Последние 25 отчетов

15.07.2019
Санкт- Петербург

WHITESNAKE

15.07.2019
Москва

ARCH ENEMY

10.07.2019
Санкт- Петербург

JEFF SCOTT SOTO

26.06.2019
Москва

BAD WOLVES

26.06.2019
Москва

ЭПИДЕМИЯ

25.06.2019
Санкт- Петербург

PARKWAY DRIVE

21.06.2019
Москва

XE-NONE, BIORATE, ARKHITEKTONIKA

21.06.2019
Москва

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

20.06.2019
Санкт- Петербург

MULTIVERSE

20.06.2019
Москва

ALICE IN CHAINS

19.06.2019
Москва

BEYOND FORGIVENESS

18.06.2019
Санкт- Петербург

ALICE IN CHAINS

16.06.2019
Санкт- Петербург

CRADLE OF FILTH

16.06.2019
Москва

DISTURBED

15.06.2019
Москва

CRADLE OF FILTH

14.06.2019
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

13.06.2019
Таллинн (Эстония)

ALICE IN CHAINS

13.06.2019
Москва

KISS

12.06.2019
Санкт- Петербург

DISTURBED

11.06.2019
Санкт- Петербург

KISS

11.06.2019
Москва

DREAM THEATER

10.06.2019
Санкт- Петербург

DREAM THEATER

10.06.2019
Москва

DEMONS & WIZARDS

09.06.2019
Хювинкяа (Финляндия)

RockFest 2019. Day 3 (KISS, DEF LEPPARD и др.)

Aria Fest 2014. День 1 (HAMMERFALL, EDGUY и др.)

Архив отчетов
Дата
29.11.2014
Город
Москва
Клуб
Клуб "Adrenaline Stadium"
Организатор
The Motley Concerts

Первый в новейшей истории отечественной метал-сцены фестиваль, стартовавший в ноябре 2013 года, недолго оставался единственным – уже летом у него появится соперник в виде оупен-эйра “Moscow Metal Meeting”. Однако два фестиваля столь разнесены по времени и столь различны, что говорить о серьезной конкуренции между ними не приходится – зрительского интереса хватает на оба мероприятия. Тем не менее, «Ария-Фест» счел своим долгом не стоять на месте и уже на второй год существования переродился из однодневного в двухдневный. Кроме того, радикально изменился уровень западных участников – если в прошлом году к звездам мировой величины среди выступавших артистов можно было назвать только Rage, то сейчас в эту категорию попали и Stratovarius, и Edguy, и Hammerfall, и, конечно же, патриархи тевтонского хэви Accept.

Оправдано ли такое развитие с экономической точки зрения, мне трудно судить, тем более что свою лепту в итоговое соотношение прибыли и затрат наверняка внес экономический кризис, обесценивший рубль за время между подписанием контрактов с артистами и датой самого фестиваля практически на 70 процентов. Но с точки зрения организации все вновь прошло практически без сучка и без задоринки. Даже очередь на вход, в прошлом году не позволившая припозднившейся публике увидеть первую группу, в первый день нынешнего феста была значительно меньше, а во второй и вовсе исчезла. Отмечу лишь один по-настоящему неприятный косяк – скромную, мягко говоря, вместимость клубного гардероба, вынудившую чуть ли не четверть пришедшей публики бегать по танцполу в куртках и шубах. Причем если в легендарной «Горбушке» в случае наплыва публики открывали какие-то дополнительные комнаты и вручную нарезали номерки из бумаги, то в “Stadium Live”, наоборот, персонал клуба был замечен за сниманием номерков со свободных крючков и прекращением приема одежды, когда поток посетителей был еще в полном разгаре. Чем это объяснить, ума не приложу – возможно, в данном конкретном заведении за пользование гардеробом с промоутеров взимается отдельная наценка, на которой они решили сэкономить. Или же отдельную сумму за выполнение и так оплачивающихся служебных обязанностей нужно было положить в карман гардеробщикам. В любом случае, мне остается лишь посочувствовать тем, кто не успел к «шапочному забору»: кайф от музыки и перспективы комфортного времяпрепровождения в клубе им порядком обломали.

Право открыть столь представительное мероприятие получили московские хард-рокеры Гран-Куражъ – единственная за весь первый день отечественная группа. Право это досталось им большой кровью и нервами – список претендентов на «разогревающее» место организаторы выставили на Интернет-голосование, в котором Гран-Куражъ с самого начала лидировали, однако за день до подведения итогов их обошла Арктида, но в последний день коллективу под руководством гитариста Михаила Бугаева каким-то образом снова удалось вырваться на первое место. Поэтому грустно было видеть, что наградой музыкантам за все пережитые ими волнения стали лишь полчаса сценического времени. Однако Гран-Куражъ использовали это время с максимальной выгодой – во-первых, они отыграли отличный сет, показав себя с наилучшей стороны не только тем, кто уже знаком с их творчеством, но и тем, кто видел группу в первый раз, а во-вторых, получили неоценимый опыт выступления на по-настоящему большой площадке. Вообще, интересно все складывается – тот факт, что нынешний вокалист Арии Михаил Житняков начинал свою музыкальную карьеру в Гран-Кураже, а теперь еще и участие Михаила Бугаева в концертах Арии, где он подменяет заболевшего Владимира Холстинина, должны были привлечь к группе внимание всех без исключения поклонников отечественного хэви-метала. Однако на деле эти поклонники проявляют ничем не объяснимую инертность – большинство собравшегося в «Стадиуме» народа однозначно слышало музыку Гран-Куража в первый раз. Но, по крайней мере, группу очень тепло приняли – куда теплее, чем у нас обычно встречают даже очень качественный разогрев, а выход Михаила Житнякова на песне «Старт во тьме» окончательно закрепил успех. Мне как человеку, уже пару раз видевшему «Кураж» живьем, они показались в этот раз немножко скованными, что легко объяснить отсутствием практики игры на таких площадках у всех, кроме Бугаева. Но энергетики в их выступлении было предостаточно, звук (обычно слабое место «Стадиума») в этот раз не подвел, а сет-лист, пусть и был очень коротким, состоял из одних хитов. Поздравляю Гран-Куражъ с дебютом на площадке такого уровня и искренне надеюсь, что это выступление поможет им привлечь некоторое количество дополнительных зрителей и на собственные выступления.

Среди артистов первого дня для меня не было «темных лошадок» - раньше я уже видел на сцене все четыре коллектива. Однако в случае со Stratovarius это было очень уж давно: в первый раз – еще с Тимо Толкки на заре нулевых, а во второй – сразу после ухода Толкки под конец десятилетия. Причем второй их приезд оставил у меня столь мало впечатлений, что я совершенно забыл о нем до тех пор, пока не начал собирать материал для этого отчета. Группа без своего мастермайнда выглядела достаточно безликой, новый гитарист Матиас Купиайнен ничем особым себя не проявил, а три новых песни в сет-листе однозначно попадали в категорию «прослушал и забыл». Теперь, к счастью, Stratovarius звучат куда увереннее, каждый из музыкантов вполне самодостаточен на сцене, и призрак «безумного Тимо» уже не витает над группой, подобно мрачной тени. Тимо Котипелто порадовал меня уверенным вокалом, а Йенс Йоханссон – тем, что «вручную» сыграл основную клавишную мелодию в “Black Diamond”, а не запустил сэмпл, как это было в прошлые разы. Да и «новичок» Купиайнен за прошедшие пять лет превратился в основного композитора Stratovarius и оправданность своего пребывания на месте Толкки многократно доказал. В конце концов, “Unbreakable”, главный хит современного состава «Стратов», принадлежит именно его перу. Вот только краеугольными камнями сет-листа, вызывающими у публики наибольший энтузиазм, являются все те же извечные “Speed Of Light”, “Eagleheart” и “Hunting High And Low”, в то время как материалу с последних трех альбомов недостает ярких мелодий и какого-то отчаянно-прорывного настроя, который так чувствуется в старых песнях Толкки. Он звучит очень уж степенно и умеренно, и такое же впечатление остается от сета финнов в целом – нормально, «приятненько», в самый раз для середины феста. Зевать от скуки не будешь, но и прыгать от восторга тоже.

Самой ожидаемой группой первого дня «Ария-Феста» для меня были Edguy. К творчеству гениального коротышки Тобиаса Заммета я питаю огромную любовь вот уже почти 20 лет, а приезжает он к нам далеко не так часто, как многие другие (всего-то четыре раза с 2002 года, если не считать еще двух концертов с Avantasia). И пусть два последних альбома Edguy, при всех их достоинствах, наводят на грустные мысли о том, что все лучшие песни у Тоби уже позади, как концертный вокалист Заммет в последние годы колоссально прогрессирует, а в перспективах услышать много старого материала сомневаться не приходилось. Но для начала прозвучал все-таки новый материал – программа открывается синглом “Love Tyger” с последнего на сегодняшний день альбома “Space Police – Defenders Of The Crown”, и если в студийном варианте эта песня звучит несколько лекговесно и, скажем так, не особо обременена серьезным посылом, то живьем для раскачки публики она работает безукоризненно. У Edguy были в свое время серьезные песни и даже серьезные альбомы, пусть и напрочь не понятые публикой, но их концерты - это цирк-шапито в исполнении одного актера, и для них такая непосредственность и легкий стеб - как раз то, что надо. Впрочем, уже второй трек “Space Police” показывает, что сбрасывать Edguy с хэви-металлического счета тоже не стоит: мощный и хитовый, он напоминает столь любимые мной времена альбомов “Rocket Ride” (2006) и “Tinnitus Sanctus” (2008). Ну а дальше идет флэшбэк прямиком в эти самые времена – «программный» трек “Out Of Vogue” с “Rocket Ride”, не исполнявшийся в туре в поддержку того альбома и неожиданно вытащенный из запасников сейчас.

Любой, кто хоть раз был на концерте Edguy, знает, что шоу с участием Тоби – это не только музыка, но и стэнд-ап перформанс. Например, трек “Superheroes” он посвятил «человеку, который упорно работает, но который так и не получил того признания, которого заслуживает, то есть, мне», а перед “Defenders Of The Crown” несколько раз репетировал вместе с публикой реакцию на свое объявление о том, что выступление записывается для возможного («именно что возможного – зависит от того, как громко вы будете кричать») включения в концертный альбом, так что совершенно новую и многими еще не слышанную вещь в итоге приняли так, как будто это главный хит группы. Шоу продолжилось в середине этого же номера, когда Тоби весьма правдоподобно сымитровал фальцет Кинга Даймонда и характерную манеру Брюса Дикинсона (вплоть до “scream for me Moscow”). Добром это, правда, не кончилось – следующий номер Заммету пришлось петь вполголоса, чтобы дать отдых перетруженным связкам, и, как назло, им оказалась “Vain Glory Opera”, одна из моих самых любимых песен Edguy 90-х. “Ministry Of Saints” тоже прозвучала немного смазано, но затем все встало на свои места – и вот Тоби под аккомпанемент громогласного хора публики во всю мощь своей глотки распевает бессмертную балладу “Land Of The Miracle” – «наш трибьют Savatage», по его собственному признанию. Жаль только, что жесткие временные рамки фестиваля не дают Edguy развернуться в полную силу, и, сыграв один из самых известных своих номеров – “Tears Of A Mandrake” – группа скрывается за кулисами.

Поначалу публика удивилась, но быстро поняла, что не прозвучало еще ни одной песни с такого знакового альбома, как “Hellfire Club” (2004), а без них выступление Edguy знакончиться просто не может. И действительно, на бис были сыграны сразу две композиции с этого потрясающего альбома – развеселая “Lavatory Love Machine” и мощнейшая “King Of Fools”. Восхищенный теплым приемом Тоби много говорил о том, как ему жаль, что «Эдгайцы» оставили Россию без внимания в туре в поддержку предыдущего альбома “Age Of A Joker” (удивительно, но в этот раз они оставили без внимания весь этот альбом), и покинул сцену с твердым обещанием вернуться в самые кратчайшие сроки. Будем очень на это надеяться, ведь не зря же собравшаяся в «Стадиуме» публика теплее всего встречала в первый день именно Заммета и его ребят.

Выступления групп, как и на прошлом «Ария-Фесте», перемежались выходами ведущего, в задачу которого входило развлекать народ различными конкурсами. Свое мнение по этому поводу я уже высказал в прошлогоднем отчете, поэтому писать про это вообще не хотел, пока дело не дошло до финального на этот день конкурса, предварявшего сет Hammerfall. В ознаменование этого безусловно замечательного события трем конкурсантам предложено было спеть под караоке песню шведов “Blood Bound” – казалось бы, ничего особенного, не Cannibal Corpse и не Фредди Меркьюри же предлагают озвучить, но то, что выдали три конкурсанта в микрофоны, чуть не свернуло в трубочку даже мои тренированные южными курортами уши. Поэтому все-таки повторюсь: я считаю такого рода конферанс совершенно излишним, а моментами и откровенно раздражающим. Собравшиеся на фестиваль металлисты вполне способны потерпеть 20-минутные паузы между сетами, и праздничная атмосфера нисколько от этого не пострадает.

Меня наверняка спросят, а была ли вообще в «Стадиуме» эта пресловутая фестивальная атмосфера. Вопрос сложный. С одной стороны, все прошло «в теплой дружественной обстановке», без каких-либо конфликтов или откровенных напрягов, а с другой, сама культура посещения фестивалей у нас пока не выработалась. Московская аудитория ходит на фестиваль как на обычный концерт – пришли на конкретную группу (иногда две или три), отсмотрели и ушли, а все остальные исполнители воспринимаются как причина излишней наценки на билет и раздражающая трата времени, которую крайне желательно свести к минимуму. Иначе я не могу объяснить тот факт, что ощутимая часть публики покинула клуб, даже не дожидаясь сета Hammerfall, хотя эти две группы занимают очень близкие стилистические ниши и по идее должны иметь фэн-базу, пересекающуюся процентов на 80. Я могу понять ситуацию, когда ты посмотрел песни три-четыре от сета малоизвестной тебе команды, не проникся и пошел восвояси, но когда ты уходишь домой, даже не пытаясь послушать хэдлайнеров, при том что ты уже по факту заплатил за них свои деньги – это чисто российская ментальность. Надеюсь, она изменится по мере превращения фестивалей в более привычный для жителей столицы элемент быта – иначе каждый так и будет сидеть в своей песочнице, и ни о каком единении аудитории, которое так ценят посетители европейских фестов, у нас не будет и речи.

Hammerfall, которые на западе выступают хэдлайнерами ведущих метал-фестов типа “Wacken Open Air” или “Sweden Rock”, в Россию стали привозить только тогда, когда пауэрный бум пошел на спад, поэтому до сего дня отечественная публика могла видеть их лишь на клубных подмостках. Что совершенно неправильно, ведь шведские «молотобойцы» – ярко выраженная стадионная группа. В клубах им тесно, они там не звучат и не выкладываются полностью, но дайте им огромную сцену и киловатты света – и они устроят фантастическое метал-представление. На «Ария-Фесте» состоялся их первый концерт в необычном составе – на место басиста временно вернулся экс-гитарист Стефан Элмгрен, а Андерса Йоханссона сменил за барабанами сессионщик Дэвид Валлин. В связи с этим шоу шло с легким скрипом – было видно, что состав «притирается» друг к другу прямо на сцене. Но это не помешало «молотобойцам» показать то, за что их любят фанаты по всему миру – тру-хэви-метал, возведенный даже не в куб, а в какую-то более высокую степень, но при этом не выглядящий и не звучащий утрированно, как это в последние лет 15 происходит у Manowar. Как шведам удается балансировать на этой тонкой грани, ума не приложу, но их подход действительно работает, и распевая вместе с Йоакимом Кансом ультра-тру-гимны типа “The Metal Age” и отрываясь, не жалея шеи, на скоростных боевиках типа “Renegade”, вовсе не чувствуешь себя подростком пубертатного периода, находящимся в плену иллюзий о несуществующем метал-братстве. Братства, быть может, и не существует, но зато есть эта музыка, сила которой изменила в свое время расстановку приоритетов в мире тяжелой музыки и вернула на обложки журналов хэви-метал как жанр, и в искренней любви к ней нет ничего глупого или незрелого. Конечно, вы не найдете у Hammerfall выдающейся техничности, революционных открытий и продвинутых композиторских решений, но в данной стилистике другие правила игры, которые, кстати, были переписаны при непосредственном участии музыкантов, которые в этот вечер стояли на сцене «Стадиума», и переиграть их по этим правилам очень и очень трудно. Ну а если вы сомневаетесь в их искренности, послушайте фантастической красоты балладу “Glory To The Brave”, а главное – посмотрите на лица и на глаза тех, кто стоял у сцены, и никаких дальнейших комментариев вам не потребуется.

В конце лета Hammerfall выпустили долгожданный новый альбом “(R)evolution”, ознаменовавший возвращение группы к своим корням после достаточно смелого диска “Infected”. Логично было бы в этом свете ожидать доминирования в концертной программе раннего материала «молотобойцев», однако на самом деле, сет шведов представлял собой настоящий “greatest hits”, где вместе с ранними вещами типа “Let The Hammer Fall” нашли свое место и более поздние “B.Y.H” и “Last Man Standing”. Очень здорово прозвучала новая песня “Bushido”, “Blood Bound” в ее полноценной версии помогла забыть ее кошмарном исполнение под караоке как страшный сон, ну а особенно удался шведам выход на бис, в ходе которого они сыграли два своих хита на все времена – “Templars Of Steel” и “Hearts On Fire”. Расстроила лишь продолжительность сета: хэдлайнер, по идее, должен играть дольше всех, но Hammerfall, то ли из солидарности с «Эдгайцами», то ли ввиду недорепетированности программы, ограничились все теми же 70 минутами, закруглившись в совсем еще «детское» время – 23.10. Впрочем, в этом тоже была своя логика – фестиваль не заканчивался, а лишь брал тайм-аут до следующего вечера, и тех, кому оказалось мало музыки в субботу, организаторы ждали в воскресенье с распростертыми объятьями.

Сет-листы:

Гран-Куражъ

1. Только вперед
2. Пожелай мне
3. Не обещай
4. Старт во тьме (с М. Житняковым)
5. Новой надежды свет
6. Девять жизней

Stratovarius

01. Speed of Light
02. Eagleheart
03. Deep Unknown
04. Dragons
05. Under Flaming Skies
06. Fantasy
07. Legions
08. Unbreakable
09. Keyboard Solo
10. Black Diamond
11. Hunting High and Low

Edguy

01. Love Tyger
02. Space Police
03. Out of Vogue
04. Superheroes
05. Defenders of the Crown
06. Vain Glory Opera
07. Ministry of Saints
08. Land of the Miracle
09. Tears of a Mandrake

Бис:
10. Lavatory Love Machine
11. King of Fools

Hammerfall

01. Hector's Hymn
02. Any Means Necessary
03. Renegade
04. B.Y.H.
05. Blood Bound
06. Let the Hammer Fall
07. The Metal Age
08. Last Man Standing
09. Bushido
10. Glory to the Brave
11. HammerFall

Бис:
12. Templars of Steel
13. Hearts on Fire

Выражаем благодарность Алексею Кузовлеву (The Motley Concerts) за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Спрятать фото

Гран-Куражъ

Stratovarius

Edguy

Hammerfall

(p)(с) 2007-2018 HeadBanger.ru, Программирование - vaneska, Monk. Дизайн - ^DiO^                                                                                                                                                                                                                                                                                       наверх

eXTReMe Tracker