Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

Фестиваль 'Электромеханика-2015'

Архив отчетов
Дата
21.11.2015
Город
Санкт- Петербург
Клуб
ЦСИ им. Курехина
Организатор

Этот год был трудным для многих – для концертного бизнеса уж точно. Кризис сделал свое дело, и хотя российским меломанам по-прежнему не приходится жаловаться на недостаток интересных событий, в последнее время мы регулярно наблюдаем, как одни выступления отменяются из-за нерентабельности, а другие проходят с явным убытком для организаторов (с нынешними курсами валют билеты становятся очень недешевым удовольствием, что соответствующим образом сказывается на посещаемости концертов). Особенно заметно эта ситуация коснулась фестивалей – в этом году немногие из них блистали звездными составами приезжих музыкантов. В Петербурге едва ли не самые интересные фестивали уже многие годы устраивает ЦСИ им. Курехина, но и с ними все оказалось непросто: в этом году город едва не остался без «СКИФа», который все же состоится в декабре, хоть и в довольно скромном однодневном формате.

«Электромеханика» также оказалась далека от прошлогоднего размаха, ограничившись однодневным (то есть одноночным) форматом. К тому же, буквально за день до фестиваля пришло пренеприятнейшее известие: британец Clark, хэдлайнер и самый звездный участник лайн-апа, неожиданно объявил, что не сможет приехать в Россию (пообещав, правда, появиться на следующем фестивале). Тем не менее, можно констатировать, что организаторы справились с трудностями очень достойно: в составе участников даже без Кларка нашлась как минимум пара имен с пометкой «обязательные» и еще несколько – с пометкой «интересные», причем едва ли кто-нибудь еще взялся бы привозить кого-то из иностранной части этого списка. Так что идти стоило в любом случае – как обычно.

После новости об отмене выступления Кларка возникли серьезные опасения по поводу посещаемости мероприятия: все-таки многие собиралась идти сюда именно из-за него. Впрочем, количество публики оказалось вполне приличным, хотя и заметно отличающимся от аншлагов прошлых лет. На втором этаже по традиции была организована выставка, на этот раз посвященная компьютерным играм. Малая сцена функционировала только вечером – на ней, как обычно, выступали российские музыканты, идентифицировать которых было затруднительно из-за отсутствия объявленного расписания. Но самое интересное, конечно, происходило на главной сцене.

Фестиваль открыл швейцарец Feldermelder, презентовавший инсталляцию “Erratic”, созданную с помощью команды Supermafia VJ’s. На сцене вертикально установлены неоновые лампы, по которым в такт музыке бегает свет, и поскольку сцена находится в полной темноте, создается впечатление, что огни парят в воздухе. Представление весьма интересное и уж точно выигрывающее у набивших уже оскомину абстрактных видеорядов. Зачастую авторы аудиовизуальных инсталляций устраивают обычные лэптоп-шоу, но этот музыкант честно играет вживую. Звуковая составляющая представляет собой что-то на стыке глитча и шумового эмбиента с периодическими вкраплениями танцевальных битов (что-то в духе лейбла Raster-Noton). Быть может, она не слишком увлекательна сама по себе, но отлично работает в сочетании со световым шоу. Достойное начало.

Несколько лет назад на «СКИФе» выступили легенды краут-рока Harmonia. К сожалению, больше эту группу мы никогда не увидим: один из ее участников, Дитер Мебиус (также успевший выступить на одной из «Электромеханик» с сольным сетом), недавно ушел из жизни. К счастью, остальные музыканты, несмотря на солидный возраст, по-прежнему полны сил и иногда посещают наши края. Пару лет назад здесь выступил Михаэль Ротер, а сейчас пришла очередь 81-летнего (!) Ханса-Йоакима Роделиуса – почетного старца, стоявшего у истоков электронной музыки, но и сегодня открытого современным влияниям.

Хотя имя Роделиуса прочно ассоциируется с краут-роком (все-таки Cluster и Harmonia стали одними из столпов жанра), в его богатейшей творческой биографии это направление было лишь одним из многих. Вот и нынешнее выступление музыканта не имеет никакого отношения к крауту: Роделиус играет уютный старорежимный эмбиент, местами – на грани с неоклассикой. Многие партии он исполняет на электропиано. Чем-то это напоминает Брайана Ино, а чем-то – даже Air (со всеми ними Ханс-Йоаким в прошлом сотрудничал). Музыка, казалось бы, без откровений, но именно в таком виде мы сегодня слышим ее очень редко, чаще всего попадая на выступления лэптопщиков. К тому же, Роделиус – один из тех людей, благодаря которым эмбиент образовался как жанр, так что тут у слушателя появляется возможность буквально прикоснуться к истокам. Публика настолько впечатлена, что музыканта вызывают на бис, и Роделиус играет еще одну вещь из коллабораций с Ино. А после этого еще и отправляется общаться с поклонниками и раздавать автографы – всем бы сохранять такую бодрость на девятом десятке. К слову, большая часть из множества привезенных Роделиусом дисков была раскуплена – все-таки любят у нас краут-рок-ветеранов.

Но все же «Электромеханика» - это не тот фестиваль, на котором звучит только услаждающая слух музыка. Приходит черед чего-нибудь более сурового, экстремального и экспериментального, и за это сегодня отвечает голландец Томас Анкерсмит, представитель европейской импровизационной сцены. Анкерсмит известен как саксофонист, но сейчас его основной инструмент – модульный аналоговый синтезатор, из которого музыкант извлекает шумовые электроакустические импровизации. Тут уже не остается места для мелодий и ритмов. Музыкант умело играет на контрастах, звуча то очень тихо, то оглушительно громко – слушать такую музыку в больших количествах может быть опасно для ушей (ну и для мозга тоже, да). Она не делает слушателю поблажек, от него требуются определенные усилия и концентрация, но в конечном итоге она полностью захватывает внимание, и следить за действиями музыканта безумно интересно. Сет Анкерсмита – однозначно одно из лучших выступлений на этом фестивале. Если не самое лучшее.

Следующей сцену заняла датчанка Гунвер Рюберг, выступающая под вывеской SØS Gunver Ryberg. Она тоже известна своими мультимедийными инсталляциями, а в музыкальном плане от нее можно было ждать каких-нибудь шумовых экспериментов – во всяком случае, именно в таком духе звучит ее единственный на сегодня изданный альбом “Moved by Magnets”, записанный в составе проекта SGR^CAV. В действительности все обстоит немного по-другому: немного пошумев для начала, вскоре Гюнвер врубает жесткую прямую бочку и начинает играть мрачное и суровое индастриал-техно, периодически разбавляемое нойзовыми и эмбиентными фрагментами. От хрупкой блондинки не ожидаешь такой мощи. Публика моментально ориентируется в ситуации, заполняет пространство у сцены и самозабвенно отплясывает. Кто-то даже говорит, что было бы круто, если бы она так и играла до пяти утра – пожалуй, это все же перебор, но сет действительно получается эффектным и запоминающимся, и после его окончания Гюнвер еще долго не хотят отпускать со сцены.

Рюберг открывает на фестивале танцевальную эстафету. Подхватить ее должен был Кларк (а он в это время оказался бы очень к месту), но его заменил москвич Moa Pillar – такое вот «импортозамещение». Но в данном случае оно оказывается очень даже удачным. Этот музыкант уже выступал на «Электромеханике» несколько лет назад и тогда не произвел большого впечатления, но с тех пор он заметно прогрессировал. Этой осенью Moa Pillar выпустил на андеграундном карельском лейбле Full Of Nothing очень приятный альбом “Humanity”, состоящий из дарк-эмбиента, громыхающих басов и напористого техно – в живом сете он концентрируется на последнем. Мощный и качевый материал снова привлекает к сцене значительную часть публики. За такие проекты не стыдно перед зарубежными гостями.

Затем на сцену выходит московский дуэт Interchain, опять же, играющий агрессивное техно – или, как его называют сами музыканты, панк-техно. Музыка снова хороша, но третий сет с прямой бочкой уже начинает утомлять. Необходимо немного разнообразия, и его вносит питерская команда Dita Redrum. Теперь становится понятно, зачем с самого начала фестиваля на сцене стояла ударная установка: в группе имеется барабанщик, активно поддающий рок-н-ролла, а также двое электронщиков и вокалистка. В записи эта группа проходит по ведомству витч-хауса, живьем же получается что-то вроде смеси даба и психоделического рока. Ударник агрессивно стучит под гулкий бас, где-то на заднем плане звучат женские вокализы, и все это тонет в море реверберации (витч-хаус же). Ну а под утро на смену этому психоделическому трипу приходит еще один техно-сет от SP4K, собирающий в финальном танцевальном рывке остатки публики.

Несмотря на все проблемы, «Электромеханика» вновь оказалась интереснейшим событием. Пусть в этот раз здесь не было столько громких имен, как в прошлом году, в итоге остались сугубо положительные впечатления и сожаление о том, что праздник уже закончился. Так что ждем следующий фестиваль – ну и Кларка, разумеется.

Выражаем благодарность Анне Начаровой (ЦСИ им. С. Курехина) за предоставленные аккредитации

Текст: Леонид Кравченко
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker