Последние 25 отчетов

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

Moscow Doom Festival. Chapter IX (THE FORESHADOWING, OFFICIUM TRISTE и др.)

Архив отчетов
Дата
27.05.2018
Город
Москва
Клуб
Клуб "Rock House"
Организатор
Sepulture Union

Изначально я планировала с чистой совестью проигнорировать это мероприятие — даже несмотря на то, что май выдался не особо богатым на развлечения. Годный фестиваль в Москве? Да не смешите! Но тут в дело вмешался анус черного кота, то бишь группа под названием Kiss the Anus of a Black Cat. Шествуя именно с их концерта за неделю до "Дум-феста", я обзавелась новой знакомой. Уже через пять минут после взаимных расшаркиваний она заговорила о "Дум-фесте". «Там будут ТАКИЕ группы!, — восклицала она, — я чуть со стула не упала, когда увидела лайн-ап. До сих пор не верю, что ТАКИЕ группы будут у нас играть!». На меня тут же нахлынул стыд за мое невежество. Как, спрашивается, я смею почитать себя знатоком тяжелой сцены и равнодушно пропускать выступление ТАКИХ групп?.. Не успела я ещё доехать домой с концерта, а уже принялась узнавать о возможности аккредитоваться. Потому что на ТАКИЕ группы нужно не только смотреть — про ТАКИЕ группы надо обязательно писать.

В списке участников 9-го "Moscow Doom Metal Festival" было заявлено 5 команд: The Foreshadowing из Италии, Officium Triste из Нидерландов, When Nothing Remains из Швеции и две отечественные формации — Mare Infinitum и Restless Oblivion. Шведы до нас так и не добрались, и мне не удалось докопаться до причин их отсутствия во встрече ВК: они вдруг просто перестали фигурировать в анонсах. Сейчас мне кажется, что это оказалось к лучшему, потому что пять групп уже могли бы быть передозом.

Первыми на сцену вышли, разумеется, наши ребята, а именно, Restless Oblivion. «Так получилось, что нам выпало открывать сегодняшний вечер», — заговорил фронтмен команды, и за этими словами как будто маячила немая растерянность - все же мы знаем, какие группы ставят в самое начало. На мой взгляд, впрочем, на "Дум-фесте" этого года все группы были на уровне, так что это оказался скорее вопрос субординации, нежели талантливости, и хотя Restless Oblivion держались с провинциальной застенчивостью, в их музыке не было местечковости. Не кривя душой скажу — именно они были самой колоритной группой вечера. Барабанщик и один из гитаристов (мы с интернетом выяснили, что его зовут Сергей Артемов) выглядели вполне себе каноничными металхэдами — таких можно обнаружить в любой группе любого жанра. Второй гитарист (тоже Сергей) отличался нёрдовской наружностью и как разместился в самом начале выступления между двумя проводами на полу, так, кажется, и не сошел с этого пятачка все 40 минут. Фронтмен явно хотел сполна оправдать свое звание и облачился в недлинную черную мантию с глубоким остроконечным капюшоном. Ему это безумно шло, тем более что господь наградил его весьма фактурной внешностью (теперь я, кажется, навеки убеждена, что дум должны играть исключительно русоволосые бородатые парни), а выступал он с похвальной естественностью и артистичным драматизмом. Непринужденнее же всего вел себя басист, но именно он, похоже, лишил покоя всех зрителей. Вообразите себе дитя цветов прямиком из 60-х, осовремененного дредами и светящейся в темноте кислотной оранжевой майкой с грибами. Как так вышло, что этот юноша с невинными голубыми глазами и блаженно ласковой улыбкой играет дум, — загадка не из легких. Возможно, он зашел на воронежский вокзал, чтобы налить бездомным котятам молока и закапать им в глазки капли от конъюнктивита, увидел скорбную четверку музыкантов, внезапно лишившихся басиста и оттого погрузившихся в ещё более безнадежный мрак, и решил их выручить, ведь неправильно это, когда божьи создания страдают — будь то котята или люди. Кому-то этот парень откровенно колол глаза, но мне очень понравилось, что каждый из участников группы не пытался из себя что-то корчить и был максимально собой. То ли Restless Oblivion так подкупили меня своим обаянием, то ли новый материал, который они и исполняли, действительно заметно отличается от того, что можно найти ВКонтакте, но они звучали как будто напористее и плотнее, чем на первом и пока единственном альбоме. Чем именно «премьерный» материал не похож на дебютник, я сказать не могу — и в этом одна из серьезных проблем Restless Oblivion: их сложно запомнить. Они безупречно исполняют дум, но эта безупречность, увы, довольно безлика. Было бы здорово, если бы у ребят имелось искреннее желание выразить нечто уникальное, иными словами, если бы они хотели экспериментировать. Они вполне могут себе это позволить, потому что играют они качественно, а гроул и сценическое поведение Ивана Войтова — то, к чему вокалисты приходят после 10 лет ответственной работы, а то и не приходят вовсе. В противном случае, боюсь, воронежцы могут рассчитывать только на случайные одноразовые прослушивания в тематических пабликах и моментальное забвение в головах слушателей. Я им, конечно же, желаю ровно противоположного.        

Новичков сцены сменили Mare Infinitum. Как гласит официальное описание из пресс-релиза, «Пожалуй, бывают задачи и попроще, чем найти любителя дума в Москве, не имеющего представления о Mare Infinitum». О нет, тут вы лукавите, господа, метал-братия первопрестольной откормленная и ленивая: тут бы успевать следить за сонмом еженедельных must-see и вовремя выкладывать рублики за билеты — куда там до местного андерграунда. Так что, полагаю, в "Rock House" всё же было немало людей, не слышавших об отечественных самородках. Тем не менее, Mare Infinitum были весьма красноречивы и приняли все меры, чтобы вы их если и видите впервые, то уж точно никогда больше не забыли. С ними сразу было понятно, что это — тертые калачи. Если Restless Oblivion, как добросовестные октябрята, репетировали с нервозной ответственностью, не брали капли в рот, усердно читали всенощную и разутюживали футболки до последней складки, то москвичи не без оснований понадеялись на профессиональную мышечную память, щедро приняли на грудь и на том, в общем-то, покончили с приготовлениями. Что ж, имеют право — выступили они, как вы уже поняли, на ура. Из всех групп именно Mare Infinitum больше всего поражала контрастами: в паузах между песнями и в обращениях к клубу на сцене стояли простоватые дубокожие весельчаки средних лет, пышущие здоровьем и не дураки выпить, от которых решительно не ожидаешь сложной по мысли и по-настоящему эмоциональной музыки, воплощенной с помощью уймы креативных ходов и прозорливого композиторства. Кому-то может показаться, что я выдумываю, но, во-первых, у меня вопиюще скудная фантазия, а во-вторых, трудно было пропустить мимо ушей самоуверенно кондовый акцент, с которым выговаривались английские названия: можно было легко решить, что эти 4 слова — первое соприкосновение вокалиста с английской речью. И как же разительно они менялись, стоило им начать играть! По сравнению с альбомными записями в их живом выступлении не было характерной вязкости и сочных, едва ощутимых налетов сладжа, зато с лихвой присутствовал эмоциональный накал и какая-то особо фактурная грандиозность звука. И если в самом начале вечера мы лицезрели медитативное разливы звука, перерезаемые готичными громадами гроула, то здесь — нате, кипучий мрак с кровавыми всполохами. Не могу сказать, звучат ли они лучше живьем — воспринимается это больше как разные интерпретации, но вот вокал во время живого исполнения однозначно оказался более впечатляющим. Отчасти, думаю, дело в том, что при прослушивании официальных релизов не так бросается в глаза тот факт, что и за гроул, за чистый вокал отвечает один человек. Кроме того, чистый вокал то ли сведен неудачно, то ли записан с каким-то совершенно неинтересным и ненужным здесь кривлянием. В "Rock House" же всё это дело было куда чище и монументальнее. Только ты слышишь непринужденный переход от брутальнейшего всеохватного гроула к безупречному, по-хорошему эстрадному пению, как челюсть сию же секунду падает на пол. Что уж до атмосферы, то наворотить первозданной жути им не помешали даже технические заминки. Словом, любо-дорого было смотреть и слушать. Дедушка Лавкрафт, чей портрет красовался на туловище басиста, явно должен был удовлетворенно улыбнуться в своей мшистой могиле.   

Оба увиденных первыми выступления поражали своей самодостаточностью и полноценностью. Это определенно укрепляло ощущение того, что ты находишься на фестивале. Теперь нам предстояло встречать зарубежных гостей, и если русские команды для части собравшихся всё же были котом в мешке, то голландцев предвкушали с жадностью, не знающей опасений. И снова мы увидели совершенно особое выступление. Пожалуй, главная особенность Officium Triste в том, что им даже не нужно было никакого сценического поведения: не делая ровным счетом ничего, чтобы впечатлить публику, они тем не менее произвели фурор (не такой, как итальянцы The Foreshadowing, но об этом позже). Из всех участников именно эти держались больше всего по-домашнему. Кто-то из гитаристов и вовсе всё выступление проходил босиком: потому что для них, ветеранов дума с более чем двадцатилетним стажем, отыграть концерт — что на кухню выйти. Я собиралась ещё отметить, что даже футболки у музыкантов не были черными, и вывести из этого умную концепцию, мол, такие они были со всех сторон мягонькие и уютные. Но судя по фотографиям, мое сознание просто хочет выдать желаемое за действительное: футболки были вполне себе черные, разве что, может, немного выцветшие от времени и потому не такие яркие, как у предыдущих товарищей. Я смотрела на них и всё силилась понять: нравится им играть? Не нравится? Может, другого приема ждали? Вид у них был настолько неопределенный, а к бурным овациям между песнями они выказывали так мало интереса, что легко можно было подумать, будто нидерландцы выступают без всякого удовольствия. Басист группы, однако же, расплывался в такой довольной отеческой улыбке, что все вопросы отпадали сами собой. Удивительное дело, в выступлении Officium Triste смотреть было совершенно не на что. Собственно, и выступления никакого не было. Но любой, кто там был, подтвердит — Officium Triste были одним из самых убедительных событий вечера. Попробуйте заикнуться о том, что нидерландцы не стоят того, чтобы на них смотреть, и ожидайте возмущенного негодования в ответ. Классический дум, закаленный временем и без всяких поз, — можете ли вы действительно желать чего-то другого?   

Каждая из отыгравших групп заслуживала полноценного концерта и звания хэдлайнера. Так, во всяком случае, мне думалось до выхода The Foreshadowing. На тот момент я считала себя более чем удовлетворенной после увиденного, и заяви организаторы, что на этом фестиваль окончен, я бы, что называется, не обломалось. Кроме того, все группы южнее Германии (за исключением, пожалуй, Rotting Christ) невольно вызывают у меня недоверчивый прищур. А эти мало того, что из Италии, так ещё и клавишник у них — отдельное лицо. Я, пожалуй, даже люблю клавиши, но знаете, как говорится, курица не птица, баба не человек, клавишник не музыкант… А этот ещё и дерзко разместился аккурат напротив меня. В то же время, я жаждала увидеть ТАКУЮ группу, о которой мне прожужжали все уши. Итальянцы действительно оказались ТАКИМИ. Насколько нидерландцы были безыскусными, настолько же The Foreshadowing были артистичными. «Ну, а эти самые томные», — мысленно записала я в будущий отчет, посмотрев на них пару минут. Но это вовсе не та группа, которая уже через песню-две оказывается перед зрителем как на ладони и всё выступление остается впечатляюще гетерогенной. Только я решила окрестить их томными, как со сцены полыхнуло так, что мне чуть брови не сожгло. Образно, конечно. Я, к сожалению, не такой знаток группы, чтобы сейчас наверняка сказать, на какой именно песне бестелесные херувимы вдруг превратились в коммандос. Пытаться же найти эту песню — дело гиблое, потому что вживую они воспринимаются принципиально иначе. Студийки The Foreshadowing отмечены, на мой взгляд, излишней — может, даже неуместной для дума — чувственностью и елейностью, которые иного могут и оттолкнуть. Но на сцене они играли с таким сатанинским драйвом, что все их особенности звучали как откровение. Сложно вспомнить группу, которая так же уверенно могла претерпеть столько неожиданных метаморфоз в рамках одного выступления и по щелчку пальцев сменять слепую ярость на меланхолию, меланхолию на лукавство, лукавство на черное отчаяние, отчаяние на прочувствованную страсть и так далее до бесконечности. Конечно, выходили они на сцену напряженными и отчаянно хотели впечатлить публику (что понятно, ведь это их первый визит в Россию), из-за чего все направленные в зал жесты поначалу выглядели несколько наигранно. Но эти ребята — не пустые фигляры, и как только они освоились на сцене, можно было не без восхищения заметить, что они вовсе не актерствуют, а творят нечто по-настоящему монументальное и при этом многогранное. В этой группе каждый — шоумен, но особенно поражали воображение вокалист (что предсказуемо) и пресловутый клавишник. В то время как костяк группы самозабвенно жарил риффы, Марко с минорным изяществом простирал руки к небу, с немой мукой запрокидывал голову, эдак томно потряхивая кудрями, — ну истый ангел скорби (и горячих концертов). Недалеко было до мысли, что Юный Вертер реинкарнировал в теле этого черноокого итальянца. Оглушительные овации, «спасибо, Москва», «хэй, хэй, ХЭЙ!» — ничего этого, казалось, Марко не видел и не слышал и оставался загадочно отстраненным даже в моменты самых тесных соприкосновений группы и зрителей. Можно было бы сказать, что он «как будто из другого мира», однако при всем при этом он смотрелся непостижимо органично с остальными музыкантами. Зато клавишник не давал нашему брату спуску. Это был самый отпетый металлюга из всех. Он-то зорко следил за фидбэком из зала, и его бескомпромиссный взгляд был весьма красноречив: «Ты чего это ручки на груди сложил, давай-ка не халтурь, сынок, тряси головой как следует, А ТЕПЕРЬ КРИЧИ, МАТЬ ТВОЮ!». Ох, уж и вывернули они из нас всю душу. Возможно, традиционный скепсис помешал кому-то проникнуться отечественными группами, кому-то нидерландцы могли показаться недостаточно зрелищными, но The Foreshadowing безоговорочно потрясли всех и каждого. Что неудивительно, когда группа так серьезно готовится к выступлению. Часто ли вы слышали, например, чтобы заграничные ВИА играли вам российский гимн? А эти сыграли. К нашему гимну, конечно, можно относиться по-разному, но все же чертовски приятно, когда ты чуть больше чем очередная строчечка в гастрольном графике.   

Из всех наших мероприятий, покушающихся на интернациональность и статус фестиваля, "Moscow Doom Festival" - однозначно самый искренний и грамотно составленный ивэнт со стороны организаторов. Поэтому хочется пожелать им более ощутимую поддержку от зрителей, которая явно позволила бы оргам свободнее развернуться и насытить лайнап ещё большим количеством музыкальных откровений. Глядишь, как-нибудь к нам и Dread Sovereign пригласят, то-то будет праздник (у меня). Нет, серьёзно, ребят, где вы все были-то? Ну да ничего, главное, не забудьте в следующий раз прийти: на юбилейном десятом "Дум-Фесте", думается мне, можно ожидать ещё пущего экстаза.

Выражаем благодарность Sepulture Union за предоставленные аккредитации

Текст: Лена Пашко
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker