Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

Metal August (METRAL, CAESARIUS и др.)

Архив отчетов
Дата
24.08.2019
Город
Москва
Клуб
Клуб "Mezzo Forte"
Организатор

В начале 80-х хард-рок и хэви-метал сильно укрепили свои позиции в плане раскрученности и популярности. Особенно на этой почве преуспели Iron Maiden и Judas Priest - английские коллективы, которые фактически породили бум данного стиля как в своей стране, так и в остальных государствах Европы и Америки. Именно они были “виноваты” в появлении в прессе термина NWOBHM (New Wave Of British Heavy Metal). Во Франции, на первый взгляд, казалось, что ситуация ничем не хуже. обширная собственная тяжёлая сцена со своими лидерами – такие названия, как Trust, Killers, Sortilège и ADX должны быть знакомы продвинутым металхэдам, увлекающимся тяжёлой музыкой того времени. По аналогии с британцами можно было создать вполне конкурентоспособный движ и назвать его NWOFHM – New Wave Of French Heavy Metal.

К сожалению, этого “прорыва в остальной мир” так и не произошло. Виной тому целый ряд обстоятельств, начиная от отсутствия в стране сколько-нибудь серьезных лейблов и заканчивая особенным менталитетом большинства французов, выражающемся в не самом позитивном отношении как к Англии, так и к английскому языку. (На примере моей собственной поездки во Францию на рубеже 2002/2003 годов это можно описать так – “большинство населения Франции английский знает, но говорить на нём, равно как и петь, не имеет желания”.) Не изменилось ничего и в 90-е, когда стали набирать популярность более тяжёлые жанры – такие талантливые коллективы, как Agressor, Loudblast, Massacra, а также кудесники прогрессивного дэта Misanthrope выпустили ряд толковых работ, однако популярность их дальше локальной так и не выросла. Лишь одной группе из Франции посчастливилось выйти на международный уровень – речь идет, конечно же, о Gojira, но случилось это уже в XXI веке.

Героям данного отчета вполне было по силам оказаться в первом эшелоне французского хард-рока и хэви-метала начала 80-х, однако им повезло еще меньше, чем вышеупомянутым коллегам по жанру. Постоянные смены состава привели к тому, что за 10 лет существования Metral, основанные в 1981 году в Каннах, записали лишь пару демо и в итоге приказали долго жить. Лишь 20 лет спустя один из основателей группы, басист Ги Мифсуд, вместе с вокалистом Дени Фрапье произвел “перезагрузку” команды. Несмотря на то, что смены состава периодически происходят у Metral и сегодня, вторая попытка оказалась у них гораздо удачнее. На текущий момент выпущено два альбома - “Le Monde Est Fatigue” (2014) и “L'ombre Du Sang” (2018), на подходе и третий студийник. Вряд ли их можно назвать широко известными на мировой арене, однако концертные выезды за пределы родной страны у Metral пусть и редко, но случаются. Так, в прошлом году группа выступала в Америке, этой осенью ей предстоит несколько концертов в странах Европы с болгарскими хэви-металлистами Rampart (пока подтверждено три даты), ну а пока французы не без успеха отыграли на московском фестивале “Metal August”, которому и посвящён данный отчёт.

Сам фестиваль был организован столичной группой Caesarius во главе с очаровательной солисткой Василисой Лихтенберг, и проделанной ими работе я могу высказать лишь позитивное мнение. Речь идет и об организации данного мероприятия (да, аншлага не случилось, но, во-первых, в Москве и без того последнее время проходит все больше металлических концертов с иностранными хэдлайнерами, а во-вторых, Metral в Москве не знает практически никто), и об их выступлении перед немногочисленной, но преданной публикой.

Фестиваль открывала группа Цитадель – как оказалось, совсем не новички на столичной тяжелой сцене. Эта команда выступала еще в начале нулевых в тогда здравствующих «Р-Клубе» и «Релаксе», однако распалась в 2006 году и лишь год назад возродилась. Не знаю, какой состав был у Цитадели в те времена, но сейчас в коллективе собрались музыканты с большим опытом – вокалист Сергей Днепровский пел и в ранней инкарнации команды в начале века, басист Валерий Золотаев начинал “свои университеты” сначала в Арктиде, а затем в хард-роковом проекте NickName, созданном экс-музыкантами Арктиды, барабанщик Родион Вишняков также играл в вышеупомянутом NickName. Поэтому своё дело музыканты знают, и пусть особого новаторства их хэви-пауэр метал не несёт, но девизу “Heavy Metal придумали не мы, но мы его сохраним и приумножим!” Цитадель соответствует на отлично.

Уже в год своего возрождения Цитадель записала дебютный альбом “Звёздный Путь”, который был выпущен в начале февраля этого года лейблом Metalism. Именно на нём и строился сет группы, в котором сочетались как мощные номера типа одноименного трека “Цитадель”, так и балладные темы наподобие “Звездный Путь”, вызывающие одобрение зрителей, а кавер “I Want Out” немецких патриархов пауэр-метал Helloween вызвал у собравшихся бурю позитивных эмоций, в том числе и овации музыкантов Metral, сидевших в полном составе в баре напротив сцены. Вокалисту оставалось лишь благодарить зрителей за теплый прием, что он и делал между песнями. Не были обойдены стороной и более свежие песни со второго альбома, релиз которого планируется осенью. Особенно зацепила песня “Сталинград”, посвящённая Дню Победы. С одной стороны, кажется, что сочинять трек с таким названием уже стало чем-то вроде моды: я могу назвать как минимум четыре группы, у которых есть такая песня – украинцы Реанимация, финны Kypck, их шведские соседи Sabaton и, наконец, немцы Accept, которые даже назвали так свой альбом 2012 года. С другой стороны, каких-то явных параллелей с зарубежными коллективами, кроме названия и фрагмента из марша “Прощание Славянки” в середине песни (у Accept, напомню, в аналогичном месте звучит гимн Советского Союза), замечено не было. Не имею понятия, войдет ли этот трек в следующий альбом Цитадели или так и останется праздничным синглом (он был опубликован в Сети 9 мая этого года), но вещь получилась действительно интересной. Также музыканты продемонстрировали, что им не чуждо и чувство юмора, сыграв короткий блюзовый номер “Хомячок” со смешным текстом. Вообще, следует отметить, что в этом коллективе играют очень креативные и разносторонние люди, чьи интересы отнюдь не ограничиваются лишь тяжёлой музыкой – так, незадолго до данного фестиваля на диске вышел интересный проект “Мысли Вслух”, представляющий собой аудиосборник стихов басиста Валерия Золотаева в исполнении вокалиста Цитадели Сергея Днепровского, а пару месяцев назад барабанщик Родион Вишняков выпустил научно-фантастический роман “Лекарство” (причем это уже вторая его писательская работа; первая книга под названием “Новый Мир” была издана в конце прошлого года). Думаю, что на группу стоит обратить внимание.

Далее эстафету приняли, пожалуй, самые известные из участников фестиваля – группа Antillia, созданная 10 лет назад как сайд-проект гитариста Butterfly Temple Валерия Острикова. Несмотря на то, что его на сцене в этот вечер я так и не увидел (в Интернете проскакивала информация, что он покинул группу три года назад, но насколько она точна, понятия не имею), группа неплохо выглядит и без него. Иногда даже казалось, что передо мной выступает добротный российский аналог Epica, несмотря на то, что клавишные партии шли в записи, да и гитарист был всего один. Antillia уже успели запомниться некоторым слушателям выступлениями на разогреве у вышеупомянутых Epica, а также у Delain и Amaranthe. Не ударили в грязь лицом музыканты и на этот раз, отыграв добротный симфо-пауэрный сет, составленный как из известных песен с альбома “Древние Силы”, так и из довольно свежих треков, в частности “Напряжение”, на которую у группы снят весьма занятный и нешаблонный клип, повествующий о научной деятельности известного учёного и изобретателя Николы Теслы, причем исполнитель главной роли просто поразительно на него похож внешне.

Скорость, мощь, мелодичные симфонические клавишные, качественные вокальные партии в исполнении дуэта Елены Беловой и Александра Колесова – все эти атрибуты стиля присутствуют в музыке Antillia. Отмечу также, что многие песни имеют ярко выраженный исторический и даже философский подтекст – например, в композиции “Смертный Бой”, исполненной группой на этом фестивале, лирический герой ищет ответы на такие вопросы, как: “Где та грань, которая разделяет любовь на свет и тьму, когда любовь доводит до безумия? Может ли любовь требовать жертв?”. Нашлось в программе место и каверам. Вначале из пыльных закромов была извлечена вещь Butterfly Temple “Tamerlan”, которая присутствует только на их демо “Black Glory” 1997 года, причем Antillia не стали тупо копировать оригинал, а сделали ее собственное прочтение. Этот трек уже выходил на юбилейном трибьюте Butterfly Temple, но так как сей сборник обошел меня стороной, исполнение такой древней вещи “Храма Бабочки”, которую я ни разу не слышал на их концертах ни в 90-е, ни в наше время, стало для меня большим приятным сюрпризом. Вторым кавером оказался бессмертный хит “The Phantom Of The Opera” из одноимённого мюзикла британского композитора Эндрю Ллойда Уэббера, хотя некоторые поклонники тяжелой музыки ошибочно приписывают авторство этой песни финнам Nightwish. На самом деле его перепевали примерно два десятка различных исполнителей, начиная от Dreams Of Sanity и заканчивая американской певицей Барбарой Стрейзанд, просто версия финнов, наверное, оказалось самой запоминающейся, тем более что когда вышел альбом “Century Child”, на котором и присутствует данный кавер, они находились в зените популярности. Antillia тоже исполнили его довольно неплохо, но все же куда большее впечатление на меня произвели их собственные вещи, а также обработка Butterfly Temple.

Следующими выступали Caesarius, причём в обновлённом составе - данное выступление, как сообщила вокалистка Василиса Лихтенберг, стала дебютным для второго гитариста Дани Овчинникова. Музыканты старались зажечь, и, пожалуй, у них это получилось – несмотря на то, что музыка группы не выходит за рамки олдового пауэр-спид-метала, определенное разнообразие в их треках присутствует. “Werewolf” и “Kingdom Of Fun” c первого EP группы переносят слушателя в эпоху становления стиля, когда рождались ранние произведения Helloween, а более свежие композиции со второго миньона “Road To Rome” больше напомнили мне итальянскую школу, а конкретнее, White Skull и их, пожалуй, самую лучшую работу “Public Glory, Secret Agony” (2000). Наконец, совершенно новая композиция “Tyrannicide”, которая исполнялась в этот вечер впервые, чем-то напомнила мне в гитарных партиях ранее творчество Hammerfall.

Конечно, Caesarius – еще совсем молодая группа, и до грандов отечественной тяжелой сцены ей пока далеко, но у нее уже есть что-то типа фан-клуба, а некоторые зрители даже подпевали тексты исполняемых песен. Также нельзя не отметить, что именно во время их сета в зале собралось наибольшее число народа, а своей подачей Василиса и ее ребята умудрились зацепить даже французов, которые несколько раз в полном составе подбегали к сцене порубиться. И пусть троих участников Metral внешне можно принять за пенсионеров, отрываться они умеют так, что дадут фору молодежи.

Еще из сета Caesarius запомнилось довольно длинное барабанное соло, особенно те его фрагменты, когда Виталий Вирбуль отстукивал по тарелкам, почти как в “Armor Of The Gods” у Manowar. Наконец, снова прозвучал кавер, которым, к моему удивлению, стал “Belle” из мюзикла “Notre Dame De Paris”. В оригинале он исполняется на французском языке, Caesarius свою версию сделали на английском, но песню это совершенно не испортило, тем более что для исполнения данного номера Василиса пригласила специальных гостей – Василия Артёмова из группы Robert Burns и фронтмена Age Of Rage Антона Грузинского. Это был не единственный “фит” их сета – композицию “Dreamland” Василиса спела дуэтом с солистом Цитадели Сергеем Днепровским. Хочется пожелать Caesarius реализации всех их творческих задумок (группа планирует запись нового материала, а также съёмку клипа на одну из песен), а лично Василисе – продолжать радовать народ вокальными экзерсисами и не терять организаторского запала. Для дебюта в данной области, которым и был этот фестиваль, получилось очень даже здорово.

Закрывать фестиваль ожидаемо вышли французские гости из Metral. Как я уже писал, трое участников коллектива – вокалист Дени Фрапье, басист Ги Мифсуд и соло-гитарист Пит Орд – выглядят весьма и весьма «олдово», но внешность, как известно, часто обманчива. На сцене эта компания при поддержке молодого ритм-гитариста Лоика Пиччолини и барабанщика Пола Курсимо, совсем недавно пополнившего состав группы, с первой же своей композиции, которой стала “Les Cavaliers De L'apocalypse” с последнего альбома, зарядила мощный хард-рок и хэви-метал, соответствующий названию данного трека. Если на альбоме “L'ombre Du Sang” эти представители первого поколения французской тяжелой музыки звучат весьма добротно, но без каких-то особых изысков, то живьем Metral поставили цель зажечь и без проблем выполнили её. Практически после каждой песни вокалист благодарил зрителей французской фразой “Merci beaucoup” и скандированием “Rock 'n' Roll”, а молодой ритмач неоднократно спускался со сцены в зал, нарезая риффы прямо в эпицентре толпы, которая угорала под стать музыкантам. Несмотря на то, что фестиваль по количеству зрителей больше напоминал квартирник, на выступлении Metral в отрыв ушли не только зрители, но и музыканты остальных групп, а также двое французов то ли из персонала, то ли из группы поддержки, которые приехали в Москву вместе с командой.

Я не знаю, какие вещи Metral играют на своих «домашних» концертах, но в Москве их сет был явно эксклюзивным: ни одного трека с дебютного полноформатника, всего четыре вещи с “L'ombre Du Sang”, включая одноимённую композицию, на которую у группы снят неплохой клип, а все остальные песни - с третьего альбома, который французы планируют выпустить в конце года. Новые треки весьма порадовали бОльшим акцентом на хэви-металлический саунд, нежели на хард-рок. И пусть основными их вдохновителями были, есть и остаются Iron Maiden с Judas Priest, лирика на французском языке добавляет песням оригинальности. Когда-то в детстве на заре своего увлечения тяжёлой музыкой я считал, что французский язык совершенно не подходит для ее исполнения. Metral не только опровергли моё суждение, но и доказали зрителям, что в Каннах есть не только всемирно известный кинофестиваль, но и зажигательный хэви-метал.

Несмотря на не самый идеальный звук, а также на то, что большинство зрителей ничего не поняло из франкоязычных текстов (у нас народ в массе своей и английский-то с большой натяжкой знает, а французский тем паче), как группа, так и посетители “Metal August” остались фестивалем довольны. Metral всю неделю после мероприятия обновляли свою страницу в Facebook, публикуя концертные фото и слова благодарности в адрес Москвы и пришедших на мероприятие зрителей. Ну, и мы не останемся в долгу - merci beaucoup, Metral!

Сет-лист Metral:

01. Les Cavaliers De L'apocalypse
02. Plaisirs Solitaires
03. Mon Ami
04. Les Nuits Sans Reve
05. Solitude
06. Fou A Lier
07. Coeur Brise
08. Egare
09. L'ombre Du Sang
10. Recontre Avec Dieu

Выражаем благодарность Василисе Лихтенберг (Caesarius) за предоставленные аккредитации

Текст: Дмитрий “Ward” Куликов
© HeadBannger.ru

eXTReMe Tracker