Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

Uleåborg Festival of Psychedelia (KAIRON; IRSE!, PEKKO KÄPPI JA K:H:H:L и др.)

Архив отчетов
Дата
12.07.2018
Город
Оулу (Финляндия)
Клуб
Tukikohta
Организатор

Может показаться удивительным, но в финском городе Оулу, из которого вышли такие тяжелые команды, как Impaled Nazarene и Sentenced, жанры прогрессив-рока, психоделического рока и стоунера пользуется огромной популярностью. Крупные фестивали ежегодно приглашают интересные команды из-за рубежа, у нас же речь пойдет о более маргинальном, альтернативном фестивале, который проходит в бывшем автобусном парке и в основном собирает финский состав, зато представляет большее многообразие поджанров.

Открытие “Uleåborg Festival of Psychedelia” ознаменовалось внеурочным концертом, на котором выступали довольно интересные группы. К моей личной радости, я таки успела где-то на пять песен Jupiter. Эту команду я снова хотела увидеть вживую уже пару лет. Уже при нашем первом знакомстве группа произвела отличное впечатление своей скромностью и азартом. В этот раз выступление было более камерным, в зале собрались только те немногие, которые пришли именно на открытие фестиваля. Это не только не помешало, но и, наоборот, помогло создать приятную, интимную обстановку, где и музыканты, и слушатели чувствовали себя комфортно, на одной волне. В Jupiter только три участника, играют они без клавиш, поэтому их стиль ближе к року, точнее, к эйсид-року, где гитаре с примочками отводится ключевая роль. В репертуаре группы есть и композиции с вокалом, но я их не застала. В соответствии с законами жанра, песни довольно длинные, и именно вживую очень интересно следить за развитием музыки, в которой немалое место отводится импровизациям. Несмотря на расслабленное действие и отсутствие четко обозначенного сюжета, ощущение целостности не теряется. Наоборот, кажется, что вы вместе с музыкантами прокатились по долинам планеты Юпитер, где растут неоновые грибы, идет разноцветный дождь и ползают гусеницы-хамелеоны.

Еще одна группа, выступавшая в нулевой день - Meteor Vortex. Название очень неплохо соответствует музыке, кстати, исключительно инструментальной. Мощные, ритмичные басовые фигуры, выстроенные на яркой, четкой барабанной канве, приправлены атмосферными гитарными рисунками и прекрасным визуальным сопровождением. В выступлении чувствовалось больше от стоунер-рока, но не без мелодичного настроя. Cет Meteor Vortex получился своего рода золотой серединой – с одной стороны, техничным и профессиональным, но при этом каким-то очень душевным. Даже те немногие, что отдыхали на улице, решили присоединится к действу, а к концу концерта требовали продолжение банкета. Я же не могла отвязаться от мысли о том, что этот «метеороворот» заслуживает места не только на открытии фестиваля, но и в самом его разгаре!

Поскольку первый полноценный день фестиваля мне пришлось пропустить, то второй день я решила отстоять по максимуму. Выступавшие в 17:00 Can Can Heads привлекли меня, прежде всего, своим названием: немцы Can во главе с Хольгером Чукаем стояли у истоков психодела в 60-х, немало повлияв и на электронную сцену. Но если Can все-таки играли музыку, хотя и очень экспериментальную, то здесь я, ничего не подозревая, попала на выступление, которое может быль отнесено скорее к перформансу, нежели к концерту. Вокалист, если его можно так назвать, выступал в платье. Всегда приятно увидеть, что хоть кто-то не стесняется выпустить свое творческое альтер-эго на свободу, что у человека внешнее соответствует внутреннему. С вокалом было так: он издавал звуки, которые по ритму – да и, в принципе, и по тембру – напоминали то, что создается барабанами, гитарой, басом и саксофоном, но пением это назвать при всем желании нельзя. Зал был просто заворожен таким необычным «концертом» и с удивленными глазами следил за происходящим. Что и говорить, это было действительно интересно! Загадочная финская артистичная душа, помноженная на культурно обусловленную невозможность воспринимать себя всерьез и очень своеобразный финский юмор, равняется Can Can Heads. Даже самый хаотичный панк все-таки имеет какую-никакую структуру, а в этом случае сюрпризы типа расхождения ритма и соло поджидали на каждом «углу». Тем не менее, группа, сформированная в 1993 году и выпустившая аж 9 альбомов, вписалась в цветастую картину фестиваля, и я с удовольствием посещу их действо и в дальнейшем.

Octopus Syng оказались, наверное, самой психоделичной группой из всех, которых я видела на этом фестивале. Принимая во внимание то, что вокалист выглядел так, как будто приплыл на ручном осьминоге прямо из 70-х, и то, что многие пришли послушать именно эту команду, успех выступления был гарантирован. Отменные барабаны Юкки, интересный бас Микаэля с оригинальными ходами, хорошо продуманные композиции, душевные соло обеих гитар (Йони и Яйре) затронули душу так, что даже небольшие технические неполадки типа трех порвавшихся струн у гитариста-вокалиста и фронтмена Яйре не сбили настрой и не разрушили сложившуюся обстановку. Чувствовалось отменное взаимопонимание между музыкантами, которые, честно говоря, вживую звучали лучше, чем в записи, более натурально и естественно. Не будет лишним отметить, что в происхождении психоделической музыки не последнюю роль сыграли духовные поиски, и это каким-то образом прослеживается и в музыке Octopus Syng. Оккультный рок и психоделический рок довольно близки, и данном случае, например, слышны восточные мотивы и определенный стиль пения. Волшебство этой музыки вызвало эффект, как от небольшого перемещения во времени и пространстве, как будто дух 70-х накрыл нас с головой и перенес в то измерение, которое обычно открывается только тем, кто не брезгует расширить свое сознание не только слуховым путем, но и перорально. Эта группа обязана выступать на каждом таком фестивале, хоть в Финляндии, хоть в Сан-Франциско – колыбели психоделического жанра!

UFO Över Lapland я ждала с особым энтузиазмом. Они и по названию подходят фестивалю прекрасно (на три четверти совпадая с его аббревиатурой), да и по стилю как нельзя лучше. Эти инопланетяне прилетели на летающей тарелке из соседней Швеции, а точнее, из города Умео, который славится своей музыкальной сценой и фестивалями на всю северную Скандинавию. Меня же в этой группе, которая в данном виде существует пять лет и выпустила один альбом на кассете (скоро он выйдет и на виниле, и на CD), привлекло прежде всего объемное звучание. Это было очень заметно вживую - инструментальные композиции были доведены, как это принято у шведов, до совершенства, а благодаря их в высшей степени вдохновенному, душевному и атмосферному исполнению присутствующие в зале чуть не улетели на летающей тарелке прямо в космос. Чудесные гитарные соло и атмосферные, но четкие ноты синтезатора “Moog-37” поддерживались мощным басом и четкими ударными, а звук был прекрасным, чистым и глубоким. Не последнюю роль в создании обстановки играл визуальный ряд и декорации со светящимися в темноте рисунками. На мой взгляд, в музыке группы идеальный баланс досигнут сочетанием легкой ткани мелодий, которая поднимает зрителя прямо в облака, и неуловимой северной меланхолии, которая напоминает о трудностях на твердыне, и не дает совсем оторваться от земли. Длинные, захватывающие, интересные композиции изобилуют поворотами сюжета и изменениями настроения, а на передний план выходят то синтезатор, то гитара, то бас с миллионом педалей. Наверное, эта была самая металлическая команда на фестивале – неудивительно, что барабанщик был одет в футболку с Tool. Другие же музыканты получают вдохновение от нойза, дрона и другой тяжелой, но электронной музыки. Важно отметить, что современная электронная музыка всем обязана краут-рокерам и психоделам, которые начали эксперементировать с чисто электронным звуком и самодельными инструментами в 60-х. Поэтому для меня эта группа стала хедлайнером – немного металла, немного электричества, свежие мелодии и прогрессивное развитие музыкальный идей в каждой - без исключения - композиции отвечают запросам самого искушенного в данном стиле слушателя и предлагает посмотреть на жанр с новой точки зрения.

Выступавшие следом Soft Power очень хорошо воспринимались на контрасте, особенно в свете того, что вскоре на соседнюю сцену должен был выйти Пекка Кяппи. А басист из Octopus Syng, оказывается, играет здесь на барабанах и декламирует стихи собственного сочинения! Также в инструментальной палитре присутствую поперечная флейта и саксофон. По правде говоря, именно эта группа воплощает чисто финское звучание прогрессивного джаза, и именно такие исполнители пользуются большим успехом за пределами страны. Soft Power отлично вписались в колоритную картину фестиваля, разбавив ее мелодичными, спокойными и плавными нотами духовых инструментов. Прекрасная вохможность дать ушам отдохнуть, ведь именно такую музыку я слушаю по радио практически каждый день, и мой длинный список достойных представителей этого жанра пополнился теперь новым именем.

Пекко Кяппи по праву называю шаманом йоухикко, народного финского трехструнного инструмента, на котором играют смычком. У Пекко было два йоухикко, причем один из них в форме черепа, что также добавляло шаманских ноток в представление. Также в арсенале у Pekko Käppi Ja K:H:H:L есть банджо и трехструнный акустический бас (причем все инструменты со звукоснимателем), так что на выступлении создается настоящий, живой, чистый звук. Пекко поет свои песни на финском, что привносит в музыку определенную жесткость. А звучание всех струнных (барабанов у группы нет) напоминает о напевах американского юга. Очень интересный проект, и поэтому он не очень хорошо поддается описанию. Можно только сказать, что Pekko Käppi Ja K:H:H:L оставляют после себя сильное впечатление, и слушатели полностью погружаются в происходящее. Лично я познакомилась с Пекко, когда он играл с саамской группой Vilddas, а потом он засветился и с такими гигантами тяжелой сцены, как Amorphis. Такого уникального исполнителя стоит увидеть своими глазами хотя бы раз. Настоящая финская безудержность на акустике не оставит безразличным никого.

Huminoita - представители местной психоделической сцены, сыгравшие приятно и интересно. Я неоднократно видела группу на других мероприятиях, но именно на этой небольшой сцене ребята разошлись на полную, видимо, почувствовав себя «в своей тарелке». Две гитары плюс бас и клавишные создали очень объемный звук, который вызывал вибрации даже внутри. У этой команды больше рока, чем у остальных, но она предлагает довольно свежий взгляд на ритмы и мелодику.

Kairon; IRSE! зрители явно ждали с нетерпением. Было заметно, что тусовка поменялась, и у сцены собрались те, кому действительно хотелось посмотреть именно их. Ребята из Сейняйоки создают атмосферу и без клавиш, просто гитарами, зато так, что психоделический настрой не мешает откровенному металлическому рубилову. Для группы, как оказалось, характерен несколько краут-роковый ритм, но эти длинные переходы, во время которых особо ничего не происходит, больше подошли бы для начала концерта, для разогрева публики, ведь у ребят так хорошо получается играть с энергетикой зала.

Helen - это проект Киммо Хелен из Hexvessel, которые играли на фестивале несколько лет назад. По жанру они относятся больше к фолк-року, скорее всего, за счет скрипки и других акустических инструментов, а также пения на финском языке, и, на мой взгляд, сильно выбиваются из общей психоделической направленности фестиваля. При всем уважении к этому мульти-инструменталисту и любви к Hexvessel, равно как и к меланхоличной северной музыке в целом, меня этот его проект абсолютно не впечатлил. Во-первых, понятно, что Киммо сам пишет лирику, но лучше бы он сосредоточился на игре, а не пении, которое, несмотря на драматичные тексты, звучало откровенно плохо, слабо и неподходяще. Во-вторых, несмотря на высокий уровень музыкантов, особо ничего интересного в музыке не проскользнуло и не зацепило. Видимо, это проклятие хороших "технарей", которые, достигнув определенного уровня игры, очень стремятся к самовыражению в сольных альбомах и проектах, не особо осознавая, что уметь играть хорошо недостаточно для того, чтобы получилось создавать хорошую музыку. Судя по тому, что  люди заходили и почти сразу выходили с неудовлетворенным выражением видимо, не одна я так думала. На фоне многочисленных интересных проектов, которые завлекали, удивляли и закручивали в водовороте гитар, синтезаторов и полноценного объемного звучания и уносили в космос на ковре, сотканном из визуальных рядов, этот проект просто потерялся.

Текст: Катя Сугроб
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker