Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

SABATON

Архив отчетов
Дата
13.03.2020
Город
Москва
Клуб
ДС "Мегаспорт"
Организатор
Spika Concert Agency

Лет 10 назад в рядах любителей тяжелой музыки появилась секта «Sabaton-отрицателей». Члены этой секты, ряды которой ширятся пропорционально росту известности самих Sabaton, уверены, что группа, на самом деле, ничего собой не представляет, а ее популярность вызвана сугубо эксплуатацией патриотических чувств, которые она провоцирует у слушателей самых разных стран песнями про их военных героев, ну, и дурным вкусом самих слушателей, разумеется. Честно говоря, в рядах этой секты довольно длительное время находился и я сам, по крайней мере, хэдлайнерство шведов на серьезных фестивалях типа “Masters Of Rock” и вызванные им аншлаги вызывали у меня острое чувство изумления. Однако вышедший в 2019 году альбом “The Great War” сразил наповал даже такого скептика, как я. Он оказался не просто подборкой отличных хэви-металлических боевиков с зашкаливающей степенью запоминаемости, но и очень сильной в текстовом плане концептуальной работой о Первой мировой войне, имеющей при этом ярко выраженный антимилитаристский посыл. Ну а когда в поддержку альбома Sabaton анонсировали огромный российский тур с заездом аж на Сахалин и выступлениями на совершенно колоссальных для относительно молодой метал-группы площадках, вопрос о посещении московского шоу, анонсированного более чем за полгода до его даты, передо мной не стоял.

К 6 марта, когда квинтет ступил на российскую землю в Южно-Сахалинске, пандемия коронавируса еще не набрала планетарных масштабов, однако ее приближение чувствовалось все острее и острее. Как раз в начале марта в Москве случился первый из вызванных пандемией «слетов» - домой в США в срочном порядке отправились прогрессив-металлисты Sons Of Apollo, а затем концертные трассы посыпались, как карточный домик. Московский мэр (не будем поминать его имя всуе) ввел официальный запрет на мероприятия с посещаемостью больше 5 тысяч человек, а дворец спорта «Мегаспорт» даже при взгляде со стороны тянет на цифру раза в два больше, причем уже за месяц до концерта все билеты на танцпол и в фан-зону были проданы подчистую. До сих пор не известно, какими ресурсами организаторам удалось отстоять у «пандемизаторов» это шоу, однако деяние это сродни подвигу – наряду с Lindemann, сыгравшими в тот же уикенд аж два «социально-дистанцированных» концерта, Sabaton закрыли целую эпоху новейшей музыкальной истории – эпоху «концертного благоденствия», когда международные звезды рока и металла приезжали в Москву по три-четыре штуки в неделю.

Конечно, 13 марта никто даже не подозревал, насколько серьезной, масштабной и длительной окажется коронавирусная истерия, однако некоторая нервозность в зале чувствовалась. Среди зрителей уже встречались персонажи в лицевых масках, однако с учетом песни “The Attack Of The Dead Men”, повествующей, если кто не знает, о применении химического оружия немцами у города Осовец, это казалось скорее фишкой и выпендрежем. Выпендрежа среди зрителей вообще хватало – в фойе можно было встретить персонажей в военных кителях, прикидах цвета хаки и т.д.; такого рода костюмированный бал-маскарад я до этого наблюдал только на готических концертах. Вообще народа собралось очень много, и хотя рассадка на трибунах была вполне свободной, партер и танцпол, как и ожидалось, заполнились до краев. С уверенностью можно сказать, что ни одна другая метал-группа, появившаяся в нынешнем тысячелетии, столько публики в Москве никогда не собирала.

На разогреве у Sabaton играли их земляки Avatar – совсем не похожие на хэдлайнеров по музыке, но тоже делающие ставку на театрализацию своих шоу и «сторителлинг». И, кстати, идущие по стопам Йоакима Бродена и компании в плане раскрутки. Многие, в том числе и я, впервые увидели Sabaton в легендарном «Олимпийском» (мир его бетонному праху) на разогреве у Iron Maiden, и хотя я ими тогда совершенно не проникся, имя группы запомнилось. Точно так же Avatar начали знакомство с российской публикой выступлением на «Ария-фесте»-2015, на котором случилось одно из редких воссоединений патриархов отечественного хэви с Валерием Кипеловом, и несчастный “Adrenaline Stadium” чуть не треснул от стремившихся проникнуть внутрь него толп. «Арийцы» в массе своей отнеслись к шведскому ню-металу с настороженностью, однако самоотверженность, с которой четверка костюмированных музыкантов и разукрашенный под клоуна фронтмен рубились на сцене, не осталась незамеченной.

В этот раз Avatar задали не меньшего жара, проведя все отведенные им полчаса в постоянных перемещениях по сцене и нещадном нарезании мега-энергичного ню-метала, а вокалист Йоханнес Экерстрем весьма убедительно изображал циркового персонажа, опасного и притягательного одновременно. Для собравшейся в «Мегаспорте» публики посланники «Страны Аватар» не были совсем уж темными лошадками, более того, я знаю немало народа, которые шли в первую очередь на разогрев и только потом на хэдлайнеров, так что хлопали им не только из вежливости. Однако меня Йоханнес и его шайка вновь больше впечатлили шоу, чем музыкой, и хотя сет-лист Avatar был составлен явно с большим расчетом на то, чтобы зацепить новую аудиторию, чем чтобы представить фэнам последний на тот момент альбом “Avatar Country” (с него прозвучала всего одна песня), я все равно не могу вспомнить из сыгранного ни одной композиции.

Для меня этот визит в ДС «Мегаспорт» был первым, поэтому я опасался, что звуковые кондиции зала окажутся на том уровне, который мы привыкли ждать от спортплощадок, не предназначенных конструкционно для проведения музыкальных мероприятий. Тот же «Олимпийский» при всей его исторической значимости был чрезвычайно сложным с точки зрения отстройки саунда местом, и когда Sabaton разогревали в нем Iron Maiden, я едва узнавал песни не только у шведов, но и у хэдлайнеров! К счастью, то ли звуковые технологии шагнули за последнее время вперед, то ли строительные, но коллапс ушей не случился у меня ни во время сета Avatar, ни во время сета их старших земляков и товарищей. Более того, внезапно оказалось, что в «Мегаспорте» можно использовать пиротехнику, вроде как запрещенную на московских крытых площадках, чем Sabaton воспользовались на сто процентов (см. фотографии). Вообще, по критериям зрелищности шоу заслуживает самых высших оценок – огромный экран с постоянно меняющимся видеорядом на заднем плане, заграждения из мешков с песком по бокам, а по центру - танк (!), на крыше которого располагалась барабанная установка Ханнеса ван Дала.

Столь же грамотно была построена программа выступления. Сет стартовал с беспроигрышного боевика “Ghost Division” с альбома “The Art Of War” (2008), а за ним пошел целый блок новинок, и поскольку именно их я ждал больше всего, я мог считать шоу удавшимся уже минут через 15 после его начала. Однако в отличие от все тех же Iron Maiden, у которых постановка отработана в мелочах на весь тур вперед, и в ней практически нет места для импровизации, Sabaton оставляют за собой возможность преподносить поклонникам сюрпризы. Главный из них случился на третьей песне “The Attack Of The Dead Men” – вместо Йоакима Бродена в его узнаваемом бронежилете в центр сцены вышел некий мужик в форме и фуражке и запел текст на русском (!) языке. Сам же Йоаким вскоре обнаружился в противогазе, костюме химзащиты и с трубой, испускающей дым, которым он «окуривал» музыкантов до конца песни. Как я выяснил, уже вернувшись домой, гостем шоу был отечественный артист под псевдонимом Radio Tapok, коронная фишка которого – русскоязычные кавера на западные метал-хиты, публикуемые им в YouTube. Такого рода «пост-модернизм» находится полностью за пределами моих интересов, но в качестве разовой акции это было здорово, неожиданно, прикольно, и еще раз браво Sabaton за такой эксклюзив специально для российской публики. В одном злые языки правы – музыканты действительно подстраиваются под фэнов в каждой стране, делая акцент на персонажей, события или традиции, знаковые именно в этой части мира, но есть ли в этом что-то плохое или неправильное? Лично я считаю, что нет.

Еще одним очень запоминающимся моментом шоу стало выкатывание из-за кулис маленького самолетика, в который был упрятан электроорган. На нем Йоаким сыграл интро к песне “The Red Baron”, в которой поется о Манфреде фон Рихтгофене, лучшем летчике-асе Первой мировой войны. И вновь это момент, перед которым мне трудно устоять: шоу Sabaton – это не нагромождение спецэффектов по принципу «можем себе позволить устроить праздник для фэнов», их «фишки» всегда четко привязаны к концептуальной и смысловой стороне их творчества. И нет, они ни в коем случае не воспевают войну. Героев – да, но никак не боевые действия, не пролитие крови и не горе для миллионов. И лично мне очень импонирует, что группа старательно избегает принятия чьей-то стороны в любом из описываемых ею конфликтов – в отличие от многих отечественных групп, у которых война всегда черно-белая. Хотя я прекрасно понимаю, что для того, чтобы научиться слушать обе стороны, нужно сначала, как шведы, подержать нейтралитет хотя бы пару сотен лет.

Во второй части сета Sabaton ожидаемо перешли к проверенным хитам с более старых альбомов – “Night Witches”, “Attero Dominatus”, “Carolus Rex”, “Primo Victoria” не давали публике расслабиться до самого конца полуторачасового выступления. Но мне лично еще хотелось бы отметить эпический номер “Bismarck”, который хоть и не входит ни в один порядковый альбом шведов, пользуется любовью не только у меня одного и даже прозвучал в этот раз на бис. Финальную точку поставила “To Hell And Back” с альбома “Heroes” (2014), но после нее музыканты еще долго прощались со зрителями под два продолжительных аутро, лившихся из колонок. Никто еще не знал, что для подавляющего большинства зрителей этот концерт станет последним масштабным массовым мероприятием на много месяцев, если не лет. Да и сами музыканты, с боями (да-да, на войне как на войне) посетив в России еще три города, были вынуждены отступить на родину.

Вернутся ли когда-нибудь такие концерты? Удастся ли еще когда-нибудь нескольким тысячам любителей тяжелой музыки собраться под одной крышей, чтобы хором спеть “The Great War” или “Primo Victoria”? Настоящее и будущее, увы, не вызывают на этот счет никакого оптимизма. Так или иначе, я рад, что мне удалось покинуть секту «Sabaton-отрицателей» вовремя, чтобы использовать последний шанс посмотреть на группу живьем во всей красе. И если это был окончательный финал того мира, который мы знали и любили, то что ж… он был эффектным.

Сет-лист Avatar

01. Hail the Apocalypse
02. Paint Me Red
03. Let It Burn
04. King's Harvest
05. The Eagle Has Landed
06. Bloody Angel
07. Get in Line
08. Smells Like a Freakshow

Сет-лист Sabaton:

01. In Flanders Fields (Intro tape)
02. Ghost Division Intro
03. Ghost Division
04. Great War
05. The Attack of the Dead Men (with RADIO TAPOK)
06. Seven Pillars of Wisdom
07. Diary of an Unknown Soldier (intro tape)
08. The Lost Battalion
09. The Red Baron
10. The Last Stand
11. Panzerkampf
12. Night Witches
13. Attero Dominatus
14. Fields of Verdun
15. The Price of a Mile
16. Dominium Maris Baltici (Intro tape)
17. The Lion From the North
18. Carolus Rex

Бис:
19. Primo Victoria
20. Bismarck
21. Swedish Pagans
22. To Hell and Back
23. Dead Soldier's Waltz (Outro tape)
24. Masters of the World (Outro tape 2)

Выражаем благодарность Марине Шильниковой (Spika Concert Agency) за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker