Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

Brutal Assault. Day 4 (NAPALM DEATH, SAOR и др.)

Архив отчетов
Дата
10.08.2019
Город
Яромерж (Чехия)
Клуб
Крепость Йозефов
Организатор

Возможно, после суммарного подсчёта групп, чьи выступления я описала в первых двух частях своего отчёта о “Brutal Assault”-2019, может сложиться впечатление, будто я целыми днями ничего не делала. Отнюдь! В этом году мои фестивальные дни оказались хлопотливыми как никогда. И в первый, и во второй день я носилась туда-сюда, стараясь охватить всё происходящее. И вот, презрев законы линейности времени, я постараюсь в заключительной части своего репортажа рассказать всё-всё, что успелось и не успелось за 3,5 дня фестиваля. 

— О, доброе утро! Подходи сюда, поешь горяченького!
— Спасибо большое, но мне сейчас надо в душ успеть, я потом…
— Потом будет совсем не то, потом остынет! С утра надо обязательно горяченького! — почти что со слезами в голосе упрашивали меня литовцы. Такие утренние диалоги у нас уже были за правило. Кашеварили мои палаточные соседи каждый день, и каждый день нашему маленького лагерю предлагалось разное меню. Не желаете ли скворчащей яишенки из 20 яиц с беконом? Али булки, щедро намазанной сливочным маслом, украшенной сочным томатом и накрытой кружками всяческих колбасных изделий? Не откушаете ли кофию? И протягивают мне керамическую кружку. Мне было очень неловко их объедать, и я всеми силами старалась убрать подальше свой прожорливый рот, но они от такого моего поведения бесконечно расстраивались и глубоко обижались. Приходилось есть — и испытываемое телесное блаженство компенсировало муки совести. Так было и в четверг, и в пятницу, но не в субботу. Не привелось мне субботним утром насытиться жареной картошкой с беконом и попить чаю с малиновым вареньем. Но почему? Зачем начинать день без горяченького? Какие такие души ни свет ни заря? И куда вообще можно торопиться в 9 утра? Поверьте, то была не моя воля — судьба-злодейка так распорядилась.

Скажи мне кто, что я могу проснуться полная сил в последний день фестиваля в 9 утра, я бы ни в жизнь не поверила. Я и сейчас слабо в это верю. Но фотографии на телефоне не дадут соврать: я действительно успела навести марафет и примчаться к главной сцене к 10:30! Как ни странно, ещё с полтысячи людей приперлось к сцене “Sea Shepherd” и того раньше. «Но зачем?!» — возопите вы. А я отвечу: к выступлению Gutalax.

Честно скажу, я совершенно не планировала идти на эту группу. Даже увещевания случайного белоруса, с которым мы столкнулись в аэропорту и вместе доехали до фестиваля, возымели на меня весьма скромный эффект. Но раз уж провидению было угодно поднять меня в 9 утра после убойнейшей пятницы, я решила, что надо обязательно посмотреть на этих Gutalax — хотя бы ради колорита и разнообразия контента. Как уже было сказано, народу там собралось видимо-невидимо. Я в итоге оказалась примерно там же, где смотрела Emperor.

Что ж, все эти люди пришли на фестиваль ранним утром совершенно не зря. Шоу было феерическое! Если я правильно поняла, у Gutalax была специальная «какашечная» программа. На сцене стояли биотуалеты марки “Toi Toi” (ровно такие же, как и те, что были расставлены по всей территории фестиваля). В них бесновался кто-то из вокалистов, в то время как его музыкальные коллеги хрюкали и пукали в микрофоны. Облачение было под стать: плащи из целлофана и, если мне не изменяет память, противогазы. Устраивались фейерверки из туалетной бумаги. Была ли вся туалетная бумага обеспечена группой, или кто-то пришёл со своей — история умалчивает. Сколько резинового зверья, надувных гитар и резиновых женщин порхало над землёй — не перечесть. В одном можете быть уверены: руки металлистов ни одной вещице не позволили упасть на землю. Между тем туалетной бумаги становилось всё больше. Перформанс на сцене становился всё разнузданнее. Апофеозом шоу стали краудсёрфящие биотуалеты (девственно чистые). К моему удивлению, эти бандуры оказались очень лёгкими. И пока по полю рук курсировали биотуалеты, на сцене продолжались буйные танцы. На экране включили концептуальный мини-фильм на тему (ну, то бишь клип). Наверное, только такая группа, как Gutalax, могла собрать ранним утром последнего дня почти всех посетителей фестиваля. Это бессмысленное буйное веселье чудесно освежало после груза культовости и серьёзности, навалившегося на плечи людей днём ранее. Эти совершенно непонятные мне чуваки взбодрили получше самого крепкого кофе.

Разумеется, выступление Gutalax было одним из самых ярких выступлений субботы. Поэтому стоит ли удивляться, что после их сета народ разбрёлся кто куда и у сцен осталась плешивая кучка людей, как это обычно и бывает в первой половине дня? Ушла и я, ведь мой желудок к тому моменту начал издавать звуки ничуть не тише грайндкорных чехов. К моему несказанному счастью, почти все лавки с едой уже открылись. Еда на “Brutal Assault” достойна отдельного репортажа. Начнём с того, что нигде за всё это лето я не ела столько фруктов. Скажем, мой субботний завтрак состоял из свежеиспеченных блинов, начинённых нутеллой, политых карамельным соусом и взбитыми сливками, а поверх всего этого углеводного великолепия мне насыпали винограда, кусочки арбуза и, кажется, дольки банана. И при этом это была чуть ли не самая дешевая блинная лавка на всём фестивале!

Отзавтракав, я поспешила закупиться нашивками. И если ещё день назад я сомневалась, нужны ли мне Heilung, то в субботу у меня было сформировано твёрдое и однозначное мнение на сей счёт. На “Brutal Assault”, конечно, не такой протяжённый торговый ряд, как на Вакене, однако полноценная экскурсия с посещением всех палаток отнимает изрядное количество времени. Учтём также, что я припёрлась копаться в коробах с нашивками с мороженым на перевес. Понимаете ли, мне очень надо было закрыть гештальт перед отъездом. Какой гештальт? А вот какой. В четверг или пятницу мной было замечено с полдюжины людей, поедавших мороженое чернее ночи. Поесть этого чёрного мороженого для меня стало такой же сверхзадачей, как и покупка фирменных фестивальных трусов в 2017-м. И неважно, что небо было уже хмурым и начинал накрапывать дождь: мороженое было куплено и сожрано. Сразу скажу, что на вкус оно самое обычное, а вот чёрный краситель в нём какой-то запредельно ядрёный. Когда я случайно обляпалась этим самым мороженым, и оно капнуло мне на ногу, казалось, будто это мой чёрный лак мне на ногу плюхнулся. Впрочем, я ни о чём не жалею.

После шопинга и очередного акта чревоугодия я направилась за духовной пищей, а если точнее, то в картинную галерею. Выставок (если не считать военную технику) там было несколько. Одна из них состояла из понятых и непонятных картин/фотографий. Ещё одна представляла собой хронику развития метал-сцены во всяких не предназначенных для этого странах (там точно был Иран, насчёт других стран не уверена).  История «коррозии» (так называлась выставка) рассказывалась через фотографии и вырезки из фанзинов. И в пятницу, и в субботу можно даже было попасть на экскурсию с экскурсоводом или послушать презентации на эту тему. В субботу в рамках выставки также с небольшой презентацией выступил Марк Гринуэй из Napalm Death. Я, увы, не застала ни первого, ни второго, ни третьего, потому что экскурсии проходили в районе 3 часов дня, а в это время обычно на всех сценах уже была какая-то годнота. Я уж молчу про выступление Барни в 16:30, которое совпадало с выступлением Demolition Hammer на главной сцене! Своими глазами я, конечно, выставку посмотрела, но, самой собой разумеется, это было не так познавательно и интересно, как тур с куратором.

Вся мощь сопроводительных комментариев открылась мне, когда я попала на выставку работ «властителя логотипов». Зовут этого властителя Кристоф Спайдел, и его перу, в частности, принадлежит культовый логотип Emperor. Из-под его руки также вышли лого Falkenbah, Moonspell, Old Man’s Child, Enthroned, Borknagar и сотни (это не преувеличение!) других. Раньше я никогда даже не задумывалась о том, как создаются логотипы групп, кто этим занимается, и какая сложная философия стоит за каждым творением. Разумеется, я не смогу воспроизвести историю создания логотипов авторства Кристофа, потому что нужно рассказывать про каждую завитушку отдельно, да к тому же рассуждать об эстетике группы, да ещё и знать, подо что именно логотип рисовался. (Чтобы хорошо смотреться на обложке альбома? А какая там обложка? А если речь идёт о мерче?..) Отныне я совершенно иначе смотрю на все лого, что мне попадаются на глаза.

Не меньше, чем сама выставка, меня поразила манера Кристофа держать себя. У него так хорошо поставлен голос, такая гладкая речь, так он ловко импровизирует, и так ловко в его импровизацию попадают домашние заготовки (например, красивые цитаты, выведенные на листе не менее красивым шрифтом), что его скорее можно принять за профессионального шоумена или аниматора для праздников. Все перечисленные умения можно было увидеть в действии уже в самом начале экскурсии. Хотите верьте, хотите нет, но автор культовых лого культовых метал-групп работал и с поп-звёздами. Например, вот как он сошёлся с Рианной. «Шёл я по метро, — начал Кристоф, — и увидел там девушку с татуировками, вот как у тебя [указывает на мои рукава]. Я подошёл к ней и говорю: я художник, может, вам будут интересны мои работы, вот моя визитка». А через неделю с ним связались менеджеры Рианны. В его послужном списке числятся и рэперы. Поняв к концу экскурсии, насколько Кристоф вкладывается в каждое лого и как тщательно продумывает все детали, я была бесконечно поражена разнообразием его клиентов. По окончании экскурсии я подошла к нему пообщаться и удивилась ещё больше. Оказывается, «Властителя логотипов» его очень вдохновляет лезгинская, дагестанская, азербайджанская культура. Он коллекционирует всякие пословицы на этих языках, кириллицу тоже знает. В плане музыки его вкусы тоже довольно любопытны. Из всех названных имён я запомнила только Зарину Тилидзе. Остальные заметки оказались, увы, утеряны, но некое представление о круге интересов Кристофа вы, я думаю, получили.

Кристоф повёл на экскурсию новую группу людей, а я пошла к главным сценам, где уже играли некие Vampilla. Организаторы фестиваля охарактеризовали этих японцев как “brutal orchestra”, а благодаря предыдущим дням слово «оркестр» вызывало у меня исключительно положительные эмоции и живой интерес. Это и впрямь оказался оркестр: и клавиши, и струнные, и всё как полагается. Признаюсь честно, японцы меня зацепили гораздо меньше, чем Diablo Swing Orchestra, но группа определённо стоит внимания. Я с большим трудом отыскала их на YouTube и даже когда нашла, не была на до конца уверена, что это та самая группа. На найденных мной записях они звучат мягко и мелодично, словно это саундтрек к аниме от Хаяо Миядзаки или к какой-нибудь неторопливой компьютерной игре. Бластбиты, скриминг и плотное гитарное рубилово очень осторожно, крадучись, начинают вплетаться в общую мелодию не раньше, чем на середине композиции. На фестивале же либо моё восприятие всё переиначило, либо группа действительно замиксовала все свои самые жесткие треки. В студийном контексте Vampilla местами напоминают Alcest, только с более ярко выраженной эклектикой. Живьём на “Brutal Assault” это всё тоже угадывалось, но я как сейчас помню: меня передёргивало от изрыгаемых скримов, они казались очень неубедительными и очень не к месту. Иногда казалось, что это была какофония ради какофонии, и мне всё хотелось, чтобы они поумерили свои притязания на экстремальный металл и сделали акцент на мелодической составляющей. С другой стороны, посреди дня на главной сцене «алцестоподобное» музло вряд ли бы смотрелось выигрышно. Что же ещё оставалось делать японцам?  Мне остаётся только надеяться, что на каком-нибудь другом фестивале удастся на них посмотреть ещё раз и наконец сформировать чёткое мнение об этой группе.

Мне кажется, я даже не дослушала японцев до конца. Как раз когда легкая морось превратилась во вполне ощутимый дождь и погода сделалась «нелётной», я, укутанная в дождевик, отправилась в последний обход по достопримечательностям “Brutal Assault”. Из непосещенного у меня оставались зал с аркадными играми и дом страха (хотя здесь это скорее было катакомбы, что прибавляло +100 очков к атмосфере). Возможно, я пропустила и ещё что-то: всё-таки у крепости довольно запутанная планировка; кроме того, здесь на каждом углу и в каждой подворотне было столько всего, что эта необозримая масса развлечений совершенно дезориентирует. Я до сих пор не знаю, где же были спрятаны аркады. Что касается лабиринта страха, но я, если честно, побоялась, что там платный вход, а бюджет у меня был ограничен. Именно поэтому я во второй раз наведалась в “Junktown”, где все пожертвования были исключительно на добровольной основе.

Я не уверена, но, возможно, эта же команда регулярно тусит на Вакене. В те года, когда я ездила на Вакен (т.е. с 2014-го по 2016-й), там всегда можно было найти постапокалиптический лагерь в стиле безумного макса. Правда, на Вакене мне никогда не удавалось к нему достаточно близко подобраться и всё хорошенько рассмотреть. На “Brutal Assault” же можно было и посмотреть, и потрогать, и в мастер-классах поучаствовать. По несколько раз на дню там проходило что-то вроде парадов. Разумеется, территория не позволяла выезжать за пределы лагеря на машинах с пулемётами, но картинно поразмахивать самодельными орудиями, потарахтеть двигателем, напустить дыму, — это пожалуйста. Но “Junktown” — место очень колоритное, даже когда обитатели этого металлоломного форта ничего не делают. Это ведь такая возможность всё рассмотреть! Там вам и гроздь «отрубленных голов», состоящая из реальных черепов вперемешку с изуродованными кукольными головами, и роботы, и чёрные безрукие скульптуры, одетые в противогазы и обёрнутые собственными внутренностями, и металлические остовы мутантов, и целый арсенал холодного и огнестрельного оружия (это всё бутафория, конечно, но какая впечатляющая!). Я знала, что не прощу себе, если уеду с “Brutal Assault” без фотографий из этого места. На машину был слишком большой спрос, поэтому я мужественно водрузила себя на мокрую седушку мотоцикла, а затем такого же мокрого утёнка на пружине. Моя пятая точка оказалась отчаянно сырой, зато я покинула “Junktown” счастливым человеком.

Отобедав чем-то вкусным (по-другому на “Brutal Assault” нельзя), я вернулась к главным сценам, где нас всех ждала щедрая порция олдового трэша: играли Exumer и Demolition Hammer. Между ними вкрались блэко-дэтовые немцы Necros Christos, но их выступление совершенно теряется на фоне заливистой канонады удалых классиков. Хотя между выступлениями Exumer и Demolition Hammer был целый час, впечатления от созерцания что одной, что другой команды вышли одинаковые. Обе группы в прекраснейшей форме, обе группы с поразительной убедительностью играют свои классические вещи, многие из которых намного старше меня. Да и новый материал собравшиеся встречали с неподдельным энтузиазмом. “We’re gonna take you to our latest record” — звучит со сцены, и над головами зрителей тут же поднимается лес рук, звучит одобрительный вой, а в нём — предвкушение неминуемого металлического наслаждения.  Здесь нет никаких замудрённых месседжей, никакой утомительно сложной концептуальности и таинственности — только прелесть прямолинейности как она есть. Никакого паразитирования на политике или социальщине из-за недостатка собственных идей и неумения выражаться на чистом языке музыки. Да, создавался лёгкий диссонанс из-за внешности музыкантов: все они — простые мужики средних лет, в которых и не заподозришь музыкантов, если повстречаешь их на улице. Между тем дядьки с пивными животиками вытворяли почти невозможное. В частности, мой телефон хранит свидетельства того, как Дерек Сайкс, гитарист Demolition Hammer, взмыл на несколько метров над сценой в немыслимом прыжке, презрев все законы гравитации. Вот уж у кого биологические часы не тикают, а застряли где-то там, где молодецкая удаль бьёт ключом. Да и кроме того, эти группы существуют всё-таки не для того, чтобы на них смотреть. Они не для шоу. Они играют для того, чтобы каждый, кто пришёл на их выступление, с головой окунулся в музыкальный драйв. Тут не думаешь, не анализируешь, а просто кайфуешь, трясёшь головой и выделываешь всяческие метал-пируэты. Ох, я многое готова отдать за бесхитростное, но такое чертовски обаятельное “the next song is about cutting off my limbs because I’m sick in the mind”. Дождь, конечно, несколько охладил пыл отдельных лиц, но скорость вращения мошевых смерчей ничуть не убавил. Вы бы видели, сколько там носилось обнаженных по пояс рэмбо в радужных шапочках с пропеллерами и пулеметными лентами наперевес, и сколько бок о бок с ними буйствовало неутомимых девиц, с которых можно рисовать амазонок!..

К счастью для меня, после трэшеров на главных сценах играли совсем неинтересные (на мой вкус) команды, поэтому я с чистой совестью отправилась к “Obscure Stage”, чтобы замереть на час в почётном карауле. Через час там должны были играть Saor. По дороге к этой сцене я не смогла отказать себе в удовольствии откушать лучшего в своей жизни мороженого. Ей-богу это было что-то запредельное. Подобное мороженое в городе-то сложно сыскать, а тут фестиваль, где ожидаешь сплошной фастфуд спорного качества! Однако же на твоих глазах на ледяное блюдо выливают сливки, добавляют к ним три ингредиента на ваш выбор (как по мне, самое топовое сочетание — это свежая голубика, таинственное печенье под названием lotus biscuits и мак. Из соусов к ним идеально подходит карамель). Всё это рубится до однородной массы, тщательно перемешивается, застывает, ловко сворачивается в трубочки и щедро накладывается в вафлю дивной вкусноты. Думаю, если бы Solstafir были мороженым, то из них вышло бы именно это сочетание — застывшие сливки, голубика, рассыпчатое печенье, мак и узор из карамели. Я до сих пор удивляюсь, как такую качественную штуку занесло на фестиваль.

Ещё больше удивления у меня вызвал размер толпы, пришедшей посмотреть на выступление Violent Magic Orchestra. Буду откровенной и без обиняков скажу — на мой взгляд, это откровенный шлак. Какое-то какофоничное техно, или даб-стэп, или как там эту бессмысленную кашу звука называют. Заправляла всем какая-то бесноватая азиатка с натужным гроулом. Так она пыжилась и с этим гроулом, и от упоения самой собой, что, кажется, у неё должен был пупок развязаться или грыжа вылезти. Благо, это оскорбление моему музыкальному вкусу и нравственным ценностям скоро ушло со сцены. Публика тоже начала рассасываться, чем я, разумеется, воспользовалась, нырнув в первый ряд. Как ни странно, ожидание не показалось мне утомительным. Да и можно ли устать, ожидая Saor? Я их видела в третий раз, и с каждым разом они становились мне всё ближе и понятнее.

Я не устаю поражаться, насколько музыка Saor отличается от самих музыкантов и их поведения на сцене. Когда слушаешь эти грандиозные композиции длиной по 15-20 минут, когда стремишься в потоке суровой грации, холодности и неведомой магии прочь от себя, ожидаешь, что выступление будет соответствовать этой атмосфере. Ожидаешь увидеть в Энди Маршалле нелюдимого визионера, который вечно находится на своей волне. Они ведь всегда такие, эти зачинщики one-man-бэндов, правда? Особенно если принять во внимание, что остальные музыканты (по факту — сессионщики) всегда подчеркивают, что Saor — это проект Энди и только Энди, а они так, на подхвате. Я видела подобные уточнения, даже когда кто-то оставлял невинный комментарий у них в Instagram. Но нет, ребята не оставляют своим поклонникам ни единого шанса верить, будто Saor — это и их группа тоже. Кроме того, вспомним, сколько раз Энди говорил всяким журналистам, что он не любит выступать, да и металл почти не слушает. И как он в итоге душевно выступает! Как он рвётся к зрителям и эмоционально, и физически!

К сожалению, особенности площадки не позволили Энди по его обычаю спрыгнуть со сцены, прижаться спиной к собравшимся людям, потонуть в куче рук и восторженных лиц и продолжить играть, будто вся толпа вместе с ним — единое целое, и музыка рождается сердцем каждого (правда, сейчас у меня закралось подозрение, что он всё-таки спрыгивал со сцены, но я не заметила, потому что почти всё выступление провела с закрытыми глазами где-то в другом мире). Но от этой невозможности человеческого единения музыка звучала ещё величественнее и волшебнее. То, что казалось холодным и недоступным в студийной записи, на концерте дышит жизнью. Словно безлюдная северная пустыня вдруг оделась горами, зелень стала сочнее, заметнее стали тропы, пахнуло тёплым ветерком, и путник понял, куда и зачем идти; и путь его будет лёгок, и он может найти приют ещё до вечерней звезды. В этом не может быть никаких сомнений, когда видишь, в каком упоении, с какой светлой улыбкой скрипач Ламберт подпевает каждому слову. На всякий случай скажу, что никакого бэк-вокала в Saor нет. Но Ламберт не может удержаться от путешествия, в которое зовёт Saor.

С волнами русых волос, с ясным и покойным лицом, большеглазый и тонко сложенный, Ламберт вовсе не выглядит как итальянец. Его скорее можно принять за туата и причислить к народу богини Дану. Колоритно выглядит и гитарист Рене. С этой своей причёской горшком и банданой, сложенной из жгутов и обвязанной вокруг головы, он похож на участника какой-нибудь классической хард-рок группы. В нём меньше всего ожидаешь узнать гитариста одной из самых атмосферных команд нашего времени. Однако поди ж ты, вон как залихватски выпиливает соло. Но, разумеется, всё внимание приковывает к себе Энди, играющий в потустороннем экстазе. После выступления Saor меня на весь вечер вышибло из реальности.

И как бы красиво ни звучала эта фраза про реальность, моя впечатлительность (а точнее крутость Saor) сыграла со мной злую шутку. Когда на сцену вышли Ved Buens Ende, я всё ещё не пришла в себя. Тем не менее без преувеличения могу сказать, что эта группа стала для меня настоящим откровением.  Каком-то смысле это даже можно назвать религиозным откровением. Пожалуй, это один из тех редких случаев, когда промоутеры не соврали, расписывая крутость группы и так и эдак. А подавали эту группу с невероятной помпой. Я даже могу процитировать:

“На десерт мы оставили самое вкусное — Ved Buens Ende! Поистине культовая норвежская авангардная метал-команда. В их музыке можно услышать и тихий инструментальный джаз, и фолк, и агрессивные бластбиты со скримингом в лучших традициях блэка. Ved Buens Ende означает "У корней радуги", что служит отсылкой к мифическому мосту-радухе Бифрост. Ved Buens Ende были собраны в Осло в 1994 году барабанщиком Карлом-Микаэлем Эйде. В отличие от других групп, Ved Buens Ende примечательны умелым сочетанием элементов множества различных жанров с тихим проникновенным пением Эйде. Кроме того, его стиль игры совершенно уникален: он чурается повторов и сторонится традиционных техник и вместо этого нередко играет сразу в нескольких музыкальных размерах. В составе группы засветилось множество фантастических музыкантов, позже создавших такие легендарные команды, как Dødheimsgard, Emperor, Satyricon, Arcturus, Ulver, Virus, Manes, Aura Noir или даже Dimmu Borgir. Тем не менее группа распалась в 1997 году, выпустив всего один полноформатник (“Written in Waters”). Альбом уникален и необычен. На нём соединились влияния всех возможных музыкальных форм и поэтичные мечтательные тексты. В 2019 году Ved Buens Ende дадут всего лишь 4 концерта, так что не упустите возможность увидеть пионеров авангардного металла во плоти!”

Как по мне, никакой особой авангардности в музыке Ved Buens Ende нет. Во всяком случае джаза я там точно не услышала (но и выступление я не до самого конца дослушала). Те же Arcturus, на которых Ved Buens Ende безусловно похожи, звучат, на мой взгляд, гораздо авангарднее. Кроме того, Ved Buens Ende похожи и на Emperor, но назовём ли мы Emperor авангардом? Впрочем, ничто из вышесказанного никак не умаляет самобытности коллектива. Есть в их музыке некое уникальное благородство. Я бы даже сказала — некая аристократичность. Возможно, подобные ассоциации у меня возникают из-за вида Эйде. Опёршись одной рукой о колено и подняв строгое лицо к небу, он сидел на высоком барном стуле в горделивой неподвижности. Ну, не совсем в неподвижности, конечно: он всё-таки на гитаре играет. Но он определённо из тех музыкантов, которые не прячутся за инструментом, у них нет ощущения неуютной наготы, о которой говорили Энди Маршалл и Алан Аверилл в своих интервью. И за микрофон он не хватался двумя лапищами (это, как я поняла по комментариям Аверилла, тоже довольно страшная привычка, от которой фиг избавишься). Спина прямая, грудь колесом, руки немного отведены за спину — хоть ренессансную скульптуру из него высекай. И голос его, вопреки обещаниям анонса, вовсе не был тихим. Это был великолепно поставленный чистый вокал, и от его величественности захватывало дух.

По мощи и эмоциональной многогранности выступление у Ved Buens Ende ничуть не уступало выступлению Saor. Но они были, безусловно, очень разные. Недаром в моей голове шотландцы запечатлелись в пронзительно голубовато-зелёных цветах, а норвежцы — в красных. И поскольку Ved Buens Ende мне были в новинку, все впечатления от их выступления было гораздо сложнее уложить в голове. Мешал и ещё один прискорбный факт: я очень чётко понимала, что меня прошибает на порядок меньше, чем должно было (из-за выступления Saor), но что же я могла поделать? Вся надежда только на будущие встречи при более удачных обстоятельствах. Все симпатичнее мне группы я делю на три категории: а) буду рада увидеть на фестивале, б) запрыгаю от радости, если они приедут в Москву, и в) буду отслеживать каждый их пук, чтобы не пропустить анонс европейского тура и мгновенно купить себе билет в Берлин или ещё куда-нибудь. Ved Buense Ende однозначно относятся к третьей категории. К счастью для моих финансов, я увижу их в Осло на фестивале “Inferno”-2020 вместе с тонной других групп, от которых я готова писаться кипятком.

Как уже было сказано, я не досмотрела выступление норвежцев. Их сет заканчивался в 20:45, а уже в 20:50 на одной из главных сцен, до которых пилить огого, должны были играть Rotting Christ. На греков я готова ходить бесконечно, поэтому пришлось сбежать от сцены “Obscure” пораньше, чтобы занять удачную точку обзора. Забавно, что на Rotting Christ я оказалась ровно на том же самом месте, что и два года назад (в первом ряду по левой стороне), а играли они на той же сцене и практически в то же самое время. Стало быть, Костаса Хелиотиса и Яниса Каламатаса, новых рекрутов толисовской команды, я должна была рассмотреть тщательнейшим образом без скидок на погоду, время и формат выступления. Сразу признаюсь, прежних участников Rotting Christ – гитариста Джорджа Эмануэля и басиста Вагелиса Карзиса - я горячо любила — настолько, что именно ради них с завидной частотой ходила на выступления группы. Как можно догадаться, их скоропостижный уход явился для меня пренеприятнейшим сюрпризом. После семи лет! Да, ни для кого не секрет, что Rotting Christ — проект исключительно одного человека, и этот один человек — Сакис Толис. Даром что его брат Тэмис Толис также является бессменным участником группы. «Я создаю черновой вариант всей песни целиком, записываю его дома и передаю Тэмису, Вагелису и Джорджу на доработку», — рассказал мне Сакис в ходе нашего прошлогоднего интервью. И тем не менее, Джордж и Вагелис столько времени пробыли в группе, так харизматично, естественно и самобытно жгли на сцене, что их вполне можно было считать неофициально официальными участниками Rotting Christ. Да, у обоих есть свои проекты, но мне с трудом верится, чтобы они вот так внезапно бросили группу. Неужели Сакис, такой душевный и открытый, их вытурил? Или давление лейбла? Или всё же ушли сами, чтобы посвятить себя собственным проектам? Как бы то ни было, новость об обновлении состава оставила неприятный привкус, и на выступление я шла со смутным предубеждением.

Первое, что мне бросилось в глаза, — это невероятное сходство новых бойцов греческого фронта с уволенными. Гитарист весь из себя мощный, бородатый и навевает ассоциации с пауэрлифтерами. Басист же чуть помладше и не может похвастаться столь же впечатляющей конституцией, зато он более юркий. Более того, на сцене они вели себя точь в точь как их предшественники! Ровно в тех же местах они заводили синхронную «мельницу», те же кульбиты проделывали с гитарами и своими телами: Костас — как в своё время Джордж, и Янис — как в своё время Вагелис. Уж не знаю, как это следует объяснять. Может, новобранцы вполне осознанно решили ориентироваться на своих предшественников и намеренно им подражали. Может, музыка Rotting Christ сама диктует именно такое сценическое поведение. А может, таков был указ «сверху», то бишь Сакис сам сказал ребятам, мол, тут вы делаете вот так, а тут — вот эдак. Всё-таки Rotting Christ, вот уже 30 лет служащие для многих предметом поклонения, музыкальным ориентиром и образчиком творческого долголетия, не та группа, куда можно запросто влезть со своим самоваром.

Бесспорно, две суровые фигуры, возвышающиеся на постаментах и чеканящие слова “Apage Satana!”, в то время как Сакис стоит между ними со склонённой головой и, сложив руки в молитвенном жесте, шепчет заклинания — впечатляющее зрелище. Но за знакомыми жестами и подпевками я не смогла распробовать индивидуальность новых ребят. Впрочем, я стояла не то чтобы очень близко к сцене (даром что в первом ряду). Учтём также, что на выступление греков я пришла после шотландского волшебства от Saor и совершенно гипнотического неавангардного авангарда от Ved Buens Ende. Их сеты слишком меня захватили, чтобы я могла полноценно смаковать группу, которую видела уже тысячу раз. В общем, мне даже стало ещё интереснее, что из себя представляют эти новые участники группы и ещё сильнее мне захотелось на московский концерт Rotting Christ, ой, то есть Non Serviam (никаких Rotting Christ! Не хватало ещё всяким богохульникам духовные рассейские скрепы расшатывать, верно?).

После греков на соседней сцене показались англичане Napalm Death. Я думала пожертвовать ими так же, как пожертвовала Electric Wizard ради выступления Primordial. Уж очень мне хотелось посмотреть на Mgla, которых я пропустила и в Москве (больно дорогие билеты были), и в Исландии (их выступление на фестивале “Ascension” сорвалось из-за логистических проблем, и вместо поляков выступили Bölzer). Но постояв минут 15 у сцены “Sea Shepherd”, я поняла, что еле держусь на ногах. Дал о себе знать ранний подъём после неугомонной ночи. Так что я сдала свои позиции и решила одним глазком глянуть на Napalm Death. Возможно, из-за усталости Napalm Death мне совершенно не зашли: всё действо выглядело как тусич буйных гопников. Пожалуй, единственный раз мне показалось, что группа совершенно не соответствует масштабу сцены и козырному времени, которое для них выделили. Они играли в 10 часов вечера — в это же время днём ранее выступали Emperor. Даже если откинуть личные музыкальные предпочтения и пристрастия, совершенно очевидно, что выступление Napalm Death не идёт ни в какое сравнение с Emperor. Не одна я была такого мнения: по меркам главных сцен публика была несколько жидкой. А вот перед “Sea Shepherd” народ сгрудился плотненько — увидеть Mgla алкали многие.

Когда они, наконец, вышли на сцену, я добросовестно приволокла ноги в первые ряды. И снова не увидела ничего особенного. То ли Saor виноваты, то ли сонливость, но мне даже подумалось, что эту группу сильно переоценивают. Нормальные парни, но ставить их хэдлайнерами?.. В визуальном плане там вообще ловить было нечего. Может, именно для этого они и нацепляют эти свои мешки на голову. Мол, мы безликие трансляторы музыки и проводники в другие реальности, нефиг на нас смотреть. Ладно-ладно, не буду смотреть. Я попробовала было абстрагироваться от всего происходящего, закрыть глаза и полностью соединиться с музыкой, но быстро поняла, что это дело опасное. Если бы я закрыла глаза, то уже через секунду свернулась бы калачиком и мирно посапывала на земле. Досадуя на себя, я решила ретироваться и впервые в жизни хряпнуть энергетиков, чтобы хоть как-то прийти в себя.

К счастью, мои зрительские потери можно было легко минимизировать, ведь почти во всех барах висели экраны, на которых транслировались выступления с главных сцен. Я пошла в тот, который находился внутри крепости: там и теплее, и вай-фай есть. И чудо свершилось! Примерно через час ко мне вернулась энергия и радость жизни. Воодушевлённая, я снова попрыгала к любимой “Obscure”, чтобы уйти с фестиваля с последней группой и никак не раньше. Тут-то я и увидела одно из самых запоминающихся выступлений фестиваля! Раньше я об американцах Midnight, кажется, даже не слышала, поэтому на “Brutal Assault” произошло наше первое свидание и любовь с первого взгляда. Это было чумовейшее, безумнейшее выступление всего фестиваля! Уж не знаю, на какой наркоте они сидят, но по сцене они носились, кувыркали, прыгали и ещё бог весть что вытворяли. Если бы кто спросил у меня, сколько они выступали, я бы ответила — 10 минут. На самом деле им дали стандартные 45, но выступление пронеслось с такой же молниеносностью, с какой они играли и носились по сцене. Их поведение даже трудно назвать самоотдачей — это скорее тотальное самосожжение и четвертование. Я до сих пор вспоминаю Midnight с некоторым неверием. Очередное откровение и очередная группа, на которую я поеду за границу, если у них будет европейский тур.

Последней группой фестиваля были Shape of Despair. Уже не в первый раз я вижу, как фестиваль закрывают погребальным думом. И уже в который раз я не могу понять логику подобного решения. Группа, безусловно, хорошая (хотя я, честно говоря, ожидала от них немного другого), но разве на такой ноте хочется закончить один из самых безумных метал-фестивалей?..   

Впрочем, мне грех жаловаться. Ни одна из увиденных мною групп меня не разочаровала. Добрая половина увиденных групп стала немым восторгом. Разумеется, «немой восторг» в данном случае — очень отдалённая метафора, потому что верещала я во всё горло до полного срыва голоса. Другая же половина подарила мне долгоиграющее удовольствие и воодушевление. А ведь сколько ещё групп я не увидела! До какого количества групп мне не удалось добраться! Это и Taake, и Tankard, и Voivod, и Testament, и Anthrax, и Kampfar, и Aborted, и Carcass! И почему я на них не попала? Где-то причиной были другие умопомрачительные выступления, на которых я хотела быть в самой гуще событий, где-то — интервью, которые дали мне не меньше впечатлений и адреналина, чем хедлайнеры (надеюсь, вам тоже). На сколько групп у меня было время, но категорически не хватило эмоциональных сил. По немузыкальным направлениям у меня тоже огромный список приятных свершений и раззадоривающих недоделок (эх, когда я, наконец, попробую полёвку и когда, наконец, доберусь до аркад и купаний в речке…). Как ни напрягай воображение и какими стимулирующими веществами себя ни пичкай, а более крутого фестивального времяпрепровождения я выдумать не могу.

Сет-листы:

Gutalax

01.    Toi Toi Story
02.    Fart Fart Away
03.    Assmeralda
04.    Shitbusters
05.    Darbuján
06.    Kocourek Mourek podráždil si šourek
07.    Šoustání Prdele Za Slunné Needle
08.    Total Rectal
09.    Fart And Furious
10.    Strejda Donald

Exumer

01.    The Raging Tides
02.    Journey to Oblivion
03.    The Weakest Limb
04.    Hostile Defiance
05.    Catatonic
06.    Fallen Saint
07.    Raptor
08.    Dark Reflections
09.    Possessed by Fire

Demolition Hammer

01.    Skull Fracturing Nightmare
02.    Neanderthal
03.    Human Dissection
04.    Infectious Hospital Waste
05.    Carnivorous Obsession
06.    Omnivore
07.    Aborticide
08.    .44 Caliber Brain Surgery

Saor

01.    Aura
02.    Forgotten Paths
03.    Monadh
04.    Tears of a Nation

Ved Buens Ende

01.    Coiled in Wings
02.    I Sang for the Swans
03.    Carrier of Wounds
04.    Remembrance of Things Past
05.    Den saakaldte
06.    A Mask in the Mirror

Rotting Christ

01.    Hallowed Be Thy Name
02.    Kata ton Demona Eautou
03.    Fire, God and Fear
04.    Elthe Kyrie
05.    Apage Satana
06.    Dies Irae
07.    The Forest of N'Gai
08.    Societas Satanas (Thou Art Lord cover)
09.    King of a Stellar War
10.    In Yumen-Xibalba
11.    Grandis Spiritus Diavolos

Napalm Death

01.    Multinational Corporations
02.    It's a M.A.N.S. World!
03.    Smash a Single Digit
04.    On the Brink of Extinction
05.    Practice What You Preach
06.    Narcoleptic
07.    Continuing War on Stupidity
08.    Greed Killing
09.    Suffer the Children
10.    The Code Is Red... Long Live the Code
11.    Unchallenged Hate
12.    Cesspits
13.    Inside the Torn Apart
14.    Standardization
15.    Scum
16.    Life?
17.    Deceiver
18.    The Kill
19.    You Suffer
20.    Dead
21.    Nazi Punks Fuck Off (Dead Kennedys cover)
22.    Persona Non Grata
23.    Smear Campaign

Mgla

01.    Exercises in Futility I
02.    Exercises in Futility IV
03.    Mdłości II
04.    Exercises in Futility II
05.    Age of Excuse II
06.    Age of Excuse III
07.    With Hearts Toward None VII
08.    Exercises in Futility VI
09.    Exercises in Futility V

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

Текст: Лена Пашко
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker