Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

ROGER WATERS

Архив отчетов
Дата
31.08.2018
Город
Москва
Клуб
СК "Олимпийский"
Организатор
SAV Entertainment

Москва соскучилась по рок-концертам. Ведь этим летом их число, и без того невысокое в сезон отпусков, упало практически до нуля. Москва соскучилась по Роджеру Уотерсу. Ведь бывший лидер Pink Floyd, популярность которых в наших краях проигрывает разве что популярности Deep Purple, не приезжал в Россию с 2011 года. К тому же, размах и убедительность показанной тогда постановки “The Wall” были столь велики, что подавляющее большинство посетивших тогда «Олимпийский» зрителей наверняка мечтали увидеть нечто подобное еще раз. И пусть нынешнее шоу Уотерса не так уж многое связывает с тем классическим альбомом, в том, что он покажет нам нечто невиданное и потрясающее, не сомневался никто.

Тем не менее, нынешний приезд Роджера вызвал далеко не только восторги. Еще до концерта сайт «Миротворец» внес музыканта в список «врагов Украины» за высказанную им в интервью «Известиям» идею о том, что у России есть законные права на Крым. Ну а в откликах на само мероприятие, которыми пестрела моя лента в Facebook, я столкнулся с прямо-таки небывалым количеством зубовного скрежета по поводу чрезмерной политизированности перформанса. Поначалу это меня изрядно удивило, ведь любой, кто интересовался творчеством Уотерса в последние 35 лет, должен был знать о его воззрениях и о том, как он считает нужным их доносить. Говорить, что концерт Роджера был хорош, но политика напрягала – это все равно, что пойти на Rammstein, после чего резюмировать: «Все классно, но немецкий язык режет ухо», или послушать Lacrimosa и сказать: «Отличная музыка, но слишком много любовной лирики». Но потом я понял: значительная часть забивших «Олимпийский» до отказа москвичей и гостей столицы (да-да, снова полный аншлаг) пришла туда не на Уотерса как такового. Они пришли, потому что это их единственная возможность послушать в авторском исполнении нетленную классику Pink Floyd. И не их вина, что этого автора уже давно беспокоят несколько другие, куда менее эксзистенциальные вопросы, чем во время создания “Dark Side Of The Moon” или “Wish You Were Here”. Да и музыку он ныне пишет принципиально другую.

Так или иначе, ко всем входам в «Олимпийский» в районе семи вечера выстроились впечатляющие очереди, которых я не видел здесь уже лет, наверное, десять. Даже на прошлогодних Kiss, на которых зал тоже был заполнен почти под завязку, попадание на площадку происходило куда оперативнее. Здесь же без задержек проходило лишь получение браслетов, а на личный досмотр требовалось отстоять, наверное, около получаса. В результате куча народа вновь, как и в 2011-м, попала на концерт к середине первого отделения. С одной стороны, сами виноваты – никто не делал секрета из того, что дедушка Роджер играет без разогрева и задерживать начало очень не любит. С другой, пятница у большинства является рабочим днем, пусть даже это последняя пятница лета.

В зале меня первым делом поразил колоссальных размеров экран на заднике, по сравнению с которым сцена казалась микроскопической. Причем экран не круглый, как это было принято у Pink Floyd и воспроизведено в недавней постановке “The Wall”, а прямоугольный, что вызвало у многих ассоциации с огромным гаджетом. Мне в этом плане повезло – наличие билета в танцпартер и оперативное прохождение кордонов позволило занять положение, из которого происходящее на сцене было более-менее видно невооруженным взглядом. Поэтому «мое» шоу Уотерса было другим, не столь «мульимедийным», как то, что видели зрители с трибун. И все же даже мне поначалу показалось, что Роджер – лишь малая «деталь» этой колоссальной конструкции, построенной вокруг его песен. Лишь ближе к середине первого отделения, когда «пинкфлойдовская» классика сменилась номерами с нового сольного альбома Уотерса “Is This The Life We Really Want?”, творец этой конструкции вышел пусть не на первый, но на более ближний план.

Уотерс, будучи музыкантом и личностью огромного масштаба, строит свои перформансы из столь же больших «блоков». Причем блоки эти частенько разнонаправлены и при сочленении оставляют между собой зияющие пустые пространства. В музыкальном плане два главных «блока» - наследие Pink Floyd, общеизвестная классика, протяженные номера с хитроумными, захватывающими дух аранжировками, буйством инструментальной и вокальной палитры, и сольный, мало кому известный и мало кем любимый у нас материал, нарочито скупой по мелодике и инструментовке, практически формата “singer-songwriter”, в котором весь акцент делается на текстовой «мессидж». Не менее контрастны и те идеи, которые Роджер столь пламенно излагает со сцены: с одной стороны, кое-кто, без кого «нет России», перечислен у него в проецировавшемся на экране в антракте списке “Neo-nazism on the rise” в одном ряду с Марин Ле Пен, с другой, перед бисом Уотерс снова озвучил идею о том, что «народ Крыма имеет право на самоопределение»; с одной стороны, Роджер всячески осуждает несправедливое отношение к Палестине и Ирану, с другой, поддерживает лежащее в основе американской демократии утверждение о том, что все люди от рождения равны – мысль, которая на Ближнем Востоке, мягко говоря, не популярна.

И тем не менее, при всех нестыковках и противоречиях, шоу производит совершенно грандиозное впечатление. Не знаю, сколько часов музыканты настраивались, и какая часть звуковой палитры была «фанерной», но такой потрясающей детализации и четкости саунд я раньше слышал в «Олимпийском» только от самого Уотерса. Замечательна и подборка песен, среди которых были как всенародно любимые и ожидаемые номера типа “Money” или “Another Brick In The Wall Part 2”, так и ранее не слышанные мной вживую вещи, например, One Of These Days” или “Pigs”. Что же касается визуальных решений, то, конечно, можно сколько угодно критиковать Роджера за оголтелый анти-трампизм в той же “Pigs”, апофеозом которого стала спроецированная на все экраны надпись на русском (!) «Трамп – свинья», но мне куда больше запомнились раскрывшаяся в начале второго отделения над фанзоной экранно-световая конструкция, воспроизводящая по форме легендарную электростанцию в Берси, или нарисованная лазерами призма в “Eclipse”. А как эффектно смотрелась в “The Last Refugee” бездомная девушка в заброшенном здании, представляющая себя балериной! А какой восторг вызвал хрестоматийный, но от того не менее ожидаемый полет надувной свиньи!

Ну а больше всего лично меня впечатлило, что «сердцу» всей этой умопомрачительной конструкции – не менее умопомрачительные 74 (!!!) года. Пожалуй, Роджер - самый старый из всех рок-музыкантов, кого мне доводилось видеть своими глазами на сцене. Но при этом отнюдь не самый дряхлый – он много перемещался по сцене, жестами общался с первыми рядами, в “Dogs” одел маску свиньи и размахивал плакатами “Pigs rule” и “Fuck pigs”, а также почти все время на чем-то играл – на басу, на электрогитаре, на акустике. К микрофону подошел, правда, не сразу, и когда в первом куплете “Time” это наконец-то случилось, его голос показался мне совсем просевшим. Однако к блоку сольных песен Роджер распелся и обрел те вокальные краски, к которым мы привыкли. И аудитория, пусть и подозверевшая в очередях, и прифигевшая от обилия политики, и упустившая изрядную часть «месседжа» ввиду плохого владения английским, безошибочно просекла, кому и в какой степени мы обязаны тем, что мы только что увидели и услышали, устроив артисту в финале второго отделения совершенно запредельную овацию, переходящую в скандирование «Роджер» и «Спасибо» (по-русски), отчего Уотерс минут пять не мог начать говорить и пару раз вытирал глаза.

Это особенно символично ввиду того, что концерт в Москве, как оказалось, стал последним в европейской части тура. Осенью музыкантам еще предстоят два десятка шоу в Латинской Америке, но увидим ли мы еще Роджера в наших краях, сказать трудно, а учитывая его возраст, нельзя не понимать, что вероятность этого не особо велика. И, наверное, самым ярким воспоминанием об этом шоу и о великом артисте в целом у меня останется не призма и не электростанция, а его немного растерянное лицо в обрамлении поседевшей шевелюры на пустом черном экране. Ведь каким бы технологичным не был этот перформанс, в центре творчества Роджера всегда был и остается именно человек. Можно скептически относиться к его политическим взглядам, более того, нужно анализировать их критически, но стоит при этом всегда помнить о том, что в основе всего у Уотерса лежит простая концепция под названием гуманизм, а весь огромный список «врагов», которым он призывает сопротивляться – это те, кто – из добрых или из злых побуждений – ставят какие-то вещи выше человеческой жизни.

На бис прозвучала еще одна важнейшая вещь – “The Bravery Of Being Out Of Range” с альбома “Amused To Death” (1992). Его Уотерс считает своей вершиной как сольного артиста, однако в нынешнем туре этот материал практически игнорируется – данная композиция была добавлена в сет исключительно для концертов на постсоветском пространстве. И опять-таки, Роджер оперирует большими формами – песня посвящена Рональду Рейгану, который, по мнению Уотерса, присвоил себе лавры победителя в первой Холодной войне, а ее месседж архи-глобален: легко быть храбрым, когда ты находишься вне зоны разлета осколков. И его тоже можно адресовать интернет-комментаторам, называющим Роджера «выжившим из ума маразматиком»: а вы попробуйте – нет, не сочинить свою «Стену», а хотя бы просто выйти перед 25 тысячами человек, рассказать о ваших принципах и не прогнуться под огнем критики. И, я уверен, главная цель «мистера Пинк-Флойд» (так его называли на московских афишах 2002 года) – вовсе не в том, чтобы заставить всех думать, как он, а в том, чтобы люди вообще начали думать. И не суть важно, после какого «триггера» вы задумаетесь – после сравнения девушки-постпреда США в ООН с Дартом Вейдером или после «права крымского народа на самоопределение». Главное, чтобы звучащий в названии последнего альбома Уотерса вопрос был задан себе и вами, и чтобы человечество как вид все же не «доразвлекалось до смерти». А нетленная классика Pink Floyd – вольно или невольно - используется здесь в качестве эдакой заманухи, красивой упаковки, взяв которую в руки, вы не сможете не порезаться скрытыми под ней бритвами и иглами. Сколь честен такой прием? Я задавался этим вопросом после постановки “The Wall”, нет у меня ответа и сейчас. Одно могу сказать – я буду очень счастлив, если Роджер даст еще одну возможность поразмышлять об этом.

Сет-лист:

Акт 1:
01.    Speak to Me (Pink Floyd song) (Intro tape)
02.    Breathe (Pink Floyd song)
03.    One of These Days (Pink Floyd song)
04.    Time (Pink Floyd song)
05.    Breathe (Reprise) (Pink Floyd song)
06.    The Great Gig in the Sky (Pink Floyd song)
07.    Welcome to the Machine (Pink Floyd song)
08.    Déjà Vu
09.    The Last Refugee
10.    Picture That
11.    Wish You Were Here (Pink Floyd song)
12.    The Happiest Days of Our Lives (Pink Floyd song)
13.    Another Brick in the Wall Part 2 (Pink Floyd song)
14.    Another Brick in the Wall Part 3 (Pink Floyd song)

Акт 2:
15.    Dogs (Pink Floyd song)
16.    Pigs (Three Different Ones) (Pink Floyd song)
17.    Money (Pink Floyd song)
18.    Us and Them (Pink Floyd song)
19.    Smell the Roses
20.    Brain Damage (Pink Floyd song)
21.    Eclipse (Pink Floyd song)

Бис:
22.    The Bravery of Being Out of Range (with additional new verse)
23.    Comfortably Numb (Pink Floyd song)

Выражаем благодарность Евгении Ильичевой (SAV Entertainment) за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker