Дата 31.03.2018 |
Город Москва |
Клуб Клуб "Rock House" |
Организатор Grains Of Sand Booking |
Французских темных авангардистов Celeste зовут живой классикой и уважают и блэкари, и “почтальоны”. Насыщенность и многогранность их музыки вправду впечатляет и растет от альбома к альбому. Нельзя не отметить и концентрированную “тьму из самой преисподней”, которую французы густо замешивают в каждую свою работу. Не дешевое мракобесие, а такое - осознанное, всепоглощающее. Очевидно, что шоу Celeste стало одним из самых ожидаемых мероприятий начала 2018 года.
А супер-приятным бонусом (ну а для кого-то, может, и первопричиной) был саппорт в лице REKA! Восстав из небытия, или где они там пропадали, москвичи и не-москвичи обещали зрителям невыносимую депрессию - все как мы любим, правда? Если совсем честно, то “речка” мне оказалась даже больше по душе, чем французы.
Мероприятие проходило в московском “Рок-Хаусе”, который за счет регулярного взаимодействия с питерскими организаторами Grains of Sand перестает быть местом сбора исключительно любителей незамысловатого металла. В этот раз в нем на достойный уровень "вытащили" даже звук.
Еще одной выступавшей тем вечером командой были белорусы Challenger Deep. Я успела застать последний вопль и финальный аккорд их выступления - отчаянный скрим вокалиста было слышно еще с улицы. В зале, собственно, было так же отчаянно и душераздирающе - перед сценой двое машут головами в неподвижной толпе. Challenger Deep звучали приятно, но заломанные руки вокалиста, почему-то, выглядели наигранными. В зале было очень накурено, хотя курилка вынесена отдельно. Беру в баре двойной Balantines и начинаю терпеливо, как и все остальные зрители, ожидать “Реку”.
Есть ли на этом свете что-то более тоскливое и надломленно-агрессивное, чем русский пост-метал? Французский скримо разве что... Хотя, может, и не стоит рубить с плеча и причислять парней из REKA к “почте” как таковой - сами они не относят себя к какому-либо определенному жанру. Однако вышеуказанные эпитеты как нельзя подходят этой группе. Сет “Реки” - это железный гул из глубины глухого горного ущелья, о котором никто в этом мире не знает… Музыканты на сцене - настраиваются. С появлением огромного вокалиста из зала кричат “viva la France!”. Мишель, как и хедлайнеры сегодняшнего вечера, француз, но ассимилировался в группе, по большей части российской, прекрасно. Через мгновенье сцену заволокло дымом, в бликах и тумане сгорбленные фигуры музыкантов качаются в такт. Каждый рифф как зазубренный нож, каждая фраза заканчивается кроваво-красной агонией. Публика, почти неподвижна - поглощена действом, или, если позволить себе каламбур, “бушующей рекой звука”. Примерно после третьей песни из зала раздаются робкие хлопки, но любая эмоция публики тонет в гитарном рокоте. Кое-кто даже начинает слэм, насколько того позволяет эмоциональный накал музыки. Вокалист время от времени потрясает микрофонной стойкой над головами впереди стоящих. Поначалу Мишель “прячется” в дыму, что придает действу больше мистицизма. Но что действительно врезается в самую душу, так это его взгляд. Такой ищущий чего-то в толпе и в то же время обреченный… “Больше металла, пацаны!” - делится своими ожиданиями один из поклонников, в ответ на что челкастый гитарист одобрительно вскидывает вверх “козу”.
От наблюдений за динамикой на сцене меня отвлекает чересчур жизнерадостная для такого концерта блондинка, которая участливо интересуется моим одиночеством: “А ты чего, совсем одна тут? А я, представляешь, с работы шла и смотрю - молодежь тусуется, дай, думаю, тоже…”. В следующую минуту абсолютно пьяный мужчина, вида учителя труда, настойчиво требует от меня общения Слишком много коммуникаций за одну только песню - ретируюсь во тьму и боль...
В урочный час четверо циклопов на сцене. Celeste, в отличие от предшествовавших им команд, абсолютно хладнокровны. Решительно замолотил бластбиты драммер, блэкушно зажужжали гитары. Мощная стена звука обездвиживает. Красные лучи ищут новую жертву в беспросветном мраке. Временами ловлю себя на мысли, что мне и впрямь не по себе от этих голодно-снующих красных глаз.
Как и, например, для Cult Of Luna, сценическое световое решение Celeste играет важную роль, а порой и “бежит впереди” музыкального материала. Экспедиционные фонари на лбах музыкантов и редкие всполохи белого - весь свет, который сопровождает перформанс французов. И не ясно до конца, страдает он от этого или выигрывает. Ведь на концерте (по моему личному убеждению) хочется воочию взглянуть на музыкантов в деле, но кромешная визуальная тьма не оставляет зрителю иного выбора, как погрузиться во тьму, что царит в музыке Celeste. В нее послушно нырнула и публика: остервенело трясут головами первые ряды, толкаясь и протягивая руки к вокалисту, чуть менее активны остальные. Но все, как один, оживились с первыми аккордами “Comme des amants en reflet” - полезли за телефонами, несмотря на отсутствие хоть мало-мальского света.
Заканчивается все неожиданно: отыграв “Ces belles de rêve aux verres embués”, музыканты объявляют, что у них что-то сломалось и разводят руками. Пока группа прощается с московскими поклонниками, я обнаруживаю себя в компании уже упомянутой блондинки: она пьет водку и плачет. Музыка ей, конечно, не понравилась.
Выражаем благодарность Олегу "Olemus" (Ritual Booking) за предоставленные аккредитации
Текст: Nika Zaytseva
(c) HeadBanger.ru