Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

Tuska Open Air 2018. Day 1 (ARCH ENEMY, MESHUGGAH и др.)

Архив отчетов
Дата
29.06.2018
Город
Хельсинки (Финляндия)
Клуб
Поле Сувилахти
Организатор
Finnish Metal Events Oy

Есть своя прелесть в том, чтобы возвращаться на один и тот же фестиваль из года в год. Наряду с приятным чувством родного и знакомого постепенно формируется и понимание того, как работает этот огромный механизм. Ведь все познается в сравнении, а если сравнить два мероприятия с разницей хотя бы в год, осознаешь, какая адская работа проделана организаторами, пусть даже изменения проявляются в мелочах, незаметных в первого взгляда. Главное – эти изменения к лучшему.

Итак, пятый подряд для нашего портала фестиваль “Tuska Open Air” стартовал по традиции в последние выходные июня. Часть репортерского состава, обосновавшаяся в Санкт-Петербурге, не смогла побороть искушения тоже в пятый раз подряд откатать визу ради посещения этого городского «метал-пикника». «Туска» и правда местом проведения, компактностью и очевидностью расположения всех важных объектов инфраструктуры чем-то похожа на концерты, устраиваемые на главных площадях города «при поддержке Правительства Санкт-Петербурга». Только в Хельсинки все далеко не так уныло. О всевозможных развлечениях и возможностях провести свободное время не совсем бесцельно мы, пожалуй, расскажем в самом конце (то бишь в отчете с третьего дня). Но пусть вас немного заинтригует тот факт, что именно благодаря появлению новых объектов на территории фестиваля ценительницы и, что уж греха таить, ценители мужской красоты смогли эту самую красоту, так сказать, лицезреть. Сейчас, однако же, сконцентрируемся на самом важном.

Лайн-ап «Туски» в этом году, надо признать, впечатлил. Организаторы этого маленького, но гордого мероприятия всегда стараются привлечь звезд первой величины хотя бы в качестве хэдлайнеров. Но нынче они особенно поднапряглись, и в результате программа практически не оставляла нам времени на перерывы: нужно было без устали курсировать между открытой “Radio Rock Stage” и крытой “Helsinki Stage” в течение всех трех дней, а самую дальнюю и маленькую сцену – “Inferno” – вообще пришлось оставить без внимания. Даже язык не поворачивался назвать одну сцену главной, а другую – второстепенной, ибо, будь на то воля нашей делегации, практически все группы были бы втиснуты на хэдлайнерскую площадку.

Праздник тяжелых риффов открыли мастера и «отцы» этих самых риффов – Crowbar. В питерский клуб “MOD” на них, увы, попасть не удалось, но говорят, площадка была переполнена настолько, что мест в гардеробе катастрофически не хватало. На «Туске» же гостям из Нового Орлеана пришлось выступать перед толпой не слишком многочисленной. Что поделать, час дня, пятница. Зато просторно, много воздуха, света и большая сцена. Сразу же в глаза бросился недостаток лысо-бородатых голов в группе. Не хватайтесь за сердце, старина Кирк Уиндстейн не оставит своих фанатов, а вот басиста Тода Стрэнджа в строю не оказалось. Как выяснилось позже, один из основателей группы принял окончательное решение в очередной раз покинуть ее. На момент выступления Crowbar на “Radio Rock Stage” личность нового музыканта была не идентифицирована, но вот последующее расследование принесло результаты – за четырехструн в этой сладж-машине теперь отвечает Шейн Уэсли, бывший участник некоей группы Demuredin, о которой в наших краях, зуб даю, и не слыхали. Пока парень отдувается только на концертах, а там как дело пойдет. Вполне возможно, после «испытательного срока» Шейн станет постоянным участником Crowbar (если Стрэнджа не одолеет ностальгия), и тогда новость об этом на нашем портале украсит его фотография именно из этого отчета.

«Открывашка» в виде подобной группы, честно говоря, на любителя, в первую очередь, из-за самого жанра. Возможно, к месту было бы нечто повеселее, позажигательнее или помоложе, понеопытнее. Но Crowbar – дядьки сочные в самом лучшем смысле слова и, по нашему скромному мнению, хороши даже в невыгодное время и перед тремя калеками у сцены. Несколько аскетичное поведение с лихвой было компенсировано фактурностью музыкантов и, безусловно, их «жирной» (хотелось бы не использовать данное клише, но это же не в бровь, а в глаз!), растекающейся, как густая 20%-я сметана, и вызывающей беготню мурашек по спине музыкой. Crowbar, выпустившие свой самый свежий релиз два года назад, самозабвенно гоняли хит за хитом, радуя всем, чем радуют профессионалы старой школы – невозмутимой сыгранностью, монументальностью и каким-то спокойным добродушием. И все это было сдобрено непередаваемой мимикой Кирка Уиндстейна. Мы, конечно, немного погоревали, что на их сет подтянулось мало народа, но с другой стороны, мы были в их числе и вот об этом не пожалели ни разу.

Следующими в списке «Поглазеть обязательно» значились шведы Tribulation. Точнее, поглазеть на них пожелала только я, Ольга Юрьевна, так как любой уважающий себя фотограф не упустит возможность заснять не просто музыкантов, но музыкантов-артистов. По сравнению с выступлением на немецком “Rock Hard” 2016 года, когда наш портал впервые познакомился с Tribulation, выступление на «Туске» было ярче и живее. Отчасти потому, что на крытой сцене удалось с помощью света создать более целостную атмосферу. Отчасти потому, что команда, набирающая популярность с каждым днем, обогатила свой концертный опыт и выпустила новый альбом “Down Below”, с которым я, конечно же, ознакомилась. Созерцание Tribulation уже не сводилось к наблюдению за женоподобными ужимками гитаристов, как было в 2016 году из-за нашей же неподготовленности. Теперь сценические образы Адама Заарса и Джонатана Хультена воспринимались гармонично – артистизм и хореографичность, на мой взгляд, отлично сочетаются с оккульт-роковыми веяниями в музыке Tribulation. Их, к слову, становится все больше, и вскоре, думаю, из описаний группы на различных сайтах исчезнет термин «блэк-метал» или «пост-блэк», так как все блэковое имеет к шведам такое же отношение, какое понятие «мелодичность» – к группе Dead Cross (см. ниже). Единственное, что я не смогла переварить ни при прослушивании альбома, ни во время выступления, так это вокал. Каким-то сухим и безынтересным он показался на фоне ненавязчивой и одновременно интригующей музыкальной составляющей. Но это лишь элемент в общей картине. Один мой друг сказал, что в ближайшее время Tribulation «выстрелят», попадут в тренд, станут чем-то вроде новых Ghost, и на «Туске» мне подумалось, что такой расклад был бы вполне неплох.

Отраду финских сердец и потеху финского же глаза – группу Turmion Kätilöt – мы пропустить никак не могли. Во-первых, ребята и правда довольно забавные. А во-вторых, вдруг им снова придет в голову шальная мысль распасться? Прошлой осенью уже пришла. Но потом финны «внезапно» начали работать над новым альбомом “Universal Satan”, а потом как-то сами собой подтянулись выступления на летних фестивалях и тур, в рамках которого они заедут даже в Россию-матушку. Ровно два года назад на «Туске» мне уже довелось видеть этих героев местной металлической сцены. Огонь, черно-белая раскраска, танцевальные ритмы, обилие синтезатора, стеб над всем миром и самими собой – все осталось при них. Сменился, правда, один из вокалистов, и если предыдущий вызывал отдаленные ассоциации с недостижимо прекрасным Тиллем, то нынешний немного смахивал на, кхм, не сильно добродушного мясника. Сценический наряд, недвусмысленно намекавший на отсутствие нижнего белья, заставил задуматься, а хочу ли я увидеть это снова вблизи в рамках клубного концерта?.. Потом к этой мысли привела и их музыка. Поначалу она нас развлекала, но, видать, что финну хорошо, то русскому иногда быстро надоедает. Единодушно окрестив Turmion Kätilöt «индастриал-хумпой», мы решили немного отдохнуть, ведь впереди была еще большая часть запланированной программы.

Продолжилась она тоже финнами – Moonsorrow. Обильно облитые кровищей лица давали понять, что ближайший час нас ожидает «хумпа» совсем другого рода. Хотя определения тут излишни, Moonsorrow – известная команда, любимая поклонниками всего того, что замешано на истошных криках, язычестве, элементах блэка и мелодэта. Всего этого мы и получили сполна, хотя сыграли финны всего пять песен. И все это было прекрасно, особенно если закрыть глаза, потому что с открытыми глазами присматриваешься к музыкантам и видишь добрые, открытые, даже немного детские лица, никак не ассоциирующиеся с жестокими жертвоприношениями, например. Ну и, да простят меня фанаты, сыграло свою роль влияние массовой культуры. Хоть сериал «Викинги» я осилила всего до третьего сезона (ибо скукотища дальше смертная), этого хватило, чтобы стойкие визуальные ассоциации неотступно следовали сначала за мной, а после их озвучивания и за моими друзьями. Для наглядности посмотрите на фотографии басиста и поймете, о чем я.

Самый короткий абзац этого отчета мы – опять же единодушно – решили посвятить проекту Dead Cross. Единственная его ценность, пожалуй, заключается лишь в том, что можно одновременно увидеть Майка Паттона и Дэйва Ломбардо. Да, у группы агрессивный и социально острый подтекст; да, это предполагает не просто прямолинейную, а ультрапрямолинейную подачу; и да, без сомнения, у такого направления уйма поклонников. Но мы услышали сет из чего-то бесформенного, лишенного даже капли мелодики, а потому совершенно чуждого для нас. Настолько чуждого, что разбираться во всех тонкостях творчества Dead Cross после фестиваля не возникло ни малейшего желания.

Зато следующий сет целиком и полностью возместил нам моральный ущерб. Конечно, ведь это были Leprous! Я совершенно не могу вспомнить, как именно они появились в моей жизни. Но бац – и это уже второй концерт норвежцев за последний год. Сладкие, как “malina”, мальчики-инструменталисты под предводительством завораживающего своим голосом Эйнара внезапно пришлись по вкусу даже моему привередливому супругу, причем доводы его были более чем объективны: «В них есть все, что я люблю: ломаные ритмы, гармоничная вокальная партия, а главное – черт возьми, да они же ни разу не сбились!» Действительно, в этот раз и я не смогла не заметить академической выправки музыкантов (наверное, дает о себе знать суровая школа Исана, хе-хе). «Большое видится на расстояньи», и на концерте в Санкт-Петербурге я пыталась уловить атмосферу. Фестивальное же выступление обязало в первую очередь оценить, а достойны ли Leprous выступать на больших сценах. Вырвавшиеся из-под крыла мэтра норвежской сцены (напомню, некоторые из «лепросов» были в аккомпанирующем составе Ihsahn) птенцы повзрослели, и их новый альбом “Malina”, к слову, претендующий на звание лучшего прог-альбома года, только укрепил позиции этих восходящих звезд. Даже добавить нечего: мы получили огромное удовольствие от выступления Leprous, и в нашем маленьком рейтинге оно заняло почетное второе место. Из двух.

Ну а теперь – о хэдлайнерах. Ведь никто не будет спорить, что сами по себе Arch Enemy независимо от времени выступления – уже хэдлайнеры? Когда-то давным-давно увидеть «арчей» было моей мечтой, но, увы, пока Анджела Госсоу была у руля, осуществить ее не удалось. А вот на Мальвину-Алиссу я, может быть, очень скоро взгляну еще и на «Вакене». Что, разве вы ходите на концерты Arch Enemy не ради этой прелестницы? Давайте признаем, что как бы ни была хороша с точки зрения мелодик-дэта музыкальная составляющая, главная фишка группы – не в ней, поэтому Arch Enemy нужно не просто слушать, их нужно созерцать и вовлекаться в то настроение, которым они заряжают публику. Вдоволь насладившись пышущими здоровьем щечками Алиссы из фотопита, я отправилась к друзьям, чтобы оценить картину в целом. Большие сцены, масштабные задники и возможность использовать пиротехнику красят многие группы, а Arch Enemy с приходом Уайт-Глуз будто еще и помолодели, обрели второе дыхание. И пусть отдельно взятая последняя студийная работа “Will to Power», на мой взгляд, вышла несколько блеклой, совершенно справедливо будет сказать, что в концертном исполнении и старые, и новые вещи Arch Enemy звучат потрясающе. Да и все их выступление – эталонно. Это именно то, чего все ожидают от группы такого уровня. Но, честно говоря, если бы мне дали выбор – снова посетить клубный концерт «арчей» или посмотреть выступление на «Туске», я бы выбрала первый вариант. Так как ждать от группы каких бы то ни было сюрпризов на сцене не приходится, я бы выбрала более камерный формат – и к звездам ближе, и процент энергетики на каждого пришедшего выше.

А вот следующая группа – одна из причин нашего присутствия на «Туске» в принципе – оказалась полна сюрпризов. И это Meshuggah. Сначала мы возмущались несправедливостью организаторов, так как большая сцена, казалось, больше приемлема для наших кумиров. К концу выступления мы называли организаторов гениями логистических решений, потому что именно крытая сцена оказалась идеальным вариантом. Все дело в том, что мы даже приблизительно не представляли, каковы Meshuggah живьем. Никакие видеозаписи с концертов, поверьте, не передадут и малой доли того невероятного кайфа, который словили мы и еще сотни любителей «дрддрдддрддддрддд». Сначала вы начинаете рассматривать невероятной красоты задники (а арты у Meshuggah всегда были очень хороши), потом вы слепнете от вакханалии света и цвета (вот и выгода крытой сцены), а когда первый шок проходит, до вас начинают докатываться волны неудержимой мощи и энергии, облеченные в звук. Meshuggah – это целый организм, настолько слаженно работающий, что вы готовы признать его превосходство над всем миром и вами в частности. Многим такая музыка кажется механической, технически доведенной до совершенства, но бездушной. Однако выступление Meshuggah не оставляет выбора в суждениях, настолько сильно оно воздействует на все органы чувств. Мы стали не просто еще большими фанатами группы, мы стали поклонниками их звуко- и светорежиссера, их техников и самих музыкантов по отдельности, потому что настолько математически выверенно построить свое выступление могут только те профессионалы, кому действительно не наплевать на публику.

Посмеем предположить, что если бы Meshuggah выступали с арсеналом попроще, на них было бы просто неинтересно смотреть. Ну, выпиливают великовозрастные дядьки свои партии, ну, сыгранные они до невозможности, ну, корчит вокалист рожи. Но тут в дело вступает шоу, и все его элементы неразрывно связаны (просто посмотрите на досуге видео о том, как работает световик Meshuggah – он буквально повторяет партии музыкантов). И монументальность эта поражает, захватывает и не отпускает до самого конца. Даже привычные мош-питы и серкл-питы выглядят со стороны как элемент выступления группы, и все вместе создает целостную картину. Лично мне уж и не вспомнить, когда в последний раз я испытывала это чувство завершенности и единства. Теперь осталось дождаться нового альбома Meshuggah (до 2020 года не так уж далеко) и следующего за ним масштабного тура, чтобы подгадать да съездить на концерт. Хочется, конечно, накаркать и их визит в Россию (товарищ Андрей Китаев из Madstream Booking, не зря ж вы ездили на «Туску», ну пожа-а-а-а-алуйста!).

Если честно, мы остались под таким огромным впечатлением от выступления Meshuggah, что никаких других хэдлайнеров для себя не представляли. Организаторы распорядились иначе, и напоследок выступили Body Count с Айс-Ти на передовой. На сцене творилось какое-то гетто, неслись многословные речи с обильными «мазафаками», проповедовались идеи о неприятии расизма, но в сравнении с возвышенным прекрасным, к которому мы прикоснулись 10 минут назад, все это казалось избыточным. Впереди нас ждал задушевный обмен впечатлениями за стаканчиком восхитительного финского йогурта, а завтра – еще группа, ради которой мы приехали.

Сет-листы

Crowbar:

1. Conquering
2. ... And Suffer as One
3. All I Had (I Gave)
4. To Build a Mountain
5. The Cemetery Angels
6. Walk With Knowledge Wisely
7. To Carry the Load
8. I Am the Storm
9. Planets Collide
10. Like Broken Glass

Tribulation:

1.  Lady Death
2.  Melancholia
3.  Rånda
4.  Ultra Silvam
5.  Nightbound
6.  The Lament
7.  Strange Gateways Beckon

Turmion Kätilöt:

1. Verta ja lihaa
2. Minä määrään
3. Mistä veri pakenee
4. Grand Ball
5. Kyynelten tanssi
6. Hades
7. Pirun nyrkki
8. Jalopiina
9. Pyhä maa
10. Teurastaja
11. Suolainen kapteeni
12. Sikiö
13. Lataa ja varmista

Moonsorrow:

1. Pimeä
2. Ruttolehto incl. Päivättömän päivän kansa
3. Suden tunti
4. Kivenkantaja
5. Mimisbrunn

Leprous:

1. Bonneville
2. Stuck
3. Foe
4. From the Flame
5. Acquired Taste
6. Illuminate
7. The Flood
8. The Weight of Disaster
9. The Price
10. Mirage

Arch Enemy:

1. The World Is Yours
2. War Eternal
3. My Apocalypse
4. The Race
5. You Will Know My Name
6. Ravenous
7. The Eagle Flies Alone
8. First Day in Hell
9. As the Pages Burn
10. We Will Rise
11. Nemesis

Meshuggah:

1. Clockworks
2. Pravus
3. Violent Sleep of Reason
4. The Hurt that Finds You First
5. Rational Gaze
6. Lethargica
7. Bleed
8. Straws Pulled at Random
9. Demiurge

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

Текст: Ольга Юрьевна, Герман Мартыненко
Фото: Ольга Юрьевна
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker