Последние 25 отчетов

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

SATYRICON

Архив отчетов
Дата
28.01.2018
Город
Москва
Клуб
Red Club
Организатор
JC-Sound

Обычно осмысление впечатлений от концерта сводится к тому, чтобы верно определить его место на шкале от «это лучший концерт в моей жизни!!!!» до «зачем я только карту тройка пополнял…». Нынешнее же выступление Satyricon в Москве вне этой парадигмы: для меня это был не плохой или хороший концерт, а колоссальный материал для размышлений. Пожалуй, на моей памяти не было концерта, который бы позволил в одночасье столько понять о группе. А ещё на моей памяти не было концерта, на котором бы люди так дружно, долго и самозабвенно кричали, аплодировали, скандировали и бог весть что ещё. Уже ради этого стоило увидеть Satyricon в Москве.

Понятно, что Satyricon давно не играют блэк, и, как выразился мой коллега в отчете о питерском концерте, «тем, кто любит Satyricon исключительно за ранние альбомы, на их нынешних концертах делать особо нечего». Ну да невелика беда, лично меня сет «”Volcano” — наши дни» более чем устраивает. Разве что недавний альбом “Deep Calleth Upon Deep” оказался мало впечатляющим. Я бы даже использовала слово «проходной». Согласитесь, музыканты, которые хотят что-то доказать и метят в покорители мира, подобных работ не пишут. Но мало ли сейчас групп, выпускающих посредственные альбомы? Сплошь и рядом. Тем ценнее концерт: в лучшем случае можно расслышать и понять то, что было недослышано и недопонято при первом знакомстве с альбомом, ну а в худшем — увидеть, что новый материал вполне органично сосуществует со старым и при должной подаче может заходить не хуже классики. Такое тоже случается сплошь и рядом. Здесь показателен даже пример с обложкой. Satyricon, как мы все знаем, поставили на обложку альбома малоизвестную зарисовку Эдварда Мунка, и, на мой взгляд, кроме громкого имени в этой картинке мало эстетической ценности. Зато в качестве фона да на огромном экране смотрелось отменно. Можно было бы даже решить, что с этим расчетом «Поцелуй смерти» и был избран в качестве обложки, однако есть у меня стойкое чувство, что норвежцы, несмотря на всю популярность и коммерческий успех, не творят с ориентацией на рынок. Правда, лицезреть эту красоту можно было далеко не сразу: до выхода группы на сцену на экранах крутили анонсы концертов всяких рэперов и прочей богемы, куда более привычной для этого клуба. Я в своей толстовке, из которой до сих пор не выветрился запах крови с концерта Watain, чувствовала бы себя совсем чужой на этом празднике жизни, не будь вокруг меня подобающей компании.

И патлатые труЪ-блэкеры (таких, правда, было не слишком много), и коротко стриженные быдланы из Кемерово (таковых тоже было немного, но они стоили целой армии), и девицы в футболках Sabaton — все ушли в дичайший отрыв, стоило Satyricon появиться на сцене. Как и следовало ожидать, выступление они открыли первой песней с нового альбома — “Midnight Serpent”. А вот что было неожиданно, так это поведение Сатира на сцене. Из всей группы только он несколько сменил имидж, но это было самым незначительным событием из всех, что поразили мое воображение. Прочитав отчет с питерского концерта, я ожидала повторения концерта от 2013 года, только с новым материалом. Концерт тот был, к слову сказать, совершенно потрясающим, и именно из-за него я так хотела попасть на этот. Однако от томности и плавности падшего ангела не осталось и следа. Я вам больше скажу: не следа не осталось и от сдержанности, которую ему приписал мой коллега и которую я сама так отчетливо за ним помнила все 5 лет. Как сейчас помню: молчаливый и бледный, с длинными волосами, окаймляющими трагичное лицо, он тихо прижимает руку к сердцу в знак благодарности. В этот раз он, конечно, тоже жал руку к сердцу, но с совершенно иным видом. Да и молчаливым он никак не казался. Напротив, у меня сложилось впечатление, будто его распирает от желания поговорить. Длинные речи были бы совершенно не в его манере, но по энергичности и, как ни странно, волнению в голосе можно было ясно почувствовать весь охвативший его энтузиазм. Казалось, ему было сложно подобрать слова, чтобы выразить признательность. «Я вам точно могу сказать, в Норвегии такого нет», — с улыбкой выпалил Сатир где-то на середине выступления. Право слово, не могу судить, честно он это сказал или преувеличил. С одной стороны, всем известно, как выглядит так называемый «скандинавский отрыв»: сколько бы драйва со сцены ни неслось, невозмутимый потомок викингов в лучшем случае начнет покачивать головой. С другой же стороны, на недавнем концерте Watain в Стокгольме, которым я до сих пор пованиваю, шведы устроили такой лютый ад, что полный стадион самых безбашенных русских был бы посрамлен.  

Ещё из примечательных слов, обращенных к публике, хочу упомянуть замечания о блэк-метал-сцене. Почти в самом начале концерта Москва удостоилась восхищенного сатировского «мы играем в России уже четвертый раз. Очень здорово видеть, как выросла здесь блэк-метал сцена». Это, пожалуй, было первым, что вызвало у меня недоуменную усмешку. Это на основании чего же, думаю, ты сделал такое заключение. Потому что с каждым разом у вас площадки всё просторнее и просторнее? Так это, к сожалению, мало о чем говорит: как раз блэкарей я в зале увидела мало, только сочувствующих. Кроме того, вы-то к блэку каким боком? Плохо ли, хорошо ли, но блэка в этом концерте не было ни капли. Давайте посмотрим все на того же Сатира. Что-то неуловимо изменилось в его движениях, и вот вместо поэтического огня в его жестах появилась клишированность. Как будто он имитировал нечто совершенно чуждое его натуре. И я нисколько не удивлюсь, если узнаю, что его безупречную кожанку, в которой он весь такой мрачный и опасный, но в то же время стильный и современный, возит в шелковом чехле дюжина пажей. А чего стоит царская степенность, с которой он принимал гитару, чтобы на 5 минут изобразить яростного металлера, а затем не глядя вернуть суетящемуся рядом пареньку из бэнд крю (есть что-то неправильное в том, что музыканту подносят гитару, не находите?..). Уж не знаю, как так получилось, но выглядел Сатир как шоумен, чей продюсер вдруг решил, что перевоплощение в драматичного плохиша будет удачным ходом. Показательно, что даже сессионный гитарист Азарак со своей вполне блэкушной аурой выглядел как музыкант, нанятый для работы во время мирового турне Мадонны. А Мадонной в данном случае был Сатир.

Интереснее всего то, что я ни в коем разе не смею упрекнуть фронтмена в неискренности: было видно, что он выступает с полной отдачей и вкладывает много чувства и в каждый жест, и в каждую свою партию. Но он как будто слышал совершенно не то, что слышим мы. И дело не в том, что для Satyricon новый альбом закономерно значит гораздо больше, чем для нас с вами — нет, дело в том, что они в своем современном творчестве видят нечто принципиально другое, нечто нафантазированное. Сколько романтики можно увидеть и в «Поцелуе смерти» Мунка, и в амбаре, где они сочиняли альбом, но работа-то вышла проходная. Это стало особенно очевидно на концерте, когда материал с “Deep Calleth Upon Deep” занял всего треть от общего количества песен, но именно из-за нового альбома сет-лист в целом прозвучал для меня ужасно однообразно. Я горячо люблю как раз позднее творчество Satyricon и вижу “Volcano”, “Now, Diabolical”, “The Age of Nero” и собственно “Satyricon” органичной и неотъемлемой частью блэка. Последний же альбом — эксплуатация всех старых приемов, перекопированных столько раз, что они утратили всякий смысл и хоть какой-то намек на глубину. Но сила обмана столько велика, что Фрост с Сатиром не видят, что играют совсем не то, что им кажется. Не понимаю я, кто насылает на них этот морок. Может, сам Сатир?.. В конце концов, Фрост выглядит все таким же лютым дьяволом (может, именно поэтому на новых афишах он на переднем плане?). Когда он со вздымающейся грудью и каменным лицом вышел из-за барабанной установки на поклон и принялся яростно стучать по сцене ногой, пронзая толпу страшными взглядами, стало ясно, что он бы очень о многом ещё мог сказать, и сколько невыразимой мощи осталось скрыто от наших глаз.

Мне кажется, Satyricon ещё заставили бы всех разинуть рты, если бы отказались от иллюзий относительно самих себя, в которых они сейчас, как мне видится, погрязли, и заиграли нечто радикально новое (только не арт-рок, прошу), потому что я безоговорочно верю в их величие как музыкантов. Как бы то ни было, этот концерт хоть и не вернул мне мой 2013-й, но зато подкинул столько вопросов, что надобно ещё 2-3 сатириконовских выступления, чтобы хотя бы на один из них определенно ответить.

Сет-лист:

1. Midnight Serpent
2. Our World, It Rumbles Tonight
3. Black Crow on a Tombstone
4. Deep Calleth Upon Deep
5. Walker Upon the Wind
6. Repined Bastard Nation
7. Burial Rite
8. Die By My Hand
9. Now, Diabolical
10. Walk the Path of Sorrow
11. To Your Brethren in the Dark
12. The Ghost Of Rome
13. Transcendental Requiem of Slaves
14. Mother North

Бис:
15. The Pentagram Burns
16. Fuel for Hatred
17. K.I.N.G.

Выражаем благодарность JC-Sound за предоставленные аккредитации

Текст: Лена Пашко
Фото: Маргарита Стефанкова

(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker