Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

Brutal Assault 2017. Day 4 (MAYHEM, TIAMAT и др.)

Архив отчетов
Дата
12.08.2017
Город
Яромерж (Чехия)
Клуб
Крепость Йозефов
Организатор
Shindy Productions

Наверное, было бы логично говорить о специфике фестиваля в конце отчета, тем самым подведя ему итог, но самобытность “Brutal Assault” особенно четко ощущается в процессе, а не постфактум. Разумеется, во всех причастных к этому фестивалю сидит некий комплекс, иначе люди не принимались бы при каждом междусобойчике сравнивать “Brutal Assault” с другими — более крупными — фестивалями. Ясное дело, все приехавшие единогласно присуждали пальму первенства “Brutal Assault” — особенно когда речь шла о гигантах вроде Вакена (на самом деле, по необъяснимой причине только с Вакеном его и сравнивали). Поскольку именно на Вакен я исправно ездила последние три года, могу сказать, что в людях говорил отнюдь не слепой патриотизм. В своих прошлых отчетах я много писала о непередаваемой вакеновской душевности, но только потому что я не знала, каково на “Brutal Assault”.

Как не ощутить особую атмосферу, приехав на Вакен, если эта атмосфера мгновенно сваливается двадцатитонным грузом и выбивает из тебя всякую индивидуальность. Ты — уже не ты, а глаза и уши, которым надо запечатлеть весь размах. Здесь играют короли металла, а там — боги металла, вот там — титаны, а на другой сцене ещё какие-нибудь легендарные маги и чародеи. Грандиозность Вакена и подавляет, и обязывает. Ты чувствуешь на себе груз долга как простой зритель, а ещё пуще, если приехал туда писать отчет, вот как наша славная компания. Ты вроде и расслабляешься, но понарошку, потому что всё время нужно держать в голове расписание и ловко маневрировать между сценами. Я уж молчу о том, какая ты совершенно жалкая и никчемная песчинка, когда влезаешь в многотысячную орду, собравшуюся восторгаться хедлайнерами. Напряжение страшное! На такой фестиваль съездишь, а потом ещё неделю восстанавливаешь нервы и агонизирующее тело.

А вот на “Brutal Assault” ты остаешься самим собой и отдыхаешь. Это великое дело, скажу я вам, — остаться собой. Никому ты ничего не должен — ни другим, ни этому фестивалю. Ходи и в свое удовольствие с совершенно чистой совестью приобщайся ко всему, что тебе готовы здесь предложить. Ты вполне спокойно можешь организовать свой день сообразно своим сиюминутным желаниям, а не навязанной организаторами программе. Хочешь - и не заходи на территорию фестиваля вовсе, а сиди и тусуй у ворот. Во всяком случае, у меня сложилось полное впечатление, что такие товарищи на “Brutal Assault” были, ибо всякий раз, когда я проходила мимо входа/выхода, слышала в кустах песни из диснеевских мультиков на всяких недиснеевских языках. Самой популярной песней была “Let It Be” из «Холодной сердцем» то ли на норвежском, то ли на шведском. Уж не знаю, покидала ли эта компания свой пост в кустах хотя бы раз, чтобы посмотреть, как на сценах перевернутые кресты горят.

Проникнутая атмосферой, я тоже почувствовала себя весьма фривольно, а потому так бесстыдно собираюсь умолчать о выступлениях, которые были хороши, но довольно быстро вымылись из воспоминаний, так что об их посещении я смогла вспомнить разве что по фоткам и сохраненной личной программке. Например, выступление Incantation с позднего вечера переместилось на ранний день. Ясное дело, в свое положенное время — перед Mayhem — они бы собрали куда больше людей, но и днем было хорошо. Обычно совсем тяжелые группы с уклоном в сатанинщину плохо заходят днем, но им пронзительная ясность неба и грязевое месиво под ногами даже прибавила жесткости. Но ничего поражающего воображение там не было (кроме пятилетки в юбочке и наушниках-пчелках, отплясывавшей со своей мамой под злобных американских дэтстеров). Demolition Hammer, честно говоря, тоже прошли предсказуемо хорошо — непосредственно в процессе было огого, но воспоминаний на всю жизнь как-то не осталось. Давайте я вам лучше не про музыку немного расскажу.  

Казалось бы, это не такой большой фестиваль и что там есть окромя трех сцен? На самом деле там есть всё, что нужно. В мой личный топ немузыкальных гениальностей входят два места — питейни в стенах форта и кинотеатр. Даже не знаю, в какое время суток эти места особенно хороши. Возможно, утром, ведь утро на этом фесте весьма расслабленное и ленивое, нигде никакой толчеи. Занимается полдень, и простолюдины из бесплатного кемпинга собираются на утреннюю санобработку в единственном возможном для этого месте — у кранов рядом с биотуалетам, что у самого входа. Не успеваешь пересечь пункт контроля, а взору уже открывается чудесная картина: один отжимает отстиранную бороду, другой вдумчиво мылит патлы, третий сонно елозит зубной щеткой во рту. И все такие милые и домашние, с вафельными полотенчиками и котомками мыльных принадлежностей. Да, несколько странно, что тебе надо заходить на территорию фестиваля, чтобы умыться, а потом идти обратно в лагерь, потому что прыгать в мош-пите с зубной пастой в кармане было бы нецелесообразно. Но мне даже нравится, что с “Brutal Assault” можно вот так по-свойски обходиться: он тебя напоит до свинского состояния и заставит пьяного свалиться спать под “Metalgate”, а утром умоет и усадит смотреть киношку.

Horror Cinema — совершенно гениальное место, как я уже сказала. Это небольшая простецкая комната с проектором, пахнущая сыростью и сеном. Я вовсе не удивлюсь, если узнаю, что в остальное время года это помещение используется как хлев (уж больно деловито каждый день по стенам форта ходил выводок коз). Снаружи условный хлев был украшен игрушечными кишочками и скелетами, а внутри уставлен старыми продавленными креслами всех мастей. По периметру же был заботливо организован верхний ярус кресел, куда можно было вскарабкаться разве что в прыжке. С раннего утра и до глубокой ночи там крутили старые хорроры и другие созвучные им фильмы. Когда я сунулась туда первый раз (по вечерам там аншлаг, хочу заметить, и даже в проходах места нет), показывали «Армию тьмы». Это где зловещие мертвецы, Эш и средневековая Англия. Другим вечером крутили «Спауна». Утром я застала что-то такое старое французское про беспощадную инквизицию. Ну а сегодня меня встретил «Олдбой». Понимаете, насколько стильная у них была подборка? Трэшак для настоящих гурманов. Половина выступавших групп наверняка прониклась бы ревностью к хоррор-сараю с проектором, услышь они, с каким жаром металлисты скандируют «ONE! MORE!! FILM!!!» по завершении кино-сеансов.  

Нежно я люблю «Олдбоя», но я уже видела, как О Дэ Су отрезает себе ножницами язык. Сижу, а сердце не на месте — что-то там на сценах делается? Вроде группы какие-то блэкушные должны играть, а я тут к южнокорейскому кинематографу приобщаюсь. Вернее, мне показалось, что название Sikth такое всё по дэтху. Кто же знал, что оно пишется нетрушным заборчиком. Мда… Они завербовали себе в группу аж двух вокалистов, и в общей сложности в группе играет аж шесть человек, а все равно как-то ни о чем вышло. Даже драйвом они не особо взяли. Их выступление все равно оказалось примечательным: по всем каналам транслировали, что фирменное чешское пиво весь день будет стоит одну чешскую крону. Этот трогательный жест как бы говорил: «Да, ребят, мы налажали с расписанием, и погода подвела, так что держите все бесплатное пиво!». Стало ясно, что организаторы, может, и правда относятся к мероприятию разгильдяйски, но никак не наплевательски.  

Растроганная и проникнутая любовью к человечеству, я стала ждать Svart Crown. Сейчас, за написанием этого отчета, я для верности решила напомнить себе, как они выглядели, и нашла отрывки того выступления на YouTube. Смотрю-смотрю, логотип вроде тот самый, а что-то я упорно не могу словить эмоцию. Скоро я разобралась, в чем дело. «Оператор» снимал группу с принципиально неверного ракурса. Начнем с того, что логотип хоть и был виден, но отнюдь не во всей своей красе. Там, короче, черный фон, белый кругляшок, в нем замысловатый многогранник со всякими мистическими символами, а внутри свившаяся змея и ещё какая-то фиговина. И элегантно, и зло одновременно. С красотой логотипа спорила только красота их басиста. Даром, что француз. Высокий, крепко сложенный, с картинной россыпью седин в роскошной гриве пепельных волос и не менее роскошной бороде, всем своим видом он излучал суровость и мощь. От его шагов, я уверена, должны трескаться камни и загораться земля. Меня он приворожил, прямо как какой-нибудь заклинатель змей — каждый раз, когда он подходил ближе к краю сцены, моя голова моментально выныривала из толпы и безостановочно вертелась следом за ним. Никогда я ещё так не жалела, что ни один наш фотограф не аккредитовался на “Brutal Assault”. Ну вот и где, скажите на милость, мне теперь взять фотографию, которую я бы держала под подушкой и расцеловывала перед сном? А если серьёзно, то группа оказалась и впрямь потрясной. Ведь когда, вернувшись с фестиваля, скачиваешь полную дискографию совершенно неизвестной тебе раньше группы, это что-то да значит, верно? Играют они не слишком скоростной, но ах какой атмосферный блэк-дэт. Чем-то напоминает поздний Behemoth, только — простите за крамольное заявление, дорогие фанаты, — лучше. Сейчас они катаются в туре с Rotting Christ и Carach Angren и, я уверена, добавляют этому не самому ожидаемому сочетанию ещё больше фактурности и огня. Есть у них одна песня, название которой можно перевести как «оргазмический духовный экстаз» — вот что-то подобное вполне может случиться при прослушивании Svart Crown. До оргазма у меня там, стоит признаться, не дошло: думаю, всё потому, что невозможно было им в этом формате развернуться по полной. Ну да ничего, авось, доедут до нас когда-нибудь. А пока останутся для меня главным открытием этого фестиваля.

Контрастный душ из ощущений — не в том ли вся прелесть фестивалей? (Я однозначно стала злоупотреблять риторическими обращениями к читателю, но что уж поделать, “Brutal Assault” привил мне вкус к постоянному общению) То был блэк-дэт, а теперь на сцене Artillery и первозданный спид-метал. Эта группа вживую однозначно смотрится убедительнее, чем слушается. Я не слишком большой знаток Artillery, но «Метал-архивы» подсказали мне, что старожилам группы перевалило за полтос и вокалист на их фоне — тот ещё желторотый юнец, всего-то 38. Забавно, но именно он выглядел самым натуральным пришельцем из прошлого. Вот как в том сериале “Dark”, где саундтрек — креаторовское “Pleasure to Kill”.  Группа, конечно, выглядит полнейшим анахронизмом как в плане звучания, так и в плане сценического поведения. Но в этом и кроется их обаяние. Вроде вы все находитесь в здесь и сейчас, а на сцене ожившее прошлое. До этого фестиваля я слышала Artillery только при просмотре наши «клипов недели», и там они и на звук, и на вид были несколько провальны: потому что манерные и несколько вымученные. Здесь же наконец я разглядела у них идею, и всё сложилось. Оказалось, они по-своему очень стильные, и энергетика присутствуют.

Но главным событием дня я себе наметила Decapitated. Очень я была впечатлена душевностью их выступления в Москве пару лет назад. Выступление выдалось мощным, но, честно говоря, в этот раз я была впечатлена на порядок меньше. Во-первых, да, мне не нравится, что они больше не дэт. Во-вторых — и это самое главное — подача тоже несколько изменилась. Это в основном относится к одному только их фронтмену. Насколько он меня в Москве покорил, настолько же здесь, в Чехии, он меня напряг. Он со своими грузными телодвижениями казался словно бы олицетворением грува. И грув группе явно не к лицу. Он их заметно сковывает и не дает развернуться в полную силу. Хотя сами они, кажется, не очень замечают, что и в техническом, и в энергетическом плане способны выдать гораздо больше. Во всяком случае, так мне показалось, но, в конце концов, могут ли у меня быть претензии к группе, играющей песню “Spheres of Madness”? Разве что к группе, добавляющей в песню “Spheres of Madness” странные вставки… Ты вроде весь на драйве, а тут хоп - и пошел какой-то странный недэтовый замес, и непонятно, что с ним делать. Неубедительно выходит, парни.

Но давайте лучше о безупречном, давайте о Mantar. Если вы слушаете одну-единственную группу, играющую стоунер/сладж (при этом совершенно неважно, что именно это за группа), то она кажется невероятно оригинальной. Когда же в твоем слушательском арсенале пара-тройка таких групп, то они резко теряют в своей самобытности и оказываются довольно однообразны. Ну, или я попросту не умею слушать сладж. Тогда вот вам экспертное мнение девушки, угорающей по блэку: Mantar шикарны! Они достаточно примечательны уже своим саундом, но особого колориту этому two-men-band добавляло то, что гитарист/вокалист — полуголая глиста, постоянно загибвшаяся в виде вопросительного знака в безумных конвульсиях, зато барабанщик (не менее полуголый) весьма плотный и основательный. И вот в одном углу дрыгается вопросительный знак, в другом углу барабанит сытый немец. Всем своим видом они как бы говорили публике, что они привезли с собой новорежимную плавильную печь, намерены её раскочегарить и отправить в неё каждого. Это и произошло. Как ни крути, «THIS IS ERA BOREALIS! THIS IS DEATH ÜBER ALLES!!!». Совершенно я не удивлена теперь, что Mantar заявлены на столько фестивалей по всему миру: они вдвоем звучат куда интереснее, чем иные квартеты и квинтеты. Сырой сладж, где это видано?

Кхм, вот с Tiamat вышло довольно интересно. Кто-то после этого выступления навсегда отвернулся от группы, кто-то… нет, я не скажу, что кто-то назвал его лучшим, поэтому что вышло и впрямь неважно. Вся проблема в том, что Йохан Эдлунд был совершенно невменяем. Кто-то счел, что он пьян до бесчувствия, кто-то — что он до бесчувствия же обкололся, другие возмущенно твердили, что это жесткие антидепрессанты от не менее жесткой депрессии. Что бы там ни было, а Йохан еле ворочал языком. Впрочем, проворности его языка вполне хватало, чтобы нести со сцены всякую дичь. Большей частью это было даже смешно: «Мы будем играть “Wildhoney”. Мы… (неразборчивое бормотание) этот альбом 17… 22… 20 лет назад? Ну, сами там посчитайте. Короче, этот альбом че-то там для нас значил…вот», «Я думал, это наша последняя песня, но Ларс говорит, что должна быть ещё одна. И кто я такой, чтобы спорить с Ларсом». Меня нелепость некоторых его высказываний откровенно позабавила, но преданные фанаты (как, впрочем, и весь остальной состав Tiamat) явно были ранены в самое сердце, потому что Йохан едва ли прикасался к своей гитаре — только так, прохаживался нетвердым шагом по сцене и совал в лицо вышеозначенному Ларсу сет-лист, так что ни один из участников действа что по одну, что по другую сторону сцены не смог услышать “Wildhoney” во всей своей первозданной красоте. Зато кому-то достались оба йохановских напульсника и медиатор, тут он не пожадничал. Не то чтобы это было УЖАСНО: меня лично местами даже уносило. Не так, как на Electric Wizard, но похоже. Правда, это был тот единственный случай, когда я позволила себе встать бесконечно далеко от сцены (провидение меня, что ли, уберегло от жестокого разочарования?..). Чтобы хоть что-то видеть, я встала на протекторы для кабелей и по мере сил пританцовывала на своей 5-саниметровой вершине. Увы, проход сквозь ряд стоящих почему-то решили соорудить именно рядом со мной, поэтому в отрыв-то вроде и можно было уйти, но и пространство приходилось постоянно сканировать. Зато рядом встала группа шумных шведов, и я погрела уши. Так и прошло это мучительно плохое выступление.

После Tiamat на главных сценах вплоть до полуночи мне не светило ничего вдохновляющего, поэтому я решила, наконец, попробовать отыскать мифическую Oriental Stage. И что бы вы думали? Нашла! О, это совершенно особое место. Пробралась я, значит, сквозь стену форта, вышла во двор, и там-то, где весь день были загадочные неказистые ворота, вдруг оказалась огромная территория, казавшаяся ещё больше от заполонивших её людей. Сцены я, признаться, не видела, но люди стояли с очень многозначительным видом и по направлению их голов я вычислила, в каком направлении находится сцена. Никогда доселе не случалось мне видеть такой плотной толпы. Наверное, будь я на фестивале сама по себе, я бы бросила затею продраться вперед, но не рассказывать же вам, как я битый час сосредоточенно рассматривала лопатки поддатого мужика передо мной. Протискиваюсь, значит. Первое время о присутствии сцены я догадывалась разве что по огонькам в небе. Ну, и по музыке, конечно. Надо сказать, что вот это слепое метание в толпе, когда ты даже не понимаешь, в какую сторону стремишься, само по себе весьма атмосферно. А кругом при этом чернейшая ночь, крепостные стены со всех сторон и атмосферный пост-блэк. «Метал-архивы» клеймят Zhrine обычным блэком, но… Не знаю. С технической точки зрения это, пожалуй, и так, но по сути ни в коем разе не передает всю специфику их звучания. У этих одетых с иголочки исландских чернокнижников пока вышел всего-то один альбом общей продолжительностью 40 минут, поэтому, полагаю, они просто сыграли его целиком. Но каков альбом! Тут и протяжные медитативные интро, разверзаемые мрачными величественными тремоло, и странные эзотеричные пощипывания струн. А какое шикарное сочетание животного гроула со скримом! Исландские кудесники творят совершенно без оглядки: захотят - будут три минуты утопать в медленных ритмах, захотят — уйдут в беспросветную жесть. Хотя мне-то эта группа запомнилась немой и размеренной. Как сейчас вижу парня с сухими чертами лица, короткими гладко лежащими волосами, в застегнутой на все пуговицы черной рубашке с элегантно подвернутыми рукавами — и (как будто пафоса было мало) играющего на вертикальном басу! С таким видом в самую пору исполнять высокомерный пост-рок с элементами дарк-нео-фолка. Я даже специально сверила свои любительские фотографии с видео на YouTube, чтобы удостовериться, что точно про правильную группу пишу. Всё так, группа правильная. Видимо, всё дело в целостности и ритмической виртуозности, на которых строится их необыкновенная атмосфера или, я бы даже сказала, транс. Вот они и помогают скрадывать всю блэкушную шероховатость материала и позволяют слышать не хаотичный грохот, а чистейшую мощь и эпичный размах. И при всё при этом, вообразите, слепящий монохромный свет, превращающий всё в 2D, сырой воздух, чернота ночи и облаченные в черные балахоны фигуры, совершающий крестный ход по древним стенам форта с факелами в руках. На мой взгляд, задумка с этими антуражными ребятами вышла совершенно гениальной. Она особенно гениальна тем, что они совершенно не привлекают к себе внимания, пока ты случайно не бросишь взгляд куда-нибудь в сторону, а там — они! И тут-то на тебя снисходить осознание, что ты можешь заниматься чем угодно, а вокруг тебя меж тем свершается таинство. “Brutal Assault” прям не дает зазеваться и везде настигает атмосферой.  

Следом выступала какая-то довольно известная группа старичков (она была известна то ли сама по себе, то ли — что вероятнее — благодаря прошлым проектам своих участников). Кажется, то был некий дэт. Выступление было выше всяких похвал, но увы, из-за помянутого несколько раз казуса с расписанием и неидеального угла обзора я не могу вам рассказать, кто именно меня так впечатлил. Кроме того, у меня было не слишком много времени наслаждаться этой сценой (хотя видит бог, она мне страсть как понравилась): нужно было пробиваться к Mayhem. Уже ранним утром, когда я и другие смерды незамысловато жевали бургеры, в стенах крепости то тут то там можно было встретить серьёзных молодых людей в искусно намалеванном корпспейнте и прочих атрибутах трушности (интересно, эти дети ночи до самой полуночи ничего не ели, чтобы не попортить красоту горчицей и соусом барбекю?..). Это закономерно заставило меня думать, что на Mayhem будет невиданный аншлаг. Так и случилось. Правда, корпспейнтную братию в первых рядах я не увидела — то ли они сочли ниже своего достоинства толкаться у сцены с оголтелым сбродом и решили славить Сатану поодаль, то ли кураж к полуночи подвыветрился. Вокруг меня, главным образом, стояли поддатые мужички и молодежь, тусующая без излишней метафизики. Но! По левую руку от меня пристроился тип, который один стоил доброй сотни людей вокруг. Как и я, он, презрев все прочие радости фестиваля, пришел за полтора, если не за два часа до начала выступления. Сравнится ли кто-то в трушности с этим всадником апокалипсиса, отпустившего своего коня пастись на пастбищах Яромежа и пришедшего поклониться пещерным владыкам? Приземистый, вместе с тем поджарый и стройный точно тис, лицо каменное, волосы длинны и черны как смоль, а глаза что бездны — темные и бесчеловечные. Возраст этого господина положительно невозможно установить, но, надо думать, своим застывшим взором он наблюдал, как земля свыше тридцати раз обернулась вокруг солнца. Облачение было под стать: тяжелые ботинки, пара цепей у массивного пояса, балахон с культовым принтом и поверх — нечто в плотном слое заклепок и шипов. Весьма похож на Фроста из достославных Satyricon. Т.е. не аутичный обсос, а всамделишный и демонический, при виде которого ты сначала перекрестишься, а уж потом покрутишь пальцем у виска. Честно сказать, я до того момента даже не подозревала, что подобные персонажи водятся в реальном мире. На мой взгляд, музыканту ходить таким труЪ-блэкером от носков и до кончиков ногтей гораздо проще, особенно если дело происходит в Скандинавии: знай сочиняй себе музыку, выходи в устрашающем виде на сцену, а социально-политические треволнения тебя мало касаются. Ну и, в конце концов, ты музыкант, творишь искусство, разговариваешь с темной стороной и все такое прочее. Другое дело — обычные люди, которым приходится сталкиваться с некультовой реальностью гораздо чаще и которые общаются с темной стороной через посредников. В общем, я прониклась самым искренним уважением, восхищением и любопытством.

Мы и мой герой мужественно отстояли два часа. Он был совершенно невозмутим и даже, кажется, не шелохнулся за все это время. Однако, когда толпа уплотнилась, он — сохраняя могильную суровость — снял с плеч все свои шипы. И очень кстати! Я уже представляла, как напарываюсь на эту красоту глазом. Но больше меня в этой ситуации поразила сознательность: вроде стоит с видом, будто вокруг него ничего не существует, а всё же подумал о безопасности окружающих.

Оставались считанные минуты до полуночи, и свет погас. Всем присутствовавшим настоятельно повелели отключить все камеры и телефоны, чтобы не нарушать сакральность момента. Ну прямо как в школе. Я прекрасно понимаю стремление создать особую атмосферу, но в то же время мне кажется, что соперничать с гаджетами надо на равных, а не вот этими школьными методами: если человека проймет, то он онемеет и сам уберет телефон. Да, там, должно быть, присутствовало немало левых людей. Но не в том ли безусловная мощь твоей музыки, чтобы подчинять самых ярых скептиков? И тут невольно закрадывается мыслишка, что они не столько о трушности пекутся, сколько о том, чтобы хайп не спадал. Но кто знает, может, то была идея промоутеров, а Mayhem не имеют к этому никакого отношения. Во всяком случае, когда они наконец вышли на сцену, чтобы целиком исполнить легендарный “De Mysteriis Dom Sathanas”, не похоже было, чтобы в них оставалось хоть что-то от человеческого и смертного. И дело даже не в декорациях и костюмах, хотя они были весьма впечатляющи. Если мне не изменяет память, на заднем фоне раскинулось нечто вроде сводов склепа, на растяжках спереди словно бы горели статуи из этого склепы. В глуби не же сцены была воздвигнута минималистичная (по сравнению с Batushka) кафедра-алтарь. Сами музыканты были в весьма натуральном рубище. Из-под капюшонов на зрителей смотрели лица в безыскусном корпспейнте. Ну, как смотрели… в том и соль, что публику они не просто игнорировали — публика для них не существовала вовсе. И столько противоречий было в этом выступлении: вроде они и на сцене, но в то же время она для них будто не существует, вроде и не как самозабвенные аутисты играют, а все же плевать им, кто их слышит. Ещё и эти гитары, странно и чуждо смотрящиеся поверх рваных балахонов. Очень по-хорошему неоднозначно вышло. По нашу сторону ограждения людей, разумеется, крыло будь здоров. Мой суровый товарищ в мрачном запале отстегнул с шеи перевернутый крест и воздел над головой. А крест-то крохотулечный, никто его, ясное дело, увидеть не мог. Такой это, казалось бы, бесполезный жест был, но как бы понимаете, он был проникнут бесконечным символическим смыслом. Вид этого маленького перевернутого креста, сжимаемого со священной страстью, сделал мой день. Да что уж говорить, целый год! А вы говорите — не снимайте! Не понаделай я смазанных телефонных фоточек, я бы и забыла этот эпизод, превзошедший своей живописностью маску Атиллы. А маска была чудо как хороша. Как будто три дня без остановки его полосовали ножом по лицу. Великолепная безобразность. Чего не скажешь о самом Атилле. Не знаю, как остальным, но лично для меня его излишняя драматичность заметно поубавила убедительности всего действа. Как бы славно он ни пел, но на сцене он явно переигрывает. Или же, напротив, недоигрывает, потому что иначе с такой очевидностью не обнажалась бы срежессированность. Очень было заметно, что его перемещения за алтарь с черепом и черными свечами носило не ритуальный характер, а было скорее способом не делать выступление монотонным. Все прочие выверты смотрелись похожим образом. Посему мой персональный скепсис относительно норвежской формации сохраняется. Они, безусловно, оправдали все немалые ожидания, но не превзошли их. И хотя я, безусловно, лицезрела эпохальное действо, нет ощущения, чтобы оно перемололо каждого зрителя и сделало своей частью — так, только впечатляющая картинка. Но культ, безусловно, жив, и я уходила в полном экстазе.

К хэдлайнерам я оказалась по традиции строга из альтруистичного желания показать, что отнюдь не стоит гнаться за громкими именами. Подчас, зайдя в какой-нибудь закуток, можно обнаружить подлинный алмаз. В поисках клада я бы отправлялась как раз к Oriental Stage и Аmbient Stage. Так, у Ambient Stage (как мы помним, это и не сцена даже, а просто свободный от пьяных тел угол) мне случилось увидеть запредельно потрясающую блэкушную группу из двух человек. На вокале была девица, а за… я так и не смогла разглядеть за дымом, на чем играл её спутник. Но вы обязательно идите и смотрите, дым и мрак фестиваля полно волнующих открытий. Главное - знать в этом меру. Мне кажется, если бы лайн-ап состоял сплошь из безвестных команд, было тяжело. Открытий должна быть пара-тройка, иначе это невозможно разом переварить. “Brutal Assault” в этом плане, как мне кажется, идеально сбалансирован. Тут вам и «маяки» в виде маститых групп, и сонм неведомых морских чудищ в мутных глубинах, с которыми вам только предстоит впервые столкнуться лицом к лицу, чтобы уже никогда не забыть.  

Финал в виде Monolithe на главной сцене и Revocation на “Metalgate” был сладостно пьянящим, но я напоследок лучше задвину ещё немного философии и анекдот. В больших холеных фестивалях есть нечто страшно унифицирующее. Купил билет — получи фирменную футболку. А потом тебе ещё выдадут фирменный дождевик, фирменные беруши, фирменную фляжку, и даже презерватив у тебя будет фирменный. Организаторы строго следят, чтобы везде ты нес с собой священное клеймо. А вот на “Brutal Assault” с посетителями никто не церемонится, и все ходят, кто в чем горазд.  Особенно пестрым отрепьем все становятся, когда идет дождь. Меня от непогоды берег дождевик с Вакена. Дождевики эти столь же функциональны, сколь и безобразны. Если бы не штамп фестиваля на спине, то создавалось бы полное впечатление, будто ты залез в 120-литровый мешок для мусора и просто проделал там пару отверстий. Хотя давайте уж откровенно, этот дождевик при любом раскладе выглядит как мешок для мусора. Я же решила добавить красоты и натянула этот мешок для мусора поверх безразмерной толстовки, похожей, в свою очередь, на мешок для картошки. Я сосредоточенно шлепаю в ночи по лужам, облаченная в эти свои мешки, и из кромешной тьмы слышу радостное: “You’re just like a musician from Batúshka!” Воистину, красота в глазах смотрящего.

Вот такой он, самый брутальный фест Европы, — местами смешной, где-то даже нелепый, но в массе своей совершенно крышесносящий и безмерно обаятельный.

Сет-листы:

Incantation

01.    Abolishment of Immaculate Serenity
02.    Transcend Into Absolute Dissolution
03.    Ancients Arise
04.    Christening the Afterbirth
05.    Once Holy Throne
06.    Omens to the Altar of Onyx
07.    Profound Loathing

Artillery

01.    In Defiance of Conformity
02.    The Challenge
03.    By Inheritance
04.    Legions
05.    Live by the Scythe
06.    Khomaniac
07.    Terror Squad
08.    Into the Universe

Decapitated

01.    Deathvaluation
02.    Kill the Cult
03.    Post(?) Organic
04.    Day 69
05.    Never
06.    Earth Scar
07.    Spheres of Madness
08.    Homo Sum

Tiamat

01.    Wildhoney (Intro)
02.     Whatever That Hurts
03.    The Ar
04.    25th Floor
05.    Gaia
06.    Visionaire
07.    Kaleidoscope
08.    Do You Dream of Me?
09.     Planets
10.    A Pocket Size Sun

Бис:
11.    The Sleeping Beauty

Zhrine

01.    Utopian Warfare
02.    Spewing Gloom
03.    The Syringe Dance
04.    World
05.    Empire
06.    The Earth Inhaled
07.    Unortheta

Mayhem

01.    Funeral Fog
02.    Freezing Moon
03.    Cursed in Eternity
04.    Pagan Fears
05.    Life Eternal
06.    From the Dark Past
07.    Buried by Time and Dust
08.    De Mysteriis Dom Sathanas

Выражаем благодарность Шизмо (Shindy Prods.) за предоставленные аккредитации

Текст: Лена Пашко
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker