Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

Wacken Open Air. Day 3 (RUNNING WILD, QUEENSRYCHE и др.)

Архив отчетов
Дата
31.07.2015
Город
Вакен (Германия)
Клуб
Вакен
Организатор

Читатель, знай: радуясь, как ребёнок, каждой любимой группе в лайн-апе будущего "Вакена", помни о том, что ближе к делу коварные организаторы запостят такое расписание, которое заставит тебя плакать. Причем, чем больше любимых групп будет заявлено, тем больше слёз ты прольешь над журналом "Успехи советского клонирования". Именно с мучительного выбора – Epica или Angra должен был начаться наш третий фестивальный день. Что же мы выбрали? Пусть ответ на этот вопрос так и останется загадкой, потому что мы опоздали и на тех, и на других. Тем более, что не таким уж мучительным оказался этот выбор по сравнению со следующим – Sepultura или Falconer? В пользу первых говорил великолепный весенний концерт в "Зале Ожидания", в пользу вторых – тот факт, что других возможностей их увидеть ждать не приходится, Falconer заканчивают свою карьеру. Скрепя сердце, мы выбрали именно их, впервые добравшись до "Party Stage" - третьей по размеру открытой сцены.

Желающих приобщиться к прощанию Falconer с немецкой публикой собралось немало, хоть до аншлага дело ожидаемо не дошло. Музыканты, одетые по схеме "чёрный верх – чёрный низ", появились на сцене чуть позже положенного. Сразу бросилось в глаза то, что, несмотря на пятнадцатилетнюю историю группы, они чувствуют себя неуверенно на большой сцене – инструменталисты статичны, а вокалист Матиас Блад толком не знает, что с собой делать во время пауз в вокальных партиях. Объяснить подобное просто – предыдущий концерт Falconer имел место, если не ошибаюсь, 6 лет назад, да и перед этим группа давала по несколько концертов после двухгодичных пауз. О последствиях этого в одном из интервью упоминал Стефан Вайнерхалл – мастермайнд и гитарист банды сетовал на то, что после таких длительных пауз им фактически приходится сыгрываться заново, да и вообще он изначально планировал Falconer как студийный проект.

На этом месте можно закончить с критикой и перейти к восхвалению, благо хвалить Falconer есть, за что. Мужики как следует подготовились к прощальным концертам, и с вышеупомянутой сыгранностью проблем не возникло. А ведь просмотр их фестивальных видео 2007 года чуть не убедил меня сделать выбор в пользу "Сёпы" - тогда гитаристы не попадали друг в друга, а вокалист – в ноты. Нынче такого безобразия не наблюдалось – Матиас Блад спел очень, очень хорошо, да и остальные музыканты не подвели. Даже пропавший в какой-то момент бас не выбил их из колеи, тем более что техники довольно быстро устранили проблему.

Я очень люблю у Falconer альбомы "Chapters From A Vale Forlorn" и "Northwind", но, каюсь, остальную дискографию знаю намного хуже, хотя где-то в закромах у меня лежит и "The Sceptre Of Deception" на диске. Так что ничего удивительного, что многие песни оказались мне в новинку. С "Сhapters…" прозвучали "Enter The Glade" и, разумеется, "The Clarion Call", а с "Northwind" - одноименная и "Catch The Shadows". К сожалению, мы застали только по одной с каждого – "Enter The Glade" и "Catch The Shadows". Долг корреспондентов обязывает снабжать читателей захватывающими фотокарточками, а последнее словосочетание к Falconer, увы, не применимо. Так что я смахнул воображаемую ностальгическую слезу и отправился вслед за Ольгой Юрьевной к "True Metal Stage", где вовсю рубила Sepultura.

Как может заметить читатель, фотокарточки "Сёпы" получились, несмотря на неполиткорректный фотоаппарат, который, по словам Ольги Юрьевны, напрочь не желал фокусироваться на чёрном. Захватывающие ли они? Читателю виднее, я же замечу, что в этот раз смотреть было явно интереснее, чем слушать, т.к. концовка сет-листа была составлена совершенно необъяснимым образом. "Kairos" – моторхэдовский "Orgasmatron" – "The Vatican" и "Polícia" от Titãs. Ладно, кавера, хотя две штуки на дюжину песен для банды уровня Сепультуры – многовато, на мой вкус. Но "Kairos" и "The Vatican"? Песни, конечно, добротные, но их даже упёртые фэны не запишут в золотой фонд шлягеров группы. А вот относящиеся к нему "Arise", "Refuse/Resist" и "Roots Bloody Roots" прозвучали в первой половине сета, и, разумеется, мы их пропустили. Еще не зная об этом, я надеялся, что прозвучит хоть одна из них, благо время позволяло, но Андреас Киссер сотоварищи предпочли закончиться шоу на 10 минут раньше заявленного, оставив нас в недоумении. Право, товарищи, в "Зале Ожидания" весной было гораздо круче.

Пауза в личном расписании перед At The Gates обещала быть единственным продолжительным перерывом в ближайшие 6 часов, так что мы потратили ее на употребление шавермы, обменянной на деньги в ближайшем бистро. Шаверма оказалась упитанной и нажористой, так что я уже стал опасаться, успеем ли мы занять козырные места для просмотра отцов мелодик-дэта. Как выяснилось, беспокоился я зря – по непонятным причинам At The Gates не собирают аншлаги не только в России, но и на "Вакене". Хорошо хоть, большую "Black Stage" шведам дали, а то совсем бы некрасиво получилось.

Музыканты не стали заморачиваться с выбором интерлюдии для концерта – их выход предваряло интро "El Altar Del Dios Desconocido", открывающее и камбэк-альбом "At War With Reality". Дальше At The Gates тоже не стали оригинальничать – первым номером прозвучала "Death & The Labyrinth" c хитовым припевом "Deep in the hive of the serpent/We shed the disguises we have worn/A curtain of madmen/We are the illusions we have torn". Надо признать, тексты у At The Gates всегда отличались поэтичностью.

Как и уже почти два года назад в "Зале Ожидания", вся сценическая движуха легла на плечи Томаса Линдберга, который с честью справился с этой ношей и бегал из угла в угол сцены так, словно ему и не 42 года вовсе. Братья Бьерлеры (гитара, бас) и Мартин Ларссон (гитара) – довольно статичные ребята, но им простительно – партии у At The Gates сложные, выигрывать в прыжках их было бы непросто.

Если вам не нравится "At War With Reality" (не знаю, зачем вы такое сделали, но вдруг), то делать на современных концертах At The Gates вам решительно нечего – шведы представляют долгожданный альбом во всей красе. Собственно, вакеновский сет они поделили между двумя лонгплеями - "At War With Reality" (5 песен) и, вполне ожидаемо. "Slaughter Of The Soul" (7 песен). При таком раскладе "Kingdom Gone" и "Terminal Spirit Disease" погоды не сделали, но вторая лично для меня стала очень приятной "вишенкой на торте".

Одно из фундаментальных отличий At The Gates от этого вашего современного МДМа – это звук. Резкий, острый, напоминающий о работах вечных классиков Death. Приятно, что отцы хранят ему верность и в XXI веке и на записи, и на концерте. Ну и про чистый вокал, пожалуйста, забудьте – Томас Линдберг по-прежнему яростно скримит, не щадя уши слушателей.

Выдающиеся композиции, грамотно расставленные в сет-листе и сыгранные на правильном звуке – вот рецепт одного из самых сытных блюд, поданных на "Вакене". Жаль только, что любителей подобного здорового питания всегда будет меньше, чем потребителей фаст-фуда от In Flames. Но об этом позже.

Пока же обратимся к творчеству Queensrÿche, вышедших на соседнюю "True Metal Stage". Эту команду я уже видел 5 лет назад на чешском "Masters Of Rock", в те времена, когда имя группы еще не было запятнано скандальным разводом Джеффа Тэйта с коллегами. С тех пор утекло много воды, Queensrÿche обзавелись Тоддом ЛаТорре на вокале, Джефф продолжает менять музыкантов, как перчатки, а к моменту написания этих строк обе стороны конфликта выпустили по паре альбомов. Осилить хотя бы один из этих опусов целиком я, признаюсь, не смог, но посмотреть на то, что собой представляет современный Queensrÿche, было любопытно.

Поначалу, честно говоря, увиденное и услышанное меня совсем не зацепило, и, если б не поиски одной потерявшейся фотографини с последующим ее сопровождением во время изготовления запретных фотокарточек, я бы свалил послушать что-нибудь другое. Запретные фотокарточки, кстати говоря, это совсем не то, о чем вы подумали, а просто обычные концертные фото. Всё дело в том, что Queensrÿche оказались единственной (!) группой на фестивале, которую нельзя было снимать. Но, как говорится, если нельзя, но очень хочется…

Однако я отвлекся. Причин, по которым выступление Queensrÿche первое время проходило мимо меня, две. Первая – это сет-лист, выстроенный вокруг дебютного полноформатника "The Warning" и культового "Operation: Mindcrime". Оно бы и ничего, но при этом не менее культовый "Empire" был полностью проигнорирован, как верно подметил мой коллега, несколько ранее побывавший на "Bang Your Head". Налицо разительный контраст с "Masters Of Rock-2010" - тогда хиты с "Empire" не остались за бортом. Ну и не сыграть на "Вакене" "Revolution Calling" среди материала с "Operation: Mindcrime" - почти преступление. Зато очень мощно прозвучала "Take Hold Of The Flame" с дебютника, которой Queensrÿche завершили сет.

Вторая причина – это вокал Тодда ЛаТорре. Тут я уже не соглашусь с тем самым коллегой – о "своей манере" тут говорить не приходится, всю эту технику мы уже слышали у Брюса Дикинсона и Михаэля Киске. Равно как и об "уверенном сильном голосе" - новый вокалист Queensrÿche на "Вакене" регулярно не доставал нужные ноты и срывался с обильно используемого фальцета. См. соответствующее видео с "Вакена". Может, на "Bang Your Head" ЛаТорре был в лучшей вокальной форме, зато на "Вакене" присутствовал басист Эдди Джексон, пропустивший, по словам коллеги, южнонемецкий фест.

Человек ко всему быстро привыкает, вот и я постепенно втянулся в происходящее и даже стал получать от него искреннее удовольствие…продлившееся до возвращения домой и первого пересмотра концертных записей с Тэйтом. Ибо даже на неправленых любительских видео с YouTube невооруженным ухом заметно, что постаревший Тэйт справлялся лучше молодого ЛаТорре. А уж о лучших годах Джеффа и говорить не приходится.

Вывод из всего вышесказанного можно сделать один – от разрыва пострадали обе стороны. Тэйт, похоже, не в состоянии самостоятельно оценивать качество сочинения, продюсирования и записи своего материала, ну а Queensrÿche лишились по-настоящему узнаваемого вокалиста (и саксофона!). А вообще спорящие о том, какой из проектов более "то(р)т" как-то забывают об уходе Криса ДеГармо, фамилия которого стоит первой напротив доброй половины хитов Queensrÿche. Оно и понятно, для спорящих это уже "преданья старины глубокой".

От героев прог-метала восьмидесятых мы переместились к современным флагманам жанра – шведам Opeth. Этому предшествовал очередной сложный выбор – Annihilator с Уотерсом на вокале или всё-таки Микаэль Окерфельдт сотоварищи? Наше решение вам уже известно, причина же его была просто – "Аннигилятор" заявлен в ноябре в Северной Столице, а вот Opeth в гости к нам не торопятся. Сейчас, ознакомившись (вернее, предприняв к этому попытку) с новым альбомом мистера Уотерса, я думаю, что наше решение было правильным на 100% - новое детище Annihilator звучит странно, чтоб не сказать, попсово, так что теперь я не уверен в необходимости посещения даже петербургского сольника.

Впрочем, довольно о канадцах, вернемся к нашим шведам. В отличие от Savatage/TSO днём ранее, Opeth обошлись без какого-либо шоу, и на "Black Stage", помимо музыкантов и оборудования, присутствовал только задник – триптих с обложки "Pale Communion". Оно и к лучшему – музыка тут сложна и самодостаточна, так что мне трудно придумать шоу, которое не будет отвлекать от нее.

Сет открыли первые вещи с того самого "Pale Communion": "Eternal Rains Will Come" и "Cusp Of Eternity" - как видите, в порядке появления на альбоме. За самым новым материалом последовал самый старый - "The Drapery Falls" c вышедшего 14 лет назад "Blackwater Park". Она куда метальнее семидесятнического материала с "Pale Communion", Окерфельдт тут местами рычит, а Мартин Аксенрот долбит в кардан (тоже местами). И, тем не менее, соседство нового и старого материала в сет-листе Opeth смотрится вполне органично, и это дорогого стоит – на днях мы наблюдали довольно-таки безуспешные попытки Paradise Lost свести в один сет-лист материал с нового альбома и танцевальные вещи рубежа девяностых – нулевых.

Перед "To Rid The Disease" Микаэль выдал порцию острот, явно пародирующих клишированные фразы многих метал-фронтменов. Итак, мы узнали, что перед нами группа Opeth, которая проделала дооолгий путь…из Ганновера (это 200 с небольшим километров, если что), и что непосредственно в данный момент ее фронтмен не может вспомнить текст собственно "To Rid The Disease", так что нам стоит уповать на лучшее. Несмотря на то, что планшета с текстами, как у Paradise Lost, на сцене замечено не было, Окерфельдт всё спел правильно и по тексту, и по нотам. Opeth вообще радуют вокальными партиями на концертах, в особенности, живыми бэками, за которые отвечают Фредрик Окессон (гитара) и Йоаким Свалберг (клавишные). Так что мы в очередной раз убедились, что фонограммные бэки, даблы и хоры, столь любимые тружениками индустрии тяжелой музыки, никогда не сравнятся с хорошим живым вокалом.

Вообще Opeth – группа, которую надо слушать живьем. Та же "To Rid The Disease" в студийном варианте меня трогает значительно меньше, чем в концертном. Правда, есть одно большое "но" - без предварительного прослушивания студийников я бы снова ничего не понял, как это было в прошлый раз на "Туске". К счастью, на "Вакен" я приехал подготовленным.

После выступления Opeth у нас была возможность продолжить приобщаться к прог-металу – перед соседней "True Metal Stage" уже собралась толпа поклонников Dream Theater. Но из соображений удобства дальнейших перемещений мы отправились к крытым сценам – на "W.E.T. Stage" вот-вот должны были выйти Death Angel, сразу после которых соседнюю "Headbanger" займет группа номер два в списке моих фестивальных ожиданий – Armored Saint.

Как и в случае с "Аннигилятором", думаю, что мы угадали, пропустив Dream Theater – коллеги с портала говорят, что ЛаБри был совсем не в голосе, а видео с вакеновского выступления это подтверждают. Что касается Death Angel, то мне давно хотелось увидеть этих трэшеров. Предполагалось, что это желание исполнится еще прошлым летом на “Summer Breeze”, но тогда выступление филиппино-американской банды по каким-то причинам отменилось.

К счастью, на "Вакене" все состоялось, да еще как! Death Angel не просто оправдали все мои ожидания – они их многократно превзошли. Честно говоря, такой лютой подачи я не видел с майского концерта Overkill, а те же Exodus, которых я за лето успел посмотреть дважды, в этом плане «Ангелам» откровенно уступают. Примечательно, что мне вкатили абсолютно ВСЕ сыгранные песни - и с любимого "Killing Season", и с прошедшего мимо меня "The Dream Calls For Blood". Марк Осегеда оказался не только крепким вокалистом, но и харизматичным фронтменом, но при этом нельзя сказать, что он тащит концерты в одиночку - даже в пределах небольшой "W.E.T. Stage" никто из музыкантов не казался статичным. Особенно на этом поприще отличился басист Дэмиен Сиссон, отчаянно трясший волосней на протяжении всех отведенных группе 45 минут. Которые в результате пролетели стремительнее, чем пауза в 10 минут, разделившая выступления Death Angel и Armored Saint.

Когда-то я сказал себе, что подорвусь на любой европейский фестиваль, если на него заявят Armored Saint. Поэтому в начале декабря, увидев до боли знакомый логотип в обновлениях Вакена, я чуть было не стартовал на второй космической прочь из рабочего кресла. Так что ничего удивительного в том, что выбор "Black Label Society vs. Armored Saint" перед нами просто не стоял, нет. Более того, в первых рядах перед "Headbanger Stage" я повстречал уважаемого коллегу с портала, по совместительству известного любителя творчества Закка. Думаю, что и он поступил правильно - BLS мы наверняка сможем увидеть на просторах необъятной, а вот Armored Saint, к сожалению, вряд ли.

Томительное ожидание, наконец, закончилось, черное полотно, скрывавшее сцену от любопытных глаз, упало - и в паре метров от нас оказался не меняющийся уже много лет состав "Святого": Джон Буш, Джой Вера, братья Сэндовалы и сменивший покойного Дэвида Причарда Джефф Дункан. С первых же нот свежей "Win Hands Down" голова моя пришла в движение, пальцы сложились в козу, а голосовой аппарат стал воспроизводить все знакомые слова из песен Armored Saint (вероятно, мимо нот). Думаю, что последний факт мало кто заметил - звук "Сэйнтов" был громок, так что уверенный голос Джона Буша легко перекрывал подобные вопли из толпы. Другое дело, что в общем миксе вокала могло бы быть и побольше, да и в целом звук оказался не более, чем удовлетворительным... что, в конечном счете, не имеет никакого значения, когда перед тобой сбывается мечта.

Вакеновский сет-лист Armored Saint представлял собой "best of", а не презентацию нового альбома, что в рамках 55-минутного фестивального выступления совершенно естественно и понятно. Очевидно и то, что в 55 минут невозможно вместить все хиты, имеющиеся в арсенале этой группы, но лично мне и "Last Train Home", "Left Hook From Right Field" и "Reign Of Fire" оказалось достаточно, чтобы выступление Armored Saint прочно заняло первое место среди всего виденного на этом фестивале.

Если сравнить выступление Armored Saint образца 2015 года с видео, снятым в 2006-м на бельгийском “Graspop”, то невозможно не заметить, что наперекор прошедшему времени группа помолодела. Видимо, такой эффект оказал выход двух очень удачных альбомов за пятилетку ("La Raza" и "Win Hands Down"). А может, наоборот, сильнейшие музыкальные работы стали результатом душевного подъема музыкантов. Так или иначе, видно, что "Сэйнты" изголодались по концертам и получают от них подлинное удовольствие. Один выход Джона Буша к первому ряду фанатов чего стоит!

Напоследок хочу поделиться одним занятным наблюдением. Ни Джон Буш, ни Джой Вера, исполняющий партии бэк-вокала, не пользуются ушным мониторингом, столь популярным нынче среди сторонников технического прогресса в музыке. И, что характерно, и Буш, и Вера в ноты попадают - в отличие от доброй половины тех самых сторонников. Может, научно-технический прогресс всё-таки не самое главное в музыке?

Вторая за день пауза, разделявшая в нашей программе выступления Armored Saint и Running Wild, пришлась как нельзя кстати - нашлось время и для горячительных напитков, и для отдыха в пресс-зоне (хотя я бы, конечно, не обломался бы еще 2,5 часа слушать Armored Saint). В пресс-зоне, кстати, мы повстречали французского коллегу, который оказался довольно прошаренным в отношении России в целом и нашей метал-сцены в частности: бывал в Москве и Калининграде, без запинки перечислил мне Арию, Кипелова и Маврина, что, впрочем, было неудивительно - товарищ посещал отечественный "Ария-фест". Приятно удивило то, что наш новый знакомый исповедует очень про-русские взгляды на жизнь. Многим отечественным металхэдам стоило бы у него поучиться.

За разговорами время летит быстро, и вот мы уже идём к "Black Stage", чтобы занять позиции для просмотра хэдлайнеров третьего дня - Running Wild. В это время на соседней "True Metal Stage" заканчивали совсем не "тру" In Flames. Вникать в доносящиеся от них звуки после "Туски" особого желания не было, но поневоле пришлось. На этот раз мы с Ольгой Юрьевной разошлись во мнениях - ей показалось, что одетый во всё белое господин Фриден поёт еще хуже, чем в Хельсинки, я же особой разницы не заметил; и да, судя по шуткам наших соседей, не мы одни остались не в восторге от In Flames. Впрочем, этим шведам жаловаться на численность фанатов не приходится. Наконец, сыграв обязательные в этом туре "Take This Life" и "My Sweet Shadow", люди, когда-то игравшие МДМ, покинули сцену.

Интро, предварявшее выход Running Wild на сцену, тогда показалось мне очень длинным, хотя на деле оно длилось чуть более 2,5 минут. Но вот, наконец, оно закончилось риффом из припева "Under Jolly Roger" в исполнении самих музыкантов, следом за которым прозвучала вся песня целиком.

Прошлое выступление "Раннингов" состоялось, шутка ли, 6 лет назад на том же самом фестивале. И, если кто-то вдруг забыл, оно тогда было объявлено как последнее. Я, посмотрев DVD с того шоу, подумал, что, пожалуй, решение принято правильное - таким усталым и несчастным выглядел Рольф. Его хватило на два года - в 2011-м был анонсирован выход нового альбома, который вышел в 2012-м, а на следующий год за ним последовал еще один. И вот, наконец, герр Каспарек созрел для концерта.

Два альбома, похоже, универсальное омолаживающее средство - Running Wild, вслед за Armored Saint, в 2015 году выглядят значительно лучше, чем в 2009-м. Вновь обросший шевелюрой Рольф теперь снова похож на Рок-н-Рольфа и уж точно не кажется усталым и несчастным. Петер Йордан был хорош и на "Вакене-2009", и на удивительно душевном альбоме Giant-X, не сплоховал и сейчас. А вот Оле Хемпелманн (бас) и Михаэль Волперс (барабаны) справились однозначно лучше своих предшественников. Те, помнится, напортачили в нескольких песнях (тот факт, что звук на DVD по этому поводу не стали перезаписывать на студии, вызывает уважение).  

Да и визуальная сторона в 2015 году оказалась выигрышнее - на этот раз пираты выступали фактически ночью, на фоне отличного света, столбов дыма и пиротехники. Да и костюмы для этого шоу пошили более нарядные. Всё, как надо.

Единственное, о чём можно спорить - на каком "Вакене" был круче сет-лист. Один из коллег с портала, рядом с которым мы стояли на "Раннингах", посетовал на нехватку проверенных временем хитов. Действительно, часть старого материала музыканты заменили песнями с двух вышедших после реюниона альбомов, но, на мой вкус, выступление в целом от этого только выиграло. "Locomotive", "Riding On The Tide", "Soldiers Of Fortune" и "Bloody Island" обладают вполне себе хуковыми припевами, а сама группа, исполняя новый материал, не выглядит сборищем почивших на лаврах ветеранов. Более того, Рок-н-Рольф не ограничился уже изданным материалом, и банда под его руководством сыграла совсем новую "Into The West" с планирующегося к выходу в 2016 году альбома. Песня получилась отличная, я хоть сейчас могу напеть ее припев (в рамках своих скромных возможностей, конечно).

Ну и лично меня порадовала пара эксклюзивов с горячо любимого "Blazon Stone" - "White Masque" и "Little Big Horn", которой музыканты завершили свое выступление. "Little Big Horn", повествующая о сокрушительном поражении генерала Кастера в битве с индейцами у одноименной с песней реки, исполнялась до этого аж 10 лет назад, ну а "White Masque" не звучала живьем со времен тура в поддержку "Blazon Stone", т.е. с 1991 года.

Running Wild, в отличие от Savatage, не то что не разочаровали - превзошли мои ожидания. Равно как и третий день фестиваля в целом, ведь именно таким насыщенным должен быть каждый день на крупном метал-фесте типа "Вакена". Впереди оставался заключительный, четвёртый день, который станет достойным продолжением и завершением наконец-то начавшегося для нас праздника.

Текст: Павел Власов
---------------------------
Честно говоря, я не очень понимаю, почему считается, будто все самое крутое происходит на главных сценах, ибо, кажется, единственное, что привело меня в тот день к “True Metal Stage”, — это Kvelertak, которых я (внимание! сейчас последуют столь шокирующие и оскорбительные для хорошего вкуса слова, что я настоятельно советую людям со слабыми нервами поостеречься) постыдным образом спутала с Kadavar. Эй, я знаю, что вы сейчас подумали! И я не пытаюсь оправдаться, но у меня правда имелись некоторые основания их попутать: когда я изучала список заявленных групп, в описании Kvelertak значилось немногословное “Kvelertak (Kuh-vell-er-tack) is a band from Norway that plays rock music” и фото с бородатыми парнями! Словом, рок, бороды и “k” в начале названия коллективов сделали свое грязное дело. К чему вообще это откровение? А к тому, что мое сознание сыграло со мной оооооочень злую шутку. Заранее прошу простить меня всех возможных поклонников творчества Kvelertak, поскольку тогда, на Вакене, я еще не знала, что буду дополнять отчет своего коллеги, а потому я фиксировала не столько само выступление, сколько свои ощущения. Так вот, по моим ощущениям норвежцы были удручающе глянцевыми. На несколько моментов меня полностью захватила ужасающая иллюзия, будто я нахожусь на Гластонбери. Нет-нет, я не имею ничего против Гластонбери, просто он “soooooo unmetal” (and so was Kvelertak). Бабочка на растяжке за спинами музыкантов смотрелась очень трендово. Выступали ребята, к слову сказать, очень гладко — что можно проинтерпретировать как в положительную, так и в отрицательную сторону. Если бы вы спросили, к чему тогда склонялась я, я бы ничего не ответила, ибо, покраснев до корней волос, спешила прочь от своего позора в родной моему сердцу сумрак “Bullhead City Circus”.

Я провела в перемещения между “WET Stage” и “Headbanger Stage” остаток дня, так что групп повидала немало, но расскажу, пожалуй, о самых запомнившихся — во-первых, потому что вы и так совершили подвиг, если дочитали до этих строчек, во-вторых, за давностью лет из моей памяти выветрились выступлениях групп, которые выступили ожидаемо хорошо. Так, например, я притопала в “Bullhead City Circus” примерно в середине сета Anaal Nathrakh, а также видела Nuclear Assault, но что о первых, что о вторых могу сказать лишь, что они дали публике ровно то, чего она хотела — не меньше, но и не больше. Да, была энергия, да, был драйв, да, народ бесновался. Но, если бы не сохранившаяся программа, я б и не вспомнила, что была на них.

Вот о ком хочется говорить сейчас и будет хотеться говорить и через год, и через два, так это (в числе прочих) — Thyrfing. Как и большинство групп, которые в итоге произвели на меня самое сильное впечатление, Thyrfing до этого только мельком попадались мне на глаза. При взгляде на само название группы где-то на интуитивном уровне я знала, что это годная команда, рубящая какой-то блэк. Но мало ли таких групп существует. На деле же они оказались для меня настоящим откровением. Вернувшись домой в Москву, я первым делом просканировала YouTube на предмет живых выступлений, но всё, что я там смогла найти, даже вполовину не было так же интересно, как их выступление на Вакене. Находясь на мероприятии, предполагающем до некоторой степени конвейерную структуру, жесткий тайминг и потому конвейерное же восприятие, никак не ожидаешь оказаться настолько далеко от «здесь и сейчас». Энергия, идущая от сцены, была столь мощной, что без усилий захватила всё пространство вокруг и повергала в транс любого, кто только был готов забыть себя и стать частью музыки. Особенно меня зацепил фронтмен Йенс Рюдэн: он выступал не обаятельно, не драматично, не заразительно — нет, любое определение здесь было бы неверным, поскольку слишком мало в нем выражено. Вся его жестикуляция, каждое движение были настолько резкими и притом выверенными, что, казалось, ни единый мускул у него не дрогнул случайно — он словно проводил ритуал. За 50 минут в вакеновском шатре развернулось полномасштабное столкновение с мифом, и отличалось оно от спокойного почитывания какой-нибудь «Старшей Эдды» тем, что здесь ты неизбежно ощущал себя неотъемлемой частью этого мифического измерения, и, в свою очередь, мир мифологии был не меньше жив, чем ты.

Мне казалось, что уж сегодня после такого шоу ничто другое мне попросту не запомнится, тем более до следующей горячо ожидаемой группы было далеко (сразу признаюсь, я хотела услышать My Dying Bride). К объявлению выхода Ill Nino я и вовсе отнеслась с изрядной долей скепсиса, поскольку, как мне казалось, у меня имеются веские основания их не слушать. Потому-то я даже не подумала отлепиться от угла ограждения рядом с соседней сценой, откуда я наблюдала реслинг (если вам вдруг любопытно, а каков вообще реслинг на Вакене, то сразу могу сказать, что это весьма занятно, но явно не стоит того, чтобы жертвовать ради него интересным концертом). И зря не подумала, ведь уже ко второй песне я поняла, что и Ill Nino действуют на мое тело совершенно гипнотически. И да, переслушав их в Москве, я заключила, что таки правильно я игнорировала группу всё это время, но, черт его дери, что они вытворяли на Вакене! Та же музыка, но совершенно другая энергетика, и при этом — как же она подчиняла себе! Сцена и зал слились воедино в каком-то безотчётном порыве и походили на плавильный котел, жар от которого, пожалуй, мог превзойти восторг всей многотысячной толпы перед главными сценами.

Samael вышли на сцену за полночь, и я бы с радостью рассказала об их выступлении, ибо, помнится мне, вышло эмоционально и атмосферно, но увы, следом шли My Dying Bride, полностью затмившие для меня Samael. Я выше затронула тему слушательских ожиданий: так вот, My Dying Bride оказались для меня совершенно неожиданными именно потому, что их выступление целиком и полностью является частью их творческого мира. Наблюдать за скорчившимся на полу и залитым светом Аароном, за фигурой Лены, будто высеченной из обсидиана, было словно бы материализацией всего того, что вырисовывалось у меня в голове при максимально погруженном прослушивании этих песен вне концертной площадки. My Dying Bride — определенно одна из тех групп, где без созерцания самих музыкантов музыка не может быть воспринята во всей полноте. И если с Ill Nino или даже Thyrfing можно было ощутить себя частью общего энергетического массива, то здесь с невероятной ясностью вычерчивались те мили и километры, которые пролегли между тобой и всякой жизнью. Чем громче гремела музыка, тем явственнее она тонула в пустоте, и вокруг не было ничего, кроме твоего немого созерцания и сгорбившейся фигурки Аарона, словно вырезанной с позднеренессансного полотна.

Одним словом, положа руку на сердце, могу сказать, что именно третий день оказался для меня самым сильным; он был похож на контрастный душ из ощущений — с той одной особенностью, что всё время меня поливало чем-то неизменно приятным.

Текст: Лена Пашко

Сет-листы:

Falconer

01.    Halls and Chambers
02.    A Quest for the Crown
03.    Locust Swarm
04.    Enter the Glade
05.    Catch the Shadows
06.    Upon the Grave of Guilt
07.    Vargaskall
08.    Royal Galley
09.    Northwind
10.    Age of Runes
11.    Mindtraveller
12.    The Clarion Call

Sepultura

01.    Troops of Doom
02.    From the Past Comes the Storms
03.    Inner Self
04.    Arise
05.    Refuse/Resist
06.    Roots Bloody Roots
07.    Choke
08.    Convicted in Life
09.    Kairos
10.    Orgasmatron (Motörhead cover)
11.     The Vatican
12.    Polícia (Titãs cover)

At The Gates

01.    El Altar del Dios Desconocido (Intro)
02.    Death and the Labyrinth
03.    Slaughter of the Soul
04.    Cold
05.    At War With Reality
06.    Terminal Spirit Disease
07.    The Circular Ruins
08.    Under a Serpent Sun
09.    Heroes and Tombs
10.    World of Lies
11.    City of Mirrors
12.    Suicide Nation
13.    Nausea
14.    Kingdom Gone
15.    The Book of Sand (The Abomination)
16.    Blinded by Fear

Queensryche

01.    Anarchy-X
02.    Nightrider
03.    Breaking the Silence
04.    The Whisper
05.    En Force
06.    Warning
07.    The Needle Lies
08.    NM 156
09.    Arrow of Time
10.    Eyes of a Stranger
11.    Queen of the Reich
12.    Take Hold of the Flame

Opeth

01.    Eternal Rains Will Come
02.    Cusp of Eternity
03.    The Drapery Falls
04.    To Rid the Disease
05.    The Devil's Orchard
06.    Heir Apparent
07.    The Grand Conjuration
08.    Deliverance

Armored Saint

01.    Win Hands Down
02.    March of the Saint
03.    Raising Fear
04.    An Exercise in Debauchery
05.    Last Train Home
06.    Left Hook From Right Field
07.    Reign of Fire
08.    Can U Deliver

Running Wild

01.    Chamber of Lies (with intro snippets of "Riding the Storm" and "Blazon Stone")
02.     Under Jolly Roger
03.    Jennings' Revenge
04.    Genghis Khan
05.    Locomotive (Live debut)
06.     Riding the Storm
07.    Into the West (World premiere)
08.    Raw Ride
09.    Drum Solo
10.    White Masque
11.    Riding on the Tide (Live debut)
12.     Diamonds of the Black Chest
13.    Soldiers of Fortune (Live debut)
14.    Bad to the Bone

Бис 1:
15.    Bloody Island (Live debut)

Бис 2:
16.    Little Big Horn

Kvelertak

01.    Kvelertak
02.    Nekroskop
03.    Evig Vandrar
04.    Blodtørst
05.    Undertro
06.    Ulvetid
07.    Fossegrim
08.    Offernatt
09.    Månelyst
10.    Bruane Brenn
11.    Mjød

Thyrfing

01.    Mot Helgrind
02.    The Voyager
03.    Griftefrid
04.    Sweoland Conqueror
05.    Veners förfall
06.    Digerdöden
07.    Storms of Asgard
08.    Kaos återkomst

My Dying Bride

01.    Your River
02.    A Kiss to Remember
03.    Catherine Blake
04.    Turn Loose the Swans
05.    She Is the Dark
06.    The Cry of Mankind
07.    The Thrash of Naked Limbs
08.    God is Alone

Фото: Ольга Юрьевна

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

 (с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker