себя вполне позитивное впечатление. Фолк-рок в исполнении гостей из Владимира отличается лиричностью, участники группы - ярким имиджем, однако самыми интересными моментами для меня стали выходы двух гостей - Евгения Сучкова из Gjeldrune и Юлии Покачаловой, бывшей вокалистки Агидели, которая на этом фестивале выступала в роли ведущей на главной сцене.

Gjeldrune, обитающие в “относительно подмосковном” городе Дубна (часа полтора на машине, если без пробок), добирались на фестиваль с приключениями, однако вышли на сцену с настроем “пленных не брать” и в полной мере подтвердили свой хэдлайнерский статус. В прошлый раз я видел группу осенью 2022 года в уже упомянутом выше “Mezzo Forte”, и с тех пор ее состав усилился вторым гитаристом и волынщицей, которые сделали саунд плотнее и разнообразнее, а самое главное, явно расширилась их аудитория. Народу было не просто много - пришли люди, хорошо знакомые с творчеством коллектива, которые с восторгом принимали каждую сыгранную песню, даже несмотря на не самое очевидное построение программы. Сет Gjeldrune начался с “Воронов” с первого альбома “Схоронили мы свой край” и затем не раз возвращался к этому релизу, которому в этом году исполняется уже 10 лет. Последний же альбом “Слово посеет смуту” (2021), наоборот, был представлен всего двумя композициями - заглавной и “Русской зимой”, хотя у меня лично есть в его трек-листе более любимые вещи. И тем не менее, даже раритеты типа “Авроры” вызывали в зале радостные выкрики, а такие хиты, как “Оберег” или “Головы с плеч”, и вовсе превращали танцпол в сплошное рубилово. Я уже несколько лет наблюдаю за группой и неизменно радуюсь ее успехам, пусть даже мне по-прежнему не очень понятно, как музыканты видят свое будущее “в отрыве” от основного композитора Федора Назарова.

Едва Gjeldrune заканчивают выступление, мы спешим в малый зал, где наблюдаем столпотворение пуще прежнего - участники El Mental рассаживают народ на полу в “ладейном порядке” и сами принимают в “гребле” непосредственное участие. О том, что представляет собой эта группа, я раньше не имел ни малейшего представления - и очень быстро пожалел об этом, потому что несовершеннолетнюю дочку стоило бы оставить в коридоре. Так что своим читателям я рассказываю заранее: El Mental исполняют стебные кавера на что попало - от средневекового стандарта “Herr Mannelig” до “Лады-седан” ритм-энд-блюзовой команды Рекорд Оркестр, но с неизменно переделанными “под средневековье” текстами, из цензурных слов в которых редко остается что-либо, кроме предлогов. Однако надо отдать команде должное - получается действительно смешно и, главное, запоминается надолго. Сценическое шоу El Mental - отдельная история: часть музыкантов постоянно перемещается по залу и тесно общается со слушателями, исполнитель на колесной лире дает покрутить ручку своего инструмента желающим из первых рядов, а вокалист предлагает зрителям додумать судьбу главного героя русской версии песни про пьяного моряка. Для меня El Mental стали главным открытием феста, хотя, как как говорилось в одном старом фильме, “предупреждать надо было”.

Оставшиеся две группы основной программы я собирался досматривать на автопилоте, однако получил от них гораздо больше удовольствия, чем рассчитывал. Spire я видел прошлой осенью в одной программе с Emerald Night, и тогда коллектив оставил о себе умеренно хорошее впечатление, но не вызвал бурных восторгов. И звук был у них грязноват, и сцена маловата, и вообще в выступлении чувствовался некоторый сумбур. Зато сейчас, получив в распоряжение достаточно пространства и нужное количество работающих микрофонов, музыканты развернулись на всю катушку -  они не просто на подъеме отыграли весь свой набор средневековых стандартов (да-да, снова “Herr Mannelig”) в близких к симфо-блэковым аранжировках, но и периодически устраивали для зрителей сюрпризы. В одной из песен к ним весьма эффектно подключились две танцовщицы, размахивающие флагами с символикой Spire. В другой, ближе к концу сета, на подмогу была вызвана вторая волынщица Рапунцель из заявленных следом Teufelstanz, а потом подтянулся и третий исполнитель на данном инструменте - Дмитрий Ксиронов из Bastard Folk. Три волынки - это, скажу я вам, сила: и смотрятся эффектно, и звучат роскошно. Похоже, Spire относятся к той категории групп, которым категорически противопоказана камерность. Однако, наверное, стоит сходить на них еще раз, чтобы определиться с выводами.

Выбор финальной группы вечера с самого начала вызывал у меня некоторый скепсис - давным-давно я слышал у них первый альбом, не впечатлился и дальнейшего интереса к группе не проявлял. Однако на моей памяти нередко случалось, что вживую команда звучала значительно лучше, чем в записи, и Teufelstanz - как раз такой случай. Казалось бы, после энергетического урагана Spire у них не так много шансов - при сходной концепции (современное прочтение средневековых стандартов) они должны были прозвучать слабее уже за счет того, что не используют примоченные гитары. Однако коллектив, больше напоминающий по своему составу оркестр, сгенерировал на акустике нешуточный драйв, задав волынками и барабанами такого жара, что даже очень уставшие ноги пускались в пляс. А еще в арсенале у Teufelstanz есть лютня, разного рода дудочки, акустическая гитара и колоритный фронтмен, весьма подходящий для исполнения средневековых баллад. И хотя кому-то ставка на неавторский материал, тем более с “бородой” в несколько веков, может быть совершенно не близка, расчет организаторов оказался абсолютно верным: именно на Teufelztanz и Spire концентрация народа перед большой сценой была максимальной. А ведь народ этот (по крайней мере, значительная его часть) не просто стоял или тряс хаером - люди танцевали! Прекрасный финал для интереснейшего мероприятия, масштабы которого превзошли все, что я посетил с начала пандемии.

Четвертый “Brutal Medieval Feast” несомненно удался и оставил после себя массу положительных впечатлений. Несколько настораживает лишь один момент – состав его участников был уж очень близок к тому, который собирался там же годом ранее, а некоторые группы вообще играют на нем каждый раз с самого начала. Правда, поскольку сам я попадаю на “Пиршество” впервые, я буду последним, кому стоит на этот счет жаловаться, но все же хотелось бы, чтобы столь замечательное мероприятие не замыкалось на артистах своего круга и продолжало привлекать под свои знамена новые имена.

Выражаем благодарность концертному агентству “Колесо Года” за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker