Дата 15.05.2019 |
Город Москва |
Клуб Клуб "Station Hall" (экс-Volta) |
Организатор Spika Concert Agency |
Еще несколько лет назад коллега по перу настоятельно рекомендовала мне ознакомиться с творчеством этих прогрессивных англичан, характеризуя TesseracT в своих отчетах как “одну из самых профессиональных и техничных команд современности”, а сами концерты как “обязательные к посещению”. Несмотря на то, что с тех пор коллектив приезжал в Россию не меньше пяти раз, до детального разбора музыки этого “Четырехмерного Куба” (именно так с английского переводится название команды) руки у меня дошли лишь этой весной. Послушав пару песен с последнего альбома “Sonder”, я понял, какой “бриллиант” проморгал в свое время. Но, как гласит поговорка, лучше поздно, чем никогда. Своей навороченной прогрессивно-металлической музыкой с десятками стилистических ингредиентов, хитро вплетенных в саунд, группа уже с первого знакомства унесла меня в иные измерения. Не раз и не два при прослушивании альбомов TesseracT я собирал отвалившуюся челюсть с пола, обалдевая от заоблачной техничности группы, которая от релиза к релизу лишь возрастала. Забегая вперед, отмечу, что и вживую все это звучало практически идентично студийному саунду.
TesseracT впервые посетили Россию с гастролями девять лет назад, ещё не имея в активе полноформатного альбома, а лишь демо и готовящийся к выходу EP под названием “One”, и уже тогда получили массу восторженных отзывов. Поэтому в том, что британцы и в этот раз соберут если не аншлаг, то внушительное количество зрителей, я не сомневался. Так оно и случилось - на группу пришло оптимальное количество народа, то есть, зал “Station Hall” был забит весьма плотно, но не как сельди в бочке, и передвигаться по танцполу можно было достаточно спокойно.
Еще одним открытием концерта для меня стали специальные гости Next Door To Heaven. Трио из Северной столицы (плюс сессионный барабанщик) играет интересную навороченную музыку на стыке различных тяжелых стилей – прогрессив-метал, альтернативные фишки, элементы пост-гранджа и многое другое вкупе с достойным женским вокалом Дарьи Мазуновой и эпизодическими гроул-бэками гитариста Евгения Мазунова. Основу сета питерских гостей составили композиции с их дебютного полноформатника “Let's Dream”, вышедшего в октябре 2018 года, однако для Next Door To Heaven это, похоже, уже пройденный этап - их второй студийник “V Ways To Accept” официально выходит через месяц на зарубежном независимом лейбле Sliptrick. С него группа также исполнила пару треков, и надо сказать, что музыка Next Door To Heaven еще больше эволюционировала, так что описать одним словом их стилистику уже совершенно невозможно. Так, прошлогодний сингл “Light”, на который у группы также снят видеоклип, помимо сложного дисторшированного гитарного прог-металлического саунда вобрал в себя элементы готики и симфо-метала. Не менее навороченным оказалась и новинка “Acceptance II: I See Through”, в которой явно слышны, среди прочего, и влияния TesseracT. Минусом выступления можно назвать не самый лучший звук, но и с такой настройкой зрители принимали Next Door To Heaven весьма достойно, аплодируя практически после каждой песни. Ну а следующей остановкой у группы будут, согласно информации с сайта лейбла, концерты в Европе.
Ровно в 21:00 сцена озарилась небесно-голубым светом, и под звуки интродукции, сделанной в эмбиентном ключе (еще одна коронная фишка TesseracT, а сколько их всего – не счесть!), хэдлайнеры появляются на сценических подмостках. Несмотря на то, что нынешний тур проходит в поддержку альбома “Sonder”, свой сет британцы, к приятному удивлению поклонников, начали не со свежих треков, а с «триплета» с дебютника “Concealing Fate” – “Concealing Fate, Part 1: Acceptance”, “ Concealing Fate, Part 2: Deception” и “ Concealing Fate, Part 3: The Impossible”. Весьма интересное и нешаблонное решение, однако оно попало, что называется, в самое яблочко, и зал раскачался с первых же аккордов. В отличие от группы разогрева, звук у британцев был практически идеальным, поэтому с первой же минуты их выступления я потерял контроль над пространством и временем, переместившись в какое-то иное измерение. Как завороженный, смотрел я на сцену, впитывая прогрессивно-математические кружева, которые плели на своих семиструнках виртуозы Джеймс Монтейт и Экл Кэни. А с какой легкостью и непринужденностью фронтмен Даниэль Томпкинс варьировал свой голос от чистого до харша и гроула – наблюдать за этим можно было вечно. Британцы в буквальном смысле слова гипнотизировали публику свои саундом. И пусть в прошлые пару приездов в Москву группа исполняла все шесть частей своего дебютника, для меня, открывшего коллектив совсем недавно, было вполне достаточно и трех.
Лишь четвертым номером программы TesseracT представили первую новинку – песню “Luminary”, которую по праву можно назвать бриллиантом свежей пластинки. Она вобрала в себя все лучшие наработки музыкантов до выхода “Sonder” и вместе с тем не похожа на их предыдущее творчество. Вот умеют же эти британцы творить так, чтобы альбомы, находясь в рамках жанра, кардинально отличались друг от друга по музыкальным нюансам, вокальной подаче и ритмическим рисункам. Абсолютно каждый момент данной темы цеплял намертво, особенно припев, который зал пел хором, чем весьма порадовал Даниеля Томпкинса.
Дальше - больше. Прогрессивная игра на контрастах продолжилась с удесятеренной мощью, когда зазвучали первые резкие раскаты гитар и ударных семиминутного номера “Dystopia” с альбома “Polaris” (2016), а следом была исполнена лиричная “Hexes” оттуда же, окончательно вынесшая меня в астральный мир. Не знаю, как и чем TesseracT вдохновляются при сочинении материала, но то, что они уже попали в пантеоне прог-метала где-то рядом с Dream Theater – это неоспоримый факт! И хотя музыку этих двух коллективов практически невозможно сравнивать, многие поклонники “Театра” весьма котируют математическое творчество ребят из “Четырехмерного Куба”.
Вопреки канонам концертных выступлений TesseracT завершили свой сет не какой-то старинной нетленкой, а двумя новинками – мощной “King” с заковыристыми гитарными кружевами, вынесшими мой мозг в неизведанные доселе математическо-прогрессивные миры, и атмосферной вещью “Juno”, структура которой врезается в память намертво, заставляя меня сожалеть только об одном – почему я не «распробовал» британцев несколько лет назад. Правда, вскоре появился еще один повод для сожаления – группа так и не вышла на бис, несмотря на долгое и настойчивое скандирование зрителей. Видимо, это тоже одна из фишек TesseracT, которые, как читатели уже наверняка поняли, очень любят ломать шаблоны.
Следующий концерт группы в Москве (а я более чем уверен, что он обязательно состоится) для меня даже не подлежит обсуждению – я не просто побегу, а полечу на него, невзирая на то, что каким будет их следующий релиз, не знают даже сами музыканты. Впрочем, приятно удивлять и радовать своих поклонников TesseracT умели всегда (не просто так у группы умное и математическое название), и я уверен, что музыканты вновь сотворят какую-нибудь годноту, которая еще больше расширит и без того растущий круг их почитателей. У этих британских талантов определённо есть яркий и индивидуальный почерк, что выгодно выделяет их на фоне многочисленных коллег по жанру. Я лично заношу TesseracT в число своих открытий года, несмотря на то, что прогрессив-метал я слушаю весьма избирательно.
Сет-лист:
01. Concealing Fate, Part 1: Acceptance
02. Concealing Fate, Part 2: Deception
03. Concealing Fate, Part 3: The Impossible
04. Luminary
05. Of Mind – Nocturne
06. Survival
07. Dystopia
08. Hexes
09. Phoenix
10. Smile
11. Of Matter – Proxy
12. Of Matter – Retrospect
13. King
14. Juno
Выражаем благодарность Марине Шильниковой (Spika Concert Agency) за предоставленные аккредитации
Текст: Дмитрий “Ward” Куликов
(с) HeadBanger.ru