Последние 25 отчетов

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

Sweden Rock Festival 2018. Day 2 (IRON MAIDEN, KREATOR и др.)

Архив отчетов
Дата
07.06.2018
Город
Норье (Швеция)
Клуб
Норье
Организатор

Одна из прелестей крупных фестивалей – возможность просыпаться (ну, или хотя бы умываться) под саундчек хэдлайнеров. Вечером вы увидите их во всей красе, а с утра пораньше, пока территория феста еще не открыта для народа, можно послушать несколько песен в сыром, еще только принимающем окончательную форму виде. Да и вообще, разве не здорово – ты идешь в магазин за завтраком, а из-за забора уже поют тебе вживую: “you’ll take my life, but I’ll take yours too”? Голос, правда, показался мне немного странным - и действительно, как подсказали мне впоследствии коллеги, саундчеки за музыкантов Iron Maiden обычно проводят их техники. Но все равно было очень интересно.

С годами дневная программа “Sweden Rock” становится все насыщеннее. В 2013 году, когда мы приехали на фестиваль в первый раз, дневные часы обычно проходили у нас в расслабленной обстановке, а серьезный «марафон» начинался ближе к вечеру. Уже в 2015-м быть у какой-нибудь из сцен к 12.00 стало обычным делом. А в этот раз первый полноценный фестивальный день стартовал для нас аж в 11.30 – именно в это время на “4Sound Stage” вышли шведы Crazy Lixx.

Эти глэм-рокеры уже пару раз выступали в России, однако я сознательно игнорировал их приезды, поскольку с творчеством группы был совершенно не знаком. Тем не менее, изобилие восторженных отзывов об этих концертах убедило меня в том, что пренебрегать возможностью послушать коллектив вживую в этот раз не стоит. Восторги коллег не были безосновательными – Crazy Lixx оказались достойнейшими представителями скандинавской слиз-рок сцены. Несмотря на ранний час, квинтет собрал перед сценой приличное количество публики, которая оказывала ему весьма теплый (по шведским меркам) прием. Вполне, надо сказать, заслуженный – здесь было и на что посмотреть (классические кожаные прикиды у всех участников), и что послушать – музыкальный материал Crazy Lixx вполне выдерживает конкуренцию с, например, Crashdiet. Последние несколько лет были не самыми простыми для коллектива, и из оригинальных участников в нем остаются лишь фронтмен Дэнни Рексон и барабанщик Джоэл Сирера. Но текущий состав выглядит вполне стильно, звучит драйвово и искренне – а в скандинавском слиз-роке это неотъемлемые слагаемые успеха. Будем надеяться, что группа приедет в Россию еще – я бы с удовольствием посмотрел на них на сцене дольше, чем полчаса.

Почему полчаса? Потому что уже в 12.00 начиналась программа на двух других сценах – на “Rock Stage” должны были выйти праотцы шведского мелодик-дэта Dark Tranquillity, а “Sweden Stage” предоставлялась в распоряжение финских гостей из Battle Beast. Это была одна из первых временных коллизий на нынешнем фестивале, когда нескольких интересных мне артистов ставили на одно и то же время. К счастью, наименее болезненная – и тех, и других я слушал в Москве в 2017 году. Тем не менее, посмотреть еще раз очень хотелось на обоих, и было принято компромиссное решение провести перед каждой из сцен по полчаса.

Dark Tranquillity досталась площадка побольше, и начали мы именно с них. Впоследствии оказалось, что решение это было верным, потому что в начале сета шведы сыграли две песни с последнего альбома “Atoma”, которые не звучали полтора года назад в России – “Encircled” и “Clearning Skies”. А дальше все пошло по накатанной – “The Treason Wall”, “The Science Of Noise”, “Terminus” и другие отличные песни, регулярно украшающие программу коллектива. К сожалению, саунд вновь оказался мутноватым, пусть и не настолько, как в московском ГлавКлубе; так или иначе самым лучшим по звуку выступлением Dark Tranquillity из виденных мной до сих пор остается самое первое – на том же “Sweden Rock” в 2015 году. А вот фронтмен Микаэль Станне был в этот раз даже еще милее, чем обычно. Меня до сих пор слегка коробит писать слово «милый» применительно к вокалисту экстремальной группы, активно использующему гроулинг, но именно оно подходит этому замечательнейшему персонажу лучше всего. Хотя представление о его сценической манере тем, кто никогда не видел Dark Tranquillity на сцене, все равно вряд ли дает. Лучше сходите на них в следующий приезд сами, не пожалеете.

Battle Beast уже давно переросли те слоты, которые дает им “Sweden Rock” – когда мы подошли к “Sweden Stage”, там было натурально не протолкнуться, хотя стрелки часов едва-едва перевалили за 12.30. Параллельно с популярностью растут габариты вокалистки Нооры Лоухимо – за полгода с их последнего приезда в Москву ее явно стало больше еще на несколько килограмм. Если дело пойдет так дальше, это рискует стать для группы проблемой – Нооре с ее комплекцией все тяжелее петь и двигаться с требуемой для Battle Beast отдачей. Хотя устроить что-то типа канкана вместе с гитаристами на “Bastard Son Of Odin” ей по-прежнему удается. В Швеции Battle Beast представили аналогичную московской программу, лишь укоротив сет на несколько песен. И программа эта просто превосходна, а количество хитов в ней натурально зашкаливает. Многие коллективы, выступая на фестивалях, отказываются от медляков и нестандартных номеров, предпочитая бомбить публику беспроигрышными боевиками, но только не наши герои. У них в сете нашлось место и для баллады “Far From Heaven”, и для ретро-диско “Touch In The Night”, но и забойного материала типа финальной “Beyond The Burning Skies” хватало. Мало кто ждал от Battle Beast великих свершений после скандального увольнения основного автора Антона Кабанена, однако за последние пару лет группа полностью утвердилась как независимая от него творческая единица. Да, это уже давно не тру-метал, и клавишные партии играют в их музыке одну из основных ролей. Но, на минуточку, эти клавишные партии играются вживую, а самое главное, они не идут в ущерб драйвовости, которая у этого секстета просто зашкаливает. И уже к часу дня ранние пташки из числа посетителей “Sweden Rock” имели все шансы наплясаться до полного изнеможения.

После Battle Beast мы взяли для себя час передышки, а дальше в расписании фестиваля наступала очередная вилка (или, скорее, «вилы»). С одной стороны, очень хотелось посмотреть, что представляют собой вживую американские модерн-металлисты In This Moment, еще ни разу не появлявшиеся в России, а с другой, я еще ни разу не видел на сцене ветеранов Nazareth после ухода на пенсию казавшегося незаменимым вокалиста Дэна МакКафферти. Обе группы начинали одновременно, но сет In This Moment был на 15 минут короче, и это обусловило наш выбор.

Последний альбом американской группы неслучайно носит название “Ritual”. На ассоциации с религиозной церемонией наводило уже убранство сцены – в ее центре был воздвигнут шатер, из которого фронт-леди Мария Бринк эффектно появлялась в начале каждой песни, и куда она столь же эффектно удалялась, чтобы сменить наряд. Но выходила она не одна – вместе с ней выступала танцовщица, которая устраивала в паре с певицей замысловатые пантомимы. То она затевала с Марией некое противоборство, словно отображая ее внутреннюю злую сущность, то становилась прямо за ней, так что при взгляде спереди фронт-леди казалась четвероруким божеством. Сама Бринк при этом выглядела все эротичнее с каждой сменой костюма, и я очень жалею, что не увидел, во что она была одета на последней песне сета, носящей знаковое название “Whore” (это вдвойне печально, потому что именно эта песня является у них моей любимой). Зато удалось послушать совершенно фантасмагорическую “Black Wedding” – радикальную переработку старого хита Билли Айдола “White Wedding”, который In This Moment превратили в чуть ли не сладжевого монстра. В любом случае, артистизмом Марии я остался очень впечатлен, правда, смысл показываемого ею шоу был для меня не всегда очевиден. Несколько сложнее оказалось воспринимать музыку – некогда металкоровая группа ныне составляет свою программу преимущественно из длинных и тягучих вещей (их было всего семь за 60-минутный сет), которые, как мне кажется, без визуальной поддержки прозвучали бы довольно-таки утомительно.

Из выступления Nazareth мне в итоге удалось послушать минут 25, и все это время шотландцы выдавали на гора абсолютно классическую программу: “Beggars Day”, “Hair Of The Dog”, “Expect No Mercy” и – о, счастье! – “Love Hurts”. Однако впечатления от увиденного остались очень неоднозначными. С одной стороны, новый фронтмен Карл Сентанс выглядит и ведет себя куда живее и естественнее Дэна в его последние годы. По крайней мере, не возникло напрягавшего меня на концерте в московском «Крокусе» ощущения, что перед нами школьный учитель, который показывает молодежи, как правильно играть рок. С другой, с детства знакомый мне репертуар Карл поет СОВСЕМ не так, как Дэн. Я не стану говорить, что хуже, просто очень непривычно. Из-за этого Nazareth куда больше, чем все другие увиденные на нынешнем фесте ветераны харда, прозвучали как кавер-группа. Хотя я, конечно, понимаю, что найти для МакКафферти сменщика, который бы и его клоном не казался, и вписался в музыку органично – задача архитрудная, и сильно ругать Nazareth за то, что они с ней пока не справились, вряд ли стоит.

Совсем иначе обстоят дела у еще одного легендарного хард-рокера 70-х – Гленна Хьюза, который стал первым отсмотренным нами артистом на огромной “Festival Stage”. 65-летний Гленн гастролирует сейчас с программой, полностью составленной из песен Deep Purple, поэтому для стариков-хардовиков следующие 75 были самым настоящим раем – “Stormbringer”, “Might Just Take Your Life”, “Burn” и даже “Highway Star” со “Smoke On The Water”. Нынешние вокальные кондиции Хьюза разительно контрастируют с той плачевной формой, в которой пребывает в последние лет 15 Ян Гиллан, и этот контраст особенно подчеркивается исполнением “Highway Star” – Гленну до сих пор под силу все форсированные высокие ноты, предусмотренные в оригинальной версии этой песни. Кроме того, он буквально лучится жизнелюбием и позитивом, что в таком возрасте можно найти у считанных единиц даже на дающей неслабую энергетическую подпитку рок-сцене. Было заметно, что Швеция – не рядовая страна для Хьюза: именно здесь началось в 90-х его возвращение на сцену после многих лет наркотической зависимости, да и аккомпанирующий состав у него преимущественно скандинавский. И здешняя публика его тоже любит – у сцены собралась внушительная толпа, которая с восторгом внимала даже весьма пространным импровизационным экзерсисам музыкантов, из-за которых одна только концовка “Smoke On The Water” растянулась минут на шесть.

Лично я не слишком-то приветствую решение Гленна сконцентрироваться полностью на исполнении материала Deep Purple, ведь у него за плечами обширнейшая сольная дискография, из которой без труда наберется вполне хитовый полуторачасовой сет. Однако посещенный пару лет назад в Москве концерт недолговечной супергруппы California Breed научил меня тому, что в случае с Хьюзом сет-лист имеет второстепенное значение. Главное – та энергетика, которую он транслирует, тот кайф, который он получает от игры и от взаимодействия со своими музыкантами, а исполняться при этом может отнюдь не только то, что ты ждешь, и все равно получится классно. Нынешнее выступление подтвердило этот вывод – я прекрасно прожил бы без уже тысячу раз слышанных “Burn” или “Smoke On The Water”, но весь сет был настолько энергетически насыщенным и позитивным, что я не могу отказать Гленну в праве играть и петь абсолютно все, что он хочет. По крайней мере, до тех пор, пока его кайф от музыки столь удачно передается публике.

Далее в моем отчете вы еще не раз найдете упоминания о ветеранах и легендах, но программа “Sweden Rock” состоит не только из них. Находится в ней место и для совсем новых коллективов, правда, если приглядеться, в их составе часто находятся уже раскрученные имена. Таков, например, проект The Dark Element – за этим названием скрываются финский гитарист Яни Лииматайнен, известный по Sonata Arctica, Altaria и акустическому дуэту с вокалистом Stratovarius Тимо Котипелто, и шведская певица Анетт Олзон, проведшая несколько лет в составе Nightwish. Изначально этот альянс, как и множество ему подобных, родился в голове президента лейбла Frontiers Серафино Перуджино, но прошлогодний дебютный альбом дуэта получился столь удачным, что его участникам стали поступать приглашения о концертах. “Sweden Rock” удалось обскакать конкурентов– именно на его подмостках состоялось первое в истории проекта выступление.

Успех альбома “The Dark Element”, похоже, стал для его создателей неожиданным, однако он вполне заслужен – Яни сочинил превосходный материал, заметно отличающейся от традиционной продукции Frontiers мощным саундом с активным использованием электроники и повышенным уровнем хитовости. Воплощение его на сцене также порадовало – музыканты без труда воспроизвели студийное звучание, а Анетт спела даже лучше, чем на записи. Другой вопрос, что она и в Nightwish выглядела своеобразно, а сейчас и вовсе оделась так, как будто бы специально хотела подчеркнуть свои раздавшиеся габариты. И шутки у нее тоже своеобразные, например - «Да я вообще не знаю, о чем тексты, которые пишет мне Яни!» Хотя в альбоме ни одного замысловатого или даже двусмысленного текста нет. А есть довольно откровенные размышления о превратностях человеческих отношений – куда ушла любовь, почему, и как жить дальше.

В сет-лист The Dark Element вошли только собственные номера (в общей сложности, вживую прозвучало 10 из 11 записанных на дебютнике треков), хотя многие, и я в том числе, не отказались бы послушать также что-нибудь из наследия Nightwish или обширной дискографии Яни. Бесспорно, пара «эвергринов» типа “Amaranthe” или “Storytime” привлекла бы к сету дебютантов больше внимания, но не похоже, что участники дуэта так уж к нему стремятся. «Мы, возможно, еще будем выступать… если захотим», - сказала Анетт ближе к финалу, и это, похоже, была не шутка. Хотя, с другой стороны, в арсенале проекта достаточно собственных хитов, как, например, вполне «найтвишевская» “The Ghost And The Reaper” или трогательнейшая “Someone You Used To Know”. Словом, можно с уверенность сказать, что сценический дебют The Dark Element удался… особенно если смотреть в центр сцены пореже.

Второй день фестиваля получился для нас самым напряженным – выступления интересных артистов шли с утра одно за другим, а ведь надо было еще приберечь силы на хэдлайнеров. И тем не менее, в дневной программе оставался еще один коллектив, который обязательно нужно было посмотреть. Речь идет о греках Rotting Christ, отношения с которыми у меня в последнее время складываются по принципу "мы не встретимся никак". На позапрошлогоднем чешском фестивале “Masters Of Rock” они играли глубокой ночью, и на них у нас натурально не осталось сил, а осенью прошлого года, когда они приехали в Москву, идти на концерт я просто-напросто не рискнул, зная, как любят у нас в последние годы срывать выступления «неправильных» металлистов. При этом «роттинги» (или Rotting C., как их «от греха подальше» перекрестили в наших краях) входят в мой личный Топ-3 греческой экстремальной сцены 90-х, уступая лишь Septicflesh и Nightfall, и если первых двух я уже имел удовольствие видеть на сцене, то Сакиса Толиса сотоварищи  – еще нет. Так что в этот раз я решил: устал – не устал, иду по любому.

Решение вновь оказалось правильным – квартет воплощает вживую лучшие стороны греческой экстремальной музыки времен ее расцвета. Я понимаю, что радикальное название заставляет многих ожидать от группы лишь антимелодичного скоростного молотилова, но на деле это совершенно не так. В музыке «роттингов» присутствует настоящая драматургия и разнообразие, а в сценической подаче – колоссальная сила и эмоциональность. И не беда, что с моих любимых альбомов прозвучали лишь отдельные немногочисленные треки (с шаманского “Rituals” – две штуки, а с окологотических “Triarchy Of The Lost Lovers” и “A Dead Poem” – вообще ничего); сет-лист не столь уж важен, когда каждая песня превращается на сцене либо в ритуал, либо в манифест. Тем более что в середине сета группа заложила лихой вираж в прошлое, порадовав олдскульщиков номерами с таких краеугольных релизов, как дебютный полноформатник “Thy Mighty Contract” (1993) и даже предшествовавший ему EP “Passage To Arcturo” (1992). Да, манифесты и ритуалы эти не слишком богобоязненные, но это то искусство, которое способно впечатлить даже при радикальном несогласии с лежащей в его основе идеологией.

Шоу Helloween с программой “Pumpkins United” стало одним из главных событий первой половины 2018 года для московской металлической публики. Аншлаг в клубе-восьмитысячнике “Adrenaline Stadium” убедил самых прожженных скептиков в том, что даже во времена тотального засилья рэпа и видеоблогеров классический металл имеет в наших краях значительную аудиторию. У меня, однако, то шоу оставило несколько смешанные эмоции – за масштабом происходящего порой терялась связь между музыкантами и исполняемой ими музыкой. Тем не менее, пройти мимо еще одного совместного выступления Helloween с Каем Хансеном и Михаэлем Киске было для меня просто немыслимо, и, думаю, любой, у кого в конце 80-х или начале 90-х в стереосистеме "жили" кассеты с "Киперами", меня поймет. Та музыка слишком много значила для меня в юности, чтобы я мог сейчас не то, что остаться в стороне, а даже не успеть к началу. И вот на часах 19.40, правый глаз нещадно слепит заходящее шведское солнышко, а из динамиков “Rock Stage” доносится до боли знакомое “Masquerade, masquerade…”

Точное время начала сета указано здесь не случайно – оно показывает, что хэдлайнерство в этот день принадлежало другой группе. В то же время, московское выступление немцев продолжалось 2,5 часа, так что заранее было понятно, что для того, чтобы адаптировать программу реюнион-тура под фестивальный формат, ее придется радикально перестраивать. Моего питерского коллегу, который смотрел выступление Helloween на следующий день на одном из финских фестов, такая ситуация расстроила, меня же скорее заинтриговала. Я изначально ожидал, что впечатления от двух выступлений в различных исходных условиях будут отличаться, правда, не предполагал, что столь существенно.

Масштаб внесенных в сет корректив стал понятен, когда “Halloween”, один из самых грандиозных эпиков за всю историю группы, оборвался после второго припева, то есть даже не на середине. Аналогичная участь постигла “Keeper Of The Seven Keys”, от которого уцелел только последний припев. Также под нож пошла вся межпесенная анимация, барабанное соло, в котором Дани Лебле играл «в паре» с проецируемым на экраны Инго Швихтенбергом, и новый трек “Pumpkins United”, своего рода лейтмотив всего тура. Однако в шведском шоу по сравнению с московским была не только «убыль», но и «прибыль». Это, в частности, песня “I’m Alive”, в России не прозвучавшая, но нежно любимая всеми, для кого слово «Киперы» - не пустой звук. А вторым однозначным плюсом стала вокальная форма Михаэля Киске. В Москве его перформанс далеко не лучшим образом контрастировал с тем, что я слышал от него ранее, здесь же серьезных косяков легендарный вокалист не позволял и стал настоящим украшением выступления. Хотя, возможно, из сета просто вылетели сложные для него вещи типа “March Of Time”.

В результате всех этих метаморфоз из шоу практически исчезла вся его «постановочность», и если в апреле мне казалось, что я присутствую на масштабном перформансе почти пинкфлойдовского размаха, то сейчас выступление Helloween больше походило на дружеский джем-сейшн. Трудно сказать, какая из ипостасей “Pumpkins United” лучше – уж очень они разные, и у каждой есть свои плюсы и минусы. Лично я очень рад, что воочию увидел их обе.

Helloween ушли с “Rock Stage” еще засветло, и если найти на фестивальной территории какое-нибудь возвышение, можно было понаблюдать, как огромные толпы стекаются в направлении “Festival Stage”, где вот-вот должно было начаться выступление главной группы всего четырехдневного мероприятия – легендарных Iron Maiden. Зрители томились в радостном предвкушении, нас же перед сетом хэдлайнеров постиг серьезный облом. В этом году организаторы предоставили нашему порталу доступ в фото-яму, что происходит далеко не каждый год и является, насколько мы понимаем, привилегией крупных изданий и давних партнеров фестиваля. Однако для съемки «Мэйден» с близкого расстояния нужно было попасть в еще какой-то «ультра-короткий» список, о существовании которого мы узнали, лишь когда нас в нем не нашли. Конечно, статус HeadBanger.ru на международной арене нам хорошо понятен, но все же о наличии дополнительных ограничений на съемку организаторам стоило бы предупреждать заранее, а не за 10 минут до начала действа, когда отыскать в плотной толпе место хотя бы с минимальным обзором сцены становится практически невыполнимой задачей.

Я не преувеличиваю – за четыре посещенных мной в окрестностях Солвесборга фестиваля подобное столпотворение доводилось видеть лишь на Kiss. Песни Iron Maiden звучали в день их выступления из каждого второго динамика в фестивальной зоне и кемпинге, а от всевозможных инкарнаций Эдди, глядящего на вас с футболок, нашивок и прочего мерча, натурально рябило в глазах. Именно включение Iron Maiden в число участников фестиваля стало главной причиной, почему все билеты на него распродались в этом году в рекордно короткие сроки. Некоторые даже выражали опасения, а не слишком ли это большая группа для такого камерного (всего 35 тысяч зрителей) мероприятия, не случится ли из-за наплыва "мэйденовских" фэнов и их активности коллапс фестивальной инфраструктуры, отлаженная работа которой является для нас одной из главных причин возвращаться сюда год за годом.

Инфраструктура действительно справлялась с некоторым скрипом - накануне на подступах к фесту нам пришлось постоять в автомобильной пробке, а в преддверии самого сета Iron Maiden наблюдать вызывающие некоторый холодок по спине очереди перед входами в фестивальную зону. Однако если говорить о выступлении самой группы, то ни о каком скрипе не может быть и речи. «Мэйден» остаются несомненными флагманами мировой тяжелой сцены, и если у кого-то их посетителей “Sweden Rock”-2018 были в этом сомнения, то после того, как смолкло аутро, их не могло остаться даже теоретически. В отличие от Helloween, британцы никак не адаптировали под фестивальный формат программу текущего тура, основанную на мобильной игре “Legacy Of The Beast”, поэтому ее ключевые моменты уже наверняка известны всем интересующимся по постам и видеозаписям в Интернете. В Норье был и макет британского истребителя Spitfire на “Aces High”, и фехтующий с гигантским Эдди Брюс Дикинсон на “The Trooper”, и светящийся крест в руках фронтмена на “Fear Of The Dark”, и много другое. Но для меня лично главной ценностью шоу стали даже не трюки и визуальные эффекты, а прекрасный звук, не идущий ни в какое сравнение с тем, что я дважды слышал от Iron Maiden в «Олимпийском». Теперь я очень вряд ли пойду на эту группу в Москве, даже если ее до нас еще когда-нибудь довезут.

Также не могу не отметить очень удачный сет-лист, в который вошло немало старых треков, уже долгое время не звучавших живьем. Два важнейших эпика времен Блэйза Бейли (“The Clansman” и “Sign Of The Cross”), целых три песни с очень любимого мной альбома “Piece Of Mind”, включая “Flight Of Icarus”, не исполнявшуюся с 1986 (!!!) года, относительно новая “For The Greater Good Of God”, игравшаяся только в туре в поддержку альбома “A Matter Of Life And Death” (2006) – настоящий праздник для тех, кто хорошо разбирается в дискографии британцев. Ну а все прочие могли вдоволь посходить с ума под общеизвестные хиты типа “Run To The Hills” или “2 Minutes To Midnight”, которых тоже было предостаточно. При этом программа, по утверждению Брюса, выстраивалась в определенную концепцию, связанную с вышеупомянутой мобильной игрой. Увы, я не геймер, поэтому понять концепцию не смог, но получать удовольствие от колоссального шоу это совершенно не мешало. Мешали лишь усталость от многочасового пребывания на ногах да постоянное «броуновское движение» перед сценой, поэтому последние три песни мы дослушивали, сидя на полу в фуд-корте – нужно было еще хотя бы одним глазом посмотреть на «пост-хэдлайнеров».

Казалось бы, кого можно поставить глубокой ночью после таких суперзвезд, как Iron Maiden, чтобы зрители не впали в апатию или не разбежались отдыхать по палаткам? Как ни странно, таких артистов нашлось достаточно, чтобы заполнить целых три сцены. Древние оккультные рокеры Coven, оккупировавшие “4Sound Stage” отпали для нас сразу – по дороге в кемпинг мы послушали пару их психоделических прото-думовых номеров и поняли, что ничего не теряем. Мелодик-рокеры H.E.A.T (на “Sweden Stage”) выглядели куда как заманчивее – но их буквально через полтора месяца обещали привезти в Москву. Так что свой выбор мы сделали в пользу последней группы на “Rock Stage”, чей статус в трэшевых кругах близок к статусу Дикинсона сотоварищи в кругах хэви-металлических.

Kreator, как и Iron Maiden, ездят в Россию регулярно, но на протяжении многих лет ходить на них можно было лишь ради угара – и звук, и свет стабильно оставляли желать лучшего. На последнем концерте немецких трэшеров, состоявшемся в марте 2017 года, ситуация заметно улучшилась, однако отечественные правила пожарной безопасности вынудили группу отказаться от открытого огня и ряда других пиротехнических эффектов, в то время как в Швеции под открытым небом с этим никогда не бывает проблем. Я уже видел Kreator на “Sweden Rock” в 2013 году и остался очень впечатлен, но тогда выступление группы поставили на три часа дня; сейчас же намечалась возможность увидеть шоу лидеров европейской трэшевой сцены во всем его блеске.

За полтора года, прошедших после московского концерта, Милле Петроцца и три его товарища не выпустили нового материала, поэтому на радикальную ревизию сет-листа я не рассчитывал. Тем не менее, кое-что неожиданное в Норье прозвучало: во-первых, это “Totalitarian Terror”, один из главных хитов последнего альбома “Gods Of Violence” (2017), который Kreator почему-то стали исполнять лишь в нынешнем году, а во-вторых, классический “Betrayer”, из-за отсутствия которого в Москве многие олдскульщики сильно расстроились. И пусть я слышал его живьем уже немало раз, я вновь поразился, какой мощный заряд злобы и ненависти несет эта песня. Впрочем, она не является у тевтонцев единственной в своем роде – их сет буквально напичкан агрессивным, скоростным и жестким материалом, в котором, однако, почти всегда есть место для мелодии (в этом, собственно, и секрет успеха Kreator в последние полтора десятка лет). “Hail To The Hordes”, “People Of The Lie”, “Violent Revolution” – исполняя такие песни, очень трудно не вызвать у зрителей бурную реакцию, так что несмотря на поздний час, перед сценой постоянно крутился серкл-пит, и даже я, лишившийся последних сил под конец сета Iron Maiden, неожиданно обрел второе дыхание и успешно досмотрел все выступление до самой финальной “Pleasure To Kill”. Под стать музыке было шоу, в котором постоянно что-то взрывалось, горело и изрыгало пламя. Хотя самый большой восторг у брутальных трэшеров вызвала засыпавшая все подступы к сцене мишура – они, словно дети, пытались закутываться в ленты и кидались ими.

В это трудно поверить, но отсмотрев за день выступления 11 групп, мы далеко не исчерпали фестивальный потенциал. Среди артистов, на которые мы так и не попали, оставались такие серьезные имена, как австралийские рок-н-ролльщики Rose Tattoo и одни из основоположников рэп-метала Body Count. А будь я закоренелым фанатом Iron Maiden, я не прошел бы мимо группы The Raven Age, где на гитаре играет сын Стива Харриса. По насыщенности программы “Sweden Rock” скоро можно будет сравнить с «Вакеном» или «Хеллфестом», где кто-то интересный выступает в любой произвольный момент времени. Вот только толпы на нем куда меньше, что лично я расцениваю исключительно как плюс. Рок-шоу – это не то место, где работает принцип «большое видится на расстоянии».

Сет-листы:

Dark Tranquillity

01. Encircled
02. Monochromatic Stains
03. Clearing Skies
04. The Treason Wall
05. The Science of Noise
06. Forward Momentum
07. Atoma
08. Terminus (Where Death Is Most Alive)
09. The Wonders at Your Feet
10. ThereIn
11. Final Resistance
12. Lost to Apathy
13. Misery's Crown

Battle Beast

01. Straight to the Heart
02. Bringer of Pain
03. Familiar Hell
04. Let It Roar
05. Black Ninja
06. Far from Heaven
07. Lost in Wars
08. Touch in the Night
09. Bastard Son of Odin
10. King for a Day
11. Beyond the Burning Skies

In This Moment

01. Salvation (Intro)
02. Blood
03. River of Fire
04. Adrenalize
05. Witching Hour Intro / Roots
06. Black Wedding
07. Big Bad Wolf
08. Whore

Glenn Hughes

01. Stormbringer
02. Might Just Take Your Life
03. Sail Away
04. Mistreated
05. You Keep on Moving
06. Smoke on the Water
07. Highway Star
08. Burn

The Dark Element

01. The Dark Element
02. Last Good Day
03. Dead to Me
04. Here's to You
05. Someone You Used to Know
06. Halo
07. I Cannot Raise the Dead
08. The Ghost and the Reaper
09. Only One Who Knows Me
10. My Sweet Mystery

Rotting Christ

01. 666
02. Kata ton Demona Eautou
03. Demonon Vrosis
04. Elthe Kyrie
05. Apage Satana
06. The Sign of Evil Existence
07. Transform All Suffering Into Plagues
08. The Forest of N'Gai
09. Societas Satanas (Thou Art Lord cover)
10. Middle Intro
11. In Yumen-Xibalba
12. Grandis Spiritus Diavolos
13. Noctis Era
14. Outro

Helloween

01. Halloween (фрагмент)
02. Dr. Stein
03. I'm Alive
04. Waiting for the Thunder
05. Starlight / Ride the Sky / Judas / Heavy Metal (Is the Law)
06. A Little Time
07. If I Could Fly
08. Power
09. How Many Tears
10. Invitation (Intro tape)
11. Eagle Fly Free
12. Keeper of the Seven Keys (фрагмент)

Бис:
13. Guitar Solo (Kai Hansen)
14. Future World
15. I Want Out

Iron Maiden

01. Doctor Doctor (UFO song) (Intro tape)
02. Churchill's Speech (intro tape)
03. Aces High
04. Where Eagles Dare
05. 2 Minutes to Midnight
06. The Clansman
07. The Trooper
08. Revelations
09. For the Greater Good of God
10. The Wicker Man
11. Sign of the Cross
12. Flight of Icarus
13. Fear of the Dark
14. The Number of the Beast
15. Iron Maiden

Бис:
16. The Evil That Men Do
17. Hallowed Be Thy Name
18. Run to the Hills
19. Always Look on the Bright Side of Life (Monty Python song) (Outro tape)

Kreator

01. Mars Mantra (Intro tape)
02. Phantom Antichrist
03. Hail to the Hordes
04. Army Of Storms / Enemy of God
05. Satan Is Real
06. Civilization Collapse
07. People of the Lie
08. Flag of Hate
09. Phobia
10. Gods of Violence
11. Total Death
12. From Flood into Fire
13. Hordes of Chaos (A Necrologue for the Elite)
14. Violent Revolution
15. Totalitarian Terror
16. Fallen Brother
17. Betrayer
18. Pleasure to Kill
19. Apocalypticon (Outro tape)

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker